Скачать 226.76 Kb.
|
Отдел образования администрации городского округа город Буй Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа городского округа город Буй Утверждаю: Директор МОУ ДОД ДЮСШ г. Буя ___________________________________________ Принята на заседании педагогического совета Протокол № ________ от ____ января 2010 года Адаптированная учебная программа по баскетболу для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеской спортивной школы городского округа город Буй Над программой работали тренеры-преподаватели МОУ ДОД ДЮСШ г. Буя Ликутина Дина Геннадьевна и Смирнов Александр Андреевич г. Буй 2010 годНа протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая: - постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей; - планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами; -переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста; - увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки; - увеличение объема тренировочных нагрузок; - повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов. Задачи спортивно-оздоровительного этапа
Задачи этапа начальной подготовки
Общие задачи учебно-тренировочного этапа
Задачи этапа спортивного совершенствования.
НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ НА ОТДЕЛЕНИИ БАСКЕТБОЛА
Примерный годовой учебный план детско-юношеской спортивной школы (отделения) по баскетболу.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (для всех учебных групп) Физическая культура и спорт в России. Краткий обзор развития баскетбола в России. Краткие сведения о состоянии и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена. Врачебный контроль и самоконтроль, первая помощь и спортивный массаж. Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки. Общая и специальная физическая подготовка баскетболиста. Основы техники и тактики игры в баскетбол. Основы методики обучения и тренировки баскетболиста. Планирование спортивной тренировки. Моральный и волевой облик российского спортсмена. Психологическая подготовка. Правила соревнований, их организация и проведение. Установки перед играми и разбор проведенных игр. Места занятий, оборудование и инвентарь. ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ ИГРЫ Материал для спортивно-оздоровительной группы. Техника. Техника нападения. Стойка основная. Перемещения: приставными шагами; бег по прямой, с изменением направления; ускорения, рывки, переход от обычного бега к бегу с ускорением; бег по дугам с ускорениями; прыжки вверх толчком одной ногой и с места толчком двумя ногами; остановка прыжком и двумя шагами; вышагивание правой (левой) ногой; поворот назад, вперед. Владения мячом. Ловля мяча: двумя руками на месте, летящего на различном уровне и из различных направлений; ловля мяча в движении и с остановкой. Передачи мяча: двумя руками от груди с места и в движении, одной рукой от плеча с места и в движении. Броски мяча: двумя руками от груди с места и в движении с близкого расстояния от кольца, одной рукой с места и в движении, с близкого расстояния (на бегу и после ведения). Ведение мяча: правой и левой рукой по прямой и с изменением направления; обводка правой и левой рукой. Сочетание изученных приемов. Техника защиты. Стойка основная. Перемещения: вперед, назад и в стороны. Захват мяча и выбивание мяча. Тактика. Тактика нападения. Индивидуальные действия (без мяча): выход на свободное место; уметь открыться для получение мяча, выбрать и применить игровые действия, состоящие из перемещений, ловли, передач, ведения и бросков в зависимости от конкретной обстановки. Групповые действия: действия двух игроков с целью выборы свободного места, то же против одного защитника. Командные действия: нападение с целью выбора свободного места. Тактика защиты. Переключение от нападения к защите; выбор места для опеки игрока; движение игрока без мяча и противодействие игроку с мячом. Материал для группы начальной подготовки до 1 г.о. Техника нападения. Стойка основная. Перемещения: бег с изменением направления и скорости по ломаным линиям; приставными шагами в различных направлениях. Остановка во время бега шагом и прыжком. Прыжки вверх толчком двумя ногами с разбега. Повороты во время бега. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (для всех учебных групп) Общая физическая подготовка. Строевые и порядковые упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для ног. Упражнения для шеи и туловища. Парные и групповые упражнения. Упражнения на перекладине, брусьях, кольцах, гимнастической стенке и других снарядах. Акробатические упражнения. Легкоатлетические упражнения. Подвижные игры. Спортивные игры. Плавание. Лыжный спорт. Конькобежный спорт. Специальная физическая подготовка. Владение мячом. Ловля: двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди, низко и высоко (на месте и в движении); ловля мяча одной рукой на месте. Передачи: двумя руками от груди и одной рукой от плеча после ловли на месте, ловли с остановкой, после поворота на месте, во время ходьбы и бега (после ловли и после ведения) по направлениям - вперед, в стороны на короткие и средние расстояния, передача двумя руками от головы после ловли на месте, после поворота на месте и ловли с остановкой. Броски: двумя руками от груди, одной рукой от плеча; с близкого расстояния и с постепенным удалением, с различных точек, со среднего расстояния (с отражением и "чистым") с места, броски после ловли с остановкой, ведения, остановки и поворота на месте; штрафной бросок. Ведение мяча: правой рукой, то же левой и попеременно; с изменением направления, высоты отскока мяча и скорости продвижения; обводка препятствий. Техника защиты. Перемещения: в различных направлениях - нога выставлена вперед, ноги расставлены на одной линии. Овладение мячом: вырывание мяча рывком на себя и с поворотом, овладение мячом при его отскоке от щита. Тактика. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча: выход на свободное место перед противником и с обходом его, освобождение от опеки противника -рывком и финтом; умение выбрать т своевременно применить передачу, ведение, бросок и комплексные игровые действия, состоящие из сочетания изученных приемов техники; финт с мячом "на ведение". Групповые действия: взаимодействие двух нападающих с целью выбора свободного места ("Передай и выходи"); взаимодействия двух нападающих против одного защитника с выходом на свободное место для получения мяча; заслон для броска; взаимодействие двух нападающих против двух защитников с выбором свободного места для получения мяча и взаимодействия трех нападающих с выбором места для получения мяча (треугольник). Командные действия: нападение с целью выбора свободного места. Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места для держания игрока - без мяча и с мячом; противодействие игроку, получающему мяч и выходящему на свободное место; действия против ведущего мяч,применяющего передачу и бросок. Командные действия: личная защита. Материал для начальной подготовки свыше 1 года обучения. Техника. Техника нападения. Перемещения: бег по дугам с изменением направления и скорости; бег из различных исходных положений; рывки; повороты в движении; прыжок толчком одной ногой. Сочетание изученных способов перемещений. Владения мячом. Ловля мяча: двумя руками и одной рукой - в прыжке с места и в движении, с выходом вперед и в стороны. Передачи: снизу двумя и одной рукой - с места, в движении, после ведения и поворотов на месте; передача одной рукой от плеча и двумя руками от головы с поворотом в прыжке (в движении) толчком одной ногой; в прыжке и поворотом толчком двумя ногами с места; передача одной рукой сбоку и одной рукой назад. Броски: двумя и одной рукой от головы с места и в прыжке с места, одной рукой от плеча и от головы в прыжке - с места толчком двумя ногами, в движении толчком одной ногой и с поворотом на 180; броски изученными способами со среднего расстояния; бросок одной рукой снизу в движении после ловли с передачи и после ведения. Ведение мяча: со снижением, переход от обычного ведения к ведению со снижением и обратно; остановка во время ведения с продолжением его на месте; ведение с изменением ритма работы ног (бегом, подскоками, прыжками, приставными шагами и т.п.). Сочетания приемов техники нападения. Техника защиты. Овладения мячом. Выбивание мяча: при держании, ведении и броске; перехват мяча - с выходом сбоку и из-за спины; борьба за отскочивший от щита мяч. Тактика. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор способа действия и момента для применения изученных технических приемов и игровых действий; финты на бросок и на передачу. Финты без мяча на изменение направления движения. Групповые действия: взаимодействие двух игроков при встречном передвижении, поступательном и сопровождении; взаимодействия нападающих при численном равенстве защитников (2x2,3x3); выбор места для получения мяча; помощь игроку заслоном для ухода. Командные действия- изучение системы быстрого прорыва: а) начало атаки при овладении мячом, отскочившим от щита или корзины; б) развитие атаки с применением поступательных передач; в) завершение атаки передней линией. Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места и момента для овладения мячом при передачах и ведении (перехват, выбивание); отступание при заслонах. Групповые действия: взаимодействия двух защитников при численном равенстве нападающих - подстраховка и переключение. Командные действия: система личного прессинга. Материал для учебно-тренировочной группы до 2 лет обучения. Техника. Техника нападения. Перемещения: повороты в движении до 360 (двумя шагами); прыжки вверх толчком двумя ногами с разбега. Сочетания различных способов передвижений. дистанций с сокращением времени на подготовку и при активном (игровом) противодействии (индивидуализация техники применительно к игровым функциям). Тактика. Тактика нападения. Индивидуальные действия: применение игровых действий, состоящих из комплекса индивидуальных приемов, соответствующих преимущественным функциям игрока в команде. Групповые действия: наведение на 2-х игроков, заслон с сопровождением,сдвоенный заслон; разучивание групповых действий в системе быстрого прорыва и позиционного нападения в зависимости от конкретного состава команды и избранных комбинаций. Командные действия: способы нападения без центрового восьмеркой и серией заслонов; нападение против зонной системы защиты; разучивание комбинаций, проводимых в определенные моменты игры (при начальном, спорном бросках и штрафном броске, при вбрасывании мяча из-за боковых линий); разучивание командных действий в системе стремительного и позиционного нападения в зависимости от конкретного состава команды и против конкретного противника. Тактика защиты. Индивидуальные действия: совершенствование индивидуальной защиты с учетом преимущественных функций игрока в различных вариантах командной атаки. Групповые действия: групповой отбор мяча; групповые действия при борьбе за отскочивший мяч от щита или корзины; подстраховка и переключение при противодействии заслона сопровождением, сдвоенным заслонам и наведение на 2-х игроков. Командные действия: система зонной защиты и ее основные варианты (2:3,1:3:1,3:2,2:1:2); изменение систем защиты, их способов и вариантов по ходу игры. Смешанная защита. Материал для учебно-тренировочной группы свыше 2 лет обучения. Техника. Техника нападения. Изолированное выполнение приемов и их сочетаний, характерных для выполнения конкретных игровых функций: для центрового игрок а - проходы из положения спиной к щиту, броски крюком, в прыжке с поворотом, добивание мяча с передачи и после отскока, перемещения при выборе позиции, ловля мяча при одновременном контроле за действиями опекающего, скрытие передачи мяча и т.п.; для к райнего нападающего- проходы по лицевой, "сбрасывание" мяча при проходах, скрытие передачи, проход с поворотом и переводом мяча и др.; для заднего игрока - броски с дальней дистанции, проходы, передачи центровому игроку, дриблинг, характеризующийся сменой ритма и способами перемещений (остановки, рывки, ускорения), сбрасывание мяча при проходах и т.п. Техника защиты. Совершенствование активных приемов противодействия игроку - быстрому, высокому, выполняющему конкретные функции в команде и т.п. Владения мячом. Ловля мяча: одной рукой (летящего низко, катящегося) и двумя руками с полуотскока. Передача мяча: двумя руками от головы и одной рукой сверху в одно касание (в прыжке без приземления); скрытые передачи и передачи отскоком от пола. Броски: одной рукой от плеча и двумя руками сверху (в движении) в прыжке толчком двумя ногами; броски с дальних дистанций изученными способами; добивание мяча двумя руками. Индивидуализация способа броска со средней дистанции. Техника защиты. Противодействия: накрывание мяча при броске с места и с прыжком; отбивание мяча. Овладения мячом: борьба за отскочивший мяч от щита, корзины (с места и в движении). Тактика. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор способа и момента применения изученных технических приемов в сочетании с финтами; скрытие передачи. Комплексные финты (соединение двух, трех финтов). Например, финт "на передачу" влево, финт на "уход" вправо с последующим уходом влево и т.п. Групповые действия: взаимодействие отдельных звеньев при нападении через центрового игрока - центра с игроком задней линии, центра с крайним нападающим, центра с крайним нападающим и задним игроком, центра с двумя нападающими; "тройка" скрестный выход и малая восьмерка; наведение; пересечение. Командные действия: эшелонированный быстрый прорыв; позиционное нападение - через центрового с одним центром; переход от быстрого прорыва к позиционному нападению. Тактика защиты. Индивидуальные действия: противодействие броскам в прыжке; держание центрового игрока; действия одного защитника против двух нападающих. Борьба за отскочивший мяч от щита или корзины. Групповые действия: проскальзывание; противодействие "тройке", скрестному выходу и малой восьмерке. Командные действия: варианты личной системы защиты. Материал для спортивного совершенствования. Техника. Техника нападения. Перемещения: совершенствование передвижений, остановок, прыжков, поворотов в различных комплексных упражнениях (на быстроту выполнения, высоту прыжка, скорость передвижения и т.п.). Владения мячом. Ловля мяча: одной рукой с полуотскока; ловля мяча изученными способами из различных исходных положений на максимальной скорости передвижения и максимальной высоте прыжка. Передачи: передачи изученными способами в движении с поворотом до 360 (с передачи и после ведения), одной рукой в одно касание. Броски: броски изученными способами с близкой дистанции в прыжке с поворотом в движении до 360; добивание мяча одной рукой; броски двумя и одной рукой сверху вниз; броски в прыжке одной рукой сверху с отклонением туловища; броски со средних и дальних Тактика. Тактика нападения. Индивидуальные действия: совершенствование индивидуальной тактики в плане подготовки к игре против конкретного противника и его действий в возможных вариантах ситуаций. Умение применять неожиданно для противника индивидуальные приемы и действия, быть инициатором острых атакующих действий. Групповые действия: сыгрывание партнеров в определенных игровых звеньях, разучивание конкретных взаимодействий в соответствии с планом игры. Командные действия: подготовка команды по единому тактическому плану; умение по ходу игры изменять тактический план и использовать различные факторы (время, площадку, личные качества игроков и т.п.). Тактика защиты. Умение разрушать план игры противника, навязывать ему свою тактику и противодействовать оригинальным приемам игры в индивидуальных, групповых и командных действиях. Инструкторская и судейская практика. Инструкторская практика. Уметь построить группу, четко отдать рапорт, подать основные команды на месте и в движении. Научить занимающихся при выполнении технического приема: объяснить, показать, подать команды к исполнению и окончанию упражнения, подметить и исправить основные ошибки. Занимающиеся должны выполнить задание преподавателя, помогая ему на занятиях, провести с группой подготовительные упражнения, разминку, самостоятельно провести занятие с небольшой группой и беседу с группой в течение 10-15 мин. на заданную тему, а также самостоятельно провести соревнование внутри группы или принять участие в организации и проведении соревнований в ДЮСШ. Судейская практика. После изучения правил игры занимающиеся обязаны принять участие в судействе учебных игр на уроках ДЮСШ (совместно с тренером). Занимающимся следует знать основные методические положения судейства: выбор места, наблюдение, своевременное определение ошибок и подача свистков. Кроме того, учащиеся должны научиться самостоятельно, судить соревнования (в старшей юношеской группе), составлять таблицы спортивных встреч, провести ряд судейств на учебных занятиях и соревнованиях в ДЮСШ, а также на официальных соревнованиях района, города и получить судейскую категорию. |