Скачать 92.02 Kb.
|
Применение здоровьесохраняющих технологий в учебном процессе с использованием нетрадиционных форм работы Шеина Т.М, учитель начальных классов «Забота о здоровье детей — важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», — писал Василий Александрович Сухомлинский. Здоровье школьников год от года ухудшается. Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня в обществе как никогда остро и требует конкретного решения в повседневной школьной практике. Тревогу вызывает частота заболеваний учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему проблема здоровьесохранения в образовательном процессе стала для меня приоритетной. Цель здоровьесохраняющих технологий обучения — обеспечить учащимся возможность сохранить здоровье в период школьного обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Организация урока в условиях использования здоровьясохраняющих технологий предусматривает: -чередование видов деятельности; -использование наглядных пособий; -включение в деятельность элементов творчества; -обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание ситуации успеха каждому ученику; -эмоциональность и доброжелательность учителя, благоприятный психологический климат, доброжелательное сотрудничество учащихся; -проведение физкультурных пауз, упражнений на релаксацию, музыкальных пауз; -оптимальную дозировку домашнего задания. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Уроки должны строиться таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, во время урока уделять внимание правильной посадке учащихся, ежемесячно менять положение каждого ученика в классе по отношению к источнику света, проводить специальные физкультминутки для снятия напряжения глаз, пальчиковую гимнастику. У нас в классе имеется игровая стена «Ладошки». Учащиеся наклоняются и прикладывают свои ладони к ладошкам, нарисованным у пола, затем начинают «шагать» по нарисованным ладошкам вверх, «доходят» до верхних ладошек, встав на цыпочки и вытянув руки вверх. Упражнения у стены полезны для осанки, позволяют снимать утомление в мышцах кистей рук. Очень важным с точки зрения сохранения здоровья в учебном процессе являются положительный эмоциональный настрой учащихся па работу, предоставление возможности разностороннего восприятия учебной информации (через слух, зрение), атмосфера взаимного уважения в коллективе, психологический комфорт. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке. Широко использую в своей практике нетрадиционные уроки: уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-игры (КВН, викторины), уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки-здоровья, уроки-сказки, уроки-эстафеты. Нетрадиционные уроки при правильном использовании развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей. Часто на таких уроках организую групповую работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: во время урока учащиеся работают то сидя, то стоя, то передвигаясь по классу. Переход из одного положения в другое происходит по команде учителя. В игровой форме на уроках русского языка я провожу словарную работу: дети делятся на 3 команды, поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова на определенную букву, либо играем в «Молчанку» , где учащиеся закрыв глаза, с помощью специальных жестов рук , показывают какую букву в слове необходимо запомнить (а, и, е, о), затем проговариваем слово хором. Считаю, что учебный материал должен содержать как можно больше материала, способствующего осознанию детьми ценности своего здоровья. Большое внимание на уроках русского языка и литературного чтения уделяю работе над пословицами и поговорками о здоровье. Например, урок-викторина по русскому языку, одно из заданий. Тема «Обобщение знаний об имени прилагательном». На доске написаны пословицы:
Учащиеся находят в пословицах имена прилагательные, подбирают им антонимы, записывают парами, выделяют окончание, рассказывают, как они понимают данные пословицы и приводят свои примеры. На уроках математики продолжаю работу над формированием здорового образа жизни. На уроках-путешествиях дети с удовольствием играют в игру «Собери урожай»: по всему периметру класса на разной высоте располагаю карточки с примерами, а с обратной стороны карточки нарисованы овощи и фрукты. Учащиеся делятся на 3 команды, каждая команда получает своё число (например: 14, 17, 12). Главная задача собрать только те карточки с примерами, на которых получается правильный ответ, заранее проговариваю количество карточек у каждой группы. После «сбора урожая» анализируем правильность выполнения задания, а так же дети рассказывают о пользе данных продуктов, какие витамины в них содержатся, для чего они полезны особенно растущему организму. В процессе решения текстовых задач на уроках-здоровья, ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья. Задачи:
Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесохраняющего обучения – избежать длительного сидения за партой, ведь малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся, а учебный материал предоставляет возможность прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить беречь и укреплять собственное здоровье. Немаловажное место в моей практике занимают уроки-эстафеты «Весёлые старты» по разным предметам. Такие уроки лучше всего проводить в спортивном зале, так как для них требуется спортивный инвентарь. «Веселый старты. Урок русского языка» Класс делится на 2 команды. Участники команд выстраиваются в 2 колонны по одному за линией старта. На противоположной стене класса (спортивного зала) напротив каждой команды прикреплен ватман с буквами. В 3 м от стартовой линии стоит гимнастическая скамейка. По сигналу участники под номером «один» добегают до гимнастической скамейки, ложатся на живот и, подтягиваясь с помощью рук, продвигаются вперед. Преодолев препятствие, берут мяч, зажимают его между ног и прыгают до листа ватмана своей команды, берут фломастер. Напротив цифры своего порядкового номера пишут слово, связанное с темой физической культуры и спорта. Слово должно состоять только из предложенных букв, при этом нельзя несколько раз использовать одну и ту же букву. (Возможные варианты: мяч, гол, бег, матч, сила, гиря, игра, спорт.) Записав слово, участники бегом возвращаются к своей команде, касаются рукой второго участника, встают в конец колонны. Эстафета продолжается. Побеждает команда, игроки которой быстрее и без ошибок выполнили задание. «Веселые старты. Урок окружающего мира» Касс делится на 2 команды. Участники команды выстраиваются в колонны по одному за линией старта и рассчитываются по порядку номеров. На равном удалении от обеих команд на расстоянии в 5, 7 и 9 м от стартовой линии располагаются стулья. На первом стуле прикреплена табличка «суша», на втором «вода», на третьем — «воздух». Напротив каждой команды на расстоянии 12 м стоят кегли. Ведущий громко называет номер и животное. Например: «Второй — волк!» Участники обеих команд с названными номерами должны добежать до кегли своей команды, обежать вокруг него и, возвращаясь назад, сесть на стул с соответствующей табличкой (в данном случае — «суша»). Игрок, первым севший на стул, зарабатывает для своей команды балл. Эстафета продолжается. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Проведение уроков-соревнований способствует сплочению детского коллектива, развитию физических качеств учащихся и совершенствованию умения применять полученные знания на уроках по разным предметам. На своих уроках использую специальные тренажеры для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз: «Змейка», «Пирамидка», «Восьмёрка» (В.Ф. Базарного). Учащиеся несколько раз пробегают по разноцветному тренажеру глазами. При этом они осуществляют непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, в результате снимается статическое мышечное напряжение. По мнению Владимира Филипповича Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение за учебный год. Так же в своей работе использую элементы цветотерапии и музыкотерапии. Оформляются таблицы и схемы разных цветов. На доске школьники пишут мелом разного цвета. Известно, что красный цвет усиливает мышечную деятельность, укрепляет память, желтый – стимулирует зрение, тонизирует нервную систему, улучшает умственные способности, зеленый лечит простудные заболевания, снимает нервозность и раздражительность, обостряет слух, синий — успокаивает утомленные глаза и нервы. Прослушивание музыки также благоприятно воздействует на организм: человек меньше устает и выполняет больший объем нагрузки. Классическая музыка избавляет от тревожных состояний. Самой полезной считается музыка В.А. Моцарта. Все его произведения рекомендуются для прослушивания при стрессе, головной боли, для эффективного усвоения учебного материала. Определенная музыка может быть фоном для работы, требующей повышенной концентрации (в этом случае она должна звучать тихо). Использование здоровьесохраняющих технологий учителем на уроке, является важнейшей задачей школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически. Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех и конечно, здоровьесохраняющим. Литература
|