Скачать 36.72 Kb.
|
Урок 5 ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ Цели: ввести понятие градусной меры угла и рассмотреть свойства градусных мер углов; ввести понятия острого, прямого и тупого углов; ознакомить учащихся с приборами для измерения углов на местности. Оборудование: демонстрационный транспортир; транспортиры у учащихся; таблица «Виды углов». Ход урока I. Проверочная самостоятельная работа (10 мин) (проверка усвоения свойств длин отрезков). Вариант I 1. На прямой b отмечены точки С, D и Е так, что СD = 6 см, DЕ = 8 см. Какой может быть длина отрезка СЕ? (Ответ: СЕ = 14 см или СЕ = 2 см.) 2. Точка М – середина отрезка АВ; МВ = 4,3 дм. Найдите длину отрезка АВ в миллиметрах. Вариант II 1. На прямой m отмечены точки А, В и С так, что АС = 12 см, АВ = 8 см. Какой может быть длина отрезка ВС? (Ответ: ВС = 20 см или ВС = 4 см.) 2. Точка Р – середина отрезка MN. Найдите длину отрезка PN в метрах, если MN = 14 дм. Вариант III (для более подготовленных учащихся) 1. Даны отрезок СD и точка М, причем СD = 17 см, СМ = 13 см, DМ = 5 см. Лежит ли точка М на отрезке СD? 2. На прямой а отмечены последовательно точки С, D, Е и F так, что СD = ЕF. Расстояние между серединами отрезков СD и ЕF равно 12,4 см. Найдите расстояние между точками С и Е. II. Объяснение нового материала. 1. Измерение углов аналогично измерению отрезков – оно основано на сравнении их с углом, принятым за единицу измерения. 2. Градус – угол, равный части развернутого угла. Градусная мера угла. 3. Повторить измерение углов с помощью транспортира. (Начертить на доске и в тетрадях любые углы и измерить их с помощью транспортира; рис. 32, рис. 33.) 4. Ввести понятие минуты – это часть градуса; запись 1′, понятие секунды – это часть минуты; записывается 1″. 5. Записать в тетрадях выводы: 1) равные углы имеют равные градусные меры; 2) меньший угол имеет меньшую градусную меру; 3) развернутый угол равен 180°; неразвернутый угол меньше 180°; 4) когда луч делит угол на два угла, градусная мера всего угла равна сумме градусных мер этих углов (рис. 34). 6. Выполнение практических заданий №№ 41, 42, 43. 7. Устно решить задачи №№ 45, 46. 8. Ввести понятия прямого, острого и тупого углов с помощью таблицы «Виды углов» и рисунка 35. 9. Устно решить задачи № 51 (по рис. 38), № 52 (по рис. 39) и № 53. III. Закрепление изученного материала. 1. Решить задачу № 47(б). Решение записывается на доске и в тетрадях (объясняет учитель):
Ответ: 121°2′. 2. Решить задачу № 48 на доске и в тетрадях (объясняет учитель):
АОС = ВОС – 18°. Отсюда ВОС – 18° + ВОС = 78°; 2 · ВОС = 78° + 18°; 2 · ВОС = 96°, тогда ВОС = 96° : 2 = 48°. Ответ: 48°. 3. Решить задачу обучающего характера на доске и в тетрадях (учащиеся на доске с помощью учителя делают чертёж, записывают, что дано и что найти, учатся оформлять решение задачи): 1) Луч ВD делит развернутый угол АВС на два угла, разность которых равна 46°. Найдите образовавшиеся углы. 2) Луч СK делит прямой угол ВСМ на два угла, один из которых в 4 раза больше другого. Найти образовавшиеся углы. 3) Луч DО делит прямой угол АDВ на два угла, градусные меры которых относятся как 5 : 4. Найдите угол между лучом DО и биссектрисой угла АDВ. IV. Итоги урока. С помощью вопросов, задаваемых учащимся, учитель выясняет, знают ли ученики, что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда; умеют ли изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы и находить градусные меры данных углов, используя транспортир. Домашнее задание: изучить пункты 9 и 10 (самостоятельно); ответить на вопросы 14–16 на с. 25–26; выполнить практическое задание № 44; решить задачи №№ 47(а), 49, 50. |