Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации05.05.2014
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4   5   6

Нужен ли христианам спорт?


перейти к обсуждению

По благословению

Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси АЛЕКСИЯ II



Священник Андрей Овчинников

 

Содержание

Предисловие автора …………………………………………………………………

 

Часть I. Физическое воспитание детей

Движение и здоровье …………………………………………………………………

Зачем детям спорт? ……………………………………………………………………

Любительский и «дворовый» спорт …………………………………………………

Кружок при воскресной школе? ……………………………………………………..

Нужно ли отдавать детей в спортивные секции? …………………………………..

Каким должен быть тренер? …………………………………………………………

Почему важен контроль родителей? …………………………………………………

Какими видами спорта лучше заниматься? …………………………………………

Туризм …………………………………………………………………………………

Экстремальные виды спорта …………………………………………………………

Куда направить энергию молодых? …………………………………………………

Здоровье — это Божий дар …………………………………………………………..

О здоровом питании ………………………………………………………………….

 

Часть II. Трудности большого спорта

 

А что плохого в спорте? ………………………………………………………………

Трудоустройство бывших спортсменов …………………………………………….

Ценности истинные и мнимые ………………………………………………………

Что такое профессиональный спорт? ……………………………………………….

Часть III. Нужен ли христианам спорт?

 

«… От телесных состязаний к духовному поприщу» ………………………………

О досуге христианина ………………………………………………………………..

О природе спорта ……………………………………………………………………..

Из жизнеописания иеромонаха Василия (Рослякова) ………………………….

ПОКАЯННЫЙ КАНОН

Творение иеромонаха Василия,

в Оптиной Пустыни на Пасху убиеннаго ………………………………………..

 

 

Предисловие автора

Мы с вами, дорогой читатель, живем в такое время, когда Церковь получила, наконец, возможность говорить с людьми обо всем, что их тревожит и волнует. Не только высшие тайны че­ловеческого духа открывает нам ее любящий го­лос. Изливает она свой благодатный свет и на наши жизненные повседневные проблемы, стре­мясь к тому, чтобы земная жизнь человека была освящена миром, исполнена радости и любви. Сегодня, когда есть возможность свободно про­поведовать Слово Божие, служители Церкви в своих наставлениях несут людям Евангельскую правду о самых разных сторонах человеческой жизни. Одни явления нашего времени, которые помогают человеку духовно расти и продвигать­ся по пути спасения, поддерживаются и одобря­ются Церковью, другие, которые подрывают нрав­ственную жизнь общества, разрушают духовные ценности нашего народа — осуждаются…

Трудно сегодня представить нашу жизнь без науки, искусства, культуры. Об этих сферах че­ловеческой деятельности написано много серьез­ных и глубоких сочинений. Есть среди авторов и духовные писатели: Церковь сказала свое слово о науке, искусстве, культуре… А что представ­ляет собой такое явление нашей жизни как спорт? Как Церковь и ее чада должны к нему от­носиться? В нашей книге мы попытались посмот­реть на эту проблему с точки зрения православ­ного христианина. Однако перед тем, как обра­титься к любой проблеме, очень важно дать как можно более точное определение тех понятий, которые мы собираемся использовать, создать, так сказать, свой «понятийный аппарат». Мы нача­ли с того, что попытались разделить понятия «спорт» и «физическая культура».

Итак, когда мы говорим о спорте, то имеем в виду следующее:

Спорт — это образ и уклад жизни, где человек, как солдат на военной службе, живет, четко исполняя задания и волю сво­их спортивных наставников. Спорт — это культ тела, когда физическая красота возводится в ранг высших достоинств челове­ка. Спорт это мощная индустрия зрелищ; бизнес, который создает и формирует свою систему ценностей.

«Но кроме профессионального спорта существует спорт любительский, — возразит нам читатель. — Что же, и для него найдутся строгие слова обличения?» Для ответа на этот вопрос мы обратимся к другому понятию, которое мы также пытаемся раскрыть в нашей книге — физической культуре. Христианская антропология рассматривает человека как существо духовно-те­лесное. Человек, состоящий из духа, души и тела, нуждается в полноценном и гармоничном разви­тии и духовных, и телесных потребностей. На первом месте должны находиться высшие запро­сы человеческого духа — то, к чему призывал Господь, — искать «прежде… Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Но и телесные потребности человека не могут быть нами оставле­ны в небрежении. Ведь тело человека, по словам апостола Павла, есть «храм… Святаго Духа» (1 Кор. 6, 19). Тело — это жилище богоподоб­ной души; телесная природа человека возвыше­на настолько, что будет участвовать вместе с ду­шой в Божественном прославлении.

Рассуждая о духовной жизни, мы видим, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Другими словами, для спасения требуется труд. А где есть труд, там нужно крепкое здоровье. И Здесь мы подходим к серьезной проблеме — про­блеме здоровья. Как должен человек относиться ‘К своему здоровью? Самое главное, что нужно помнить: здоровье — это великий дар Бо­жий, который надо хранить и укреплять. Поэтому все, что касается заботы о сохранении здоровья, — есть доброе и благое начинание. И п этом деле главным подспорьем бывает именно физическая культура.

Одобряя и поддерживая занятия физкультурой, отметим следующее: физическая культура и массовый спорт в отличие от боль­шого спорта свою главную задачу видят в укреплении здоровья людей. Занятия физической культурой просто необходимы людям, проживающим в больших городах, где нет возмож­ности заниматься физическим трудом. Ее можно активно использовать как средство повышения работоспособности, особенно тем людям, чей труд изымают творческим. Особо следует сказать о Прикладной физкультуре, задачи которой очень разнообразны: и подготовка юношей к службе в армии, и использование определенных навыков в профессиональной деятельности (милиционеров, пожарных, спасателей). Необходима и особая физкультура — лечебная, как средство реабили­тации и восстановления сил и здоровья. Физическое развитие — это составная часть, хотя и не главная, общего развития человека. А на правиль­ное развитие человека, особенно в детском воз­расте, родителям и педагогам нужно обращать самое пристальное внимание.

Вспомним слова святого апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). То, что служит на благо человеку, то, что помогает ему в преодолении житейских трудностей и скорбей — полезно для него. И если физи­ческая культура является для кого-то подспорьем в жизни, если человек от занятий физическими упражнениями получает заряд сил и здоровья, то за него хочется порадоваться и пожелать ему по­чаще обращаться к Богу со словами благодарно­сти. Ну, а если кто-то решит посвятить свою жизнь спорту и направить все силы на укрепле­ние и совершенствование своих физических ка­честв, то он должен всерьез задуматься о том, кому и чему он будет служить всей своей жиз­нью, каких целей будет достигать. Об этом мы и собираемся говорить с читателем.

Протоиерей Андрей Овчинников


Часть I

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Движение и здоровье

Люди всегда знали о том, что движение — неотъемлемая часть их жизни. Возможно, это знание Бог дал человеку вместе с разумом. Рождение младенца сопро­вождается движением. Первый вздох, первый крик маленького человека — и он уже сучит ножками, раз­махивает крохотными ручками. Не успел малыш на­учиться переворачиваться со спинки на животик, а мать уже старается укрепить его тельце массажем и гимна­стикой. Еще не умеет он думать и говорить, — а ро­дители уже учат его ползать, ходить, плавать. Движе­ние начинается вместе с жизнью и прекращается только со смертью. Движение — это и есть сама жизнь. Как говорит старец Василий Поляномирульский: «Если бы нам было полезно быть расслабленными телом и лежать полумертвыми, едва дыша, то Бог нас та­кими бы и сотворил с самого начала. Но Он сделал иначе, и потому согрешают те, кто хорошо сделан­ное не хранят в том же состоянии[1].

По движениям маленького ребенка врач определяет, правильно ли он развивается. Движения взрослого о человека часто выдают окружающим его происхож­дение, характер, род занятий.

Трудно представить себе систему воспитания ребенка, из которой исключены подвижные игры и физи­ческие упражнения. Это так естественно: ребенок растет, а взрослые заботятся о его правильном развитии. Однако, обращаясь к вере и зрелом возрасте, современные родители среди прочих, обычных для неофитов вопросов, задают священнику и такой: «А нужен ли христианам спорт?». Любой врач-педиатр скажет, что не заботиться о физическом развитии городского ребенка неразумно. Но христиане знают и то, что спорт возбуждает дух соперничества, дает почву для появления гордости, тщеславия. «Как же быть? — спрашивают мамы и папы. — Где та золотая середина, которой должны придерживаться право­славные люди? Как взять от спорта только хорошее и не навредить нравственному воспитанию собственного ребенка?»

Если обратиться к истории нашего государства, то можно увидеть, что воспитание мальчиков на Руси было невозможно без физической подготовки. В учебнике по истории физкультуры и спорта мы читаем: «Девочек и девушек воспитывали женщи­ны, а мальчиков и юношей — мужчины. Каждый славянский мальчик знал, что должен вырасти воином. Военная подготовка славянина начиналась с двух лет, а в четыре года его уже сажали на коня. Сначала мальчика приучали к игрушечному оружию. В 10 лет он под руководством отца должен был в совершенстве владеть деревянным оружием, знать приемы фехтования. К 12-и годам мальчик овладевал основными приемами борьбы — бросковой и ударной техникой. В 12 лет подросток начинал овладевать боевым оружием. В 16 лет он проходил посвящение в воина. Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. На своих лодках-однодревках они пускались в плавание по Днепру в Черное море. В VII в. славянский флот доходил до Крита и южных берегов Италии, осаждал Царьград»[2].

На русских землях народ бережно сохранял и продолжал развивать самобытные формы физического воспитания, которые служили ему средством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей. Не только простые, но и знатные люди старались вшить своим детям надлежащее физическое воспита­ние. «Начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания детей, это были, главным образом, выходцы из народа, владеющие воспитательным мастерством. Воспитывая и обучая детей, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте молодежь совершенствовала свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристалищах (турнирах, состязаниях), военных играх и по­мехах (развлечениях)»[3].

Много полезных советов о том, как надо воспитывать княжеских детей, есть в «Поучении» Владимира Мономаха своим чадам. Ставя на первое место пушение детям страха Божия, «Поучение» в то же время рекомендует воспитывать в них мужество, храбрость, трудолюбие, гуманность, отвагу, любовь к Родине, умение защищать ее от врагов. Владимир Мономах завещал не страшиться «ни рати, ни зверя», но творить «мужское дело».

А как можно творить «мужское дело» без физической подготовки? Любой мальчик, которого правильно воспитывают, знает, что надо быть сильным, надо уметь постоять за себя, защи­тить свою семью, свою Родину… Но и кроме все­го этого есть у христиан еще одна важная задача — мы должны вырастить здоровое поколение, а это невозможно без правильного физического воспитания детей.

Восточный ученый-медик Абу-Али Ибн Сина, из­вестный европейцам под именем Авиценны, почти тысячу лет назад утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Ученый считал, что физические упражнения укрепляют мышцы, связки и нервы, благодаря чему люди могут выполнять свою работу, будучи ограждены от опас­ности заболевания. Многое спорно для христиан в учении восточного доктора, но нельзя не признавать и того, что его «Канон врачебной науки» был учеб­ником для медиков нескольких поколений.

Христиане знают, что здоровье — это Божий дар, который мы должны хранить и укреплять. Физически развивать наших детей мы обязаны уже потому, что несем ответственность не только за их духовное, но и за физическое здоровье.

Зачем детям спорт?

Итак,   для   нормального развития детям необходимо движение, поэтому родители должны позаботить­ся об их физическом воспитании. Но нужно понимать, что спорт и физкультура — это разные вещи. Ведь заниматься зарядкой можно и дома. Нам же важно обсудить вопрос о том, что надо «взять» у детского спорта и от чего постараться оградить своих чад. Спорт развивает работоспособность, тренирует волю. Через «не хочу» и «не могу» совершается в спорте многое, и в этом — его полезная сторона. Работа на грани переутомления воспитывает в человеке такие качества, которые могут пригодиться ему во взрослой и даже в духовной жизни.

У нас с матушкой, например, подрастает старший сын. Он очень живой, и мы думаем, что как раз таким детям необходимы физические нагрузки. Я не знаю, хватит ли у меня сил бегать вместе с ним на зарядку по утрам, но понимаю, что о решении этого вопроса придется подумать заранее. А к спортивной секции стоит относиться примерно так же, как православные относятся к детскому саду. Занятия в секции предполагают отрыв от семьи. Общение тренера с детьми сильно отличается от домашнего, поэтому я бы советовал взрослым только хорошенько все обду­мав и взвесив отдавать маленьких детей в секции.

Лет до девяти родители могут сами заниматься с детьми. Два или три часа во время про­гулки на свежем воздухе можно провести с пользой для здоровья всей семьи: брать с собой мяч, бадмин­тон, велосипед. Перед началом зимы позаботиться о том, чтобы у ребенка были лыжи, санки, коньки… Главное — не лениться. Можно самим придумывать подвижные игры, ходить в походы, совершать лыж­ные прогулки всей семьей. Нам всем надо вести ак­тивный образ жизни, закаляться самим и закалять своих детей. Детям необходимо привыкать к физиче­ским нагрузкам и здоровому образу жизни, и тогда, Бог даст, они вырастут крепкими и сильными.

Мы знаем, что нормальный сон — это часть правильного образа жизни. Но современные дети плохо спят. Почему? Ребенку необходимо уставать физичес­ки. Сон — это защитная реакция организма на утом­ление. Но если утомления нет, значит, нет и сна. Мно­гие дети плохо едят, но если ребенок не трудится, то он и не ест. Аппетит — это сигнал к тому, что орга­низму необходимо пополнить расход физических сил. Немного сложнее обстоит дело с аппетитом взрослых, тем не менее, мы знаем, что у работников умственно­го и физического труда — разный рацион. Плохим аппетитом страдают (мы не говорим о больных) люди, которые не бывают на воздухе, не трудятся физичес­ки, не устают. Поэтому родители сами должны вести активный образ жизни. Пусть мы не хотим зани­маться спортом, но мы обязаны дать детям крепкое здоровье. Мы должны научить их посто­ять за себя, защитить слабого, быть ловкими, смелы­ми. Женщинам свойственно тянуться к сильному полу, значит, мальчик, желающий вырасти настоящим мужчиной, стать хорошим мужем, должен стремить­ся быть сильным. Если дети христиан вырастут сла­быми и мягкотелыми, кто защитит наше Отечество и наши семьи?
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск