Скачать 106.67 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 14 Урок по изобразительному искусству на тему «Осенние посиделки » Урок проведен в 5 классе
2010 г. Тема урока: «Осенние посиделки». Вид урока: урок формирования предметных умений и навыков. Тип урока: урок-творчества. Цель урока: создание коллективной работы, в которой воплотились представления об осени, обучение работе в коллективе. Задачи урока:
Методы:
Оборудование:
Подготовительная работа к уроку:
Структура урока: Ход урока 1.Организационный момент: приветствие 2.Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока. 3Основной этап урока: • осень в литературе: прослушивание стихотворений • осень в изобразительном искусстве: знакомство с творчеством художников – пейзажистов, просмотр их работ • осень в музыке: прослушивание музыки 4.Практическая часть урока: работа в мастерских. 5.Рефлексия 6.Домашнее задание Ход урока: 1 Организационный момент
Здравствуйте! Прошу вас сесть. Учитель: Осень только взялась за работу, Только вынула кисть и резец, Положила кой-где позолоту, Кое-где уронила багрец И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так? То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг… То зайдется от злости и в клочья Все порвет беспощадной рукой… И внезапно, мучительной ночью, Обретет величавый покой. И тогда уж, сорвав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести! 2 Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока. В этом стихотворении Маргарита Алигер сравнивает осень с художницей, которая ищет все новые и новые краски для своей осенней картины. И тема нашего урока сегодня «Осенние посиделки». А целью его станет создание единого, коллективного представления об осени, представление учеников нашего класса, которое выразим мы в общей композиции….. Помогут нам в творческом процессе прекрасные произведения об осени поэтов, художников и композиторов. Вместе с ними мы совершим осеннюю прогулку, своеобразное путешествие в Осень. Готовы? (начало видео-слайда). 3 Основной этап Осень в музыке Учитель: Листья, как ноты, роняет кудесница – осень. А музыка у осени проста... Мелодия воздушна и легка. В ней шорохи опавшего листа. Твоя осень-музыкальна! Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени-музыка твоего сердца! Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен и другие. Осень в поэзии Вокруг нас красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу тёплый и солнечный день. Именно про такой осенний день и написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин: Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой. Учитель: Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, всё так! Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть. Этим временем года восхищались многие поэты, художники, скульпторы, композиторы, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Осень - самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина. И только осень действительно мила его сердцу: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса... Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется. А вы, ребята, знаете стихи об осени? (5 мастерских цепочкой читают) Осень в живописи Учитель: А можно ли проиллюстрировать природу? (Да). Как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж). Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова. Учитель: давайте посмотрим, как осень изображают художники. Слайдовая презентация №1 Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. №2 Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников. В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. Художники Поленов, Куинджи, Клод Моне понимали осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Малоизвестные художники Кругляков….- наши земляки, которые внесли свою лепту в создание образа осени, потому что они отражают наш родной городской пейзаж. Осеннее настроение навеивают и представленные перед вами натюрморты. Беседа учителя с учащимися: 1. Внимательно посмотрите на репродукции, какие основные цвета в натюрмортах именно и почему их выбирают художники? 2. Какими чувствами наполнены картины? 3. Какое настроение передают авторы картин? (Ответы детей). Учитель: “Что же дарит осень”? Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки Бусы красные – рябине Фартук розовый – осине Зонтик желтый – тополям. Учитель: А нам осень подарила красивый букет! Наверное, один из последних подарков осени нам всем… Посмотрите на него очень внимательно, ибо сейчас в группах вы будете делать совместную творческую работу «Осенний букет». Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия, воображение и наблюдательность. 4 Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя Сегодня мы будем работать в группах- каждая группа- творческая мастерская. В ней вы творите вместе, создаете коллективное произведение «Осенний букет». Каждая мастерская выполняет задание в определенной технике. 1- мастерская выполняет в технике «Набрызги» 2-«Эстамп» и «Монотипия» 3- элементы графики 4-«Аппликации» 5-«Коллаж» Заключительная часть урока Учитель: Когда вы создавали свои полотна, то я опять вспомнила строки из стихотворения М.Алигер: И тогда уж, собрав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисует такую картину, Что не сможем мы глаз отвести! И, вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили немного усилий, чтобы получились такие удивительные работы. Каждая мастерская выполнила работу в разной технике, и каждая настолько хороша и необычна, что, действительно, трудно от них отвести взгляд! Вы настоящие художники Осени. (выставка работ). 5 Рефлексия: Учитель: А вам нравятся эти работы? В чем, на ваш взгляд, особенности каждой осенней картины? (ответы) А мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист — мне немного грустно. Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру. Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Спасибо за внимание и за работу. 6 Домашнее задание: принести цветные газеты, журналы, клей (коллаж) Тема: «Праздник весны» Коллективная работа (Цветущее дерево с жуками, стрекозами) Вид занятий: Декоративно – прикладное творчество. Цели и задачи: Расширение представлений о художественных материалах, техниках; развитие чувства цветовой гармонии, фантазии, воспитание бережного отношения к природе, навыков композиционного решения; воспитание бережного отношения к природе; дать понятие о коллаже, красках весны; показать, что используя любые материалы, можно сделать красивую и интересную работу; учить аккуратности и ответственности при выполнении своей части работы. Оборудование урока:
Зрительный ряд: Фотография весенних цветущих веток; репродукция с картины Б. Щербакова «Начало апреля. Сакура цветет». Музыкальный ряд:
Ход урока:
Ребята, сегодня у нас завершающий урок, посвященный весне, и называется он «Праздник весны». Мы с вами два урока вели подготовку к этому празднику. И сегодня у нас должна получиться замечательная работа. Если на предыдущих занятиях каждый из вас работал индивидуально, то сегодня вы будете работать коллективно. Давайте вспомним, чем вы занимались на предыдущих уроках.
Мы с вами решили устроить дискотеку для жуков и стрекоз. Т.к. они проспали всю зиму, то им хочется повеселиться. Поэтому вы их украсили, чтобы они были нарядными. Сегодня вы поработаете помощниками ФЕИ ВЕСНЫ. Мы поможем ей пробудить зимнее дерево и превратить его в цветущее. Нашим жучкам и стрекозам будет приятно находиться на таком дереве. Весна – это удивительное время года. Весной просыпается природа, и ее расцветающий мир наполняется жизнью. Деревья как будто белое кружево. Посмотрите, как красиво смотрится на фоне синего неба цветущая ветка (фотография). А вот как изобразил весну известный художник Б. Щербаков. Художники могут выполнить картину из любого материала, подключив фантазию. А как вы думаете, кто главный учитель у них? (Природа). Но для этого нужно уметь наблюдать, запоминать. Умение видеть – это главное качество художника. Сегодня мы с вами выполним работу в технике КОЛЛАЖ. Коллаж – это работа, выполненная из сочетания различных материалов.
Ребята, а кто из вас скажет, почему мы взяли розовые, а не белые цветы? (Чтобы было наряднее). Это миндальное дерево, у него розовые цветы.
Оказание помощи в течение всей работы. После того, как дети приклеили цветы и листья, обращается внимание на то, какое нарядное стало дерево, как розовое облако, как хорошо поработали помощники ФЕИ ВЕСНЫ. Когда работа завершена, планшет выставляется на видное место у доски.
Ребята, вам было интересно? Вы видите, как сообща вы можете выполнить большую работу. Такую картину можно повесить в коридоре школы, чтобы все ею любовались. Я думаю, теперь вы будете замечать и красоту окружающей природы. Д. з. изобразить цветущую ветку (на весь лист) гуашью или |
Урок по изобразительному искусству: «Зимние мотивы в графике» Февраля 2013 года Карачевцевой А. П. в Лицее №15 в 6 – в классе был проведен открытый урок по изобразительному искусству для педагогов... | Программа по искусству «Изобразительному искусству» Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству... | Урок проект по изобразительному искусству в 1 классе на тему: «овощи и фрукты» Моу для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Октябрьская начальная школа – детский сад» | ||
Пояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4 Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена... Цели и задачи, реализуемые рабочей программой, совпадают с целями и задачами примерной программы среднего общего образования по изобразительному... | ||
Программа по изобразительному искусству 2 класс Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе | М. П. рабочая программа по изобразительному искусству для умк «Школа 2100 …» Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству... Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, утвержденного приказом... | Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству... | ||
«что я должен делать, чтобы сберечь лес» В школе проходил конкурс на лучший рисунок «осенние мотивы», а я решила сделать проект на эту тему, потому что у меня осталось много... | Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» Кировского района г. Казани | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6-ом классе (базовый... Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-го класса разработана на основе следующих документов | Рабочая программа по изобразительному искусству (название предмета) Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс ... | Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ... |