Муниципальное бюджетное специальное учебно воспитательное учреждение открытого типа «Специальная общеобразовательная школа открытого типа»
Публичный доклад
директора
МБС УВУ ОТ СОШОТ
Губахинского муниципального района
Пермского края
Итоги работы учреждения
за 2011-2012 учебный год
г. Губаха, 2012 Адрес ОУ: 618255 Пермский край, г. Губаха, ул. Бутлерова 11;
телефон: 4-42-07, 4-42-60, 4-42-84 расчетный счет 40701810500001000269 Общие сведения о школе
В настоящее время в РФ сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности подростков. Затянувшийся социальный кризис приводит к дальнейшему расслоению общества, появлению в контингенте детей новых категорий и групп риска.
Появилось немало детей, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию. Всё больше детей оказываются вне образования. Процент правонарушений остается достаточно высоким.
Время потребовало создания новой образовательной структуры, которая занималась бы профилактикой негативных процессов в молодежной среде и адаптировала свой учебный процесс к потребностям и нуждам обучающихся. Так, с 1995 года стали создаваться принципиально новые учебно-воспитательные учреждения открытого типа для детей, попавших в особо сложную жизненную ситуацию. В ноябре 2002 года решением генерального директора ОАО «Метафракс» г. Губаха структурное подразделение градообразующего предприятия «Центр досуга молодежи» было передано управлению образования г.Губаха и реорганизовано в филиал вечерней сменной школы. Вместе со зданием муниципалитету была передана вся материально-техническая база данного учреждения. В силу сложившихся обстоятельств в новую структуру также перешла часть коллектива бывшего ЦДМ.
В 2004-2005 учебном году при поддержке мэра города и начальника управления образования Сизиковой В.Г. был решен вопрос о дальнейшей реорганизации учреждения в специальную общеобразовательную школу.
Так, 1 января 2005 года в г. Губаха было создано новое общеобразовательное учреждение - «Специальная общеобразовательная школа открытого типа» для детей с девиантным поведением (Распоряжение главы администрации г.Губаха Пермской области № 170р от 15.06.2004 года).
26 ноября 2004 года Постановлением главы администрации № 1086 был утвержден главный документ школы Устав муниципального специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа «Специальная общеобразовательная школа открытого типа».
В новой редакции Устав муниципального специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа «Специальная общеобразовательная школа открытого типа» был утвержден Постановлением главы администрации города Губаха от 14 декабря 2011 года №1119.
10 февраля 2011 г.– учреждение прошло лицензирование
(лицензия РО № 016666 от 10.02.2011 г. рег.№ 1193; действительна до 10 февраля 2017 года). В настоящее время школа является муниципальным специальным общеобразовательным учреждением для подростков девиантного поведения, реализующим программу основного общего образования с преобладанием физкультурно-оздоровительного и трудового направления. При этом она призвана выполнить важный социальный заказ государства по социальной адаптации и психолого – медико - педагогической реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Основная цель школы: создать условия для получения несовершеннолетними основного общего образования, а также особую воспитывающую среду, способствующую развитию личностных качеств подростков, коррекции их поведения и ценностных ориентаций.
Задачи:
обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитации несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе;
в ходе реализации образовательных программ основного общего образования развивать познавательный интерес и формировать положительную учебную мотивацию у обучаемых, способность к адекватной самооценке, самоконтролю, творческому осмыслению собственных возможностей;
осуществлять индивидуальную профилактическую работу по предупреждению совершения подростками правонарушений и антиобщественных действий;
осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
осуществлять профилактику и коррекцию вредных привычек, вовлекать в деятельность, дающую опыт здорового образа жизни;
Осуществлять поиск новых форм обучения учащихся со слабой мотивацией и внедрять их в образовательный процесс;
Контингент и социальный состав учащихся Контингент учащихся школы формируется из подростков, поступающих по направлениям комиссии по делам несовершеннолетних из школ №№ 15,20, 2,1 г.Губаха. В 2011-12 учебном году в школе обучалось 65 воспитанников. В структуре школы – 6 классов ( два класса в параллели с 7 по 9 класс).
Наполняемость классов составляла от 9 до 12 человек.
Возраст обучающихся – от 12 до 18 лет.
Особую озабоченность вызывает социальный состав учащихся. Сведения об изменении социального состава учащихся.
| 2009 – 2010уч. год
| 2010 – 2011 уч.год
| 2011-2012 уч.год
|
| % от общего кол-ва
|
| % от общего кол-ва
|
| % от общего кол-ва
| Общее количество детей, из них
| 56
|
| 61
|
| 65
|
| Мальчики
| 44
|
| 45
|
| 45
|
| Девочки
| 12
|
| 16
|
| 20
|
| Состоят на учете ОДН, из них
| 24
| 42,9
| 22
| 36
| 14
| 21,5
| Употребление спиртных напитков
| 12
| 21,4
| 7
| 11
| 4
| 6,2
| Токсикомания
| 3
| 5,4
| 6
| 9,8
| 0
| 0
| Кража (158)
| 1
| 1,8
| 4
| 6,6
| 6
| 9,2
| Бродяжничество
| 2
| 3,6
| 0
| 1,6
| 0
| 0
| Хулиганские действия (ВУД)
| -
| -
| 0
|
| 0
| 0
| Умышленное причинение легкого вреда здоровью (115)
| -
| -
| -
| -
| 1
| 1,5
| Неправомерное завладение автомобилем (166)
| -
| -
| -
| -
| 2
| 3,1
| Побои (116)
| -
| -
| -
| -
| 1
| 1,5
| Грабеж (161)
| -
| -
| -
| -
| 1
| 1,5
| Уклонение от учебы
| -
| -
| 0
|
| 0
| 0
| Неблагополучная семья
| 18
|
|
|
| 3
| 4,6
| Безработная семья
| 0
| 0
| 1
| 1,6
| 0
| 0
| Семья в социально опасном положении
| 16
| 32,1
| 8
| 13,1
| 8
| 12,3
| Малообеспеченная семья
| 15
| 26,8
| 19
| 31,1
| 27
| 41,5
| Многодетная семья
| 10
| 17,9
| 8
| 13,1
| 5
| 7,7
| Опекаемая семья
| -
| -
| 6
| 9,8
| 4
| 6,2
| Неполная семья
| 34
| 60,7
| 35
| 57,4
| 25
| 38,5
| «Маленькие мамы»
| 0
| 0
| 1
| 1,6
| 1
| 1,5
| Состоят на учете в КДН
| 20
| 35,7
| 23
| 37,7
| 21
| 32,3
| Анализ учащихся показывает, что 58% подростков - из неблагополучных и малоимущих семей, 38% - из неполных семей, почти четверть учащихся состоят на учете ОДН. Психологическая диагностика и педагогические наблюдения позволяют на сегодняшний день представить некоторые психологические и личностные характеристики наших воспитанников:
неустойчивая учебная мотивация, низкий уровень обучаемости;
нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций;
повышенная чувствительность к отношению окружающих;
ослабленное здоровье и отсутствие мотивации к здоровому образу жизни ( 89% - никотинозависимость, до 6% употребляют спиртные напитки);
повышенная склонность к совершению правонарушений;
наличие у многих воспитанников черт и качеств личности, не соответствующих требованиям современного общества и т.п.
Социальные гарантии.
В школе учащимся предоставляются социальные гарантии из средств по субвенции: проезд, 2-х разовое бесплатное питание, организация летней оздоровительной кампании, разовая помощь детям из многодетных и малоимущих семей. Режим работы школы В настоящее время школа работает в режиме продленного дня. Отработана цикличность воспитательных мероприятий и работа кружков по дням недели.
Школа работает в одну смену, занятия проводятся 5 дней в неделю.
Продолжительность урока- 45 минут.
Внеурочное время воспитанников – это
самоподготовка, проведение индивидуальных и групповых консультаций;
занятия кружков и секций;
курсы по выбору для 9-х классов;
организация и проведение еженедельных Дней здоровья (посещение спортзала д\с «Химик», катка, бассейна, горнолыжки);
участие в общешкольных и внеклассных мероприятиях в соответствии с годовым планом работы школы.
Структура внутришкольного управления
Кадры. Педагогический процесс в школе осуществляет коллектив педагогов, который осознает всю сложность поставленных перед ним задач, но оптимистично прогнозирует будущее школы. Его отличает работоспособность, гуманность по отношению к воспитанникам, интерес к своей профессиональной деятельности.
В 2011 - 2012 учебном году в составе педагогического коллектива 18 педагогов: с высшим образованием - 14 человек (74 %), со средним специальным - 5 человек ( 26 %). 2 педагога имеют нагрудный знак «Почетный работник общего образования».
Кол-во педагогов
| всего
| Высшая категория
| Первая категория
| Вторая категория
| Без категории
| основные
| 18
| -
| 9
| 9
| -
| совместители
| 4
| -
| -
| 4
| -
|
Средний возраст педагогов, работающих в школе 47 лет.
Коллектив в целом стабилен, обновление кадров происходит незначительное, но наблюдается постепенное старение учительских кадров. Данные о повышении квалификации За 2011-2012 учебный год повысили квалификацию через КПК 7 чел. (39%), из них
72 часа и более
ПГПУ «Современные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в ОУ закрытого и открытого типа» - 2 чел.,
ПГПУ «Теория и практика реализации предмета ОБЖ в ОУ» - 1чел.,
СвердловскийГБОУ ДПО СО «ИРО»
«Федеральный государственный стандарт общего образования: идеология, содержание, технология введения» - 2 чел.,
НОУДО »Академия родительского образования» дистанционные курсы по технологиям духовно-нравственного воспитания -2 чел.; Педагоги школы приняли участие
- в работе городских методических формирований:
14 чел. в ПДС »Учебное видео» и 1 чел. в РМО ( соцпедагог );
- 2 педагога в краевом методическом семинаре «Методы и технологии работы с родителями в ОУ по профилактике СОП и СС»;
- 2 педагога в семинарах ФГОС ЦРО ПК (центр развития образования Пермского края) по темам: «Методика подготовки по математике к ЕГЭ в 11 классе и к ГИА в 9 классе» и «Проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта основной школы при обучении биологии».
- 1 педагог в вебинаре «Особенности реализации требований ФГОС в УМК по математике издательства «Просвещение»»;
- 1 педагог в семинаре – практикуме КГАОУ СПО «Пермский краевойколледж «Оникс» в рамках межрегионального конкурса «Грани мастерства» среди мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных дисциплин в области ИЗО;
- директор школы в краевом семинаре «Центр развития современных образовательных технологий» УЦДПОС «Аналитическая деятельность руководителя образовательного учреждения»,
- 5 чел. в практикуме по обмену опытом работы в Пермском центре реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Содержание и организация учебного процесса Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком ( по четвертям) и расписанием занятий. Годовой календарный учебный график
МСУВУОТ «СОШ ОТ» на 2011-2012 учебный год
Этап образовательного процесса
| 7-8 классы
| 9 классы
| Начало учебного года
| 1 сентября 2011 г.
| Продолжительность учебного года
| 34 недели
| Продолжительность учебной недели
| 5 дней
| Продолжительность урока
| 45 минут
| Окончание учебного года
| 29 мая 2011 г.
| По приказу УО
| Промежуточная аттестация
| Согласно локально-нормативным актам школы
| Государственная итоговая аттестация
|
| Соответственно срокам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрназор)
|
График продолжительности учебных занятий по четвертям и школьных каникул
Учебная четверть
| Учебные дни
| Кол-во недель
| каникулы
| Сроки каникул
| Кол-во дней
| Начало занятий
| Окончание занятий
| Дата начала
| Дата окончания
| I
| 1.09.2011
| 28.10.2011
| 8нед.
2дня
| осенние
| 29.10.2011
| 6.11.2011
| 9
| II
| 7.11.2011
| 28.12.2011
| 7нед.
3дня
| зимние
| 29.12.2011
| 9.01.2012
| 12
| III
| 10.01.2012
| 24.03.2012
| 10 нед.
2 дня
| весенние
| 25.03.2012
| 02.04. 2012
| 9
| IY
| 03.04.2012
| 29.05.2012
| 7 нед.
3 дня
| летние
| 30.05.2012
| 31.08.2012
|
| ИТОГО
|
| 34
|
| 30
|
Учебный план на 2011-2012 учебный год разработан на основе федерального, регионального и школьного компонента. В основе учебного плана лежит государственный общеобразовательный стандарт.
Нагрузка учащихся не превышает предельно допустимого уровня, который обеспечивает обязательный минимум в соответствии с государственным стандартом. Учитывая то, что в 2011 -12 учебном году школа перешла на федеральный базисный учебный план 2004 года, в учебный план школы были введены предметы «Иностранный язык» и «Искусство». По - прежнему, предпочтение отдается урокам физической культуры, технологии и гражданского образования (право, граждановедение, обществознание).
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения был распределен следующим образом:
с целью организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности, воспитания гражданственности, любви к окружающей природе, Родине введен учебный предмет «Краеведение» ( 1 час в неделю): 7 класс - «Флора и фауна Прикамья», «История и культура Губахинского района»; 8 класс – « География Пермского края»;
в соответствии с основными целями школы, а именно формированием здорового и безопасного образа жизни предусмотрен 1 час в неделю на изучение в 7 и 9 классе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
с целью оказания помощи слабоуспевающим ученикам на индивидуальные и групповые консультации по предметам выделены по 1 часу в неделю в 7 классах;
учитывая специфику учреждения и состав воспитанников, введен дополнительно 1 учебный час в неделю в 8-х классах на предмет «Технология»;
2 учебных часа в неделю в 9-х классах были предусмотрены для реализации предпрофильной подготовки, т.е. на ориентационные курсы, направленные на создание базы для ориентации учеников в мир современных профессий и ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.
Среди 12 предоставленных курсов особое внимание учащихся заслужили «Пожарное дело», « Я – следователь», «Парикмахерское дело», « Основы медицинских знаний», «Учимся вкусно готовить». В течение года выпускники четырежды имели возможность пройти программы предоставленных на выбор элективных курсов и получить сертификаты об их окончании.
К нам приходят подростки, которые не хотят учиться, не верят взрослым, не ждут от будущего ничего хорошего. Преимущественно - это дети с различными нарушениями физического и психического здоровья, нарушениями в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Поэтому, выстраивая учебный процесс, мы сталкиваемся со следующими проблемами:
Отсутствие мотивации учащихся к обучению;
Разный уровень общеобразовательной подготовки;
Наличие серьёзных пробелов в знаниях;
Отсутствие навыков общеучебной деятельности.
В чем мы видим решение этих проблем и как мы уже их решаем. Пути решения:
Особая форма организации учебной деятельности (введение самоподготовки, индивидуальные и групповые консультации, зачетная система в работе с неуспевающими учениками);
Сокращение объема изучаемого содержания за счет интеграции, структурирования учебного материала;
Введение адаптационного курса для ликвидации пробелов в знаниях и формирования общеучебных навыков;
Изучение и внедрение технологий по формированию установок нравственно устойчивого поведения ( работа над методической темой «Формирование нравственной устойчивости личности в условиях спецшколы открытого типа»)
Работа по реализации Программы информатизации ( оборудован компьютерный класс и в 8-9 классах введен предмет «информатика»; учителя-предметники проходят обучение и активно используют ИКТ при проведении учебных занятий и во внеклассной работе).
Развитие познавательных интересов посредством организации внеурочной деятельности по предметам
Внедрение в процесс обучения элементов коррекционно-развивающего обучения, игровых технологий, дифференцированный подход к учащимся.
Методическое обеспечение образовательной деятельности школы В 2011-12 учебном году педагогический коллектив в рамках работы опорной школы продолжил работу по методической теме « Формирование нравственной устойчивости личности в условиях спецшколы открытого типа».
Исходя из темы, были сформулированы цели и задачи работы методической службы школы, которая в 2011-2012 учебном году была представлена работой
2-х методических объединений: учителей- предметников и воспитателей - классных руководителей;
педагогического совета;
службы психолого-педагогического сопровождения
Цель:
создание условий для формирования у воспитанников нравственно устойчивого поведения
Задачи:
| Степень их реализации
| результаты
| Продолжить изучение и внедрение в практику школы технологий по формированию установок нравственно устойчивого поведения школьников.
Осуществление обмена и распространение ППО по данному направлению;
| Проведены:
- педсовет «Роль классного руководителя и воспитателя в становлении классного коллектива в ходе реализации социальных проектов»;
- семинары ШМО воспитателей и классных руководителей на темы:
«Использование методов социально-психологического обучения в практике педагога»
( обмен знаниями педагогов с курсов повышения квалификации),
« Новые технологии нравственного воспитания школьников» ( применение дилемм по методике Лоренса Кольберга и групповая деятельность по методике Н.Е. Щурковой); - обучающий психоло-педагогический семинар для учителей-предметников школ города по теме « Методы и приемы коррекции девиантного поведения на уроке» с участием научного консультанта Васевой А.А., декана факультета дополнительного образования ПСИ;
- в рамках семинара 3мастер - класса: урок алгебры в 8 классе по теме « Решение квадратных уравнений по формуле» (учитель Жуйкова И.И.), «Литературный суд над Печориным» в 9 классе (учитель Каменева А.А.), урок английского языка в 8 классе « Как празднуют зимние праздники в Британии и России» (учитель Шаталова Е.В.).
| педагоги были ознакомлены с методом социального проектирования, а также была определена их роль по активному внедрению социальных проектов в урочную и внеурочную деятельность с 2012-13 учебного года; проведен месячник взаимопосещения часов общения с целью применения новых воспитательных технологий (5 открытых мероприятий), с последующим анализом на итоговом заседании ШМО; обобщен опыт работы Капраловой Д.П.,воспитателя по теме « Развитие межличностных отношений в ученическом коллективе»;
Каменева А.А., Жуйкова И.И.-участники дистанционного конкурса внеклассных мероприятий.
20 педагогов были обучены навыкам экстренного педагогического вмешательста в различных ситуациях, связанных с нарушениями поведения детьми; обобщен материал и разработана памятка учителю по применению методов и приемов коррекции двиантного поведения на уроке
| повысить ответственность учителей-предметников за формирование ответственного отношения учащихся к обучению и повышение качества образования
| 1. Проведены:
- педсовет « Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника»;
- 2 обучающих семинара по темам:
«Технологическая карта урока» с привлечением специалиста МЦИКТ Т.В.Тиуновой,
«Новые технологии обучения» в рамках ШМО учителей-предметников (кейс – технологии , когнитивная педагогическая технология, парацентрическая технология, технология встречных усилий учителя и ученика);
2. Традиционное ежегодное проведение предметных недель. 3. Организация и проведения школьного тура предметных олимпиад, участие в городских олимпиадах и конкурсах 4. Организация участия учеников во всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах
5. Введение предпрофильного обучения и разработка Программ учебных курсов.
6. Участие педагогов в дистанционной олимпиаде ПРОФИ-КРАЙ по математике, биологии, физике (4 чел)
|
педагоги нацелены на эффективные формы работы по использованию дифференцированного и индивидуального подхода к обучению; систематизирован материал и разработана Памятка в помощь учителю
« Формы и приемы дифференцированного подхода в обучении для ШОТ»;
в рамках месячника взаимопосещения уроков «Активные методы обучения» проведен конкурс «Мой лучший урок» ( 9 открытых уроков);
обобщен опыт работы учителя Андреевой Д.М. «Применение ИКТ на уроке»;
Пермякова Н.А.-участник городского конкурса «Учитель года 2012»; Проведены Недели естествознания, истории и обществознания, ИЗО и технологии, русского языка, математики. Впервые организованно прошел школьный тур олимпиад по 8 предметам, охват -35% учеников. 3 чел. – участники районной олимпиады по ОБЖ (сертификаты);
7 чел. – участники городской интеллектуальной игры «Колесо истории» (грамота); 10 чел.- участники всероссийского конкурса « Грамотей-спринт» (сертификаты),
14 чел.- участники всероссийской олимпиады «Олимпус» по математике и английскому языку (дипломы),
7б класс-участник краевого конкурса «Всем краеведам краевед» (грамота) и летней сетевой площадки 2012 «Детское движение» (52 место из 98 команд)
| |