Скачать 70.96 Kb.
|
Сценарий классного часа в 5 классе Тема: Поговорим о дружбе и друзьях Цели:
Оборудование: классная доска, карточки с пословицами, шаблоны для пожеланий, плакат «Доска объявлений», газета о дружбе. Ход занятия Организационный момент - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать. «Человек без друзей - что дерево без корней». (эпиграф классного часа написан на доске) - Ребята, как вы понимаете эту пословицу? - Зачем дереву нужны корни? - А что подразумевается под «корнями человека»? Многие понимают под словом «друг»: - одноклассника; - соседа по парте; - знакомого во дворе; - человека, который сходил с ним в магазин; - человека, с которым провел смену в лагере; - человека, который дал списать домашнее задание. Объявление темы занятия - Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о настоящем друге, о том, как распознать настоящую дружбу от лживой, как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой. Анализ ситуаций - Предлагаю вам разделиться на группы для обсуждения ситуаций:
Мозговой штурм Работа над понятиями «друг», «лжедруг», «дружба». На доске надпись: Друг – это не … Во время обсуждения учащимися ситуаций, учитель на доске пишет отрицательные качества «друга». После обсуждения на доске появляется список качеств «лжедруга». - Ребята, а какими чертами характера должен обладать друг? Надпись на доске: Друг – это … (тот, кто поможет в трудные минуты; выручит, когда ты окажешься в беде; тебя понимает лучше всех; поделится последним куском хлеба; ничего не пожалеет для тебя). Учитель подводит итог и дает определение понятиям «друг», «дружба». - В толковом словаре С.И. Ожегова: «Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью». В.И. Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. - Зачем дружба нужна людям? Кого вы называете своими друзьями? - Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод, хороший ли я друг? - А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства, не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Ученики пишут, сворачивают листочки и выбрасывают их в урну). Работа с корнем -друг-/-друж- - Попробуйте вспомнить слова с корнем -друг-/-друж- (дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный, дружба, друзья, подруга, подружка, подружечка, дружный, дружок, дружочек, дружище, дружеский и т.д.). Работа с пословицами - Сейчас мы с вами поиграем в пословицы. У каждой из групп есть карточки, на которых написана только половина пословиц, вы должны назвать другую половину. Дружба – как стекло, (разобьёшь – не сложишь). Дружбой дорожи, (забывать её не спеши). Дерево живет корнями, (а человек друзьями). Друг за друга стой, (выиграешь бой). Доброе братство – (лучше богатства). Друг лучше старый, (а платье новое). Старый друг – (лучше новых двух). Дружба – не гриб, (в лесу не найдёшь). Не имей 100 рублей, (а имей 100 друзей). Сам пропадай, (а друга выручай). Нет друга – так ищи, (а нашел – береги). Не тот друг, кто потакает, (а тот, кто помогает). Друг познается (в беде). Правила дружбы - Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать правила. Давайте с вами выработаем правила дружбы, повесим в нашем уголке и постараемся их соблюдать:
Объявление «Ищу друга!» - А сейчас я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему «Ищу друга!» Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как «пазлы». Например: «Веселый, жизнерадостный человек, любитель футбола ищет друга». «Ищу друга, с которым можно ходить в походы». «Ищу подругу, которая любит рисовать, сочинять стихи». Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют их на доску объявлений (в классе доска с надписью «Доска объявлений»). Итог урока - Кого мы называем другом? - Каких друзей нам хотелось бы иметь? - А каким другом является каждый из вас (мысленно ответим сами себе)? - Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить? - Напишите пожелания для своих одноклассников и приклейте на газету. - Вы сегодня показали хорошие знания. Все отлично поработали. Я желаю вам добрых и верных товарищей. Давайте скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» - А закончить наш классный час я хотела бы стихотворением Л. Измайловой «Монолог о дружбе». Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Слово «дружба» что обозначает? Может быть, поход вдвоем в кино, Может быть, хороший пас в футболе, Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил все видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок дает ему списать. Разве это дружба, если двое Вздумали уроки прогулять, А спросила мама: «Вы не в школе?» - Оба дружно начинают врать. Ну, а может, дружба – это если Друг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая льстиво, И не скажет резкость никогда? Литература:
|