Скачать 58.4 Kb.
|
Ежели вы вежливы Урок – игра, посвящённый правилам этикета для учащихся 1 класса Цель:
Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно для всех необходимая. Это наука общения. С самого детства необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы и вам, и всем было хорошо, приятно, удобно. Мы поговорим с вами о воспитанности, о хороших манерах, об этикете. Этикет (ейдиейе – франц.) – свод правил поведения, обхождения, правил учтивости, принятых в каком – либо обществе. Что такое этикетка? Яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают о предмете. Этикетка — словно маленький представитель вещи. Поэтому жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде являются своеобразной "этикеткой" человека. Этикет рекомендует, как человеку общаться с другими людьми, определяет его внешний вид, предписывает манеру поведения. Именно это прежде всего бросается в глаза при знакомстве. Воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе ценились всегда. Достаточно простые правила поведения будут понятны и русским, и французским, и английским, и испанским, и американским, и немецким, и многим другим мальчикам и девочкам. Этих правил не так много, и если уметь ими пользоваться, то в любой компании вы будете чувствовать себя легко и непринужденно. БИБЛИОТЕКАРЬ: Сейчас мы вспомним, что такое этикет. ЧТЕЦ (1): Что такое этикет? Это — можно. Это — нет... Этикет, как этикетка И хорошая отметка. Но не только в дневнике — У людей на языке. Очень просто жить культурно: Все прекрасно, что не дурно. А. Степанов. Что такое этикет? БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, снова к вам вопрос: кого мы называем вежливым? (Ответы детей.) А вот как ответил детский писатель С. Маршак. ЧТЕЦ (2): Ежели вы вежливы и к совести не глухи, Вы место без протеста уступите старухе. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду, В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке, Не будете с товарищем трещать, как две сороки. Ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей, И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете. И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке Некрасова и Гоголя возьмете не навеки. И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете В опрятном, не измазанном и целом переплете. И ежели вы вежливы, — тому, кто послабее, Вы будете защитником, пред сильным не робея. С. Я. Маршак. Ежели вы вежливы Библиотекарь: Ребята, а какие волшебные слова помогут стать вежливым человеком? (ответы детей) Библиотекарь:Сейчас мы с вами проверим как хорошо вы запомнили волшебные слова. Внимательно послушайте правила игры. Я называю вам одно из волшебных слов и кидаю кому-то из вас этот мячик. Вы должны в ответ сказать любое вежливое слово и вернуть мне мячик. Библиотекарь:А кто нам сможет сказать, как правильно вести себя на переменах в школе? На перемене вы должны приготовиться к следующему уроку и отдохнуть.Но не так, как расскажет нам сейчас Ирина. Перемена! Перемена! Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова. Продремавший весь урок. Пять минут назад им слова У доски сказать сказать не мог Если он, то, несомненно. С ним б-о-о-льшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он, гляди, какой бедовыи! Он за пять минут успел Переделать кучу дел Он поставил три подножки Ваське, Кольке и Серёжке Покатился кувырком На перила сел верхом Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил С ходу дал кому-то сдачи. Попросил списать задачу, — Словом, сделал что мог! Ну, а тут — опять звонок... Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нем! — Ничего, — вздыхает Вова, На уроке отдохнем С. Я. Маршак. Перемена БИБЛИОТЕКАРЬ:Знакома ли вам такая картина? Не приходилось ли встречать на переменах такого Вовку? А теперь повторим в форме игры, что можно и чего нельзя делать на переменке. Если вы согласны с правилом, хлопайте в ладоши, если нет! — топайте ногами. Итак, школьники и школьницы, соблюдающие этикет на перемене: • не жуют жевательную резинку, разговаривая с кем -нибудь; • выплевывают жевательную резинку на пол, прилепляют ее к стулу, столу, стене, школьной парте; • с опозданием сдают книги в школьную библиотеку; • всегда помнят, что ли книги будут потом читать другие люди, поэтому никогда не загибают страницы, не рвут их, ничего не пишут в книге, не мусолят углы пальцами; • ходят по школе только в сменной обуви; • бегут, расталкивая всех локтями, в столовую; • не обижают маленьких, не задирают старших; • бросают на пол обертку от жевательной резинки или конфет, кожуру фруктов; • никогда не кричат, не смеются громко, не размахивают руками. БИБЛИОТЕКАРЬ: Я предлагаю посмотреть видеосюжет «Тихий час». Давайте внимательно посмотрим его и скажем, что же ребята в нём делали не так. (просмотр «Ералаша») БИБЛИОТЕКАРЬ:А сейчас викторина – «Правильно ли это?» Вы должны отвечать хором «да» или «нет». « Правильно ли это?»
БИБЛИОТЕКАРЬ: Все вы, конечно, знаете сказку "Три медведя". Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор. Какой вариант разговора вам понравится больше всего? (Входят три Девочки, и каждая произносит одну фразу.) МАША (1): Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой. МАША (2): Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я вам помогу все убрать. МАША (3): Медведи! Я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины. (Обсуждаются все три варианта.) УЧИТЕЛЬ: Все вы наверняка любите получать подарки. Вспомним сказку К. Чуковского "Муха-Цокотуха": Приходили к мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые — В них застежки золотые. Внимание! Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него? (Выходят три девочки и каждая "обыгрывает " свои слова.) МУХА(1): Вот спасибо! Аи да блошки! Что за чудные сапожки! Буду век я их носить. И подруг благодарить! МУХА (2): У меня уж есть сапожки, И получше этих, блошки. Эти я отдам сестре. Что живет на той горе. МУХА (3): Вам спасибо, мои блошки. За прекрасные сапожки. О, какое будет горе. Если мне они не впору... (Обсуждаются все три варианта.) БИБЛИОТЕКАРЬ: Дорогие ребята! Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя. А помогут в этом книги (библиографический обзор книжной выставки «Вежливость на каждый день»). |