Скачать 79.25 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 г. Галича Разработка урока по правилам дорожного движения на тему: «Транспортная система города и безопасность дорожного движения» 10 класс Подготовила разработку: преподаватель-организатор ОБЖ Зубова Светлана Александровна г. Галич, 2010 год Пояснительная записка: Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях по данным Российской Академии архитектуры и строительных наук, за последние 10-15 лет в результате многократного повышения уровня насыщения городов легковыми автомобилями возникла транспортная проблема с пропуском концентрированных автомобильных потоков, к освоению которых уличная сеть городов оказалась неподготовленной. Наиболее напряженная обстановка, сопровождаемая часовыми заторами, сложилась в крупнейших городах при въезде в центральный район в утренний период и выезде из него в вечернее время, а также на границе города и пригородной зоны в предвыходные и выходные дни. В целом это усложнило транспортную ситуацию в городах и требует всестороннего совершенствования транспортных систем, их модернизации. Модернизация транспортных систем включает целый ряд административных, технических и градостроительных действий, направленных на повышение степени планировочной упорядоченности, структуризации сети транспортных коммуникаций, приведение технического состояния магистральных улиц и дорог, внеуличных путей сообщения в соответствие с генеральной концепцией транспортного обслуживания населения, с техническими возможностями современных транспортных средств; обеспечение хозяйственно-деловых и потребительских перевозок; гарантированной защиты селитебных и рекреационных территорий от транспортного шума и отработавших выхлопных газов автомобилей. Важной задачей модернизации транспортных систем городов следует считать обеспечение условий надежной и безопасной работы всех видов транспорта, повышение их взаимодействия, эффективности использования транспортных средств и пропускной способности транспортных путей движения, развитие транспортных систем до уровня, обеспечивающего жителям городов и пригородных зон возможность выбора вида транспорта при поездках к местам работы, к объектам культурно-бытового и рекреационного назначения. Учащиеся 10-11 классов уже получили достаточный объём знаний по правилам дорожного движения, в этом возрасте они должны применять эти знания на практике, уметь ими оперировать, развивать дальше навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Особенно подходит для этого методика развития критического мышления, применения местного статистического материала. Цель данного урока: продолжить формирование у учащихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах нашего города. Задачи урока: Образовательная - повторить основные элементы транспортной системы города; Развивающая - научить ориентироваться в сложной дорожной обстановке, развитие навыков критического мышления; Воспитательная - воспитание законопослушных участников дорожного движения, умения работать в группе. Ожидаемый результат:
Ход урока Слова учителя: В начале урока давайте поиграем в игру «Ваши ассоциации». По очереди выскажите то, что приходит вам на ум, когда вы слышите: «Безопасная дорога и ее элементы». Все сказанное следует записать на доске, прямо под названием темы занятия, через запятую. Примерный образец ответов учащихся: Дорога, проезжая часть, обочина, кювет, поребрик, тротуар, пешеходный переход, дорожные ограждения, регулировщик, светофор, дорожные знаки, дорожная разметка и т.д. Когда все выскажутся, учитель дает задание вспомнить определения данных понятий или найти их в «Правилах дорожного движения». "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. "Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с настоящими Правилами. Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2. "Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. "Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. "Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. "Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Кювет (франц. cuvette, буквально — лохань, таз), выемка трапецеидальной формы вдоль обочины автомобильной или железной дороги для сбора и отвода воды в пониженные места. Бордюр - кромка, кайма, обрамление (франц. bordure, от bord — край). Это элемент краевого оформления, в том числе текстов или иллюстраций; в декоративном садоводстве — посадка низких растений по краям дорожек, газонов или контуру клумбы; в дорожном строительстве — способ укладки профильного разделителя между проезжей частью и тротуаром «заподлицо». Поребрик - тип орнаментальной кирпичной кладки, при которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности. В дорожном строительстве — способ укладки профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью. Таким образом, для границы между тротуаром и проезжей частью, в случаях, когда тротуар приподнят над поверхностью проезжей части, а профильный разделитель уложен под углом к поверхности тротуара и дороги, верно название "поребрик". В случае же, когда тротуар и проезжая часть находятся на одном уровне и бордюрный камень уложен "заподлицо", верно наименование "бордюр". Светофор дорожный (от свет и греч. phorós — несущий), средство световой сигнализации, служащее для регулирования дорожного движения и движения подвижного состава на железных дорогах. Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов об опасных участках и информации о введённых ограничениях или иных особенностях условий движения. Разметка дорожная, средство регулирования дорожного движения. Р. д. бывает горизонтальной и вертикальной. К горизонтальной относятся линии и обозначения на проезжей части улиц и дорог, устанавливающие порядок дорожного движения и помогающие ориентироваться в дорожной обстановке. К вертикальной Р. д. относятся линии и обозначения, наносимые на элементах дорожных сооружений (опорах мостов, парапетах, бордюрах и т.п.). Слова учителя: Определив круг основных понятий, о которых пойдет речь на уроке, давайте посмотрим, что представляет из себя транспортная система нашего города. Галич занимает территорию в 1620 га. В1980 году в городе насчитывалось 108 улиц сейчас их уже 114.Количество дорожных знаков и транспортных средств также выросло соответственно со 100 до 420 и с 3,5 т тысяч до 4,5 тысяч единиц. Представьте себе: потоки транспортных средств и пешеходов движутся по большому пространству города. Как организовать это движение так, чтобы они не только не мешали друг другу, но еще могли бы прибыть в нужное время в нужное место и, главное, без потерь и повреждений? После ответов учащихся делаем вывод: Чтобы дорожное движение было удобным и безопасным, необходимо, прокладывать новые дороги и расширять, улучшать существующие. Устанавливать светофоры, дорожные знаки, наносить дорожную разметку. Распределять и направлять транспортные потоки в зависимости от пропускной способности дорог. Улучшать условия дорожного движения путем рационального размещения остановочных пунктов транспорта общего пользования, систем освещения дорог, зеленых насаждений, киосков и других элементов обустройства и оформления, городских дорог. Учитель делит класс на четыре группы. Каждая группа получает задания:
- необходимые дорожные знаки, если их недостаточно
3. Подготовить выступление от группы на 3-4 минуты (возможно, дать задание учащимся заранее, посмотреть конкретные участки улиц, чтобы сравнить реальное положение дел с тем, что сделать необходимо). В результате работы групп должно быть акцентировано внимание на то, что относительно большое количество ДТП с участием пешеходов приходится на необустроенные места пересечения пешеходных и транспортных путей. Элементы дорог, которые оказывают существенное влияние на возникновение ДТП:
4. В заключении урока, либо в качестве домашнего задания дается работа - составить по теме урока синквейн. Его составляют по схеме (межпредметные связи с учебным предметом «Русский язык») существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, крылатая фраза и эмоциональная точка. Время работы 5-7 минут. Озвучиваются те работы, которые наиболее отражают сущность урока, являются своеобразным подведением итогов темы. Например:
|