«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №22»
г. Чебоксары
________________ Н.И.Шестакова
«_____» _____________2012г.
ПРОГРАММА «Школа пешехода»
по Правилам дорожного движения
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
| «Школа пешехода»
по Правилам дорожного движения
| Основания для разработки
| Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2010 годах» /постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. №100/
| Разработчик
| Учитель истории Кириллова Раиса Георгиевна
| Цель
| Воспитание навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте
| Срок реализации
| 2012 – 2017 учебные годы
| Перечень основных направлений
| Внеурочная деятельность:
- классные часы;
- внеклассные мероприятия (месячник профилактики ДТП «Внимание, дети!»; Глобальная неделя безопасности дорожного движения; Районная Олимпиада по ПДД);
- учебная деятельность.
| Основные исполнители
| Зам. директора по ВР, преподаватель ОБЖ, классные руководители, учителя – предметники, представители ГИБДД
| Ожидаемые конечные результаты
| Реализация Программы позволит выработать у учащихся стереотип безопасного поведения на дороге
|
Характеристика проблемы Развитие общества непрерывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Автомобилизация имеет негативные последствия, главное из которых – аварийность на автотранспорте, уносящая ежегодно десятки тысяч человеческих жизней. За 4 месяца 2006 года произошло 431 авария с пострадавшими людьми. В них погибло 58 человек, ранены 507 человек, из них 54 автопроишествия произошли с участием детей. За первое полугодие 2012 года в городе Чебоксары зарегистрировано 56 ДТП с участием детей, в которых 1 ребенок погиб и 56 получили травмы. По вине детей произошло 14 происшествий.
Школа стремится обеспечить своим ученикам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуру на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Обучение Правилам дорожного движения рассматриваем как составную часть учебно – воспитательной работы.
Основание для разработки: Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2010 годах» /постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. №100/ Цель и задачи Программы. Цель: Воспитание навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте Задачи:
предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью у учащихся;
сокращение детского дорожно – транспортного проишествия;
Программа реализуется всеми участниками учебно – воспитательного процесса в урочное и внеурочное время. Содержание Программы Внеурочная деятельность:
1. Классные часы
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
«Азбука города – с чем мы встречаемся на улице»
№ п/п
| Тема
| Цели и задачи
| 1.
| Мы идем в школу
| Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения
| 2.
| Наша улица. Город, поселок, деревня, где мы живем
| Ознакомить с понятиями улица, дорога,проезжая часть, тротуар, газон, обочина.
| 3.
| Движение пешеходов по улицам и дорогам.
| Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам
| 4.
| Общие правила перехода улиц и дорог
| Объяснить учащимся о назначении светофоров. Формировать представление младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором
| 5.
| Сигналы (жесты) регулировщика
| Формировать представление младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения регулировщиком
| 6.
| Дорожные знаки
| Познакомить учащихся со значением некоторых дорожных знаков, часто встречающихся по месту жительства.
| 7.
| Где можно играть?
| Формировать представление младших школьников о безопасности на улицах и дорогах. Убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги).
| 8.
| Мы - пассажиры
| Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как обходить трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль.
| 9.
| Настольные игры по правилам дорожного движения
| Закреплять знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
| 10.
| Обобщающее занятие
| Обобщать знания и представления учащихся о безопасности дорожного движения, полученные за год в Школе пешехода.
| Учащиеся 1-го класса должны знать: предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажиров.
Уметь: найти место пешеходного перехода на улице, самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути от дома до школы. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
«Школа пешеходов приглашает в Автоград»
№ п/п
| Тема
| Цели и задачи
| 1.
| Основные правила поведения учащихся на улице, дороге
| Повторить Правила ДД, изученные в 1 классе. Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского транспортного травматизма
| 2.
| Элементы улиц и дорог
| Продолжить формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; повторить сведения о дороге и ее составных частях; ознакомить с разметкой улиц и дорог.
| 3.
| Движение пешеходов по улицам и дорогам
| Повторить знакомые школьникам правила движения пешеходов по улицам и дорогам.
| 4.
| Правила перехода улиц и дорог
| Формировать представление младших школьников о безопасности перехода улиц и дорог.
| 5.
| Регулирование дорожного движения
| Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика.
| 6.
| Дорожные знаки
| Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков и указателей. А также с другими знаками и указателями, необходимыми пешеходу. Рассказать о знаках сервиса.
| 7.
| Обязанности пассажиров
| Формировать представление учащихся о разнообразии видов общественного транспорта; о правилах пользования общественным транспортом.
| 8.
| Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
| Закрепить знания, умения и навыки учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Познакомить с запрещающими дорожными знаками.
| 9.
| Обобщающее занятие
| Закреплять знания и представления учащихся о безопасном поведении на улицах и дорогах.
Проконтролировать и обобщить знания, умения и навыки детей по основным правилам дорожного движения
| 10.
| Итоговое занятие
| Закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей транспортных средств, макетов средств регулирования, схем дорог, настольных игр по ПДД.
|
Учащиеся 2 –го класса должны знать: все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы; правила движения по загородной дороге; все виды перекрестков и правила перехода проезжей части на них; все сигналы светофора и их значение; правила перехода проезжей части; правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
Учащиеся 2-го класса должны уметь: применять на практике основные правила перехода проезжей части; перейти улицу, дорогу с односторонним движением; выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
«Правила дорожного движения»
№ п/п
| Тема
| Цели и задачи
| 1.
| Экскурсия по городу
| Учить наблюдать за дорожным движением на улице. Практически закрепить знания и умения перехода регулируемого перекрестка.
| 2.
| Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств
| Продолжить формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улице и дорогах. Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно.
| 3.
| Правила дорожного движения: Разметка проезжей части дороги
| Формировать знания и представления учащихся о перекрестке, их видах, о разновидностях дорожной разметки.
| 4.
| ПДД: Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров
| Закрепить знания учащихся о безопасном движении
| 5.
| ПДД: Организация движения, технические средства регулирования движения
| Продолжить формировать знания и представления о безопасном передвижении по улицам и дорогам.
| 6.
| ПДД: Светофорное регулирование.
Проезд специальных транспортных средств
| Повторить и закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика
| 7.
| ПДД: Дорожные знаки
| Закреплять знания учащихся по дорожным знакам, выученным за два года обучения в Школе светофорных знаний
| 8.
| ПДД: Железная дорога
| Формировать представление о мерах предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна
| 9.
| ПДД: Обязанности пешеходов
| Углубление знаний учащимися правил поведения на улице.
| 10.
| Игровое практическое занятие и игры по правилам безопасного поведения
| Формировать представление учащихся о роли общественности в вопросах безопасности движения на дорогах, воспитывать уважительное отношение к труду водителя.
|
Учащиеся 3-го класса должны знать: программные требования за курс обучения; а также правила перехода железной дороги, значение и названия дорожных знаков и разметки, предусмотренные программой; правила движения по загородной дороге и перехода проезжей части в разных погодных условиях.
Учащиеся 3-го класса должны уметь: найти безопасное место для перехода железной дороги; уметь пользоваться общественным транспортом, переходить проезжую часть городской и загородной дороги после выхода из автобуса.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Отряд юных инспекторов движения
№ п/п
| Тема
| Цели и задачи
| 1.
| Повторение пройденного за три года обучения в Школе пешехода
| Воспитание навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте. Провести анализ и показать причины дорожно – транспортных проишествий.
| 2.
| Отряды юных инспекторов движения
| Познакомить с деятельностью отрядов юных инспекторов движения
| 3.
| История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения
| На основе полученных ранее знаний и представлений по вопросам истории развития правил дорожного движения формировать умения и навыки применять известную информацию в практической жизни.
| 4.
| Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика
| Закрепить знания и представления учащихся о регулировании дорожного движения
| 5.
| Дорожные знаки и их группы
| Закрепить знания и представления учащихся о дорожных знаках
| 6.
| Дорожная разметка и ее предназначение
| Закрепить знания о разновидностях дорожной разметки
| 7.
| Устная пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников детских садов
| Формирование умений и навыков применять полученные знания о безопасном поведении на улицах и дорогах в повседневной жизни.
| 8.
| Общие требования к водителям велосипедов
| Формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах
| 9.
| Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
| Формирование умений и навыков использовать знания, полученные на предыдущих занятиях ,
в повседневной жизни.
| 10
| ГИБДД и ДПС
| Познакомить с понятиями «Государственная инспекция безопасности дорожного движения» и «Дорожно – патрульная служба»
| 11.
| Итоговое занятие
| Подведение итогов всего курса обучения в Школе пешехода
| Учащиеся 4 класса должны знать: основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения», правила перехода проезжей части на площадях, перекрестках правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салоне легкого автомобиля.
Учащиеся 4 класса должны уметь: правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги, пользоваться общественным транспортом, самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности. Пятый год обучения
№ п/п
| Тема
| Цели и задачи
| 1.
| Что должен знать и уметь ребенок в городе
| Сформировать у учащихся представление о необходимости специальных знаний по правилам дорожной безопасности
| 2.
| Безопасность пешеходов
| Воспитание чувства серьезного отношения к правилам дорожного движения
| 3.
| Как вести себя в грузовом автомобиле
| Развивать умение выполнять правила безопасного поведения в грузовом автомобиле
| 4.
| Дорожно – транспортные проишествия
| Развивать умение распознавать скрытую опасность на дороге.
| 5.
| Обязанности пассажира
| Закреплять знания о правилах пользования общественным транспортом
| 6.
| Тест на знание правил дорожного движения «Школа пешехода»
| Проверить знания учащихся по правилам дорожного движения
|
Шестой год обучения
№ п/п
| Тема
| Цели и задачи
| 1.
| Дорожные знаки
| Расширить знания детей о дорожных знаках
| 2.
| Улица полна неожиданностей
| Воспитание чувства ответственности за ситуации, связанные с дорогой и дорожными путешествиями
| 3.
| Железнодорожный переезд
| Развивать внимание, умение определять опасные и безопасные участки перехода на железной дороге
| 4.
| «Правил дорожных на свете не мало, все бы их выучить нам не мешало»
| Выработка сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения
| 5.
| «Пройдем по улицам без нарушений»
| Профилактика дорожного травматизма. Повторить и обобщить полученные знания и развивать умение применять эти знания на практике
| 6.
| Тест на знание правил дорожного движения «Школа пешехода»
| Проверить знания учащихся по правилам дорожного движения
|
Седьмой год обучения
№ п/п
| Тема
| Цели и задачи
| 1.
| Из истории возникновения правил дорожного движения
| Познакомить с историей возникновения Правил дорожного движения
| 2.
| Такие разные светофоры
| Познакомить с историей возникновения светофора, с видами светофоров. Объяснить назначение светофоров
| 3.
| Дорожные знаки
| Расширить знания детей о дорожных знаках
| 4.
| Езда на велосипеде
| Познакомить с требованиями к техническому состоянию велосипеда. Формировать знания правил вождения велосипеда.
| 5.
| Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на дорогах. Встреча с медработниками
| Дать представление о оказании первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на дорогах
| 6.
| Тест на знание правил дорожного движения «Школа пешехода»
| Проверить знания учащихся по правилам дорожного движения
|
Восьмой год обучениям
№ п/п
| Тема
| Цели и задачи
| 1.
| Участники дорожного движения и общие правила их поведения
| Усвоить общие правила поведения, обеспечивающие пешеходу безопасность на дорогах
| 2.
| ДТП, их причины и последствия
| Понимание причин и последствий дорожного травматизма
| 3.
| Правила поведения при совершении ДТП
| Дать представление о правилах поведения при совершениях ДТП
| 4.
| Пешеход, безопасное поведение пешехода на улицах и дорогах
| Формирование четкого понимания законов улиц и дорог
| 5.
| Тест на знание правил дорожного движения «Школа пешехода»
| Проверить знания учащихся по правилам дорожного движения
|
Девятый год обучения
№ п/п
| Тема
| Цели и задачи
| 1.
| Опасности на дорогах
| Развивать внимание, умение ориентироваться на дорогах. Учить определять опасные места на дорогах и улицах во избежание несчастных случаев
| 2.
| Автомобиль друг или…?
| Формирование навыков безопасного поведения на автомобильной дороге; актуализация проблемы влияния автотранспорта на окружающую среду.
| 3.
| Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда
| Закреплять умение выполнять требования ПДД пешеходами, пассажирами, водителями. Закрепить знания правил вождения велосипеда, мопеда
| 4.
| Безопасность при любой погоде
| Познакомить с особенностями безопасного продвижения в зависимости от времени года, в дневное и вечернее время суток
| 5.
| Тест на знание правил дорожного движения «Школа пешехода»
| Проверить знания учащихся по правилам дорожного движения
|
Десятый год обучения
№ п/п
| Тема
| Цели и задачи
|
| 1.
| Современный городской, железнодорожный транспорт
| Закрепить знания о городском и железнодорожном транспорте, правильно и безопасно вести себя в общественном транспорте
|
| 2.
| Психология поведения детей в экстремальных ситуациях. . Встреча с психологом школы
| Научить правильно вести себя в экстремальных ситуациях
| Цели и задачи
| 3.
| Как правильно ездить на велосипеде, скейт – борде, роликовых коньках
| Закрепить знания правил вождения велосипеда, обеспечивающих безопасность при езде на велосипеде.
Познакомить с требованиями к безопасной езде на скейт – борде, роликовых коньках.
|
| 4.
| Почему случаются ДТП?
| Расширить понимание того, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Развивать умение анализировать и оценивать правильность и безопасность поведения на улице
|
| 5.
| Тест на знание правил дорожного движения «Школа пешехода»
| Проверить знания учащихся по правилам дорожного движения
|
|
Одиннадцатый год обучения
№ п/п
| Тема
| Цели и задачи
| 1.
| Твой друг – автомобиль
| Формирование навыков безопасного поведения на автомобильной дороге и автомобиле
| 2.
| Безопасность в дорожно – транспортных ситуациях
| Обобщение и закрепление знаний по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма
| 3.
| Вы – свидетель дорожно – транспортного проишествия
| Объяснить правила поведения человека в время ДТП
| 4.
| Нарушение и наказание
| Дать представление об ответственности за нарушение правил дорожного движения пешеходом: общественной, административной, уголовной.
| 5.
| Тест на знание правил дорожного движения «Школа пешехода»
| Проверить знания учащихся по правилам дорожного движения
|
Внеклассные мероприятия:
Месячник профилактики ДТП «Внимание, дети!» (сентябрь, май-июнь):
- спортивно – познавательная игра «Безопасная дорога»;
- конкурс рисунков «Дорожные ловушки», «Дорожная азбука», «Опасности на дорогах; «Красный, желтый, зеленый»;
- встреча с представителями ГИБДД;
- посещение музея ГАИ;
- тренировочная эвакуация школы;
- работа кружка «Юные инспектора движения»;
- игра «Юный пешеход» для 2,3,4 классов;
- оформление уголков по ПДД в классах;
- выставка книг «Это должен знать каждый». 2. Глобальная неделя безопасности дорожного движения (апрель): - викторина «Добро пожаловать в страну «Светофорик»;
- встреча с представителями ГИБДД;
- выступление агитбригад «Помни правила ГАИ, это правила твои»;
- утренник «Путешествие в страну дорожных знаков»;
- дежурство юных инспекторов движения по Эгерскому бульвару;
- конкурс детских писем – обращений к водителям. 3. Районная Олимпиада по ПДД. 4. Вопрос профилактики ДТП рассматривается на общешкольном родительском собрании, семинарах классных руководителей и совещаниях при директоре. Учебная деятельность Тема безопасного поведения детей на дороге отражается при изучении следующих учебных предметов: Предмет
| контрольные списывания и мини-сочинения; словарные диктанты
| | рисунки на тему «Мы по улице идем»; «Дорожные ловушки», «Дорожная азбука», «Опасности на дорогах; «Красный, желтый, зеленый»;
| | «Взаимодействие транспортных выбросов на фауну почвы (7класс)
| | «Расчет пути и времени движения» - 7 класс, «Взаимодействие тел» - 7-9 классы,
| | Целые темы, посвященные безопасному поведению пешеходов
| | целые темы посвящены городу, городскому движению, дорожным знакам;
| | 8-ой класс на уроках ребята решают ситуационные задачи по административному праву, связанные с угоном автомобилей и нарушением ПДД;
| | Уроки: «Музыка дороги», «Путешествие по правилам дорожного движения»
| | Урок – ярмарка знаний, история возникновения Правил дорожного движения, светофора
| | «Автомобили и атмосфера» (8-11 класс)
|
Ожидаемые результаты реализации Программы: выработать стереотип безопасного поведения на дороге
ЛИТЕРАТУРА
Защитим детство! / Ред.сост. Л,И.Жук – МН.: Изд. ООО Красико – Пинт, 2001.
Ковалько В.И. игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Игры, конкурсы, инсценировки, посвященные безопасности дорожного движения. Журнал «Классный руководитель», 2007г, №5, с.108-139.
Предметная неделя по Правилам дорожного движения / Сост. Л.Б.Поддубная – Волгоград: ИТД «Корифей».
Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях/Глав. Ред. В.А.Володин.- М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия экстремальных ситуаций / А.В.Гостюшин – М.: Зеркало, 1994.
|