Скачать 219.23 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский политехнический государственный университет» Конкурс проектов молодых сотрудников и аспирантов «СПбГПУ» по развитию научной деятельности университета «Дублер проректора» Проект «Разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов организации спортивно-массовой работы в СПбГПУ» Цель проекта: разработка рекомендаций по повышению эффективности спортивно-массовой деятельности СПбГПУ. Задачи проекта:
Актуальность Сегодня научная деятельность представляет важный фактор, который обуславливает прогрессивные преобразования во всех сферах жизни общества, в том числе в образовании, спорте, физической культуре и физическом воспитании. В этой связи необходимо рассматривать вузовский спорт, в том числе, и с научной точки зрения, и для решения проблем спортивной направленности применять именно научный подход. 14 октября 2008 года прошло совместное заседание Госсовета и Совета по развитию физкультуры и спорта, на котором Д.А. Медведев отметил, что регулярно физкультурой и спортом занимаются порядка 15% граждан России, «85% – больше чем две трети – вообще никак не занимаются ни физкультурой, ни спортом. Это очень низкий, просто крайне низкий показатель».1 Также была обозначена необходимость внесения существенных коррективов и создание четкой, выверенной стратегии развития физкультуры и спорта до 2020 года, которая нацелена на создание таких условий, чтобы спортом в стране занималась половина граждан. Также Д.А. Медведев отметил, что «работа над такой стратегией должна быть открытой. К ее подготовке необходимо привлечь все регионы, спортивную общественность и бизнес-структуры»2. Преодоление не очень благоприятной сложившейся ситуации возможно благодаря активизации массового спортивного движения, которая более того, в настоящее время является одним из приоритетных направлений социальной и спортивной политики государства, которая отраженна в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»3. В марте 2013 года директор департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ Александр Страдзе отметил, что «в настоящее время из семи миллионов студентов лишь около 25% регулярно занимаются спортом. В соответствии со стратегией развития физической культуры и спорта в России до 2020 года число студентов, занимающихся спортом, должно увеличиться до 80%. Это значит, что сегодня надо применить беспрецедентные меры поддержки, чтобы выйти на такой показатель»4. Необходимость развития студенческого спорта не вызывает сомнения. Более того, сегодня на фоне практически полного притупления воспитательной функции учреждений высшего профессионального образования спортивная работа осталась, по сути, единственным инструментом воспитательной работы со студентами. При изучении зарубежного опыта спортивного студенческого движения и национальных программ развития вузовского спорта различных стран (Великобритания, Болгария, Германия, Италия, Израиль, Канада, Китай, Монголия, Польша, Румыния, Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония), а также исследований опыта крупнейших университетов США (в том числе Гарвардского, Стэнфордского, Колумбийского, Калифорнийского, Чикагского, Колгейтского, Южной Калифорнии, Техасского христианского университета, университетов ряда штатов: Орегон, Миннесота, Флорида, Иллинойс, Вашингтон, Луизиана, Мичиган, Небраска и др.) был выявлен ряд специфических особенностей студенческого спорта. Так на сегодняшний день в развитых зарубежных странах сфера студенческого спорта довольно четко разделена на массовый спорт (или, проще говоря, спорт для всех) и профессиональный спорт. При этом наблюдается возрастание роли университетов в развитии движения «Спорт для всех», что отвечает интересам развития вузов. Мировой опыт четко показывает способность массового спорта в комплексе решать проблемы, связанные с уровнем здоровья населения, продолжительностью жизни и трудоспособного возраста, а также выступать в качестве действенного метода профилактики асоциальных проявлений. Так, к примеру, ряде стран в последние годы наметилась тенденция увеличения значимости государства и местных органов власти в развитии массового спорта с целью преодоления демографического кризиса. К примеру, в Финляндии и Норвегии 80% дотаций, направленных на спорт, реализуются в сфере развития спортивных объектов всеобщего пользования и развитие молодежного спорта. Следует отметь, что мировая практика показывает невозможность достижения существенных успехов в увеличении количества участников спортивного движения без разработки эффективной политики, позволяющей сделать спорт достоянием масс. Поэтому важнейшими задачами в этой связи является поиск новых эффективных механизмов развития массового молодежного спорта и вовлечения в спортивно-оздоровительную деятельность как можно большего числа студентов, аспирантов и преподавателей СПбГПУ. Проблемы Проведенные социологические опросы студентов СПбГПУ, а также опыт работы и активная деятельность в спортивной сфере жизни Университета в течение последних четырех лет, позволили выделить ряд проблем, решение которых позволит не только увеличить эффективность проводимых спортивных мероприятий в СПбГПУ, но и превратить студенческий спорт в своеобразный фундамент в формировании здорового образа жизни молодежи и развитии российского спорта. Основные проблемы в развитии студенческого спорта можно свести к следующим:
Предложения по решению проблем (способы достижения целей и решения поставленных в проекте задач) Молодежь и студенчество в частности всегда играли важную роль в общественных процессах страны и формировании общественного мнения. Поэтому необходимо стимулировать мотивации студенчества к занятиям спортом путем популяризации массового студенческого и спорта и здорового образа жизни, а также формировать интерес к данной сфере. Создание студенческого общественного движения позволит объединить единомышленников и с помощью тесного сотрудничества, активного взаимодействия и командной работы содействовать популяризации спорта и здорового образа жизни. Важно понимать, что успешное функционирование сферы массового спорта невозможно без эффективного взаимодействия различных структур Университета, а также взаимодействия Университета с внешними структурами. Для качественной работы необходимо выявить объективные составляющие имеющихся проблем взаимодействия, определить условия и, возможно, сформулировать нормы конструктивного взаимодействия, а также создать четкую систему развития сотрудничества различных структурных подразделений на основе стимулирования их совместной деятельности. С целью решения проблемы слабой информированности студентов о проводимых спортивных мероприятиях и развитию массовой спортивной работы внутри институтов, было введено понятие «спорторг». Для развития личностных качеств студентов, необходимо больше вовлекать их в спортивную жизнь. Возложение на студентов ответственности за организацию некоторых публичных спортивных мероприятий способствует тому, чтобы развивать в них управленческие навыки и лидерские качества. Более того, проведение массовых спортивных мероприятий способствует развитию отношений между студентами институтов, а также межинститутских отношений, что в конечном итоге позволяет поднять престиж и привлекательность университета в целом. Проблема сниженных параметров здоровья большей части современного студенчества может быть решена только на основе улучшения спортивной работы и превращения вузовского спорта в действительно массовый спорт. Также с целью популяризации здорового образа жизни проводится ряд мероприятий (например, Акция по борьбе с курением). Межинститутские спортивные соревнования являются неотъемлемой частью университетской жизни. Спортивные массовые мероприятия несут своего рода удовлетворение определенных личностных потребностей (в причастности к группе, самореализации и т.п.) и позволяют студентам осознать общность целей и корпоративность. Более того, благодаря массовым спортивным соревнованиям происходит развитие ценных личных качеств у студентов (в частности, умение сосредоточиваться, воля к победе, коллективизм и «чувство локтя», альтруизм, солидарность, уважение к другим, чувство ответственности) и повышение общей культуры молодежи. В течение последних трех лет разрабатывается ежегодный план спортивных мероприятий. Причем при планировании мероприятий учитываются потребности студентов, что в свою очередь позволяет выработать определенную систему организации массового вузовского спорта, отвечающую на запросы студенчества Организация научных конференций и круглых столов увеличит уровень заинтересованности студентов, аспирантов и преподавателей СПбГПУ спортивной жизнью, а также позволит студентам принимать участие в исследовании различных проблем массового спорта, студенческого спорта и современного спорта, в целом, и вырабатывать предложения научно-обоснованных мер по указанным направлениям деятельности в СПбГПУ. Рекомендации
Этапы (план) реализации Проекта Первый этап (2011 - 2012 годы):
Второй этап (2013 - 2014 годы):
Ресурсы, необходимые для реализации Проекта В качестве примера рассмотрим проведения мероприятия «День Спорта в Институте», которое будет проводиться на территории стадиона «Политехник» (стадион оснащен футбольной, баскетбольной, волейбольной площадками и беговыми дорожками). Для официальной части мероприятия необходимо:
1. Участники: 30 шт. – 1 курс; 30 штук – 2 курс; 30 штук - 3 курс; 30 штук – 4 курс + 10 штук преподаватели+аспиранты(старший курс) ( все с логотипами институт + нанесение: День СПОРТА название института) 2. Организаторы: 5 ветровок. (все с логотипами института + нанесение: ДЕНЬ СПОРТ ИНСТИТУТА ) Основные мероприятия:
Дополнительные мероприятия: - Конкурс болельщиков: - конкурс на лучшую кричалку; - «попади в яблочко» - удар по воротам + бросок в кольцо Победители получают призы и подарки, и накопительные очки в зачет своей команды. Ожидаемые конечные результаты реализации
Следует отметить, что, университетские спортивные соревнования, качество которых обеспеченно не только надлежащей спортивной базой, но и привлечением университетских научных исследований в области спорта, пользуются широкой известностью за рубежом, тем самым активно работая и на имидж соответствующих университетов. Об актуальности и приоритетности решения проблем, связанных со студенческим спортом и развития массового спорта, в целом, говорит тот факт, что В.В. Путин возглавил попечительский совет Ассоциации студенческих спортивных клубов, отметив, что «Развитие спорта — общенациональная задача»5. Бесспорна высокая значимость вузовского массового спорта. Должный же уровень развития массового спорта в свою очередь обеспечивает высокое качество жизни студентов и необходимую университету привлекательность. Необходимо помнить о том, что жизнь и здоровье человека бесценны! И только вместе мы можем сохранить здоровое будущее нашей страны. Приложение 1 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС СТУДЕНТОВ СПБГПУ Был проведен с 10 декабря по 20 декабря 2010 года социальный опрос студентов. С целью изучения текущей ситуации связанной со спортивной жизнью студентов, а так же их вредных привычек и желаний на будущую жизнь связанною со спортом. Для достижения поставленной цели, была составлена анкета. Анкета состоит из следующих вопросов:
Для того, что бы наша выборка была приближена к репрезентативной (выявленные тенденции при данной выборки студентов, отражали общие тенденции всех студентов СПбГПУ) опрос проводился в виде:
Результаты статистического анализа следующие: Для начала определим, какие данные у нас получились. В нашей выборке присутствую факультеты:
Преобладающие число студентов, это студенты первого курса (порядка 90 человек), а так же большое количество студентов с факультета управления и информационных технологий. Мужского пола, прошедшего опрос, больше, чем женского (почти на 1/3) Значение спорта в жизни студентов, относительно курса. По полученным данным можем сказать, что для преобладающего числа студентов спорт играет среднее значения, но так же на 2 и на 5 курсе для 75% студентов спорт играет минимальное значение. Так же есть на 1 и на 4 курсе ребята (6 человек), а так же 6 курсе (2 человека) для которых спорт играет максимальное значение в их жизни. На 3 курсе спорт, для 75% студентов, играет максимальное значение в жизни. Оценка спортивной деятельности ВУЗ по отношению к курсу. Порядка 50% первого курса на 2010 год знают, что проводится спортивное мероприятие 1 раз в год, но также присутствуют, те которые ничего не слышали про данную деятельность ВУЗ (причем находятся студенты, которые ничего не слышали про спортивные мероприятия СПбГПУ и с 1, 2, 3, 4, 5 курса и аспиранты). Что касается 2 и 3 курса, большинство из них ответило, что проводятся какие- либо соревнования, но они не знаю какие. Студенты 4 и 5 курса в большинстве знают, что проводятся 1 раз в год какое- либо спортивное мероприятие. Студенты 6 курса в большинстве знают, что проводиться более 2 спортивных мероприятий за год. Если разбирать ситуацию в целом, то можно сказать, в большинстве студенты знаю, что проводиться 1 спортивное мероприятие за год (порядка 40%) Порядка 80% опрошенных студентов, не принимали участие в спортивных мероприятиях СПбГПУ. Из оставшихся 20 %, большинство принимало участие на 1 и 2 курсе. Порядка 1 % студентов на 3 и 4 курсе, принимавшие участие в спортивных соревнованиях СПбГПУ. Большинство опрошенных, за развитие спортивной деятельности ВУЗ в целом (Спортивные соревнования СПбГПУ), так же более 100 человек за развитие спортивной деятельности факультета. Более 50 человек, отмечает, 2 пункта, т.е. за развитие спортивной деятельности и ВУЗ, и факультета. Не большое количество студентов высказали свои предложения по развитию спорта в Университете (продлить физическую подготовку до 5 курса, увеличить число занятий спортом, понизить цены на платные занятия физической подготовки). Пагубная привычка к курению, опрошенных студентов, мала. Большинство студентов не курит (более 60%). Так же порядка 30% студентов курящих, остальная часть опрошенных - пассивные курильщики. Если рассматривать среднее значение курильщиков в отношении курсов, то получается на 1 и 5 курсе больше всего курящих, на 2 и 4 курсе меньше всего курящих. На вопрос: «Пользуетесь ли вы контрацептивами?», большинство ответила «Да» (более 50%), но так же около 30% ответило «Нет», что увеличивает риск заболевания венерическими болезнями пагудно сказывающихся на здоровье самого человека, а так же на генофонде его детей. Присутствует желание студентов заняться еще каким- либо спортом (50% опрошенных), так же студенты которые не хотели бы меня вид спорта и продолжают заниматься по своим видам сорта. Выводы Как выяснилось, более 95% опрошенных, совершенно не знают о спортивной деятельности Университета (говоря об 1 спортивном мероприятии в год или вообще не зная об этом). Это говорит о не освещенности студентов в данной области. Как показывает опрос, студенты хотят и готовы развиваться в спортивном направлении, а так же познавать новые дисциплины спорта. Для 75% студентов спорт играет среднее значение в жизни, а для 20% спорт играет максимальное значение в жизни. Так же хотелось бы отметить, что студенты хотели бы видеть спортивное развитие всего СПбГПУ (говоря о спортивных соревнованиях не только для 1 и 2 курса, но и для 3, 4, 5 и аспирантов). ПРИЛОЖЕНИЕ 2 План спортивных мероприятий Осенний семестр 2013 года:
Весенний семестр 2014 года:
1 Информация взята со стенограммы «Вступительное слово на совместном заседании президиума Госсовета и Совета при Президенте по развитию физкультуры и спорта» на официальном сайте Президента России http://www.kremlin.ru/ 2 Там же 3 Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. [Электронный ресурс] / http://minstm.gov.ru/documents/xPages/item.670.html 4 Из интервью «Страдзе: Минобрнауки проведет ревизию спортивных объектов в вузах», РИА Новости http://ria.ru/interview/20130322/928508738.html#ixzz2jgsPGdpz 5 Статья «Учредительный съезд Ассоциации студенческих спортивных клубов» http://www.kremlin.ru/news/18412 |