Скачать 228.46 Kb.
|
Пояснительная записка Программа «Спортивные бальные танцы» предназначена для преподавания ритмики и бальных танцев в начальной и средней школе. Спортивные бальные танцы помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, музыкальную память, чувствовать настроение и характер музыки, а также выражать свои чувства и мысли посредством танцевальных движений. Основная задача курса привить ребенку необходимые двигательные навыки, умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм. Одной из важнейших задач является художественно-эстетическое и культурное развитие школьников. Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают школьников. Благодаря спортивным бальным танцам у детей улучшается осанка, формируется легкая походка, прививается культура общения между собой, в паре. Движения в ритме и темпе, заданном музыкой способствует работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях приводит к общему оздоровлению организма. Учебная дисциплина «Спортивные бальные танцы» является самостоятельным курсом и предназначена для детей любого возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу. Каждый урок начинается с ритмической разминки на все группы мышц, которая усложняется от урока к уроку, что приводит к укреплению мышечного аппарата. Цели:
Задачи :
Основные периоды освоения программы. Образовательная программа рассчитана на возраст учащихся: I этап – 7 – 9 лет II этап – 9 – 12 лет III этап – 12 – 14 (16) лет Первый (начальный) этап обучения – возраст детей 7 – 9 лет. Наиболее приемлемой и любимой детьми формой обучения является музыкально – танцевальная игра, изучение основ различных танцев. Со второго года программа усложняется и вводится работа над сценическими композициями. Второй этап обучения – возраст детей 9 – 12 лет. На этом этапе учащиеся уже физически более развиты и способны лучше координировать движения. Дети этого возраста сохраняют живость и непосредственность, отличаются творческой активностью и наблюдательностью. Второй этап обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям. Используется также беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и ее самостоятельный разбор. Третий этап обучения – возраст детей 12 – 14 (16) лет. Эти дети уже скоординированы, выносливы, могут выполнять более сложные движения, что следует учитывать при построении учебного процесса таким образом, чтобы подросток мог активно проявить себя и утвердиться в этом направлении деятельности. На третьем этапе обучения большое внимание уделяется эмоциональной окраске танца, образу в нем, сочетается в обучении наглядность, осмысление с творческим поиском учащихся. Итоги обучения по годам и этапам. I этап обучения - 1-ый год обучения. Исполнитель должен знать: - виды танцев, их отличие друг от друга, - движения бальных танцев (схематично), - понятия: линии, круг, линии танца, диагонали, - понятия: музыкальная фраза, музыкальное предложение, такт, темп. Исполнитель должен уметь: - выполнять движения бальных танцев, соединения движений (схематично), - различать танцевальную музыку и определять к какому танцу она принадлежит, - выделять в предложенной танцевальной музыке музыкальную фразу, музыкальное предложение, различать сильную и слабую долю такта, - воспроизводить хлопками и притопами ритмический рисунок предложенного музыкального материала. I этап - 2-ой год обучения. Исполнитель должен знать: - технику базовых движений бального и историко-бытового танца, - ритмическую структуру движений бального танца Исполнитель должен уметь: - исполнять танцы бального репертуара, используя технику бального танцевания, ритмическую структуру танца, - выполнять программные движения заданные педагогом. I этап - 3-ий год обучения. Исполнитель должен знать: - технику выполнения несложных фигур бального танца, их ритмическую характеристику, - различать в музыке не только ее характер и метроритм, но и эмоциональную структуру, - знать критерии оценки исполнения бальных танцев Исполнитель должен уметь: - выполнять движения бального танца, не только технически правильно и в нужном ритме, но и эмоционально в соответствии с характером музыки, - хорошо ориентироваться в пространстве и времени в соответствии с задачами той или иной композиции, - оценивать исполнение бального танца. II этап обучения. Исполнитель должен знать: - более сложные движения бального танца, уметь разложить движения на составляющие и дать их метроритмическую характеристику; - направления современного танца, их особенности, - понятие «драматургии» в паре и ансамбле бального танца, понятие «актерское мастерство». Исполнитель должен уметь: - владеть техникой исполнения бального танца, чувствовать взаимосвязь лексики и пластики танца, эмоционально-образный характер музыки, - выполнять различные виды вращений. III этап обучения: Исполнитель должен знать: - вариационные формы основных фигур бальных танцев, - принципы образования учебной схемы из движений бального танца, - возможность соединения базовых фигур бального танца в учебную комбинацию (начало и конец движения, его совместимость с другими движениями) Исполнитель должен уметь: - освоить фигуры бального танца с усложненным ритмическим рисунком и их вариации, - танцевать бальный танец в соответствии с программой, - выполнять и объяснять, как образуется учебная композиция движений бального танца (схему составляет сам учащийся). Изучение бальных танцев происходит в течение всех лет обучения, по мере прохождения детьми движений и фигур, к которым они относятся. Западно-европейские танцы. Общие понятия. Постановка корпуса, рук, головы. Позиции ног. Координация движений. Изучение основных фигур и технических приемов исполнения. Освоение музыкально-ритмической основы каждого танца. Понятие о принципах танцевания в паре. Знакомство с правилами ориентации в танцевальном зале. Освоение специфических особенностей постановки корпуса в европейских танцах и движений в следующих позициях в паре: закрытая позиция, позиция променада, открытая позиция. Работа над балансом шага, устойчивостью, согласованностью движений ног и корпуса. Знакомство с приемом «противодвижение корпуса». Изучение позиции фэлловея. Работа над различными фигурами с поворотом влево, с каблучным поворотом, с твистовым поворотом. Освоение приема «парение» (ховер). Изучение танцев: медленный вальс, быстрый фокстрот, венский вальс, танго, медленный фокстрот Латиноамериканские бальные танцы. Общие понятия. Постановка корпуса, рук, головы. Позиции рук и ног. Координация движений. Изучение основных фигур и технических приемов исполнения. Освоение музыкально-ритмической основы каждого танца. Понятие о принципах танцевания в паре. Освоение специфических особенностей постановки корпуса в латиноамериканских танцах и движений в следующих позициях в паре: основная закрытая позиция, открытая позиция, позиция «веера», правая и левая боковые позиции, позиции променада и контрпроменада. Изучение движений в следующих позициях в паре: закрытая компактная позиция, правая теневая позиция, позиция фэлловея, правая и левая контрпозиция. Работа над устойчивостью в паре и над пластичностью рук. Изучение вращений и способов подмены ног. Работа над пластичностью, музыкальностью, техникой исполнения движений, изучение фигур с усложненным ритмическим рисунком, Развитие танцевальности исполнителей. Изучение танцев: самба, ча-ча-ча, джайв, румба, пасодобль. Учебно-тематическое планирование. 1 год обучения
Программа по курсу «Спортивные бальные танцы» , 1-ый год обучения.
Методическое обеспечение программы. 1. Приёмы, принципы и методы организации образовательного процесса. Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие прнципы:
Принципы дидактики:
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы: 1) Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы. 2) Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движения в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. 3) Метод наглядного восприятия способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 4) Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения. Приёмы: комментирование, инструктирование, корректирование. Условия реализации программы. Техническое и дидактическое обеспечение занятий. Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения:
|