Скачать 466.31 Kb.
|
План работы Городского методического объединения учителей иностранного языка на 2008 – 2009 учебный год.
2. Анализ работы Городского методического объединения учителей иностранного языка за 2007 – 2008 учебный год. 1. На 2007- 2008 учебный год перед методическим объединением были поставлены следующие цели и задачи. Цель работы ГМО: создание условий для повышения качества преподавания иностранного языка путём совершенствования педагогического мастерства учителей. Задачи работы ГМО:
Сразу необходимо отметить, что работа велась по всем указанным в целях и задачах направлениям. В течение года велась целенаправленная работа по достижению этих задач, поэтому в следующих пунктах анализа будут подробно указаны виды деятельности и конкретные результаты. 2. Характеристика кадрового состава
На сегодняшний день в ГМО учителей иностранного языка работают 17 учителей, большинство из которых (82%) имеют высшее образование. Следует отметить, что молодые специалисты Дятчина Н.С. и Шадрина О.А. в данный момент обучаются на заочной форме обучения с целью получения высшего образования, поэтому можно говорить о росте уровня образования учителей. 6% учителей имеют высшую квалификационную категорию, 47% учителей имеют I квалификационную категорию, 18% учителей имеют II квалификационную категорию, 29% учителей работают по разрядам от 7 до 10. На основании этих данных можно говорить о достаточно высоком уровне квалификации учителей иностранного языка. В 2007-2008 учебном году двое учителей (Александрова О.С., Устюгова О.В.) успешно прошли аттестацию, по итогам которой им присвоена I квалификационная категория. Здесь необходимо отметить положительную динамику роста квалификации учителей МО. 41% учителей имеют стаж работы выше 20 лет. 12% учителей имеют стаж работы выше 10 лет. 47% учителей имеют стаж работы меньше 10 лет. С одной стороны, эти цифры говорят о том, что почти половина учителей иностранного языка – опытные специалисты. С другой стороны, эти цифры наводят на размышление о необходимости пополнения педагогического состава молодыми специалистами, что в последние годы стало одной из насущных проблем. 53% учителей отмечены за свой труд Грамотами ГОРОО, департамента образования или министерства образования. 18% учителей имеют почётные звания. 3. Одной из задач работы методического объединения на 2007-2008 учебный год была задача оказания методической помощи молодым специалистам. Помощь молодым специалистам на протяжении всего года оказывалась по двум вопросам: практика языка и методика преподавания языка. Так, методистом ИМЦ, учителем английского языка МОУ СОШ №2 Смирновой Е.А. были организованы еженедельные занятия по грамматике английского языка, которые посещали трое молодых специалистов. В МОУ СОШ №13 молодому специалисту Дятчиной Н.С. была организована помощь со стороны опытных коллег: Маланова Н.Н. помогала разобраться в возникающих методических вопросах, Смирнова Г.Г. оказывала помощь по вопросам языкознания и практики языка. Особенно необходимо отметить доброжелательный настрой по отношению к молодым специалистам во всех школах города и то, что опытные коллеги всегда охотно оказывают поддержку и помощь. Очень приятно говорить о том, что Науменко Любовь Михайловна, год назад решившая уйти на законный отдых, всегда готова проконсультировать учителей немецкого языка, за что они ей очень благодарны, поскольку она делится с молодыми коллегами бесценным приобретённым за долгие годы преподавательской деятельности опытом. 4. Учителя иностранного языка постоянно повышают свой профессиональный уровень не только путём самообразования, но и посещая различные курсы. В 2007 году большинство учителей иностранного языка посещали курсы повышения квалификации, организованные КОИПКРО. Здесь приведён список преподавателей, которые получили по окончании курсов свидетельства.
В предыдущие годы учителя иностранного языка проходили обучение по программе «Интел. Обучение для будущего», связанное с умением использовать в процессе обучения возможности ИКТ. В этом учебном году 8 учителей обучались на курсах следующей ступени – «Microsoft. Партнёрство в образовании». 5. Для решения поставленных целей и задач применялись различные методы, в том числе и связанные с теоретическим представлением актуальных вопросов преподавания иностранных языков, а также демонстрация применяемых учителями методик на открытых уроках. В 2007-2008 учебном году состоялись 3 творческих отчёта учителей иностранных языков. Их представили учитель английского языка МОУ СОШ №13 Смирнова Галина Геннадьевна (тема «ИКТ в преподавании английского языка»), учитель английского языка МОУ СОШ №2 Устюгова Ольга Викторовна (тема «Роль игры на уроке английского языка»), учитель немецкого языка МОУ СОШ №9 Александрова Ольга Сергеевна (тема «Обучение чтению на начальном этапе обучения иностранному языку»). Учителя иностранного языка представили открытые уроки (в том числе с применением ИКТ) Смирнова Г.Г.
Устюгова О.В.
Александрова О.С.
Преподаватели иностранного языка принимают участие в семинарах, организуемых на базе школ, где также представляют открытые уроки. Так, в рамках семинара по здоровьесберегающим технологиям в МОУ СОШ №9 провели открытые уроки Умницина Л.М. (3 класс) и Александрова О.С. (2 класс). Учителем английского языка Смирновой Е.А. и учителем истории Малановой Н.Н было проведено открытое интегрированное занятие экономика+английский язык в рамках семинара «Инновационные программы в учебно-воспитательном процессе в условиях модели адаптивной школы». На заседаниях ГМО в течение данного учебного года рассматривались следующие вопросы теоретические вопросы:
Также на заседаниях ГМО проводились практикумы по английскому и немецкому языкам, на которых учителям предлагались для выполнения и анализа задания олимпиад и ЕГЭ. 6. По итогам работы получены следующие результаты: I. Программы обучения иностранному языку выполнены, хотя в некоторых случаях ввиду болезни либо отсутствия преподавателя приходилось корректировать тематическое планирование уроков. II. Городская олимпиада:
По сравнению с прошлым годом возросло количество учащихся, участвующих во 2 туре олимпиады (22 в этом учебном году, 19 – в прошлом). К сожалению, следует заметить, что по сравнению с прошлым годом уменьшилось количество призёров во 2 туре олимпиады и, как следствие, количество участников 3 тура. Хотя, говоря о проведении олимпиады, стоит также учитывать тот факт, что с каждым годом возрастает уровень сложности заданий, предлагаемых участникам во 2 туре. Также следует обратить внимание на то, что задания даются в нетрадиционных формах. III. Итоговый контроль в 4 классе Контрольная работа по немецкому языку выполнена учащимися 4 класса города на оптимальном уровне (за исключением учащихся МОУ СОШ №1, где уровень выполнения работы – критический). Все учащиеся МОУ СОШ №13 и№9 справились с работой. Всего 2 учащихся города не справились с работой. Самый высокий уровень выполнения работы показали учащиеся МОУ СОШ №9. Контрольная работа по английскому языку в целом выполнена учащимися 4-го класса города на допустимом уровне. Учащиеся МОУ СОШ №37,2,9 выполнили работу на оптимальном уровне. Учащиеся МОУ СОШ №5 выполнили работу на критическом уровне. Учащиеся МОУ СОШ №1 выполнили работу на недопустимом уровне, но следует принять во внимание, что в 4-м классе данной школы обучаются четверо учащихся 7-го вида. Все учащиеся МОУ СОШ №9 и37 справились с работой. Самый высокий уровень выполнения показали учащиеся МОУ СОШ №37. IV. Экзамен по иностранному языку в 9 классе проводился в этом учебном году согласно новым билетам, что было представлено к обсуждению и принято на ноябрьском заседании ГМО. Следует заметить, что это послужило основной причиной снижения количества учащихся (7 учащихся в этом учебном году и 19 – в прошлом), выбирающих экзамен по иностранному языку, т.к. требования к сдаче иностранного языка по новым билетам предполагают достаточно высокий уровень владения иностранным языком; заданий больше и они более сложные. Егэ по иностранному языку в этом учебном году не выбрал ни один учащийся, что объясняется высочайшим уровнем сложности заданий и невозможностью подготовится только в течение учебных занятий. Результаты экзамена в 9 классе.
Как видно из приведённой выше таблицы, все учащиеся сдали экзамен. 7. Работа с одарёнными детьми заключалась в организации и проведении олимпиад по иностранным языкам, международной игры-конкурса по английскому языку «Бульдог», занятий на базе МУКа. Призёрами 2 тура (городской) олимпиады по иностранным языкам стали следующий учащиеся:
Все они приняли участие в 3 (областном) туре олимпиады по иностранным языкам, набрали небольшое количество баллов. Участниками международной игры-конкурса по английскому языку стали 212 учащихся МОУ СОШ №№ 1, 2, 13, 37. Результаты участия следует признать хорошими. К сожалению, в этом учебном году не поступало информации о проведении международных игр-конкурсов «Вини-Пух» и «Щелкунчик», в которых всегда с удовольствием участвовали многие школьники, многие из которых достигали хороших результатов. Два учителя нашего МО проводили на базе МУКа занятия для одарённых детей – Смирнова Г.Г. (МОУ СОШ №13) по английскому языку, Маланова Н.Н. (МОУ СОШ №13) по немецкому языку. 8. На образовательном сайте в 2007-2008 учебном году были размещены следующие публикации
9. Учителя иностранного языка участвуют в опытно-экспериментальной работе. Так, при проведении семинаров на базе школ наряду со многими открытыми мероприятиями состоялись и открытые уроки следующих учителей:
10. В каждой школе города проводится воспитательная работа, в которой принимают участие и учителя иностранного языка. Это недели иностранного языка, творческие отчёты учащихся, различные мероприятия. Неделя иностранного языка состоялась в 2007-2008 году в МОУ СОШ №13 и в МОУ СОШ №9. Учителя МОУ СОШ №13 организовали и провели множество самых различных мероприятий. Это страноведческие викторины, игры, просмотр видеофильмов, праздники и «Урок мужества». В МОУ СОШ №9 учащиеся старших классов подготовили выразительное чтение произведений на иностранных языках, а учащиеся младших классов подготовили концерт, программу которого составили песни, стихотворения, рифмовки, сценки и инсценировка сказки. В МОУ СОШ №37 в концерте – творческом отчёте приняли участие ребята, которые занимаются в кружке «Второй иностранный язык». Хочется особое внимание уделить работе учителей иностранного языка МОУ СОШ №13, которые организовали участие своих воспитанников в проекте «Школьные династии», презентации которых были подготовлены на двух языках. 11. На заседаниях ГМО проводилась работа по ознакомлению педагогов с нормативными документами, новыми УМК. Так, на ноябрьском заседании были представлены вопросы:
На мартовском заседании ГМО методист ИМЦ Смирнова Е.А. познакомила учителей с новым УМК по английскому языку «Английский в фокусе». Авторы: Эванс В., Дули Дж., Подоляко О., Ваулина Ю.Е.. Издательство «Просвещение». 12. Говоря о результатах работы ГМО учителей иностранного языка, необходимо подчеркнуть, что показателем продуктивной работы является и участие учителей в различных конкурсах. Галкина Ольга Михайловна, учитель английского языка МОУ СОШ №13 принимала участие в городском конкурсе «Учитель года» и стала призёром в номинации «Индивидуальность и творческий почерк». Ольга Михайловна приняла также участие в конкурсе лучших учителей России и получила высокую оценку своей профессиональной деятельности и губернаторский грант. Осокина Ольга Константиновна, учитель немецкого и английского языков принимала участие в течение учебного года в следующих конкурсах:
Смирнова Елена Алексеевна, учитель английского языка МОУ СОШ №2 принимала участие в муниципальном методическом конкурса педагогов образовательных учреждений в 2-х номинациях «Дидактические материалы» (3 место) и «Авторские учебные программы». 13. Показателем высокого уровня профессионального мастерства учителей иностранного языка является использование в обучении проектной деятельности с одновременным использованием возможностей ИКТ. Постоянно используют технологию проектной деятельности в своей преподавательской практике учителя всех школ города. 14. Оценивая результаты деятельности учителей иностранного языка как положительные, следует отметить факторы, способствующие их достижению:
15. Отрицательный результат – это тоже результат, и он полезен хотя бы тем, что при анализе ситуации мы можем выявить причины и факторы, с тем чтобы в дальнейшем попытаться их устранить. Снижение количества учащихся, выбирающих экзамен по иностранному языку, и количества призёров олимпиад происходит вследствие усложнения программ обучения и изменения требований. Это внешние факторы, которые учителя изменить не могут. Но в силах учителей ставить в своей деятельности цели, направленные на формирование положительной мотивации к изучению иностранных языков, и достигать их. В силах учителей использовать в своей практике творческий подход, возможности ИКТ, современные инновационные технологии в целях повышения эффективности обучения. В силах учителей (а тем более учителей иностранного языка, когда они работают с меньшим количеством учащихся, чем другие учителя-предметники) подобрать индивидуальный подход к каждому ребёнку, создать на уроке благоприятную атмосферу доверия и сотрудничества. Но учитель, у которого огромная нагрузка и классное руководство не в силах найти для этого всего время. Поэтому главная проблема на сегодняшний день – отсутствие необходимого количества педагогических кадров. Вторая проблема, часто озвучиваемая самими учителями – отсутствие необходимого количества дополнительной литературы по иностранным языкам. Особенно остро почувствовали это учителя, которые готовили экзаменационные материалы. Сейчас эту проблему можно частично решать с помощью сети Интернет, но для этого необходимо владеть информацией о её возможностях. 16. В связи со всем вышесказанным при планировании работы на следующий учебный год следует продумать работу в следующих направлениях:
Обобщая эти задачи, можно сделать вывод о том, что работа по достижению цели «Создание условий для повышения качества преподавания иностранного языка путём совершенствования педагогического мастерства учителей» в 2007-2008 году не закончена, её нужно продолжить. |