Скачать 60.74 Kb.
|
Использование ГОЛОГРАММ для повышения безопасности спортсменов Штода Альберт Александрович МОУ СОШ №10 г. Красноярска им. академика Ю.А. Овчинникова ВВЕДЕНИЕ В настоящей работе решается проблема травматизма в спорте, что особенно важно в связи с подготовкой Россией олимпиады в г. Сочи 2014 г. Чаще всего травмы получают молодые спортсмены: - боксеры (при неудачном блоке или агрессии противника); - горнолыжники (при задевании флажков); - футболисты (при агрессивной игре противника); - борцы восточных единоборств (карате, дзюдо, кун-фу, ушу, кэндо и др.); - хоккеисты (при игре шайбой); - фехтовальщики. До настоящего времени эти проблемы решались путем: - подробного инструктажа начинающих спортсменов, как себя вести на тренировках и на соревнованиях; - защитных приспособлений в составе формы спортсмена (перчатки, шлемы, щитки); - безопасных спортивных снарядов (тупые шпаги). Однако этих решений недостаточно. Хотя и реже, чем без них, но всё же спортсмены получают травмы. Многие травмы получают неопытные спортсмены, для них особенно важно усовершенствование способов снижения травматизма. Цель настоящей работы: предложить принципиально новые способы решения этой проблемы. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ В связи с важностью и остротой проблемы применим для её решения наиболее эффективное средство современной эвристики – теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) [1–8] – основную часть формирующейся международной методологии Systematic Innovation [9]. Прежде всего, построим системный оператор для нашей задачи (табл. 1). Таблица 1.
Сформулируем противоречия: 1) Административное: Нужно сделать более безопасным процесс выработки навыков, но не знаю, как. 2) Техническое: С усилением обычных мер безопасности снижается эффективность выработки навыков. 3) Физическое: Нужно усиливать меры безопасности на тренировках, и нельзя этого делать так как навыки будут вырабатываться медленнее и снизится безопасность соревнований. Сформулируем конкретные задачи, которые нужно решить для достижения названной цели. Применим для этого принципы ТРИЗ: 1) Принцип предварительного действия. Из него следует, что нужно вырабатывать навыки безопасного поведения на тренировках. Это делается и в настоящее время, но именно на тренировках, особенно пока навыки еще недостаточно выработаны, начинающие спортсмены часто получают травмы. Следовательно, нужно сделать более безопасным процесс выработки навыков. 2) Принцип копирования. Из него следует, что нужно заменить опасные для спортсмена объекты их безопасными копиями. Опасными объектами являются:
Такие безопасные копии может создать современная техника голографии. Если поставить несколько излучателей (например, сбоку, сзади и сверху) то излучатели будут выделять невидимые или практически не видимые лучи, которые при пересечении становятся видимыми. Рис. 1. Образование видимых областей при пересечении невидимых лучей Таким образом, можно создать мишени для отработки точности ударов (меткости стрельбы), снаряды, которые не будут вредить (шайбы, мячи, пули и т.д.), знаки (флажки) и т.д. Рис. 2. Вариант схемы устройства При помощи проводов излучатели подсоединяется к компьютеру, синхронизуясь лучи образуют изображение (рис. 2). Применение голограмм в горнолыжном спорте В горнолыжном спорте целесообразно заменить голографическими копиями флажки, чтобы спортсмены об них не травмировались (рис. 3). Рис. 3. Вариант применения устройства в горнолыжном спорте. Применение голограмм в боксе В боксе необходимо, чтобы голографическое изображение противника было подвижным (рис. 4). Излучатели Рис. 4. Вариант применения устройства в боксе. Преимущества подобной системы Этот проект относительно малозатратен. Также он требует применения (по новому назначению) уже в целом разработанных технологий. Впоследствии могут появиться не только новые виды тренировок по уже существующим видам спорта, но и новые виды спорта, основанные на применении голограмм не только на тренировках, но и в соревнованиях. Другие применения данного проектаДанный проект может использоваться в других сферах: - в различных видах развлечений (в кинематографе, видеоиграх); - для обучения специалистов разных сфер (врачей, пилотов, водителей и т.д.); - для психологической помощи людям (старикам, одиноким, отшельникам); - для связи людей на дальних расстояниях: (между континентами, планетами (в будущем). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В дальнейшем предлагается уменьшить количество и размеры оборудования, создавать цветные голограммы и увеличить их реалистичность. ЛИТЕРАТУРА 1. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер – Петрозаводск : Скандинавия, 2004. 2. Altshuller, G. S. Creativity as an Exact Science (The Theory of the Solution of Inventive Problems). – Gordon and Breach science publishers – New York, London, Paris, Montreux, Tokyo, 1984. 3. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер – М : Альпина Бизнес Букс, 2007. 4. Альтов, Г. И тут появился изобретатель. – 4-е изд., доп. и перераб. / Г. Альтов – М. : Дет. лит., 2000. 5. Саламатов, Ю. П. Как стать изобретателем : Книга для учителя. / Ю. П. Саламатов – 2-е изд., доп.– М. : Пpосвещение, 2006. 6. Иванов, Г. И. Формулы творчества или как научиться изобретать. / Г. И. Иванов – М. : Просвещение, 1994. 7. Злотин, Б. Л. Изобретатель пришел на урок. / Б. Л. Злотин, А. В. Зусман.А. – Кишинев : Лумина, 1988. 8. Журавлева, В. Н. Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы [Электронный ресурс]. Программирование: Консалтинговая фирма «ТРИЗ-ШАНС». / В. Н. Журавлева, Ю. Е. Комарчева – Режим доступа: http://www.altshuller.ru. – Загл. с экрана. 9. A Proposed Classification and Process of Systematic Innovation / Daniel Sheu, Hei-Kuang Lee // International Journal of Systematic Innovation. – 2010. – V. 1. – pp. 3 – 22. |