Скачать 211.36 Kb.
|
Аналитическая справка о состоянии здоровья обучающихся МОУ «СОШ с.п.Кишпек» с 2010 – 2011 учебного года по 2012 -2013 учебный год 1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся (на 01.09.2013 г.) Школа расположена в Баксанском районе, в с.п.Кишпек (ул. Школьная, 11 тел. 8(86634)32-1-34, E-mail – sosh-kishpek@yandex.ru, сайт школы –www.kishpek narod.ru). Село находится на удалении 16км от районного центра (г.Баксан). На конец 2012- 2013 учебного года в школе обучается 596 учеников (31 классов-комплектов). Школа открыта в 1963 году и сделала 50 выпусков. Школа обеспечивает финансовую доступность образования: все образовательные услуги, в т. ч. и по блоку программ дополнительного образования, бесплатные. В целях удовлетворения запросов родителей будущих первоклассников, выравнивания стартовых условий для получения начального общего образования и снижения напряженности периода адаптации дошкольников школа успешно реализует программу предшкольного образования, а также индивидуальные программы для детей, имеющих проблемы в состоянии здоровья. В 2012-2013 учебном году школа успешно прошла процедуру лицензирования и аккредитации. В 2012 году был открыт школьный шахматный клуб. В феврале 2008 года создан и начал свою работу Управляющий совет. В 2006 г. школа стала призером конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; в 2007 году – победителем этого конкурса и вошла в число победителей конкурса проектов "Спортивный школьный двор" в рамках краевой целевой программы "Дети". С 2011 года школа внедряет ФГОС НОО. В целях сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса школа успешно реализует программу «Здоровьесберегающая образовательная среда» (победитель регионального конкурса «Школы здоровья в России: содействовать здоровью – повышать качество жизни»), которая являлась подпрограммой программы развития школы на 2007 – 2011 годы. Образовательное пространство школы обеспечивает активное и успешное участие школьников в спортивно-массовых мероприятиях ООО "Вымпел", секциях НОУ "Глория", очных и дистанционных олимпиадах, проектах, конкурсах, фестивалях, выставках, акциях различной направленности и различных уровней. Управление школой осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании», Устава школы, локальных актов и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Административное (государственное) управление осуществляет директор школы и его заместители. Системный подход к управлению выражается в четком распределении директором школы функциональных обязанностей не только среди заместителей, но и среди всех членов административной команды и педагогического коллектива и обеспечивает атмосферу творческого труда, ставит в центр внимания участников образовательного процесса, личность ученика, педагога. Включение сотрудников в процесс управления путем делегирования им полномочий способствует профессиональному росту педагогов. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса. Заместители директора школы реализуют оперативное управление образовательным процессом. Формами самоуправления является общее собрание трудового коллектива, Управляющий совет, педагогический совет, координационно-методический центр, общешкольный родительский комитет, ученический комитет. Уставом школы определен механизм взаимодействия органов самоуправления между собой, Управляющим советом и директором школы. 2. Обеспечение безопасных условий Школа работает по пятидневной рабочей неделе с шестым развивающим днем: занятия кружков, секций. Примерное десятидневное меню питания учащихся ежегодно своевременно согласуются с территориальным Управлением Роспотребнадзора. Все учащиеся получают рациональное и сбалансированное питание, которое полностью соответствует требованиям Роспотребнадзора, о чем свидетельствуют акты проверок. Проводится С-витаминизация третьих блюд. В целях обеспечения безопасных для здоровья детей условий деятельности школа сотрудничает с правоохранительными органами, с отделением государственного пожарного надзора по Баксанскому району. Совместно с отделом внутренних дел по Баксанскому району разработан Паспорт безопасности школы. С учащимися 1-11 классов регулярно проводятся уроки безопасности. Ежегодно проводится не менее 4 общешкольных учебных тренировок поведения и эвакуации учащихся и персонала школы из здания в случае чрезвычайной ситуации. Школа оснащена первичными средствами пожаротушения в необходимом количестве, установлена система противопожарной сигнализации и заключен договор на ее обслуживание. В школе создана дружина юных пожарных (в рамках военно-патриотического движения « Патриот»). В целях предупреждения дорожного травматизма и формирования у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах в рамках проведения уроков окружающего мира (1-4 классы) и ОБЖ (5-11 классы) организовано обучение учащихся правилам дорожного движения. За последние 3 года ни один ребенок не был участником ДТП. В 2012 году 12 учеников школы стали победителями дистанционного тура конкурса «Знатоки дорожных правил в трех возрастных группах» За последние три года ни один ученик, ни один учитель не получили травмы во время учебно-воспитательного процесса, не было ни одного случая пищевых отравлений в школьной столовой. Особое внимание уделяется санитарно-гигиеническому состоянию школы, которое поддерживается на должном уровне. Два раза в день проводится влажная уборка всех помещений школы с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Проветривание учебных помещений проводится во время перемен, а рекреационных – во время уроков. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений в соответствии с требованиями СанПиН. В теплые дни занятия проходят при открытых фрамугах и форточках. Температурный режим, освещение рабочих мест обучающихся и учителей соответствуют требованиям СанПиН (инструментальные измерения службы Роспотребнадзора). Школа оборудована необходимым количеством санитарных узлов, соответствующих нормам СанПиН. У учащихся сформирован навык мытья рук перед приемом пищи, что способствует исключению возникновения острых кишечных инфекций среди учащихся за последние пять лет. Состояние физического, психического здоровья ребенка определяется восприятием гармонии или дисгармонии форм, цвета, композиции. Поэтому школьная мебель, стены рекреаций, спортивных залов окрашены в спокойные, светлые радующие глаз тона, много цветов, размер и размещение которых соответствуют нормам СанПиН, создают уют и комфорт в помещениях. Охрана школы обеспечивается круглосуточно техническим персоналом ( дневной сторож, два ночных сторожа). Акты проверки готовности школы к началу учебного года в течение последних пяти лет подписываются своевременно всеми членами муниципальной комиссии по приемке школ без замечаний. 3. Программа « «Школа – территория спорта и здоровья» Деятельность школы в достижении ключевой цели программы развития Цель и задачи программы. Цель инновационной программы: построение в школе здоровьесозидающей образовательной среды, создание инновационной системы здоровьесозидающего и физкультурно-спортивного образования и воспитания в школе через реализацию организационной модели «Школьных олимпийских игр». направлена на валеологическое сопровождение учебного процесса – сохранение и укрепление здоровья всех его участников:
Задачи программы:
В рамках реализации ключевой задачи программы развития школы (Модернизация здоровьесберегающей образовательной среды (условий, комплекса мер и системных мероприятий), которая обеспечит сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном процессе и будет способствовать повышению качества обучения и формированию идеологии здоровья как жизненной позиции) за последние три года значительно модернизирована материально-техническая база за счет получения школой государственной поддержки). Сегодня материально-техническое оснащение соответствует статусу школы, позволяет в полном объеме и на уровне современных требований организовать учебно-воспитательную деятельность в режиме здоровьесбережения и включает в себя 52 учебных кабинетов, 2 спортивных зала (игровой, тренажерный, гимнастический), актовый зал, кабинет психолога, столовую на 160 посадочных мест, медицинский кабинет (процедурный кабинет, медицинские аптечки и набор медикаментов в полном объеме), столярную мастерскую, кабинет психолога, компьютерные классы, 4мультимедийных кабинета, школьной библиотеки. Все компьютеры и мультимедийное оборудование соответствуют требованиям СанПиН (инструментальные измерения службы РОСПОТРЕБНАДЗОРА). Спортивные залы оснащены оборудованием и инвентарем в достаточном количестве для выполнения учебной программы по физической культуре (уроки), проведения внеклассных спортивно-массовых мероприятий, секций (волейбол, настольный теннис, шахматы, футбол). Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение здоровьесберегающих технологий обучения:
Динамика использования современных образовательных технологий, в том числе здоровьесберегающих, в образовательном процессе
С 2010 года в школе идет освоение и внедрение здоровьесберегающей педагогической технологии . Успешность применения здоровьесберегающих технологий зависит от методически грамотной деятельности всего коллектива школы. Освоение здоровьесберегающих технологий педагогами ведется через:
Выявлению причин ключевой проблемы программы развития школы – 2012 г. (отклонения в здоровье учащихся от нормы, высокий процент уроков, пропущенных учащимися по болезни (нарушение зрения – 17%, нарушение осанки – 38%, сколиоз - 23%, сердечно-сосудистые заболевания – 20%, другие заболевания – 37%; практически здоровые дети - всего 7,4% - по данным углубленного медицинского осмотра учащихся в октябре 2007 года; 2006-2007 учебный год - 53% от общего количества пропущенных уроков составили пропуски по болезни) и их устранению способствует принятие эффективных управленческих решений по итогам педсоветов, семинаров, мастер-классов по темам (2010 – 2013 годы):
Работа по программе развития физической культуры и спорта в школе ведётся со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: детьми, педагогами, родителями. 4. Наиболее значимые позитивные результаты реализации образовательной программы развития физической культуры и массового спорта в школе на 2012-2014 годы 1. Создана нравственная среда, позитивно воздействующая на формирование личности ученика и способствующая сохранению его физического, психического и нравственного здоровья, в результате чего за последние 5 лет:
2. Отсутствие детей, состоящих на учете в ПДН ОВД по Баксанскому (в том числе и за распитие спиртных напитков в общественном месте): 3. Снижение количества учащихся, склонных к курению, употреблению алкоголя, ПАВ (по результатам анонимного анкетирования учащихся в 2009-2010, 2011-2012 учебных годах):
4. Относительно благополучная ситуация в школе с употреблением и распространением ПАВ (по данным наркологического кабинета Баксанского района 2013 г.):
5. Снижение количества курящих учащихся, их занятость во второй половине дня
6. Школьная программа развития физической культуры и спорта в школе способствует формированию у несовершеннолетних потребности здорового образа жизни, воспитанию отрицательного отношения к наркотикам и другим вредным привычкам, профилактике правонарушений и преступлений. Динамика снижения количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете (ВУ), на учете в КДН и ЗП (чел.) Занятость детей группы риска в мероприятиях и секциях Все учащиеся «группы риска» регулярно участвуют в мероприятиях школы, посещают спортивные секции. Одна ученица по состоянию здоровья секции не посещает, но занимается в кружке по психологии, участвует в реализации акций, направленных на сохранение и укрепление нравственного и психологического здоровья. Особое внимание в школе уделяется здоровью детей с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды): индивидуальные траектории обучения в щадящем режиме, социально-психологическая поддержка, занятия в группе здоровья.
7. Систематическое проведение спортивно-массовых мероприятий с большим процентом участия учащихся, высокий уровень подготовки мероприятий, позитивный «физкультурно-спортивный климат» в школе позволили добиться положительных и стабильных результатов в состоянии физического, психологического и нравственного здоровья учащихся. Динамика состояния здоровья учащихся Медицинские группы здоровья (в %) I и II медицинские группы здоровья (в %) Группы здоровья для занятий физической культурой (в %) Динамика изменений по дидактогенным заболеваниям учащихся Школа проводит разнообразные мероприятия по предупреждению дидактогенных заболеваний (сколиоз, нарушение осанки и зрения учащихся): целенаправленная разминка на уроках физической культуры, динамические паузы в середине каждого урока с обязательным выполнением специальных комплексов упражнений, направленных на предупреждение нарушений зрения, осанки и сколиоза, организация подвижных игр на переменах, занятия учащихся в группе здоровья и клубе выходного дня. За последние три года по данным углубленных медицинских осмотров учащихся специалистами МБУЗ « Баксанский ЦРБ» остается стабильно низким процент заболеваний органов дыхания (2%), желудочно-кишечного тракта (1%), почек (0,4%) , снижение слуха (0,4%), процент учащихся, освобожденных от уроков физкультуры (1%). Мониторинг здоровья обучающихся по данным углубленного медосмотра учащихся (2010 – 2011 учебный год, 2012 -2013 учебный год)
Процент практически здоровых детей вырос от 14,3% (2009 г.) до 16% (2012 г.). Снизился процент других заболеваний учащихся, не указанных выше, с 16% (2009 г.) до 12% (2012 г.). По данным микроисследований, проводимых в дни ДРК (диагностики, регулирования и коррекции) в рамках подготовки к педсовету по теме: «Учебное занятие глазами учителя и ученика» в школе преобладает демократический стиль педагогического общения. Мониторинг состояния здоровья учащихся проводится через
8. Процент уроков, пропущенных учащимися по болезни от общего количества пропущенных уроков по школе ниже районного
Укреплению психического здоровья учащихся способствует психолого–медико–педагогическое сопровождение программы, которое направлено на оказание помощи ребенку и его семье и осуществляется по нескольким направлениям: 1.Деятельность психолога, в рамках деятельности которого осуществляется организация сопровождения учащихся в реализации любых мероприятий программы. 2. Обеспечение преемственности между дошкольным образованием и началом школьного обучения. В школе благоприятный здоровый морально-психологический климат и позитивное настроение (по результатам микроисследований в рамках подготовки к педсоветам по теме: «Здоровье учеников в режиме дня школы», которые проводятся ежегодно по итогам углубленного медицинского осмотра учащихся). 10. Целью воспитательной системы школы является воспитание и развитие свободной, творческой, физически и духовно здоровой личности, способной к самореализации, готовой к созидательной трудовой деятельности, гражданина своего Отечества. Формирование у учащихся потребности вести здоровый образ жизни организуется через участие в мероприятиях в рамках краевой целевой программы «Дети», плановых мероприятиях программы развития физической культуры и спорта в школе и деятельность физкультурно-спортивного клуба «Вымпел». За 2010 -2013 годах улучшены условия здоровьесберегающей среды для развития массовой физической культуры и спорта.
Анализ результатов реализации программы «Здоровьесберегающая образовательная среда» (в рамках реализации программы развития школы), программы развития физической культуры и массового спорта в школе на 2010 -2013 годы на третьем этапе позволяет сделать вывод, что МОУ «СОШ с.п. Кишпек», успешно выполняя свою миссию (создание наиболее благоприятных условий для получения качественного образования, воспитания и развития всех детей: одарённых, обычных, нуждающихся в коррекции с учётом их склонностей, способностей и интересов), уверенно продвигается в достижении стратегической цели программы развития школы. Сегодня МОУ «СОШ с.п. Кишпек» – конкурентоспособное образовательное учреждение с инновационной и здоровьесберегающей средой, обеспечивающее новое современное качество образования и воспитания нравственных, социально активных и ответственных, выпускников, являющееся центром современного общего образования, культуры и социально значимой активности на селе, имеющее высокое признание общественности района, что подтверждают материалы, опубликованные на страницах районной газеты «Баксанский вестник». |