Скачать 405.44 Kb.
|
Урок литературы в 9 классе спланирован на основе государственного стандарта и базовой программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, в которой предусмотрено развитие коммуникативной компетенции, навыков анализа художественного произведения, а также воспитание полноценной личности. Данный урок внеклассного чтения завершает систему уроков по творчеству М.В.Ломоносова, обобщая знания учащихся по теме «Ода». В преддверие Олимпийских игр 2014 года призван привлечь внимание учащихся к олимпийскому движению. Учитель русского языка и литературы – Калинина С.В. Тема урока: Пьер де Кубертен «Ода спорту». Жанровое своеобразие и идейное содержание произведения. Цели урока: Выявление жанрового своеобразия, художественной идеи «Оды спорту» Пьера де Кубертена. Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, анализа произведения в единстве формы и содержания, сопоставительного анализа произведений. Развитие познавательного интереса к Олимпийским играм. Воспитание стремления к здоровому образу жизни. Оборудование урока: 1.Эпиграф: В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла… В. К. Кюхельбекер 2. Портрет Пьера де Кубертена 3. Распечатка «Оды спорту» и «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» . Источники: 1. Олимпийские игры — Википедия Античные Олимпийские игры Возрождение Олимпийских игр ru.wikipedia.org›ВикипедиЯ›Олимпийские игры 2. Кубертен, Пьер де — Википедия ru.wikipedia.org›wiki/Кубертен,_Пьер_де3. ru.wikipedia.org›ВикипедиЯ›Ода 4. Спортинг: Ода спорту! Бизнес-портал "Спортинг" | Пьер де Кубертен (1863...Философия и этика спорта Ода спорту Пьер де Кубертен (1863 - 1937). … Сочинение барона Пьера де Кубертена (в переводе с французского В.А. Новоскольцева). coach-s.narod.ru›sporting3.html5. Lib.ru/Классика: Ломоносов Михаил Васильевич. Оды похвальные и оды...Ода на день восшествия на Всероссийский престол... Елисаветы Петровны 1747 г Ода...az.lib.ru›l/lomonosow_m_w/text_0080.shtml коПриложение к уроку: 1. История олимпийского движения. 2. Пьер де Кубертен. Биографическая справка. 3. Особенности жанра оды. 4. Пьер де Кубертен «Ода спорту». 5. М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ход урока. 1.. Реализация домашнего задания. - Сообщение об истории олимпийского движения. - Пьер де Кубертен. Биографическая справка. - Повторение сведений о жанре оды. Термин "ода" (от греческого, что значит песня) утвердился в русской поэзии, благодаря Тредиаковскому, который, в свою очередь, заимствовал его из трактата Буало. В статье "Рассуждение об оде" Тредиаковский так охарактеризовал этот жанр: "В оде описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных". Несмотря на неприязнь к своему литературному противнику, Тредиаковский давал определение жанра, по существу, исходя из поэтических опытов Ломоносова. Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия вперед формальные признаки жанра, или, другим словом, его поэтику. В его оде встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью; "пышный" поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при этом – классицистическая строгость построения, "гармония стиха": выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг. - Работа с эпиграфом к уроку. 2. Чтение «Оды спорту» заранее подготовленными учениками. 3. Беседа по первому восприятию произведения. - Какое впечатление произвела на вас ода Пьера де Кубертена? - Каким настроением и интонацией окрашено чтение оды? (Восторг, уважение и т.д.). - О чём произведение? 4. Анализ «Оды - Комментирование отмеченных при чтении непонятных и устаревших слов (зодчий, страждущим..); - выявление художественной идеи оды (Спорт способствует совершенствованию человека и мира в целом); - анализ композиции (9 взаимосвязанных частей); - выделение микротем (О спорт, Ты - наслаждение, зодчий, справедливость, вызов, благородство, радость, плодотворность, прогресс, мир); - составление плана оды; - характеристика образа лирического героя произведения (образ лирического героя максимально приближен к автору: это человек, испытавший радость спортивных побед и горечь поражений, убеждённый в том, что спорт способствует закалить человека не только физически, но и нравственно, разрушить барьеры между людьми) - Каким стилем написана ода? Торжественный стиль оды создается использованием возвышенной лексики (надо дерзать, физический и нравственный прогресс…), повторов (о спорт; ты…) - Какие приемы, характерные для стиля классической оды, встречаются в этом произведении? (метафоры (спорт – спутник жизни, зодчий, мастер гармонии…),; риторические обращения и восклицания.(О спорт! Ты_- мир!), лексический повтор (ты…), синтаксический параллелизм (Ты – устремлённость! Ты – согласие!...) - В чем своеобразие этой оды? (Ода привлекает внимание к спорту, олимпийскому движению, воспитывает стремление к здоровому образу жизни) - Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию. Работа с текстом оды убеждает учащихся, что высокому нравственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся микротемы подчинены главной теме, что составляет идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение. Анализ образа лирического героя и языковых средств и приёмов приводит учащихся к выводу о том, что они подчёркивают жанровое своеобразие произведения. 5. Работа в группах. Сравнение классической «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова и «Оды спорту» Пьера де Кубертена Задание для 1 группы: найти черты сходства произведений; Задание для 2 группы: найти черты отличия произведений; 6. Итоги урока - Что является самым ценным в спорте, олимпиадном движении? (Важен не столько результат, к которому, безусловно, стремится каждый спортсмен, а принципы и ценности олимпийского движения, разрушающие барьеры непонимания между людьми) - В чём состоит жанровое своеобразие и идейное содержание «Оды спорту» Пьера де Кубертена? Домашнее задание. Задание на выбор учащихся: 1. Написать эссе на тему «О спорт, ты для меня…» 2. Выучить наизусть отрывок из «Оды спорту». Приложение к уроку: 1. История олимпийского движения. 2. Пьер де Кубертен. Биографическая справка. 3. Особенности жанра оды. 4. Пьер де Кубертен «Ода спорту». 5. М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» 1. История олимпийского движения. Олимпи́йские и́гры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр. В тех же местах проведения Олимпийских игр спустя две недели проводятся Паралимпийские игры для людей с инвалидностью. |