Скачать 266.37 Kb.
|
Технология планирования системы подготовки спортсменов в тхэквондо ВТФ В технологии собственно планирования можно выделить следующие основные операции:
Кратко рассмотрим особенности и условия выполнения каждой операции. Конечная целевая функция каждого плана, а также промежуточные задачи выбираются в зависимости от возраста, уровня подготовленности занимающихся, от стажа занятий, специфики тхэквондо (ВТФ) и форм организации занятий. При этом конечные цели определяются, как правило, на большие периоды занятий (обычно на несколько лет или на один год), а на менее продолжительные этапы занятий ставятся конкретные задачи, последовательное решение которых должно быть направлено на достижение конечной цели. После того как поставлены цели и задачи спортивной подготовки, переходят к определению содержания учебно-воспитательного и тренировочного процесса. Определение необходимого объема знаний, умений и навыков осуществляется на основе систематики и классификации техники и тактики тхэквондо (ВТФ), опыта, накопленного теорией и практикой спорта. К программно-нормативным основам планирования относятся спортивно-технические показатели и контрольные нормативы, характеризующие подготовленность и функциональное состояние занимающихся. Такие показатели и нормативы выбираются на основе Единой всероссийской спортивной классификации, данных медицинского и врачебного контроля, а также на основе модельных характеристик, отражающих уровень развития тхэквондо (ВТФ) и состояние спортсменов, способных показывать высокие спортивные результаты. При определении основных параметров тренировочных нагрузок необходимо учитывать специфику тхэквондо (ВТФ), передовой опыт теории и практики спортивных единоборств, данные научных исследований в области теории и методики спортивных единоборств, состояние занимающихся и их спортивную классификацию. Все параметры тренировочных нагрузок подразделяют на следующие основные группы:
Перечисленные параметры тренировочных нагрузок позволяют достаточно полно оценить количественную и качественную меры воздействия каждого физического упражнения на организм занимающихся. Вся сложность этой операции состоит лишь в выборе оптимальных параметров тренировочных нагрузок для конкретного контингента занимающихся. Причем главное внимание следует уделять параметрам величины нагрузок, так как неправильный выбор объема и интенсивности воздействия может привести к весьма негативным последствиям (явлениям перенапряжения и перетренированности). Это связано с тем, что физическая нагрузка, являясь фактором внешней сферы, оказывает на организм занимающегося определенные воздействия, которые проявляются прежде всего в изменении гомеостаза внутренней среды организма. Однако допустимый диапазон этих изменений весьма невелик. Поэтому в процессе выполнения запланированных параметров нагрузок необходимо уделять самое пристальное внимание медицинскому и врачебному контролю состояния занимающихся. Наиболее ответственной операцией планирования является распределение тренировочных нагрузок во времени. От правильного осуществления этой операции зависит в целом успех всей работы по подготовке спортсменов. Степень детализации и конкретизации в распределении тренировочных нагрузок зависит от длительности этапа, на который составляется план. Чем короче этап, тем ответственней нужно подходить к этому процессу. При этом большое внимание следует уделять распределению тренировочных нагрузок:
Оптимальное распределение нагрузок, которое позволит добиться наилучших результатов, во многом зависит от того, насколько будут учтены при этом общие и специфические закономерности спортивной тренировки. В зависимости от продолжительности периодов и этапов, на которые составляются планы, выделяют перспективное, многолетнее, текущее (годичное и поэтапное) и оперативное планирование. Перспективное планирование предусматривает определение цели, направленности основных задач и содержания системы подготовки бойцов на длительный период времени, прогноз спортивных результатов, спортивно-технических показателей и нормативов, которых необходимо добиться в процессе многолетних занятий. К основным исходным и директивным документам перспективного планирования, на основе которых разрабатываются все последующие документы текущего и оперативного планирования, относятся: учебный план, учебная программа и многолетний перспективный план подготовки спортсменов на 4–8 лет (групповой и индивидуальный), разрабатываемый в соответствии с моделью построения многолетней тренировки бойцов. К документам текущего планирования относятся график учебного процесса, годичный план подготовки (командный, индивидуальный), календарь спортивно-массовых мероприятий. Планирование учебного материала в годичных циклах осуществляется с учетом периодизации тренировочного процесса, в которой учитываются основные закономерности развития спортивной формы. Исключение составляет планирование учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов 1-го года обучения в группах начальной подготовки, где оно подчинено задачам обучения, всестороннего физического развития, ознакомлению с основными средствами подготовки бойца и основами ведения единоборства. В связи с этим 1-й год обучения можно разделить на три этапа: этап отбора и комплектования учебных групп (2 мес.), этап ознакомления с основными средствами подготовки спортсмена (7 мес.) и этап подготовки и выполнения программных требований и контрольных нормативов по ОФП и СП (3 мес.). Подготовка на этом этапе предусматривает выезд в спортивный лагерь и индивидуальную самостоятельную подготовку по заданию тренера в период летних каникул. Для последующих групп (2-й и 3-й годы обучения для групп начальной подготовки и 1–2-й годы обучения для учебно-тренировочных групп) планирование связано с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях и предусматривает разделение годичных циклов на три периода: подготовительный (5 мес.), соревновательный (5 мес.), переходный (2 мес.). Каждый период имеет свои задачи. Подготовительный период (сентябрь — январь) направлен на создание и развитие предпосылок для возникновения спортивной формы и ее становления. Задачи: укрепление здоровья занимающихся, общая физическая подготовка организма к последующим более высоким тренировочным и соревновательным нагрузкам, подготовка и сдача контрольных нормативов по СФП, теоретическая подготовка, воспитание морально-волевых качеств, изучение техники и тактики тхэквондо (ВТФ). Основная цель спортивной подготовки в соревновательном периоде (февраль — июнь) состоит в том, чтобы как можно эффективнее реализовать в спортивных результатах достигнутый на всех предыдущих этапах уровень тренированности. Весь период подразделяется на 2–4 этапа (мезоцикла), основу которых составляют главные соревнования сезона и подготовка к ним. В этот период, помимо специальной подготовки и участия в соревнованиях, решаются задачи развития и совершенствования специальных физических и психических качеств бойца, приобретение инструкторских и судейских навыков. В переходном периоде (июль — август) решаются задачи:
Этот период совпадает с летними каникулами и может проводиться как в условиях спортивного лагеря, так и в форме индивидуальной самостоятельной подготовки по заданию тренера. Годичный цикл (спортсменов-разрядников) в учебно-тренировочных группах (3-й, 4-й годы обучения), группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства носит иной характер и связан с календарем соревнований и спецификой тренировочного процесса. В нем выделяют два подготовительных периода (сентябрь — октябрь, январь — март), два соревновательных (ноябрь — декабрь, апрель — июнь) и один переходный (июль — август). Эта структура годичного цикла может меняться в зависимости от календаря основных соревнований, но неизменным остается выделение нескольких циклов подготовки со своими подготовительным и соревновательным периодами в каждом из этих циклов. Оперативное планирование включает в себя: рабочий план, расписание занятий, план-конспект отдельных тренировочных занятий, план подготовки к отдельным соревнованиям. Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные, годичные и оперативные и т. п.) должны включать в себя:
Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы ведется в журнале, где указываются сведения о занимающихся, посещаемость занятий, пройденный материал, успеваемость и спортивные результаты. Основы планирования системы подготовки спортсменов в тхэквондо WTF Процесс подготовки спортсменов в тхэквондо можно рассматривать как сложную динамическую систему. Одной из функций подобных организованных систем различной природы (биологические, социальные, технические) является управление, суть которого состоит в обеспечении сохранения структуры системы либо в переводе системы из одного состояния в другое. В самом общем виде схема управления подготовкой спортсменов в тхэквондо включает в себя три блока:
Прежде чем приступить к собственно воздействию на ученика, тренеру необходимо:
Получая в процессе взаимодействия с учеником информацию на основе данных педагогического контроля о его промежуточных состояниях, особенностях поведения спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности, сбивающих факторах, негативно влияющих на эффективность протекания тренировочного процесса, тренер и частично сам спортсмен имеют возможность вносить коррекцию в систему педагогических воздействий (тренировочную программу). Планирование и контроль в процессе подготовки спортсменов в тхэквондо должны включать в себя:
Объективной основой планирования являются закономерности теории спортивной тренировки, отраженные в следующих требованиях:
Различают внешнее и внутреннее планирование. Внешнее планирование (или планирование «сверху») осуществляется государственными учреждениями. Документы такого планирования носят директивный характер и служат определению генеральных направлений в развитии тхэквондо (ВТФ). Сюда, прежде всего, следует отнести учебные программы, классификационные программы, календарь международных и всероссийских соревнований и др. На основании этих директивных документов разрабатываются так называемые внутренние планы, предназначенные для коллективов, команд, отдельных спортсменов. В зависимости от того, на какой срок составляются планы, различают перспективное, текущее и оперативное планирование. При этом необходимо рассматривать процесс планирования в двух аспектах: статическом и динамическом. Статический аспект планирования предусматривает оптимальные для различных видов физического воспитания соотношения между отдельными сторонами подготовки — между общефизической и специальной подготовкой, между силовой подготовкой и воспитанием выносливости и т. д. — на относительно длительный период занятий (годичный цикл тренировки, учебный год и т. п.). Динамический аспект заключается в оптимальном распределении во времени отдельных разделов воспитания в более короткий период подготовки (этап, недельный микроцикл, отдельное тренировочное занятие). Система подготовки спортсменов по тхэквондо ВТФ Многолетняя подготовка спортсмена охватывает длительный период становления от новичка до мастера спорта РФ международного класса. Этот период составляет 10–15 лет и включает в себя следующие этапы. Спортивно-оздоровительный этап (СО). На этап СО зачисляются учащиеся общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, желающие заниматься оздоровительными физическими упражнениями и спортивными единоборствами и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
Этап начальной подготовки (НП). На этап НП зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортивными единоборствами и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
Учебно-тренировочный этап (УТ) состоит из двух подэтапов — этапа начальной спортивной специализации (1–2-й годы обучения) и этапа углубленной спортивной специализации (3–5-й годы обучения). Этап (УТ) начальной спортивной специализации. Группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке. Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
Этап (УТ) углубленной спортивной специализации. Группы формируются из здоровых спортсменов-разрядников, выполнивших контрольно-переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
Этап спортивного совершенствования (СС). Группы формируются из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на данном этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных результатов. Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ). Группы формируются из спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта и мастера спорта международного класса, членов сборных команд страны и регионов. Цель этапа — достижение максимально возможных стабильных спортивных результатов на основе индивидуализации подготовки спортсменов, совершенствование знаний и навыков тренера, судьи. |