Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 92.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.03.2014
Размер92.02 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
Применение здоровьесохраняющих технологий в учебном процессе с использованием нетрадиционных форм работы

Шеина Т.М, учитель начальных классов

«Забота о здоровье детей — важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, миро­воззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», — писал Василий Александрович Сухомлинский.

Здоровье школьников год от года ухуд­шается. Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня в обществе как никогда остро и требует конкретного решения в повседневной школьной практике. Тревогу вызывает час­тота заболеваний учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему проблема здоровьесохранения в образовательном процессе стала для меня приоритетной.

Цель здоровьесохраняющих технологий обучения — обеспечить учащимся возмож­ность сохранить здоровье в период школьного обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

   Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Организация урока в условиях использования здоровьясохраняющих технологий предусматривает:

-чередование видов деятельности;

-использование наглядных пособий;

-включение в деятельность элементов творчества;

-обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание ситуации успеха каждому ученику;

-эмоциональность и доброжелательность учителя, благоприятный психологический климат, доброжелательное сотрудничество учащихся;

-проведение физкультурных пауз, упражнений на релаксацию, музыкальных пауз;

-оптимальную дозировку домашнего задания.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психологического и социального благополучия.

Уроки должны строиться таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, во время урока уделять внимание правильной посадке учащихся, ежемесячно менять положение каждого ученика в классе по отношению к источнику света, проводить специальные физкультминутки для снятия напряжения глаз, пальчиковую гимнастику. У нас в классе имеется игровая стена «Ладошки». Учащиеся наклоняются и прикладывают свои ладони к ладошкам, нарисованным у пола, затем начинают «шагать» по нарисованным ладошкам вверх, «доходят» до верхних ладошек, встав на цыпочки и вытянув руки вверх. Упражнения у стены полезны для осанки, позволяют снимать утомление в мышцах кистей рук.

Очень важным с точки зрения сохране­ния здоровья в учебном процессе являются положительный эмоциональный настрой учащихся па работу, предоставление возможности разностороннего восприятия учебной информации (через слух, зрение), атмосфера взаимного уважения в коллективе, психологический комфорт. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.

Широко использую в своей практике нетрадиционные уроки: уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-игры (КВН, викторины), уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки-здоровья, уроки-сказки, уроки-эстафеты.

Нетрадиционные уроки при правильном использовании развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.

Часто на таких уроках организую групповую работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: во время урока учащиеся работают то сидя, то стоя, то передвигаясь по классу. Переход из одного положения в другое происходит по команде учителя.

В игровой форме на уроках русского языка я провожу словарную работу: дети делятся на 3 команды, поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова на определенную букву, либо играем в «Молчанку» , где учащиеся закрыв глаза, с помощью специальных жестов рук , показывают какую букву в слове необходимо запомнить (а, и, е, о), затем проговариваем слово хором. Считаю, что учебный материал должен содержать как можно больше материала, способствующего осознанию детьми ценности своего здоровья. Большое внимание на уроках русского языка и литературного чтения уделяю работе над пословицами и поговорками о здоровье. Например, урок-викторина по русскому языку, одно из заданий. Тема «Обобщение знаний об имени прилагательном». На доске написаны пословицы:

  1. Здоровыми быть – горе забыть

  2. Со спортом дружить – сильными быть.

  3. Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать.

Учащиеся находят в пословицах имена прилагательные, подбирают им антонимы, записывают парами, выделяют окончание, рассказывают, как они понимают данные пословицы и приводят свои примеры.

На уроках математики продолжаю работу над формированием здорового образа жизни. На уроках-путешествиях дети с удовольствием играют в игру «Собери урожай»: по всему периметру класса на разной высоте располагаю карточки с примерами, а с обратной стороны карточки нарисованы овощи и фрукты. Учащиеся делятся на 3 команды, каждая команда получает своё число (например: 14, 17, 12). Главная задача собрать только те карточки с примерами, на которых получается правильный ответ, заранее проговариваю количество карточек у каждой группы. После «сбора урожая» анализируем правильность выполнения задания, а так же дети рассказывают о пользе данных продуктов, какие витамины в них содержатся, для чего они полезны особенно растущему организму.

В процессе решения текстовых задач на уроках-здоровья, ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья. Задачи:

  1. В сутки через легкие человека проходит около 10000 л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 месяц, 1 неделю, 1 год?

  2. В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?

Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесохраняющего обучения – избежать длительного сидения за партой, ведь малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся, а учебный материал предоставляет возможность прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить беречь и укреплять собственное здоровье.

Немаловажное место в моей практике занимают уроки-эстафеты «Весёлые старты» по разным предметам. Такие уроки лучше всего проводить в спортивном зале, так как для них требуется спортивный инвентарь.

«Веселый старты. Урок русского языка»

Класс делится на 2 команды. Участники команд выстраиваются в 2 ко­лонны по одному за линией старта. На про­тивоположной стене класса (спортивного зала) напротив каждой команды прикреплен ватман с буквами. В 3 м от стартовой линии стоит гимнасти­ческая скамейка. По сигналу участники под номером «один» добегают до гимнастиче­ской скамейки, ложатся на живот и, подтя­гиваясь с помощью рук, продвигаются впе­ред. Преодолев препятствие, берут мяч, зажимают его между ног и прыгают до листа ватмана своей команды, берут фломастер. Напротив циф­ры своего порядкового номера пишут сло­во, связанное с темой физической культуры и спорта. Слово должно состоять только из предложенных букв, при этом нельзя нес­колько раз использовать одну и ту же бук­ву. (Возможные варианты: мяч, гол, бег, матч, сила, гиря, игра, спорт.)

Записав слово, участники бегом воз­вращаются к своей команде, касаются ру­кой второго участника, встают в конец ко­лонны.

Эстафета продолжается.

Побеждает команда, игроки которой быстрее и без ошибок выполнили задание.

«Веселые старты. Урок окружающего мира»

Касс делится на 2 команды. Участники команды выстраиваются в колонны по одному за линией старта и рассчитываются по порядку номеров.

На равном удалении от обеих команд на расстоянии в 5, 7 и 9 м от стартовой линии располагаются стулья. На первом стуле прикреплена табличка «суша», на втором «вода», на третьем — «воздух».

Напротив каждой команды на расстоя­нии 12 м стоят кегли.

Ведущий громко называет номер и жи­вотное. Например: «Второй — волк!»

Участники обеих команд с названными номерами должны добежать до кегли сво­ей команды, обежать вокруг него и, возвра­щаясь назад, сесть на стул с соответствую­щей табличкой (в данном случае — «суша»).

Игрок, первым севший на стул, зараба­тывает для своей команды балл.

Эстафета продолжается. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Проведение уроков-соревнований способствует сплочению детского коллектива, развитию физических качеств учащихся и совершенствованию умения применять полученные знания на уроках по разным предметам.

На своих уроках использую специальные тренажеры для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз: «Змейка», «Пирамидка», «Восьмёрка» (В.Ф. Базарного). Учащиеся нес­колько раз пробегают по разноцветному тренажеру глазами. При этом они осущест­вляют непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, в результате снимается статическое мышечное напряжение. По мнению Владимира Филипповича Базарного, регулярное ис­пользование этого тренажера восстанавли­вает зрение за учебный год.

Так же в своей работе использую элементы цветотерапии и музыкотерапии. Оформляются таблицы и схемы раз­ных цветов. На доске школьники пишут ме­лом разного цвета. Известно, что красный цвет усиливает мышечную деятельность, укрепляет память, желтый – стимулирует зрение, тонизирует нервную систему, улучшает умственные способности, зеленый лечит простудные заболевания, снимает нервозность и раздражительность, обостряет слух, синий — успокаивает утомленные глаза и нервы.

Прослушивание музыки также благоприятно воздействует на организм: человек меньше устает и выполняет больший объем нагрузки. Классическая музыка избавляет от тревожных состояний. Самой полезной считается музыка В.А. Моцарта. Все его произведения рекомендуются для прослушивания при стрессе, головной боли, для эффективного усвоения учебного материа­ла. Определенная музыка может быть фо­ном для работы, требующей повышенной концентрации (в этом случае она должна звучать тихо).

Использование здоровьесохраняющих технологий учителем на уроке, является важнейшей задачей школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически. Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех и конечно, здоровьесохраняющим.

Литература

  1. Жиренко А.Л., Лемяскина Н.А., Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы – М.: ВАКО, 2008

  2. Л.П. Антипова. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе// Начальная школа, 2011. №8

  3. Предигер А.В. Спортивно-развлекательная программа «Веселые уроки» // Начальная школа, 2012. №1

  4. Тимичева Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий. // Начальная школа, 2009. №9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск