«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса»





Скачать 310.25 Kb.
Название«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса»
страница1/6
Дата публикации24.11.2014
Размер310.25 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Огудневская детская школа искусств

Щёлковского муниципального района Московской области



Реферат
на тему:
«Методика игры на баяне, аккордеоне

Ф.Р. Липса»


Составитель:

преподаватель по классу аккордеона

Пушкова Людмила Анатольевна

Щёлково

2013г.

Введение



Искусство игры на баяне является сравнительно молодым жанром, получившим широкое развитие лишь в советское время. Система музыкального образования для исполнителей на народных инструментах стала формироваться в конце 20-х-начале 30-х годов XX века. Это важное начинание горячо поддержали крупнейшие деятели народного просвещения и искусства (А. В. Луначарский, А. К. Глазунов, М. И. Ипполитов-Иванов, В. Э. Мейерхольд и др.). Талантливые музыканты различных специальностей бескорыстно передавали свой профессиональный опыт исполнителям на народных инструментах и в короткие сроки помогли им войти в мир большой музыки; в настоящее же время в области народно-инструментального искусства успешно работают тысячи специалистов - исполнителей, дирижеров, педагогов, методистов, артистов музыкальных коллективов; поэтому практические успехи исполнительства и педагогики постепенно создали основу для обобщения накопленного опыта в учебных и методических пособиях.

Необходимо также отметить, что введение в практику наиболее прогрессивного типа инструмента - готово-выборного баяна - значительно повлияло на весь процесс подготовки исполнителей-баянистов: за короткий срок кардинально изменился репертуар, несоизмеримо расширились выразительные и технические возможности исполнителей, заметно повысился общий уровень исполнительской культуры. Существенные перемены стали происходить в методике обучения и воспитания нового поколения баянистов; выросли и критерии, которые стали предъявляться к педагогическим и методическим разработкам: ведущими для них стали принципы научной обоснованности и тесной связи с практической деятельностью (так, например, к настоящему времени защищен ряд диссертаций по различным проблемам музыкальной педагогики, психологии, истории и теории исполнительства в области народно-инструментального искусства: т.о., значительные достижения музыкально-художественной практики и педагогики получают прочную научно-теоретическую основу, которая в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие).

Заслуженный артист РСФСР, лауреат международных конкурсов, доцент Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных Фридрих Робертович Липс сам является лучшим примером современного баяниста - эрудированный, образованный музыкант, воспитанный на лучших традициях отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Опираясь на лучшие достижения советской баянной школы, лидирующей на международной арене с 70-х годов прошлого века, вдумчиво обобщив большой личный и коллективный исполнительский опыт, маэстро смог детально рассмотреть центральные проблемы исполнительского мастерства баяниста - звукоизвлечение, исполнительскую технику, вопросы интерпретации музыкального произведения и специфику концертных выступлений - в своем «Искусстве игры на баяне», заслуженно ставшим одним из основных признанных методик подготовки молодых исполнителей.

Методику Ф.Липса отличает преемственность, бережное сохранение всего лучшего и наиболее ценного, развитие прогрессивных тенденций, взглядов, направлений и теснейшая связь с исполнительской и педагогической практикой: так, например, рассматривая проблемы звукоизвлечения, он преломляет опыт музыкантов других специальностей в соответствии со спецификой баяна (в особенности при исполнении переложений), предостерегая от слепого подражания звучанию других инструментов - с иной природой звукообразования. Техника исполнения (комплекс исполнительских средств, которым каждый музыкант – в идеале - должен овладеть в полной мере), по Ф.Липсу, не выступает самоцелью для педагога/учащегося, но направлена на воплощение того или иного музыкального образа посредством извлечения звука соответствующего характера. Для этого необходимо хорошо разобраться во всех составляющих этого комплекса, практически ощутить и закрепить тончайшие игровые навыки, выработать на основе общих принципов свою индивидуальную художественную технику. К таким элементам комплекса отнесены постановочные навыки (посадка, установка инструмента, положения рук), элементы баянной техники, аппликатура.

К важным положениям методики можно отнести также следующие:

  • постановка как процесс, разворачивающийся во времени;

  • творческий подход в работе над элементами баянной техники;

  • принцип весовой опоры при игре на баяне (аккордеоне);

  • принципы художественной обусловленности аппликатуры.

Особенно ценно для меня как педагога в методике Ф.Липса еще и то, что автор предлагает со-творчество: не преподнося свои рекомендации «истиной в последней инстанции», он предлагает поверить их конкретной практикой, приложить к своей каждодневной педагогической деятельности сделанные им выводы и рекомендации и, сообразуясь со своим опытом, сделать собственные выводы, т.о. вдохновляет на личные поиски и индивидуальное творчество.

Большой личный опыт музыканта-исполнителя и педагога виден в том внимании, которое Ф.Липс уделяет развитию художественного вкуса исполнителя-баяниста, ведь воплощение композиторского замысла в реальном звучании инструмента - это самая важная, ответственная и трудная проблема для любого музыканта: здесь концентрируются практически все задачи исполнительского искусства - от глубокого изучения текста, содержания, формы и стиля произведения, тщательного отбора необходимых звуковыразительных и технических средств, через кропотливое воплощение намеченной интерпретации в повседневной шлифовке до концертного исполнения перед слушателями. Постоянная опора на высокие принципы искусства, целеустремленность и поиск нового, художественно ценного, расширение средств выразительности и постижение тонкостей стиля, содержания и формы, совершенствование мастерства и углубление профессионализма - вот те основные задачи, должны стоять перед каждым музыкантом.

Сама методика отличается четкостью организации процесса обучения, лаконичностью, в которую, однако, включено множество приемов стимуляции творческих поисков обучаемого, оставляющие простор в креативном поле: ученик, вне своего желания или готовности, оказывается в ситуации неожиданного азарта от тактичных, но настойчивых заданий преподавателя: «подумай», «попробуй», «рискни», «создай» и т.п. (т.о. создается «провокация» на импровизацию); учащийся все время ощущает творческую энергетику урока, при которой от него требуется способность придать своей игре неповторимость, первозданность. Смысловые акценты расставляются на штрихах, приемах, нюансах, при этом незначительные огрехи учащегося обходятся вниманием. Такое искусство создавать творческую динамику и четко держать главную идею (цель) позволяют учащимся поверить в себя, почувствовать хотя бы на миг состояние музыканта «без ахиллесовой пяты», без чего невозможны настоящие чудеса самопознания и самопроявления – истинные цели образовательного процесса.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconУчебно-методическая литература Показанник Е. История исполнительства...
Показанник Е. История исполнительства на баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре: Программа для муз, вызов по специальности «Народные...
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconМетодика преподавания игры на гитаре рабочая программа для специальности
Курс «Методики преподавания игры на гитаре» рассчитан на достаточно подготовленных в практическом и музыкально- теоретическом отношении...
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Подвижные игры» для специальности...
Значение подвижных игр в физическом воспитании детей. Организация и методика проведения подвижных игр. Подвижные игры в школьном...
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconРеферат слушателя курсов повышения квалификации доп-4 «развитие игровой...
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества...
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconВнеаудиторное занятие "Инженерная графика против программного обеспечения"
Перед началом игры необходимо распределить роли и подготовить сценарий игры. Участникам игры, исполняющим роли, нужно сделать подборку...
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconПрограмма обучения игре на Аккордеоне по базовому курсу в рамках программы «Аккордеон для души»

«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconОбразовательная программа по специальности баян (пятилетний срок обучения)
Цель данного курса – овладение игрой на баяне, расширение музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса, воспитание...
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconПроисхождение и социально-педагогическое значение игры
Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет....
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconРолевые игры
Ролевые игры одна из разновидностей деловых игр. Ролевые игры дают возможность ощутить себя в некой роли
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» icon1. Паралимпийские игры
Паралимпийские игры – Паралимпи́йские и́гры (параолимпи́йские игры) — международные спортивные соревнования для людей с ограниченными...
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» icon«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)»
Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для...
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconП лан проведения тематической недели
Игры народов мира", выставка газет "Великие политические игры", выставка газет "Игры героев художественной литературы"
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconТемы рефератов методика овладения техникой бега на короткие и длинные...
...
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика обучения детей дошкольного возраста играем с элементами с элементами спортивных игр (привести на примере одной игры)
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерная основная образовательная программа разработана на основании фгос во ассистентуры-стажировки «Искусство музыкально-инструментального...
«Методика игры на баяне, аккордеоне Ф. Р. Липса» iconРеферат Математические игры и головоломки
И далеко не всегда более сложная игра – более интересная. Часто миллионы людей с неугасаемым интересом играют в самые простые игры,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск