Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 234.41 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.06.2014
Размер234.41 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Спорт > Исследование


Исследование

в области укрепления и сохранения здоровья учащихся лицея № 6


  1. Состояние здоровья детей


Актуальность. Здоровье населения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны.
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Физическое же благополучие – это когда все органы и системы человека функционируют, работают нормально, без перебоев, отсутствуют травмы. Духовное (нравственное ) благополучие – человек живёт в гармонии не только с собой, но и с окружающими людьми, в состоянии благожелательности к ним. Социальное благополучие – наличие работы, квартиры, семьи – у взрослых. Для детей - хорошие условия для учёбы, отдыха, занятий спортом, музыкой и т.п.

Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующий сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Внутришкольная комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» - программа профилактики и укрепления здоровья успешно развивается там, где их планирование, разработка и проведение базируются на данных оценки существующей практики и потребностей людей, т.е. основаны на социальном заказе общества.
Анализ ситуации и изучение нужд включает:

Оценку образа жизни детей школьного возраста

Программы по укреплению здоровья школьников в процессе внедрения оказываются малоэффективными и не приносят ожидаемого результата. Это связано с тем, что при разработке программ не учитывались интересы и потребности учащихся, на которых направлена данная программа, не была изучена существующая ситуация.

Исследование позволит выяснить отношение школьников, родителей, учителей, администрации школы к различным аспектам профилактики и укрепления здоровья, объективно подать информацию, а также вовремя провести коррекцию программы по укреплению здоровья школьников в соответствии с их интересами и потребностями, правильно оценить ход реализации программы.

Для того, чтобы повлиять на образ жизни школьников, необходимо получить следующую информацию:

  • Самооценка состояния здоровья школьников.

  • Какие темы о здоровье наиболее актуальны для школьников разных возрастных групп.

При опросе учащихся 5–11 классов выяснилось, что наиболее интересными темами являются физическая активность, правильное питание, здоровый образ жизни на третьем месте.
Выяснение ряда интересных для каждой возрастной группы школьников тем, поможет правильно спланировать программу вмешательства с учетом возраста.

  • Будут ли востребованы программы по укреплению здоровья школьниками и от кого они желают получать эту информацию.

Опрос показал: почти во всех классах две трети школьников 5–11 классов, 92% родителей и 88% учителей считают, что программа здорового образа жизни в школе необходима. Учащиеся во всех классах хотят получать информацию в первую очередь от специалистов и родителей и в последнюю очередь — от учителей. Сравнение результатов по классам показало, что в 9-11 классах готовность к проведению программ по укреплению здоровья среди школьников, родителей, учителей наиболее высока, наименьшая готовность — в 5-7 классах у школьников отсутствует мотивация на здоровый образ жизни.

  • Взаимоотношения в школьной среде: среди сверстников, с учителями, родителями; проведение досуга.

  • Проблемы безопасности школьников разных возрастных групп.

Опрос показал, что старшеклассники не готовы соотнести определенные опасности (употребление наркотиков, алкоголя) непосредственно с собой; родители оценивают высокую вероятность опасностей для школьников в целом, но для своего ребенка считают вероятность попасть в опасную ситуацию небольшой; учителя наиболее критично оценивают вероятность попадания старшеклассников в различные опасные ситуации.
Воздействие на человека многих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): курение, злоупотребление алкоголем, стрессы, экологическое неблагополучие, ожирение, несбалансированное питание, высокий уровень холестерина, низкая физическая активность, артериальная гипертензия способствует развитию заболеваний, приводит к преждевременной смерти. Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми.

Раннее начало профилактического вмешательства наиболее перспективно. Это связано с тем, что поведенческие факторы риска у детей и подростков еще не сформировались или их появление носит непостоянный характер, когда еще не сложился стереотип поведения, не соответствующий здоровому образу жизни. Доказано, что уже в этом возрасте формируются факторы риска атеросклероза, артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца, обусловливающие значительную заболеваемость и смертность взрослого, особенно мужского населения.
Распространенность курения в популяции школьников, по данным исследований, высока. В последнее время стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Исследование, проведенное в рамках программы «Здоровье» в лицее показало, что распространенность курения среди старшеклассников составила в среднем 18 % (критерий — 1 и более сигарет в неделю), хотя данные по городу значительно отличаются.

По данным исследования, проведенного лицейской ассоциацией общественного здоровья, в 5–8 классах не курят 90% школьников и 65% старшеклассников, остальные курят с разной частотой и интенсивностью.
Употребление спиртных напитков среди старшеклассников широко распространено. Алкогольные напитки пробовали почти все старшеклассники — 71%. Только половина из них никогда не испытывала чувство опьянения, каждый пятый испытывал чувство опьянения хоть однажды. Аналогичные данные получены Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков: употребление алкогольных напитков в среднем составило 77,3% среди мальчиков и 84,1% — среди девочек.
В лицее не обнаружены учащиеся, употребляющие наркотики.
Важным прогностическим признаком является отношение детей к курению и употреблению спиртных напитков. Если в 5–7 классах более 90% детей негативно относятся к курению и более 80% — к употреблению спиртных напитков, то в старших классах неприемлемость этих факторов резко снижается: курение неприемлемо для 60% опрошенных, а прием алкоголя — только для 47%. При этом алкоголь гораздо более опасен для нарушения поведения, чем курение. Такое резкое снижение «фактора неприемлемости» у подрастающего поколения в ближайшее десятилетие может дать значительную волну алкоголизации населения.
Угроза здоровью детей в подростковом периоде, а затем и во взрослом состоянии может возникнуть в результате недостаточной физической активности. Вследствие неправильной организации учебно-воспитательного процесса, «школьная гипокинезия» —одна из важных проблем современной профилактической медицины.

По данным исследования в 2008 г. в лицее большинство детей имеют условия для занятий физической активностью во время уроков, около половины подростков считают, что есть возможность для занятий в секциях во внеурочное время. В то же время в другом исследовании установлено, что только 40% школьников действительно дополнительно занимаются спортом, из них только каждый третий занимается в спортивной секции или кружках.
Внутришкольная комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» ориентирована не на профессиональную по физическому воспитанию подготовку учащихся, а на обучение их тому, как заботиться о своём здоровье (каждый день, каждую минуту), как использовать физическую культуру в качестве профилактического средства от болезней. Программа по физической культуре обеспечивает подготовку ученика к тому, как вести здоровый образ жизни.

Внутришкольная комплексная программа предусматривает введение двух блоков оценки и контроля: педагогического и медицинского. На каждого учащегося имеются данные об уровне физической подготовленности и данные медицинского осмотра.

Урок физической культуры – единственный школьный предмет, способствующий сохранению и укреплению здоровья детей. Введение третьего в неделю обязательного урока физической культуры в 5-х классах положительно сказывается на здоровье как благодаря повышению объема двигательной активности детей, так и за счет усвоения и применения ими на практике знаний о здоровье, получаемых на этих уроках. Конечно, действующие программы по физкультуре включают и это направление знаний, но двух еженедельных уроков недостаточно для овладения рациональной техникой двигательных действий (что необходимо!) и проведения кондиционной тренировки для развития двигательных качеств и повышения физической подготовленности.

Урок физической культуры – единственный урок в школьном расписании, позволяющий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, которые испытывает современный школьник в процессе обучения.

Большое значение в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни имеет введение уроков ОБЖ с 5 класса как обязательных. В данную программу внесены корректировки с учетом введения уроков по здоровому образу жизни. Программа была рассмотрена на городском МО учителей ОБЖ и допущена для использования на уроках ОБЖ в лицее. Тестирование по физической культуре проводится в начале и в конце учебного года. Оно необходимо как учителям, так и учащимся: первые должны знать, над чем надлежит работать и с чего следует начинать заниматься с тем или иным учащимся, вторым надо ориентироваться в том, как они физически развиты, в чём состоят их слабые и сильные стороны. Всё это позволяет выявить результативность проводимой работы, определить, насколько эффективна применяемая методика, удачно ли подобраны средства, соответствующим образом откорректировать учебный процесс.

Тестирование проводится во всех классах по пяти контрольным упражнениям: бег 30 метров, прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, наклон вперёд из положения сидя на полу, бег 1000 метров (оценка по бальной системе).
Достижения, выраженные в секундах, метрах, количествах повторений движения, переводим в баллы. Перевод производим с помощью таблицы №1 «Оценка уровня физической подготовленности». В ней для каждого возраста установлены показатели, оцениваемые в 10 баллов (средневозрастные) и в 1 балл. Сравнение фактических результатов со средневозрастными показателями, позволяет оценить индивидуальный уровень физической подготовленности. Индивидуальный уровень физической подготовленности можно представить в виде графика, используя представленную форму (таблица №2) «индивидуальный уровень физической подготовленности (где средний уровень соответствует 10 баллам).
По данным тестирования учащихся нашего лицея, оценка уровня физической подготовленности на октябрь 2008 года такова: 21% учащихся имеют высокий уровень физической подготовленности, 72% - средний уровень физической подготовленности и 7% - низкий уровень физической подготовленности. По сравнению с прошлыми учебными годами общий уровень физической подготовленности учащихся лицея не изменился, он стабилен: высокий уровень - был 18% в 2006 году и 23% - в 2007г., средний уровень - 69% и 70% соответственно, низкий уровень - 13% и 7% соответственно.

Уровень физической подготовленности учащихся



Диаграмма 1. Сравнительная характеристика уровня физической подготовленности школьников за три года.

Физкультурно-оздоровительная работа лицея. С целью повышения эффективности физического воспитания, его влияния на здоровье, в лицее регулярно проводятся внеклассные и внешкольные спортивно-оздоровительные мероприятия. Мощным стимулом пробуждения и поддержания интереса детей к занятиям физической культурой являются спортивные соревнования, поэтому в лицее проходят различные первенства среди классов, параллелей.

При проведении опроса учащихся о том, в каких спортивных секциях они занимаются, выяснилось, что систематически занимаются в спортивных секциях – 356 человек, что составляет 40% от общего числа обучающихся в лицее. В 2005/06 году количество спортсменов составляло 15% и 31% соответственно. Количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях, непрерывно растёт, и за последний год увеличилось ещё на 9%.

Количество учащихся, систематически занимающихся спортом



Диаграмма 2. Сравнительная характеристика количества детей, занимающихся

спортом за три года.

В лицее работают спортивные секции по волейболу, как для девушек, так и для юношей. Общее количество волейболистов составляет 57 человек, из них подготовлено спортсменов-разрядников – 16 человек.

Вывод: правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов. Позволяет повысить адаптивные возможности организма, а значит, является средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Недостаточное потребление овощей и фруктов, избыток жира в питании способствуют развитию избыточной массы тела, артериальной гипертензии, анемии, сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

Тревожен тот факт, что 55,3 % детей не питаются в лицейской столовой. По данным другого исследования, более половины опрошенных детей не удовлетворены питанием, которое им предлагается в столовой.

В питании детей и подростков дефицит пищевых веществ в суточном рационе значителен: по полноценным белкам — 25%, по энергии — 20%, по витамину А —30%, В —20–30%, С — 50%.
При определении суточного потребления основных пищевых ингредиентов в детской популяции установлено высокое потребление подростками углеводов, преимущественно в виде сахара, и низкое потребление белка. Питание мальчиков по сравнению с девочками отличалось большим потреблением белка, общего жира, насыщенных жирных кислот, крахмала, сахара и более высокой суточной калорийностью пищи.

Медицинские исследования, проведённые в лицее, показывают, что школьники с малой двигательной активностью имеют повышенный уровень заболеваемости вследствие снижения функциональных возможностей и иммунитета своего организма.

Анализ данных официальной медицинской статистики в динамике за три года:
Положение в настоящее время, на ноябрь 2008 года по данным медицинского обследования учащихся, таково:

Из 958 обследуемых учащихся, к основной группе здоровья относится – 809 чел. (84,4 %), к подготовительной – 106 чел. (11 %), к специальной – 27 чел. (2,8%), освобожденных от занятий физической культурой – 7 чел. (0,7%).

По данным медицинского обследования в сравнении с прошлыми годами к основной группе здоровья были отнесены 87,6% в 2006 году, 85,2% - в 2007г., к подготовительной – 8,4% и 10,7% соответственно, к специальной группе – 4% и 4,1% соответственно.


Диаграмма 3. Сравнительная характеристика групп здоровья учащихся за три года
Самый большой процент заболеваний учащихся нашего лицея связан с нарушением осанки 48,3%, 46% и 39,6% соответственно 2006, 2007 и 2008 учебном годах. На втором месте проблемы со зрением - число детей с нарушением зрения составляет 23,8%, 22,5% и 24,1%. Различными хроническими заболеваниями страдают соответственно – 11,3%, 19,7% и 22, 4% учащихся. Имеют предпосылки гипертонической болезни – 5,9% (2006г), 5,1% (2007) и 5,6% (2008г). Учащиеся имеют проблемы с плоскостопием – 10,7% (2006г), 6,7%(2007г) и 6,5% (2008г).

Диаграмма 4. Сравнительная характеристика заболеваний учащихся за три года.
В настоящее время возрастает роль стрессового фактора в развитии заболеваний у школьников. Вызывает настороженность тот факт, что 16% старшеклассников при опросе указали вероятность развития депрессии, 12% — страх остаться в одиночестве, 14% — «остаться не у дел» после школы. Вероятность развития стресса у этой группы подростков достаточно велика, что требует изменения среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям.

Артериальная гипертензия (АГ) и атеросклеротическое поражение магистральных сосудов остаются серьезной проблемой здравоохранения большинства школ, в том числе и лицея. Официальные данные статистики здоровья свидетельствуют о низкой заболеваемости детей артериальной гипертонией (5,6%) хотя, по данным эпидемиологических исследований в школах г. Бердска, 1/5 часть популяции детей школьного возраста имеет показатели АД выше максимальных пороговых величин.
Вывод: за три последних года обучения в лицее уменьшается количество детей, имеющих нарушение осанки на 6,7%, проблемы со зрением практически не измены (разность составляет всего 0,3%), различные хронические заболевания имеют тенденцию к увеличению в два раза и составляют 11,1 %, данные гипертонических заболеваний снизились на 0,3%, показатель плоскостопия уменьшается на 4,2%.
Примечание: Источниками получения информации служат документы статистической отчетности, медицинские карты, результаты профилактических осмотров, данные о пропусках занятий по болезни и другие показатели статистики.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблему сохранения и укрепления здоровья школьников в настоящее время можно решить только путем создания интегральной профилактической программы, направленной на изменение поведенческих навыков, школьной среды и медицинского обслуживания в лицее, что в свою очередь требует разработки новых медицинских, педагогических и социальных технологий, внедрения принципов и методов лечебной педагогики, гигиенического обучения основам здорового образа жизни при активном вовлечении в этот процесс семьи, школьников и педагогов.


  1. Обзор программы, направленной на укрепление и сохранение здоровья учащихся


Проблема здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса решается с помощью созданной системы физкультурно-оздоровительной деятельности лицея, которая заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме даёт максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся.

В настоящее время в лицее накоплен определенный опыт проведения программы, направленной на укрепление здоровья детей.
Цель программы: укрепление здоровья детей и подростков (7–17 лет) и профилактика заболеваний посредством проведения интегрированной, основанной на сотрудничестве партнеров, программы через развитие образовательного компонента.

В основу программы положен единый протокол ВОЗ. Проект ориентирован на внедрение профилактических программ в лицее и привлечение к сотрудничеству учащихся, родителей и педагогов.
Приоритетные направления: профилактика вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), здоровое питание, физическое воспитание, репродуктивное здоровье.

При создании коалиции очень важно сформулировать единую общую цель, основанную на определении проблемы, а также обозначить приоритеты и основные стратегии для ее достижения.

Необходимость в выборе приоритетов диктуется, в основном, кадровыми ресурсами. Поэтому в любой профилактической программе выделяются приоритетные направления, на которых будут сфокусированы усилия, а также определяются стратегии и конкретные пути реализации программы.

Лицей в программе укрепления здоровья имеет первостепенное значение и как социальная и физическая среда, и как образовательное пространство, и как поле развития практических навыков здорового образа жизни.
  • Курс обучения здоровому образу жизни, разработанный в рамках программы пропаганды здорового образа жизни.


Учебная программа состоит из 5 разделов: пропаганда здорового питания, профилактика курения, профилактика алкоголизма и наркомании, сексуальность человека и профилактика СПИДа. По каждому разделу подготовлены методические пособия, рассчитанные на преподавателей, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 14 лет. Каждое пособие имеет четкую структуру: информация для преподавателя, работа с родителями, работа с общественностью, поурочные планы и виды работ.
  • Подпрограмма «Обучение жизненным навыкам»


Основная цель программы: помочь молодым людям приобрести навыки, необходимые, чтобы лучше понимать себя, сделать положительный здоровый выбор в жизни, уметь формировать стратегию поведения и принимать решения в соответствии с социальными и культурными требованиями.

Приоритетные направления: профилактика наркоманий, курения, алкоголизма, ВИЧ/СПИД и других видов асоциального поведения.


При проведении занятий используются разные формы работы: групповая дискуссия, «мозговой штурм», мини-лекции, ролевая игра, упражнения-активаторы.

Проект базируется на ряде экспериментальных программ, решающих задачи обучения жизненным навыкам: «Мой выбор» для учащихся 8–9-х классов, «Полезные привычки», «Полезные навыки» для учащихся 1–7 классов и программа «Здоровье» для 1–11 классов.

Оценка программы проводится по следующим критериям: Изменение в отношении профилактики факторов риска среди подростков и молодежи; сформированность социальных установок у учащихся, динамика поведенческих факторов риска.



  • Проект «О тебе».

Цель программы: формирование навыков здорового образа жизни путем повышения информированности по вопросам гигиены.

Методика: проведение уроков гигиены для учащихся 7-х и 9-х классов.

  • Проект «Репродуктивное здоровье подростков»

Цель проекта: способствовать улучшению репродуктивного здоровья подростков и качества их жизни посредством предоставления им необходимой информации по репродуктивному здоровью и здоровому образу жизни.

  • Проект «Сексуальное и репродуктивное здоровье и права подростков»

Цель проекта: улучшение работы в области полового воспитания и охраны репродуктивного здоровья подростков в 6 городах Северо-западного региона России (Москва, Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Новгород).

  • Проект «Повышение уровня знаний учащихся лицея по вопросам здорового образа жизни, планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья, профилактики ИППП, ВИЧ/СПИДа».




  • Программа для начальных классов «Педагогика здоровья»


Программа состоит из различных модулей: "Самопознание через чувство и образ", « Школа здорового питания», "Ослепительная улыбка на всю жизнь", «Безопасность детей на дорогах», «Поведение в экстремальных ситуациях».

Программа реализуется путем решения поэтапного внедрения во все классы начального образования.

  • Проект «Здоровая и дружественная школа»

Цель программы:

Создание комплексной модели здоровой и дружественной школы, базирующейся на соответствующей социальной инфраструктуре и объединяющая образовательные, медицинские и административно-управленческие формы работы.

Используемые технологии:

- Средовой подход

- Модель социомониторинга среды

- Социальные технологии по созданию сетевых структур (для обеспечения устойчивой и дееспособной коалиции образовательных, медицинских и иных структур)

Общая схема деятельности:

- Объективизация состояния здоровья детей в образовательном учреждении (функциональная диагностика, саногенетический мониторинг, и пр.) Создание информационной базы данных.

- Проведение социомониторинга по социальным характеристикам состояния среды образовательного учреждения. Широкое информационное освещение.

- Развитие содержания образования, создание педагогических технологий.

- Разработка инфраструктуры образовательного учреждения (питание, физическая активность, социальная среда, пр.)

- Создание и реализация новых управленческих схем и технологий.

- Развитие системы отношений всех участников образовательного процесса, вовлечение всех заинтересованных участников (детей, родителей, педагогов, медиков, психологов, пр.) в процесс анализа и перепроектирования среды в лицее.
Результаты:

  • Создание действующей экспериментальной модели.

  • Создание инновационных технологий по проблеме «Здоровая и дружественная школа»

  • Разработка оригинальных механизмов мониторинга состояния среды в школе.

  • Реализация проектного метода для вовлечения детей в проблемы организации собственного образа жизни, проектирования здоровой и дружественной среды в лицее.

Несмотря на то, что основной целью представленных выше профилактических программ является укрепление здоровья подростков, привитие им навыков здорового образа жизни, каждая из программ имеет определенную направленность. Выбор программы может зависеть от того, какую задачу ставят перед собой лица, ответственные за принятие решений в области укрепления здоровья детей, решение какой проблемы они считают приоритетной в этой сфере на данный момент.


Вмешательство осуществляется через несколько возможных каналов: родители, учителя, специалисты.



  1. Особенности программы укрепления здоровья школьников

Образовательное пространство. Основные направления работы.
Понимание значимости проблемы детского здоровья, формирования здорового образа жизни в образовании носит уже всеобщий характер. В России за последние годы накоплен важный опыт работы с этой проблемой на разных экспериментальных площадках как в сфере образования, так и в области здравоохранения и административного управления.

Однако развитие профилактических программ позволяет более точно сформулировать особенности программ укрепления здоровья школьников и сформулировать требования к ним.

  1. Главным требованием выступает комплексный подход в разработке программы укрепления и сохранения здоровья школьников, предполагающий интеграцию в единую программу как собственно педагогических, так и социальных мер. Результатом подобного подхода стало изменение среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям, реализации на практике основ здорового образа жизни — перевод знаний на поведенческий уровень. При применении, быть может и эффективных, но разовых оздоровительных методик не решается задача изменения и оздоровления образа жизни; при работе только с детьми — упускается из виду семейный стиль образа жизни.

  2. Адекватный информационный подход. Традиционный подход, связанный с информированием детей и подростков о разного рода опасностях, связанных с образом жизни, правилах поведения недостаточно оправдывает себя. Дети относятся к этой информации как к еще одному предмету, за который, к тому же, не ставят оценки. Необходим поиск новых подходов и педагогических технологий, построенных на деятельностных принципах, позволяющих формировать ценности и поведение (а не только знания), соответствующее здоровому образу жизни.

  3. Необходимость непосредственного участия в образовательном процессе специалистов (медиков, психологов, учителей физкультуры, ОБЖ, пр.).

  4. Организованное участие родительской общественности: Значительная часть детей больше всего доверяет в вопросах, связанных с факторами риска, своим родителям. А они часто не умеют разговаривать со своими детьми на эти темы и нуждаются в помощи. Необходимо активно включать родительскую общественность в проведение программ укрепления здоровья, проводить просветительские профилактические, в том числе психологические компании, направленные на родителей подростков.

  5. Социально-психологические различия детей разных образовательных ступеней: профилактические образовательные программы должны иметь разные формы и задачи в соответствии со спецификой возраста детей данной образовательной ступени:

    • начальная школа — дети данной возрастной ступени более восприимчивы к информационно познавательному подходу,

    • средняя и старшая школа — основной задачей становится включение ребенка в активной позиции в анализ, обсуждение и изменение (насколько это возможно) ситуации.


Таким образом, эффективная профилактическая программа силами образования должна давать возможность как для влияния на осознание детьми и подростками ситуации, на выбор адекватных жизненных решений, так и для координации усилий всех, заинтересованных в решении проблемы детского здоровья.
Основные направления работы:


        1. Организация особого пространства учебной деятельности детей, (здоровой и дружественной среды), имеющего образовательное значение и влияющее на формирование ценностей, поведенческих навыков здорового, полноценного образа жизни. «Участники» проектирования и создания среды — все заинтересованные субъекты: родители, сами дети, работники образования, здравоохранения, специалисты разных ведомств, администрация лицея, пр.

        2. Определение дидактического содержания и методического оформления программы по включению ребенка в создание лицейской среды. Предполагается выведение учащихся на позицию активного отношения к собственному здоровью, образу жизни, обучение навыкам самодиагностики и саморегуляции. В первую очередь — это использование потенциала такого прогрессивного направления, как проектный метод, который дает возможность изменения жестких классно-урочных учебных режимов, резко повышает мотивированность и осмысленность обучения.

3. Необходимо определить задачи, темы проектов, имеющих отношение к проблематике здоровья; выработать стандарт обсуждения результатов проекта с включением широкого круга участников; задействовать механизмы школьного самоуправления, формы дополнительного образования.

4. Важно организовать самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность детей.

5. Развить практику интегрированных предметов (для старшей школы): химия, математика, русский язык и пр. — сквозная тема по здоровью и образу жизни. Разработка и внедрение учебно-методических материалов разного типа, адресованных разным контингентам (родители, специалисты различного профиля, педагоги, администраторы, дети): теоретические разработки, методические пособия, сборники задач, программы, нормативные документы и пр.

6. Создание информационного пространства для детей и их семей (в том числе — участие разного типа СМИ), имеющего как ориентационную функцию («куда обратиться»), так и образовательно-ценностную (демонстрация образцов здорового и полноценного, успешного образа жизни).

7. Формирование системы изменения педагогического профессионализма и повышения квалификации, предполагающей ориентацию на ценности здоровья и способность гибкого реагирования на связанные с ним факторы (учет состояния учащихся, дифференцированный подход, сценирование занятий, пр.). Должна включать как элементы обучения, так и теоретического осмысления нового опыта.


Результаты работы:


  1. Был проведен анализ существующей практики и нужд в области укрепления здоровья, прав и социальной защиты детей по единой методике.

  2. В лицее создан координационный совет, в состав которого вошли представители администрации лицея, учителя физического воспитания, ОБЖ, представители здравоохранения, представители родительского комитета.

Это в значительной степени способствует внедрению в практику различных проектов и модулей программы в лицее.

  1. Создан единый информационный центр по обработке данных. Подготовлен отчет об исследовании поведенческих факторов риска у школьников.

  2. Разработаны и напечатаны методические материалы по профилактике наркомании, курения, а также по сексуальному воспитанию для учащихся педагогов и родителей.


Тест

О здоровом образе жизни

(анонимно)


  1. Знаете ли вы, что такое здоровый образ жизни?-----------------------------------------

  2. Вы ведете, по-вашему мнению, здоровый образ жизни?-------------------------------

  3. Как вы считаете, нужен ли здоровый образ жизни и почему?-------------------------

  4. Занимаетесь ли вы спортом?------------------------------------------------------------------

(если «да», сколько раз в неделю?)---------------------------------------------------------------

  1. Делаете ли вы утреннюю зарядку?-----------------------------------------------------------

  2. Отдыхаете ли вы вместе с родителями на природе?--------------------------------------

  3. Завтракаете ли вы? Что вы употребляете на завтрак?------------------------------------

  4. Обедаете ли вы в школьной столовой?-----------------------------------------------------

  5. Всегда ли вам нравится предложенный обед в школьной столовой?-----------------

  6. Как вы относитесь к табакокурению?--------------------------------------------------------

  7. Вы курите?-----------------------------------------------------------------------------------------

(если «да», сколько сигар в неделю?)------------------------------------------------------------

12. Осознаете ли вы вред этой пагубной привычки?------------------------------------------

13. Вы когда-нибудь пробовали алкогольные напитки?--------------------------------------

  1. (если «да», сколько раз?)-----------------------------------------------------------------------

  2. Вы чувствовали при этом ощущение опьянения?-----------------------------------------

  3. Вы когда-нибудь пробовали наркотические вещества?---------------------------------

  4. Осознаете ли вы опасность употребления наркотиков?------------------------------------



Анкета

(исследование организации и методов работы по физическому воспитанию)



  1. Каким из видов спорта тебе больше всего хотелось бы заниматься?




  1. Устраивает ли тебя критерий оценки на уроке?




  1. В какой части урока тебе труднее всего?




  1. Устраивает ли тебя, как к тебе относится учитель?




  1. Какой вид упражнений вызывает трудности выполнения?




  1. Достаточно ли ты получаешь нагрузки во время занятий?




  1. Какие упражнения ты бы хотел добавить в урок занятий по ФК?




  1. Хотел бы ты изменить взаимоотношения с учителем?




  1. Удовлетворяет ли тебя программа твоей физической подготовки?




  1. Какое из физических качеств ты считаешь важным для себя?




  1. Какое внеклассное мероприятие ты запомнил больше всего за прошедший год?




  1. Как ты думаешь, замечает ли учитель твои достижения в спорте?




  1. Какое из физических качеств ты хотел бы развить в себе?




  1. Хотел бы ты быть капитаном команды или возглавлять спортивный кружок?




  1. Помогают ли занятия ФК и спортом в общении со сверстниками?




  1. Испытываешь ли ты затруднения при дозировке на уроке, занятиях спортом?




  1. Устраивает ли тебя организация спортивных внеклассных мероприятий?



Анкета для родителей

(исследование работы родителей по ФВ своего ребенка)


  1. Ваша оценка физической подготовленности Вашего ребенка?




  1. Умеет держаться на воде?



  1. Сколько метров может проплыть?




  1. Делает ли утреннюю зарядку?



  1. Делаете ли Вы ее вместе с ребенком?




  1. Хотя бы в воскресные дни?



  1. Совершаете ли Вы совместно по воскресным дням физкультурные занятия?




  1. Считаете ли Вы полезным для себя участвовать вместе с детьми в семейных праздниках-соревнованиях?



  1. Есть ли у вашего ребенка мелкий спортивный инвентарь?






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск