Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники





Скачать 317.05 Kb.
НазваниеМетодическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники
страница1/3
Дата публикации09.08.2013
Размер317.05 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Спорт > Методическая разработка
  1   2   3


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Москвы ГИМНАЗИЯ №1544

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники

направление – дидактика, теория и методика обучения

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗРАБОТКИ: в работе представлен практический опыт по развитию способностей к языку в целом и практическому овладению немецкого языка как средства общения. Приведена технология формирования и развития языковой и речевой компетенции учащихся, используя приемы мнемотехники.

Москва

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вся организация педагогического процесса должна в полной мере способствовать повышению результативности обучения, формированию и развитию познавательного интереса у учащихся, стимулированию творческой деятельности и активности у детей. Очень важно, чтобы ребенок развивался и интеллектуально и эмоционально, чтобы он творчески подходил к выполнению того или иного задания или упражнения.

Как организовать управление процессом обучения учащихся, чтобы они выполнили все перечисленные задачи? Как добиться того, чтобы уроки были максимально эффективными, чтобы детям было интересно учить иностранный язык, чтобы программный материал усваивался на высоком уровне?

Обучение иностранному языку – сложный процесс, требующий от учащихся и умения читать, говорить, писать, переводить, и овладение общеучебными навыками и умениями.

Совершенно очевидно, что нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, выбрать оптимальный ритм работы, эффективные формы, приемы и методы.

Я работаю учителем немецкого языка в гимназии, где в качестве первого языка дети изучают английский язык. Не секрет для всех, что на современном этапе немецкий язык все больше вытесняется английским языком. Приходится прикладывать немало сил для убеждения учащихся и их родителей в том, что немецкий язык не менее интересен и необходим в современной жизни.

В процессе оптимизации изучения немецкого языка я выделила следующие проблемы:

- проблема образования единого психологического пространства, способствующего повышению мотивации изучения немецкого языка в средней школе;

- проблема организации педагогического партнерства между педагогом и учащимся в обстановке деятельностного сотрудничества и сотоварищества между учащимся и учителем;

- проблема достижения такого педагогического эффекта, при котором учителю удается разбудить внутренние потенциальные мотивы учащихся и погасить антимотивы обучающихся и их родителей, когда не возникает желания изучать немецкий язык;

- проблема изучения немецкого языка как второго иностранного.

Обозначенные проблемы представляются мне сложными и актуальными, принимая во внимание тот факт, что согласно социальному заказу общества, знание иностранного языка становится необходимой частью личной и профессиональной жизни человека. Это вызывает потребность во владении иностранным языком, а не только в умении «читать и переводить со словарем». Однако для детей немецкий язык – не родной, и они не общаются на нем в повседневной жизни. Кроме того, мы прекрасно знаем, что далеко не все ученики обладают равными языковыми способностями, а учить нужно всех.

Я считаю, что снять это противоречие возможно, если учить ребенка максимально использовать немецкий язык в повседневной жизни (компьютерные игры, фильмы, музыка, Интернет), если развитие интеллекта будет формироваться параллельно освоению грамматических норм и пополнению лексического запаса.

В своей практической работе в гимназии № 1544 СЗАО г. Москвы я сначала интуитивно, а затем обоснованно стала применять мнемотехнические приемы.

Моя гипотеза: если посредством мнемотехнических приемов развивать память, опираясь на социальный, культурный, индивидуальный опыт учащихся, то это повлечет за собой развитие способностей к языку в целом и поможет практическому овладению немецкого языка как средства общения.

Цель: формировать и развивать языковую и речевую компетенцию учащихся, используя приемы мнемотехники.

Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:

  1. создать базу эффективных приемов запоминания немецких слов;

  2. апробировать приемы мнемотехники на уроках немецкого языка;

  3. учитывать взаимосвязь содержательных единиц и мнемотехнических приемов;

  4. создать условия для применения полученных языковых знаний в реальных или условных коммуникативных ситуациях общения.

Методологическая основа - разработки ученых-лингвистов, психологов, активно применяющих в своей педагогической практике данную методику.

  • Е.Н. Соловова1, зав. кафедрой МПГУ, к.п.н., по мнению которой, необходимо не только объяснять новый материал и организовать его правильную отработку, но и предлагать ученикам рациональные приемы работы с лексикой, грамматикой, фонетикой, различными типами словарей и справочников и текстом;

  • Н.Д. Гальскова2, профессора, д.п.н., которая утверждает, что «чем больше свойств и особенностей личности обучающегося учитывается в учебном процессе, тем успешнее протекает процесс овладения обучающимися коммуникативной компетенцией. При этом наиболее значимым, особенно на начальном этапе обучения иностранного языка, в общем балансе индивидуально-психологических особенностей, влияющих на успешность овладения иностранным языком, является показатель объема оперативной памяти»;

  • В.А. Козаренко3, преподаватель курса мнемотехники Школы рационального чтения, автора системы запоминания «Джордано», созданной в 1990 году и доказавшей свою эффективность.

Принципы работы

  1. Наглядность. Развивать воображение невозможно без ярких красочных образов, создавать которые помогают умение рисовать, компьютерные программы Photoshop и Microsoft Power Point, мультимедиа, магнитофон и видео. На своих уроках я использую наглядность для:

  • создания речевого образца;

  • ограничения круга тех предметов и явлений, вербальное обозначение которых известно говорящему;

  • создания опоры (логической последовательности, определения объекта высказывания) для построения цепи высказывания;

  • создания стимулирующей высказывание ситуации общения.

  1. Доступность. Я работаю с учащимися 5-8 классов. У них увеличивается круг связей с окружающим миром, возникает потребность большей свободы и самостоятельности, проявляется интерес к импровизациям. Поэтому необходимо создать условия, в которых подростки достойным образом найдут выход своей активности и энергии. Так как для них важно мнение одноклассников, они испытывают устойчивый интерес ко всему новому, неожиданному, необычному. Я предпочитаю в работе парные или групповые формы выполнения заданий, основанные на совместной деятельности, соревновании или игровой ситуации.

  2. Принцип интеграции и дифференциации. При обучении одному аспекту языка или виду речевой деятельности задействуются и формируются в большей или меньшей степени все остальные. Тем не менее, при формировании каждого вида речевой деятельности мной используются особые упражнения и задания.

  3. Принцип опоры на родной язык. При запоминании иностранных слов я стараюсь использовать аналогию с русскими словами, находить общие закономерности и использовать опыт изучения родного языка, который уже сложился.

  4. Принцип опоры на 1-й иностранный язык. При запоминании иностранных слов я показываю схожесть звучания с английскими словами, общие закономерности при изучении грамматики, порядка слов в предложении и т.д.

  5. Принцип коммуникативной направленности обучения. При выполнении упражнений я стараюсь обеспечить опору на личностное осмысление, так как механическое заучивание или бессмысленное повторение одного и того же материала вызывает отторжение.

Новизна данной методической разработки состоит в составлении алгоритма «пошаговой» деятельности учителя для развития языковой и речевой компетенций учащихся. Кроме того, мною разработан цикл занятий по каждому этапу данной педагогической технологии. Организуя свою работу по внедрению приемов мнемотехники в соответствии с обозначенными задачами, мною составлена подборка приемов запоминания лексических единиц и ассоциограмм4 по различным темам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арден Д.Б. Развитие памяти для «чайников». М., Издательский дом «Вильямс», 2006

  2. Гальскова Н. Д. Пособие для учителя. М., «АРКТИ», 2003.

  3. Зиганов М.А., Козаренко В.А., Семин А.Н. Техника запоминания иностранных слов. М., «Образование», 2002.

  4. Зяблицева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. Ростов н./Д., «Феникс», 2005.

  5. Майкл Курланд, Ричард Лупоф Как улучшить память (практическое пособие). М., «АСТ», «Астрель», 2003.

  6. Никитина Т.Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко. М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2006.

  7. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Ростов н./Д., «Феникс», 2005.

  8. Соловова Е. Н. Пособие для студентов педвузов и учителей. М., «Просвещение», 2002.

  9. Стрижак У.П. Преподавание иероглифики и развитие эйдетической памяти. Иностранные языки в школе. 2002. № 1.

  10. Усачев М.В. Лучше, чем суперпамять. Ростов н./Д., «Феникс», 2006.

  11. Устенкова Т.П. Языковые и речевые игры на уроке немецкого языка. Иностранные языки в школе. 1996. № 3.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Мотивационная составляющая уроков немецкого языка.

3. Технология развития языковой и речевой компетенции.

4. Практическое внедрение.

5. Вывод.

6. Приложение.

1.ВВЕДЕНИЕ

Анализ результатов итоговой аттестации по иностранному языку позволяет сделать некоторые выводы о качестве подготовки выпускников по данному предмету. Анализ показывает, что учащиеся в основном владеют базовыми умениями и навыками по иностранному языку. Вместе с тем следует отметить невысокий уровень сформированности речевой компетенции – компетенции наиболее значимой для практической деятельности.

Учащиеся затрудняются в выборе лексики для непосредственного общения на иностранном языке, не всегда могут по всем правилам оформить собственное речевое высказывание. На это есть как объективные причины, а это, прежде всего, отсутствие языковой среды, небольшая плотность уроков в расписании согласно учебной нагрузке, так и субъективные: невысокий базовый уровень подготовки учащихся, а также недостаточность мотивации у учащихся к овладению иностранным языком.

Чтобы привести учащихся в конце обучения в «состояние речевой готовности», необходима долгая и кропотливая работа, рассчитанная не на один год. Работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующие задачи:

  • научить учащихся, что называется, слышать и чувствовать особенности речи; понимать значение речевых конструкций и воспроизводить их в обыденной речи;

  • чувствовать красоту слова, проникать в тайны подтекста.

  • Мне хотелось бы, чтобы учащиеся поняли: владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения себя как интересной личности, для полноценного общения, для успешной социализации в обществе.

Образовательные стандарты по иностранному языку ориентируют учителя на воспитание человека, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Главная идея курса иностранного языка – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Поэтому обучение на уроках иностранного языка должно строиться с учётом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как аудирование, чтение, говорение, письмо.

2.МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКОВ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Кто интересуется предметом,

у того открыты глаза и уши.

немецкий педагог

Не секрет, что во всем мире стала формироваться потребность в знании нескольких иностранных языков. Россия не является исключением.

Для успешного формирования языковой и речевой компетенций, учитель должен постоянно искать эффективные способы активизации познавательной деятельности. Он должен поддерживать интерес к изучению иностранного языка, повышать мотивацию, развивать творческое и ассоциативное мышление и языковую догадку.

Мнемотехника (греч. τὰ μνημονικά— искусство запоминания) - это наука о запоминании, предлагающая совокупность приемов, способов и искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание, увеличивающих объем памяти и, главное, облегчающих вспоминание. При помощи мнемотехнических приемов сотрудничество между разумом и чувствами всегда используется оптимальным образом.

Внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты и разнообразны. Это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота. Мнемонический прием не оставляет школьников безучастными и равнодушными.



Как известно, левое полушарие головного мозга является «офисным центром», который отвечает за теорию, анализ, синтез, логику и мышление. Правое же полушарие является «творческим центром», который отвечает за восприятие цвета, звука, за создание ассоциаций и образов. Задача учителя – активизировать оба эти полушария, т.е. соединить усвоенный материал с творчеством.

По данным исследований, мы запоминаем то, что

- мы читаем (10%);

- мы слышим (20%);

- мы видим (30%);

- мы видим и слышим (70%);

- мы делаем сами (90%), т.е. мы обучаемся тем лучше, чем больше чувств мы используем при обучении.



Память – сложный психический процесс, это способность к запечатлеванию, сохранению и последующему воспроизведению того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали.

Психологи выделяют 4 вида памяти: двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную. Ученые П. Линдсей и Д. Норман считают, что существуют 3 различные системы памяти.

  1. Ультрократковременная

  2. Кратковременная

  3. Долговременная

Забывание связано с неумением вспомнить. И вот здесь на помощь может прийти мнемотехника, которая позволяет перенести знания в долговременную память.

3.ПОШАГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ И РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Цель обучения иностранному языку: формирование личности, социально адаптированной в современном обществе, выпускника, свободно выражающего свои мысли на иностранном языке, понимающего речь и умеющего вести беседы на специальные темы.

Одна из задач повышения качества образования является внедрение в образовательный процесс современных продуктивных технологий обучения, позволяющих существенно повысить уровень практического владения языком.

Общеизвестно, что в основной массе учащимся, в силу ряда причин, не удается овладеть вторым иностранным языком в такой же степени, как и первым. И здесь, на мой взгляд, возникает проблема, как научить учеников полностью использовать ту лексику, которой они овладевают в процессе обучения, но порой не могут активизировать в общении.

Мною разработана пошаговая технология развития языковой и речевой компетенции учащихся при помощи эффективных приемов мнемотехники:

  1. Создание квази-слов

  2. Рифмизация

  3. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных

  4. Метод ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

  5. Метод связок

  6. Метод создания ассоциограмм

  7. Метод Цицерона на пространственное воображение (метод мест).

полотно 25

полотно 20

полотно 15

полотно 10

Метод ассоциограмм я активно использую в работе с текстом в старших классах. При изучении текстов учащиеся ведут поисковую работу:

  • создают базу данных по тексту;

  • проводят отбор лексических и грамматических структур, необходимых для навыков понимания и говорения;

  • отрабатывают алгоритмы говорения;

  • развивают монологическую речь по опорам, пересказывают текст от первого и третьего лица;

  • от монологической речи переходят к диалогической, используя вопросительные предложения из базы данных.

Задания и степень трудности определяет учитель. Это зависит от возраста учащихся, их психологического состояния, степени обученности, умения креативно мыслить и просто от свойства памяти.

Данный метод позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Способные учащиеся выполняют более сложные задания, например, составляют предложения с речевым клише:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconМетодическая разработка внеклассная работа как один из главных способов...
Методическая разработка «Внеклассная работа как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка» посвящена...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconРазвитие речевой компетенции на уроках английского языка посредством тренировочных упражнений
Тема исследования выбрана не случайно, так как она является очень актуальной в современной школе. Для достижения цели исследования...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconРазвитие иноязычной коммуникативной компетенции в изучении немецкого...
«Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в изучении немецкого языка посредством использования игровых технологий при изучении...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconКонспект урока английского языка, проведенного в 11 классе Большесундырской...
...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconУтверждаю согласовано рассмотрено
Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции ( речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconПредисловие Практикум «Практический курс русского языка»
Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconУрок русского языка в 8 классе «Ее величество метафора»
Развитие общей языковой культуры учащихся сельской школы посредством интегрирования предметов
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconМетодическая разработка Составил: Бовтун С. М, учитель немецкого языка мбоу «сош №3»
Данное пособие предлагает методически грамотные раз-работки внеклассных мероприятий, которые можно провести в рам-ках предметной...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconМетодическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconФормирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,...
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка посредством мнемотехники iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью курса является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих речевой, языковой, социокультурной,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск