Скачать 384.6 Kb.
|
Дополнительная образовательная программа по фигурному катанию СОДЕРЖАНИЕ
(задачи, средства, методы)………………………………………………………………6
Пояснительная записка Фигурное катание на коньках – один из немногих видов спорта, в котором высокие спортивные достижения могут и показывают спортсмены в юношеском возрасте. Однако между возрастом начала выступлений на чемпионатах мира и возрастом, в котором был показан максимальный результат, обнаружена высокой силы связь. Чем меньше возраст спортсмена при его первом выступлении, тем меньший возраст соответствовал максимальному результату. Чтобы добиться успеха в крупных соревнованиях, необходим соревновательный опыт. Возраст достижения первых результатов определяется в первую очередь двигательными способностями и уровнем физической подготовленности. Для достижения уровня мастера спорта требуется, как правило, 8-12 лет даже очень одаренным фигуристам. Особое значение следует уделять оценке индивидуальных особенностей юных спортсменов, которая должна отражаться на основе учета комплекса показателей. На специализацию в фигурном катании на коньках большое значение оказывает структура тела фигуриста. Она должна быть такова, чтобы обеспечить оптимальное сочетание скоростно-силовых качеств с высокой координацией движений и выносливостью. Настоящая программа является документом, который определяет стратегию подготовки способных юных спортсменов. Основным критерием для продолжения занятий данным видом спорта является выполнение спортсменами контрольных нормативов по общей физической, специальной физической и специальной технической подготовке, а также их положительная динамика. В спортивно-оздоровительные группы принимаются желающие заниматься оздоровительно-физическими упражнениями и фигурным катанием на коньках, имеющие письменное разрешение врача педиатра. На этап начальной подготовки зачисляются также желающие заниматься фигурным катанием на коньках и не имеющие медицинских противопоказаний. Учебно-тренировочный этап формируется из фигуристов, прошедших необходимую подготовку на предыдущем этапе и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специально-технической подготовке. На этап спортивного совершенствования отбираются фигуристы, выполнившие нормативы 1-го спортивного разряда и кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения производится при условии положительной динамики роста спортивных результатов. Каждый этап подготовки имеет свою цель и задачи. Задачи решаются с помощью средств и методов, специфичных для конкретных этапов. Учебно- тренировочные занятия проводятся в соответствии с учебным планом, рассчитанным на 46 недель тренировок непосредственно в ДЮСШ, в том числе в спортивно-оздоровительном лагере, на учебно-тренировочном сборе и по индивидуальным планам. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Определяя состав и содержание средств и методов тренировки фигуристок – дошкольниц в первые два года занятий, необходимо иметь в виду. Что успешность освоения техники фигурного катания на коньках в этот период существенно зависит от уровней ловкости. Гибкости. Скоростно-силовых качеств, способности к статическому равновесию. Причем на втором году обучения к ведущим факторам следует отнести также вестибулярную устойчивость. Способности к динамическому равновесию и дифференцированию мышечных усилий. При осуществлении хореографической подготовки акцент надо делать на развитие музыкальности, чувства ритма, артистичности, но попутно надо решать задачи расширения диапазона двигательных умений и навыков, повышения уровня физических способностей. Методика физической подготовки фигуристов дошкольного возрастадолжна характеризоваться широким спектром внеледовых и ледовых упражнений, подобранных сообразно закономерностям положительного переноса, тренировочного на соревновательную деятельность. При осуществлении технической подготовки наряду с ледовыми упражнениями необходимо использовать и внеледовые упражнения из арсенала средств повышения кондиционных возможностей, если требуется предварительно освоить их технику. Независимо от вида подготовки должен превалировать игровой метод. Биологический возраст оказывает существенное влияние на динамику физической подготовленности и спортивно-технических результатов. Так у мужчин с наступлением пубертатного периода может проявляться ухудшение гибкости, что связано с интенсивным развитием силовых качеств под действием гармонов. С наступлением этого периода у девушек также эффективны занятия с силовыми упражнениями. В фигурном катании на коньках основная направленность большинства элементов носит скоростно-силовой характер. Учебный план по программе фигурное катание срок реализации 8 лет
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ (ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ) Спортивно-оздоровительные группы Основными задачами работы в спортивно-оздоровительных группах являются: - укрепление здоровья и гармоничное развитие всех систем организма детей; - формирование стойкого интереса к занятиям фигурным катанием на коньках и спортом вообще; - овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; - воспитание трудолюбия; - воспитание и совершенствование физических качеств ( с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости); - отбор перспективных детей для дальнейших занятий фигурным катанием на коньках. ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Для решения поставленных задач на занятиях в спортивно-оздоровительных группах применяются средства: общей физической и специальной подготовки, имитационные упражнения, упражнения по обучению скольжению, игры. Средствами внеледовой подготовки на данном этапе служат: общеразвивающие упражнения, акробатические, гимнастические, хореографические упражнения. Кроме того необходимо научиться выполнять комплекс упражнений в ботинках с коньками на полу: хождение в основной позиции. Упражнения на равновесие, стоя на одной ноге имитация отталкивания, обучения падениям. Средствами базовым двигательным действиям в условиях льда являются следующие упражнения: основная стойка у борта с опорой руками и без них; полуприседы и приседы; ходьба на коньках вперед, назад, боком с опорой на борт и без опоры; ходьба приставными шагами; ходьба в полуприседе; ходьба на зубцах; скольжение на двух ногах; стартовые движения и скольжение со старта; разнообразные остановки; фонарики, змейки, скольжение вперед и назад; скольжение по дуге вперед и назад4 реберное скольжение по дуге; перебежка вперед и назад; смена направления скольжения; смена фронта скольжения; поворотные элементы: тройки многократные тройки; спирали,вращения на двух, на одной ноге на месте, с захода.вращения на двух ногахв приседе, циркули вперед и назад. Пируэт. Волчок. Пируэт назад. Элементы с опорной фазой (подскоки, перепрыгивания через препятствия, подскоки с поворотом в 0,5 и 1,0 оборот; прыжки толчком одной, двумя, прыжки перекидной, сальхов, тулуп, риттбергер в 1 оборот. Неотъемлемой частью фигурного катания на коньках является хореография. На занятиях хореографии приобретаются чистота исполнения, гибкость, правильное вращение, высокий легкий прыжок, свободное и пластичное движение рук, четкая координация движений, танцевальность, выносливость и сила. Урок состоит из упражнений у опоры и на середине зала. В первый год обучения большая часть времени отводится упражнениям у опоры, во второй год время работы у опоры уменьшается. Учебный процесс в группах предварительной подготовки планируется как один подготовительный период. Теоретическая подготовка для спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки Теоретическая подготовка проводится в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки проводится в виде коротких бесед в начале тренировочного занятия или в его процессе или в паузах отдыха. Содержание теоретической подготовки
Понятие о физической культуре и спорте как средстве укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности. Спорт как средство воспитания воли, жизненно важных умений и навыков
Правила организации занятий и поведения в спортивном зале и на льду.
Соблюдение правил поведения. Дисциплина и взаимопомощь в процессе занятий. Предупреждение спортивных травм. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям фигурным катанием и другими видами спорта. Первая помощь при ушибах, растяжении и разрывах связок, мышц и сухожилий, переломах, кровотечениях. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Оказание помощи утопающему, приемы искусственного дыхания.
Названия элементов. Скольжение. Уровни сложности предписанных элементов.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строениеи взаимодействие. Основные сведения о кровообращении. Значение крови. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Легкие. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения. Обмен веществ. Органы выделения, кишечник. Почки. Кожа. Ведущая центральная нервная система.
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений. Общий режим для спортсменов. Общий режим для спортсменов. Режим для труда и отдыха. Режим питания и питьевой режим во время тренировки. Значение витаминов и питания спортсмена. Гигиена сна. Гигиеническое значение водных процедур(умывание, обтирание, обливание, душ, баня, купание). Практика на этапе начальной подготовки Задачи на этом этапе сводятся к вовлечению максимального числа детей в систему спортивной подготовки по фигурному катанию на коньках, направленную на гармоничное развитие физических качеств. Общей физической подготовки и изучение базовой техники фигурного катания. Формирование потребности к занятиям спортом. Этап начальной подготовки рассчитан на 2года. Если на первом году занятий в группах начальной подготовки объем часов совпадает с объемом спортивно-оздоровительных групп. То на втором году он значительно увеличивается. Основными средствами общефизической подготовки являются общеразвивающие упражнения. К ним можно отнести упражнения для головы и шеи. Для рук и плечевого пояса., туловища, ног. Обращается внимание на амплитуду и темп движений, достаточную сложность упражнений, осанку. Необходимо научить детей выполнять комплекс упражнений в заданном темпе, четко выполнять команды. Для развития физических качеств следует использовать следующие упражнения: - для развития ловкости: акробатические упражнения (кувырки, перекаты, мостик), внезапные остановки. Изменения направления движения при ходьбе и беге; преодоление препятствий, броски и ловлю мяча в различных положениях, игры, эстафеты; - для развития координации: разнообразные движения руки ног в сочетании друг с другом, ходьба спиной вперед, подвижные игры и эстафеты; - для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в высоту (с места, с разбега, с двух на одну , с двух на две ноги и т.д.) прыжки в длину с места, тройной прыжок с места, с разбега, многоскоки, бег с препятствием, игры, эстафеты с прыжками с бегом; - для развития быстроты: выполнение быстрых движений, быстрое реагирование в процессе игр; повторное пробегание отрезков от 5 до 20м.,ускорения ,игры и эстафеты с использованием скоростных упражнений; - для развития равновесия: упражнения в статическом равновесии (позы на одной ноге, на коленях), упражнения в динамике (ходьба по шнуру, линии, скамейке, бревну, по наклонной опоре, с движениями рук ); - для развития силы: прыжковые упражнения(прыжки вверх на месте, в продвижении, через препятствия, многоскоки, с поворотом, с возвышения в глубину с отскоком); - для развития гибкости: маховые движения с полной амплитудой, стойки, рыбка, качалка, шпагаты, мостики, удержание ноги на определенной высоте. Подвижные игры с использованием статических поз. На этапе начальной подготовки необходимо уделять внимание выполнению имитационных упражнений для овладения базовыми двигательными действиями; имитация скольжения вперед, назад, поворотам стоп одновременно из стороны в сторону на месте, с продвижением; исполнению полуфонариков и фонариков. змейки, скрестных шагов вперед, назад; имитация перебежки на месте в движении; ласточке, пистолетику, спиралям, бегу со сменой направления и фронта движения. В процессе занятий на льду совершенствуются ранее изученные упражнения, изучаются новые: прыжки в в один оборот в каскаде или комбинации, аксель; вращения в волчке, в ласточке, в заклоне (для девочек); спирали, вперед, назад, со сменой ноги, по дугам, элементы шаговых дорожек, шаги с тройками, перетяжками. Особое внимание следует уделять обучению реберному скольжению, так как одноопорнрое скольжение по дугам разной кривизны является базовым движением в технике фигурного катания на коньках. К базовым элементам относится выполнение и поворотов ( торйка, скоба, крюк, выкрюк, петля). Обучение их выполнению возможно только при вращении – основном, опорном. Необходимым условием выполнения вращения является встречное движение верхней части тела относительно нижней его части – скручивание. Теоретическая подготовка для учебно-тренировочных групп Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность – вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий. Учебный материал распределяется на весь год обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. Содержание бесед и полнота сведений зависит от контингента учащихся. Некоторые темы требуют неоднократного повторения. Содержание теоретической подготовки для учебно-тренировочных групп
История зарождения и развития фигурного катания на коньках как вида спорта. Искусство катания на коньках в дореволюционной России. История и развитие фигурного катания в России в настоящее время. Советские и российские фигуристы на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. История фигурного катания в регионе, городе.
Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) в целях закаливания организма. Гигиена одежды и обуви. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физическими упражнениями, и в частности, фигурным катанием на коньках. Меры личной и общественной санитарно-гигиенической профилактики. Гигиенические требования к проведению занятий физическими упражнениями. Значение температуры, влажности и движения воздуха. Гигиена мест занятий, оборудования и инвентаря. Инвентарь. Типы коньков и ботинок для фигурного катания, уход за ними и хранение. Точка коньков, станок для точки. Одежда фигуриста.
Основные виды соревнований. Права и обязанности участников. Состав судейской коллегии. Роль судей, их права и обязанности. Правила оценки элементов при исполнении короткой и произвольной программ.
Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях спортом. Значение и содержание врачебного контроля. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, общее настроение. Самоконтроль спортсмена. Дневник самоконтроля. Понятие о спортивной форме, утомлении перетренировке. Основы спортивного массажа. Общие понятия о спортивном массаже. Основные приемы массажа(поглаживание, растирание, разминание, поколачивание потряхивание). Массаж и самомассаж перед тренировкой и соревнованиями, во время и после тренировки и соревнований. Противопоказания к массажу.
Краткая характеристика основных физических качеств. Особенности развития основных физических качеств фигуриста.
Требования к спортивно – технической подготовке и условия выполнения спортивных разрядов. Практическая подготовка учебно-тренировочных групп 1-3 года обучения Учебно-тренировочный этап является самым главным в определении перспективности юных фигуристов для достижения спортивных результатов. На этом этапе происходит освоение совершенствование сложных прыжков, вращений, прыжков во вращении, дорожек, шагов и спиралей, которые служат основой высоких спортивных результатов в будущем. Основными задачами этого этапа являются: - обучение технике соревновательных упражнений4 - дальнейшее повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; - совершенствование специальных физических качеств - совершенствование тонкой координации движений, мышечных ощущений, восприятие пространства и времени, способности к самоуправлению движениями; - подготовка к выступлениям в соревнованиях Занимаясь в учебно-тренировочных группах, фигуристы должны научиться выполнять соревновательные программы: короткую произвольную. За счет постепенного увеличения количества выступлений в соревнованиях приобретается соревновательный опыт. Увеличивается число и продолжительность учебно-тренировочных занятий. Изменяется соотношение между общей и специальной физической подготовкой. Увеличивается объем специальной , а объем общей физической подготовки снижается. Основное внимание уделяется спортивно-технической подготовке. Большое внимание следует уделять использованию средств восстановления и оздоровления. Основное значение на этом этапе приобретает хореографическая подготовка, цель которой – развивать творческие способности фигуристов, которые помогут воплощать на льду с помощью специальных движений пластики и мимики идею и характер музыкального сопровождения соревновательных композиций. Большое внимание уделяется упражнениям , способствующим развитию гибкости и подвижности суставов, развитию координационных способностей. Техническая подготовка фигуристов на учебно-тренировочном этапе 1-3года обучения Основой технической подготовки фигуристов 1-го года обучения является обучение реберному скольжению с помощью тестовых упражнений, включающих скольжение по дугам назад – наружу, назад – внутрь со скрещением спереди, петлевым поворотам, исполнению двукратных троек вперед-наружу и вперед-внутрь по рисунку серпантин. В течение года фигуристы должны освоить прыжки: аксель, двойные прыжки, один каскад или комбинацию прыжков, включающих какой-нибудь прыжок в два оборота; вращения на одной ноге, сидя в волчке или в ласточке. Второй и третий годы этого этапа должны способствовать овладению обширным комплексом двигательных умений и навыков в фигурном катании. Основными элементами в технической подготовке фигуристов являются реберное скольжение по сложному рисунку, используя всю ледовую поверхность катка с включением серий шагов с перетяжками назад-наружу, назад – внутрь, троечных поворотов. Основные задачи специально-технической подготовки - обучение основным группам элементов одиночного фигурного катания: - обучение культуре выполнения соревновательных упражнений - выполнение соответствующих разрядных нормативов Практическая подготовка учебно-тренировочных групп 4-5года обучения Подготовка в учебно-тренировочных группах 4-5года обучения представляет осуществление непрерывного процесса обучения для углубленной специализации и являются группами спортивного совершенствования. Задачами спортивного совершенствования являются - функциональное и морфологическое совершенствование различных систем организма -дальнейшее повышение спортивного мастерства на основе совершенствования общей и специальной подготовленности до уровня требований сборных команд - прочное овладение базовой техникой и тактикой фигурного катания на коньках На этом этапе ОФП - повышение уровня функциональной и физической подготовленности, совершенствование физических качеств. Выполнение этих задач создает предпосылки для выполнения задач специально-технической подготовки. Для воспитания силовых способностей используются упражнения на различные группы мышц. Упражнения выполняются на максимальное количество раз до предела. Для воспитания скоростно- силовых способностей можно использовать все силовые упражнения, выполняемые за определенные промежутки времени, а также прыжковые упражнения: многоскоки. Для скоростных способностей - упражнения со скакалкой и с резиной. Для воспитания специальной выносливости применяются имитационные упражнения в круговой тренировке, упражнения на ловкость и сложнокоординационные упражнения, выполняемые на фоне усталости. При совершенствовании выносливости применяют широко интервальные методы тренировки. Для воспитания ловкости лучше всего использовать подвижные игры, эстафеты, волейбол, теннис. Быстроту реакции можно совершенствовать с помощью выполнения разнообразных упражнений из нестандартных положений, упражнений со скакалкой. Совершенствование элементов короткой программы и сбалансированной произвольной программы в соответствии с требованиями правил соревнований по разряду КМС. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Для контроля физической подготовленности на каждом этапе подготовки производится сдача контрольных нормативов. Каждый обучающийся должен сдать 6 видов контрольных нормативов, соответствующие определенным баллам. Баллы складываются и делятся на 6 видов. Средний балл «3» является оценкой «сдано» и переводным баллом в следующую группу. Для определения исходного уровня общейфизической подготовленности контроля её динамикирекомендуется следующий комплекс упражнений: бег 30м. с высокого старта. челночный бег 3х10м., прыжки в длину с места, подъем туловища, бег 60м, силовая гимнастика. 3-й прыжок с места. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ Врачебный контроль является обязательным в группах начальной подготовки. К занятиямфигурным катанием допускаются дети, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья. Справка от врача обязательна. Для детей , занимающихся в учебно- тренировочных группах рекомендуется проведение диспансеризации во врачебно-физкультурных диспансерах в начале и конце года. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Целью воспитательной работы тренера является формирование целостной гармонически развитой личности юного спортсмена. В занятиях с юными спортсменами следует уделять большое внимание воспитанию высоких моральных качеств человека, таких как любовь к Родине, чувство коллективизма, честности, дисциплинированности трудолюбия. Одна из важнейших задач деятельности тренера-воспитание качеств спортивного характера у юных спортсменов. Спортивный характер – это комплексное проявление особенностей личности. Чаще всего победы добиваются на крупнейших соревнованиях добиваются спортсмены, которые обладают волей. Настойчивостью и стремлением к победе. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнение задач. Решаемых в процессе тренировки и участия в соревнованиях. Средствами и методами целеустремленности являются: - расширение и углубление теоретических знаний в фигурном катании - планирование занятий с конкретными целевыми установками на каждое занятие; - оценка каждого занятия, учет его результативности, анализ ошибок и причин успеха; К задачам эстетического воспитания относятся: - формирование эстетического отношения к окружающей действительности; - развитие эстетических чувств. способностей и умение видеть прекрасное и создавать его в процессе занятий фигурным катанием. - воспитание потребности делать прекрасное в спорте и жизни; -- развитие эстетического вкуса и идеала Для достижения этих задач должны использоваться не только общеизвестные средства, формы и методы эстетического воспитания(беседы по эстетике. посещение театров и кино, но и спортивная атрибутика, символика, средства наглядной агитации и пропаганды, музыкальное сопровождение, поднять на более высокий уровень организацию проведения учебно-тренировочного процесса. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Психологическая подготовка юных спортсменов проходит в условиях учебно-тренировочного процесса, соревнований, контрольных испытаний. Основные методы психологической подготовки - это беседы, убеждения, педагогические внушения, методы моделирования соревновательных условий. В тренировочных занятиях создавать ситуации. Которые предполагают преодоление трудностей. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ Рекомендуется планировать восстановительные мероприятия на трех условных уровнях : основном, оперативном и текущем. Восстановительные мероприятия основного уровня направлены на нормализацию функционального состояния организма спортсменов в результате суммарной нагрузки отдельного микроцикла, а также на нормализацию процессов утомления. Оперативное восстановление функционального состояния спортсменов в процессе каждого тренировочного занятия с учетом закономерностей развития и компенсации утомления в этом занятии. Текущее восстановление направлено на обеспечение оптимального функционального состояния спортсменов в процессе и после нагрузки отдельных занятий в целях подготовки к очередной работе. Педагогические средства восстановления – рациональное планирование тренировочного процесса Гигиенические средства – рациональный суточный режим; лична гигиена, специализированное питание Медико-биологические средства – фармакологические средства, кислородотерапия, тепловые процедуры. Психологические средства – комплексные методы релаксации, убеждение, внушение. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА - Учащиеся должны уметь подобрать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить её по заданию тренера. - уметь составлять конспект занятия и комплексы тренировочных занятий - принимать участие в судействе в ДЮСШ в роли секретаря, контролера |