7. Литература Приложение





Скачать 221.58 Kb.
Название7. Литература Приложение
Дата публикации25.01.2015
Размер221.58 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Туризм > Литература
Муниципальное специальное (коррекционное) казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Карабаша

Описание педагогического опыта по теме: «Использование игровых технологий на уроках чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида»

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\10007.jpg
Учитель

начальных классов

Куклева Светлана

Юрьевна


2011-2012 год
Содержание
1. Введение

2. Игровые технологии на уроках чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида

3. Использование игр с целью повышения интереса к чтению

4. Краткая характеристика применяемых игр

5. Мониторинг результативности обучения

6. Заключение

7. Литература

8. Приложение

1. Введение
Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и   который призваны изменить. А.М.Горький
Чтение – это один из видов речевой деятельности. Оно помогает ученику постичь окружающий мир. Поэтому так важно с детских лет прививать ребёнку любовь к чтению, интерес к книгам, и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить умением читать. От умения читать зависит успешное обучение учащихся и по другим предметам: хорошо читающий ученик грамотно пишет, умеет выразительно и увлекательно рассказать прочитанный текст. На протяжении нескольких лет я работаю над темой: «Использование игровых технологий на уроках чтения в младших классах». Свою задачу, как учитель, я вижу в развитии познавательной деятельности, расширению кругозора, творческого мышления, желанию учиться, находить удовлетворение в учении, развитию и формированию умственных способностей учащихся: внимания, памяти, логического мышления и воображения. Не менее важной задачей, является воспитание личностных качеств: трудолюбия, терпения, усидчивости. Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья именно поэтому мне необходимо знать о возрастных особенностях и отклонениях в развитии детей. Поэтому необходимы были такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать ребёнка, создавать положительные эмоции. Такой формой деятельности стала игра. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. В игре мои дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает им сделать любой учебный материал доступным увлекательным, интересным, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Она стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Кроме этого игры развивают у ребят произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

2. Игровые технологии на уроках чтения в младших классах специальной коррекционной школы 8 вида

«Только, то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание».

Л.С.Выготский
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие речи умственно отсталых учащихся – одна из важнейших задач, которая решается в процессе обучения чтению. Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им навыком чтения, который имеет большое значение для умственного развития ребенка. Обучаясь чтению, ребенок учится по-новому — связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.

Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью. На уроках чтения значительно повышается общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Эффективность дальнейшего обучения школьника с ограниченными возможностями здоровья по всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. При формировании навыка чтения необходимо учитывать принцип активности ребёнка в процессе обучения, как одним из основных в дидактике.

У проблемных детей без специального коррекционного воздействия психические процессы развиваются медленно. Выполняя то или иное задание, ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отношения предметов нужно опереться, а потому он не в состоянии достичь положительного результата.

Целью коррекционно-развивающей работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций ребенка с особенностями в развитии, в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер. В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта.

Современные технологии обучения обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям относятся игровые технологии. Именно их я использую на уроках чтения. Игровые технологии я использую с тех пор, как начала работать, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а наоборот, способствовала возникновению интереса к чтению, а уроки не были скучными и обыденными, а радостными и интересными. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые имеют затруднения, на таких уроках работают с большим увлечением. После каждого урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

- тренируют память;

- помогают учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулируют умственную деятельность учащихся;

-развивают внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствуют усилению работоспособности всех учащихся;

- помогают повысить эффективность коррекционной работы;

- способствуют социализации детей, раскрепощают;

- развивают коммуникативную сторону.
3. Использование игр с целью повышения интереса к чтению
Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Сущность игры, заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребёнком, воображаемы, но чувства переживаемые им реальны.

С. П. Рубинштейн подчёркивает, что «…ребёнок, играя ту или иную роль, не просто переносится в чужую личность; входя в роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность». На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребёнка в целом.

Значение игры в коррекции и развитии коммуникативной и познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья очень велико и выполняет следующие функции:

— обучающая (помогает в овладении знаниями);

— развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал);

— коррекционная (исправляет недостатки);

— коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого);

— терапевтическая функция игры (игра, как средство преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении);

— занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).

Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействия на психологию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Осуществление коррекции недостатков психофизического развития учащихся путём использования системы коррекционно-развивающих игр, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей имеющих особенности в развитии. При подготовке игры к уроку:

- отбираю и конструирую в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами урока;

- использую в сочетании с другими формами, методами и приемами;

- четко организую игру;

- дифференцирую в соответствии с интересами и познавательными возможностями обучающихся;

В своей работе определяю цели:

1.развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);

2. коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей;

3. овладение учащимися здоровьесберегающими технологиями;

4. формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация.

А поставленные задачи четко формулирую:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);

  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной, способы запоминания и воспроизведения);

  • коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного восприятия;

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;

  • воспитывать умение работать в паре, в команде;

  • воспитывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;

  • воспитывать самостоятельность;

  • воспитывать нравственные качества.

Кроме того, игра способствует созданию позитивного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, для этого создаю соответствующие условия проведения игр:

  • игровые элементы (занятия должны быть разнообразны, эмоционально и наглядно насыщены);

  • объем заданий должен быть умеренный;

  • совмещение элементов игры и учения; переход от игр забав к учебно-познавательной деятельности;

  • постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;

  • использование имеющихся сильных сторон личности;

  • терпение, спокойный тон, доверие;

  • не сравнивать ребенка с другими;

  • предоставление возможности хоть в чем-то реализовать себя;

  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.

В результате игровой деятельности у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных задач.

Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, передаче важных сведений, информации о мире, игр, осмысленно ориентированных на обучение ребёнка.

Игры, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках чтения. Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

  • соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

  • доступность для учащихся данного возраста;

  • умеренность в использовании игр на уроках.


4. Краткая характеристика применяемых игр
На уроках чтения я применяю следующие виды игр:

  • дидактическая игра;

  • терапевтическая игра (психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика);

  • сюжетно-ролевая игра;

В младших классах коррекционной школы 8 вида одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В практике моей работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место. У меня сформировались определённые представления по методике её проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности обучающихся с интеллектуальными недостатками детей.

3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Эффективность дидактической игры, во многом зависит от моего эмоционального отношения к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому мне необходимо в процессе игровой деятельности, помогать детям. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия.

Дидактическую игру использую на различных этапах урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения, поэтому она не может быть только развлекательным элементом урока. Для того чтобы при неоднократном использовании игры, интерес детей к ней не снижался, я усложняю игру, модифицирую ее за счёт замены оборудования.

Применение терапевтических игр обосновано профилактикой и коррекцией трудностей овладения чтением.

Цель игры – помочь ребенку достичь состояния психического равновесия, т.е. имеется в виду психотерапия. В ходе проведения терапевтической   игры  становится возможным:

- выявление скрытых страхов ребенка;

- помочь ребенку снять накопившееся напряжение;

- уменьшить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;

- научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

Терапевтическую   игру я  провожу в спокойной обстановке. Использую характерный принцип повторяемости терапевтической   игры. Усвоив эту  игру  как способ «легализации» собственных эмоциональных реакций, ребенок в следующий раз, когда почувствует необходимость эмоционального тонизирования или разрядки, сам предложит поиграть в нее.

К терапевтическим играм относятся: психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика).

При применении психогимнастических игр дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей.

Правильно продуманное и организованное применение психогимнастических упражнений в ходе урока чтения помогает ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – способствует укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.

На уроке психогимнастика занимает не более 5 минут. Её можно использовать на любом этапе урока чтения для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.

Чтобы достичь высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Очень важным игровым приемом работы в коррекционно-развивающем обучении, считаю релаксационные упражнения, которые способствуют снятию эмоционального напряжения.

Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала по чтению.

Незаменимым игровым упражнением, применяемым на моих уроках, является физкультминутка. Она должна быть тесно связана с темой урока, учитываться при планировании и быть переходным мостиком к следующей части урока.

Использую физминутки, как эффективный методический прием для переключения и поддержания внимания, для развития мышц кисти руки, мелких мышц пальцев рук — всего того, что стоит на службе правильного вдумчивого сознательного чтения. Физминутки являются кратковременным отдыхом в первую очередь для центральной нервной системы. Непременное применение физминутки на моих уроках – важный способ воздействия на умственную деятельность учащихся.

Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики. Ещё Иммануил Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя мои движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

С большой эффективностью на уроках я использую упражнения для снятия напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи, которые особо напрягаются при длительном сидении и чтении, на расслабление голосовых связок – дыхательную и артикуляционную гимнастику, психогимнастику, гимнастику для глаз. Это упражнения вида: «Сова», «Энергетическая зевота», «Сладкий сон», «Надуй шарик». А для развития концентрации  внимания и обеспечения межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение использую гимнастику для глаз. Так же для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе над доской прикреплен зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Любимое упражнение детей «Сладкий сон» – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

Каждый учитель, должен знать речевые нарушения учащихся, своего класса, и соответственно, планировать и осуществлять индивидуально и дифференцированно коррекционную работу.

Так как большинство детей с речевыми нарушениями  нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то на занятиях я применяю такую форму обучения, как   рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь, помогает избавиться от подавленности, преодолеть страхи и укрепляет уверенность в себе, а также развивает
мелкую моторику руки, концентрирует внимание, координацию движений, готовит к письму. Пальчиковое рисование лучше развивает речевой аппарат и память. Ученик учится более ловко управлять своим телом, увереннее сидеть, ходить, бегать.

Неторопливая, спокойная по тону, богатая выразительными средствами безукоризненная с грамматической стороны речь учителя, образец речи учащихся. Ведь чтение, для большинства учащихся с речевыми нарушениями – трудный процесс, поэтому сложные тексты по чтению читаются совместно. При подборе заданий предпочтение отдаю не репродуктивным формам работы, а тем, которые активизируют речемыслительную деятельность ученика.

Еще на уроках чтения ежедневно провожу с учащимися логопедические зарядки, минутки по развитию артикуляционной моторики. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет мне научить детей говорить правильно, четко и красиво. Использую на уроке чтения интонационную разминку и считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений:

  • Развивать и придавать своему голосу интонацию: радостную и печальную, ласковую и гневную, шуточную и серьёзную, насмешливую и одобрительную, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.

  • Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

  • Ставить логическое ударение в предложении. Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Широкие возможности для активации учебного процесса дает использование ролевых игр.

Я использую сюжетно-ролевые игры, т.к. считаю, что они: 

  • придают учебному общению коммуникативную направленность, создают условия реального общения;

  • формируют социокультурную компетенцию;

  • развивают  языковую компетенцию учащихся;

  • позволяют раскрыть личностный потенциал каждого ученика, развивают его положительные качества: активность, самостоятельность, инициативность;

  • помогают  успешной  социализации учащихся, способствуют формированию учебного сотрудничества и партнёрства;

  • укрепляют учебную мотивацию;

  • являются важным компонентом в учебном процессе с точки зрения здоровьесбережения.

  • сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов. Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог.

В сюжетно-ролевых играх обучаю детей ситуациям, где они воспроизводят деятельность взрослых и их взаимоотношения. На базе сюжетно-ролевых игр дети приобретают определенные сведения, овладевают навыками поведения и общения. Под моим руководством дети получают представление о том, как поступать в той или иной ситуации. Подражая мне, дети стараются совершать действия в соответствии с логикой развертывания событий. Руковожу игрой на всех стадиях обучения для того, чтобы она носила организованный характер.

Но опираться только на сюжетно-ролевые игры при работе c детьми интеллектуальной недостаточностью не следует, потому что навыки, полученные в игре, необходимо перенести на практику, чтобы дети имели возможность реализовать полученные ими знания.

Игры-путешествия, еще одна разновидность сюжетно-ролевых игр, которая способствуют углублению, закреплению учебного материала. Например, на уроке мы получили письмо от эльфов, в котором сообщалось, что Дед Мороз похищен. Предлагаю детям отправиться в путешествие по зимнему лесу с целью отыскать Дедушку Мороза.

Игра-экскурсия, которая проводится по чтению в начальных классах, это еще один из видов применяемых мною игр. Особенностью игры-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на предприятии, сцене, природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Экскурсия требует своеобразной и совершенно определенной организации работы учителя и учащихся. Она тщательно планируется учителем. Во время экскурсии наряду с наблюдениями я использую разнообразные методы учебной работы: рассказ, беседу, демонстрацию учебного материала. Игры-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей, и я провожу их интегрировано с другими предметами: ИЗО, трудовое обучение, окружающий мир. Совершая экскурсию в лес, мы обсуждаем особенности погоды, жизнь животных, птиц, читаем стихи о красоте природы, вспоминаем названия рассказов и авторов произведений, которые пишут о родной природе.

Восприятие красоты природы, ощущение ее гармонии, все то, с чем дети постоянно соприкасаются, влияет на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому.

Во время выполнения совместных заданий ребята учатся сотрудничать между собой. Подведение итогов проводится в различных формах: дети рассказывают о своих впечатлениях, пишут изложение об экскурсии, выпускают специальную стенную газету, оформляют стенд. Я, как учитель, остаюсь организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии. Главным методом познания на таком уроке является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

Самым интересным приёмом организации творческой деятельности обучающихся является драматизация во всех её формах:

- чтение по ролям;

- пантомима;

- постановка живых картин;

- драматизация.

Игры-драматизации – это театрализованные игры, в которых дети разыгрывают сюжеты литературных произведений (сказки, басни, стихи и так далее), или фрагменты из своей жизни. Эти игры широко используются мной на уроках чтения в воспитательных целях. Выбираю игру по хорошо знакомому сюжету сказки, которую дети знают, читали: «Три поросёнка», «Заяц и лиса», «Маша и медведь». Все эти любимые детьми произведения мы разыгрываем много раз, и они не надоедают, нравятся детям. Пантомима позволяет через движение, уяснять и объяснять содержание и форму произведения. Например, рассказ Н. Носова «На горке», я не объясняю лексическое значение словосочетания «выскочил во двор», а предлагают кому-то из ребят показать, как он это себе представляет, или прошу продемонстрировать, какие знаки подавал Котька ребятам, когда они звали его строить горку. После чтения и анализа рассказа Н.Носова «На горке» можно так же предложить детям изобразить в застывшем движении немую сцену, когда ребята вышли во двор и увидели испорченную песком горку:

- кто-то развёл руками;

- кто-то схватился за голову;

- кто-то наклонился над горкой, пытаясь понять, нельзя убрать песок;

- кто-то уже взялся за лопату с целью исправить положение.

Игры, дидактические игры, терапевтические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает усвоить знания, повысить эффективность урока. В пути мы делаем остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания, и, чтобы попасть на следующую станцию, учащимся нужно их выполнить. Во время путешествий ставлю, прежде всего, учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, речи, творческого воображения, смекалки. Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача учителя – научить ребёнка самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным, развивающим.

Благодаря использованию игры на уроках я добиваюсь более прочных знаний, умений, навыков. При разработке и проведении игры, я учитываю конкретные задачи каждой темы, каждого урока. Стараюсь создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Не все ученики одновременно усваивают правила, поэтому я помогаю им в процессе игры. Однако, эта помощь должна быть по возможности скрытой от других ребят, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия, что они поступают правильно. Некоторым детям я упрощаю материал игры, напоминаю последовательность выполнения задания или сокращаю объём мыслительных операций.

Таким образом, все применяемые мною приёмы являются частью игровой технологии, они помогают детям глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие к героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

Мой девиз – учить играя. И это не мешает обучению детей, а наоборот, помогает учащимся знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный материал.

5. Заключение

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью которого можно повысить интерес к чтению и сделать этот предмет более увлекательным. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создаёт такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу, а также развивать личностные качества школьника, например: взаимопомощь, взаимовыручку, поддержку, чувство товарищества. Игра развивает и психические процессы, такие как: память, мышление, внимание, речь, воображение. Опираясь на выше изложенное, можно сделать вывод, что игры необходимы на уроках чтения, их надо использовать на разных этапах урока, включать в них разные виды деятельности школьников, применять игры при изучении нового материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определённым темам, для более эффективного их использования.

.

Литература

1. Аксёнова А. К «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва Владос 2004 г

2. Аксёнова А. К. Якубовская Э. В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» Москва «Просвещение» 1991 г

3. Катаева А. А.,. Стребелёва Е. А «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва. Просвещение. 1991г.

4. Рудченко Л. И «Обучение чтению в специальных коррекционных классах» Волгоград, 2007 г

5. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика» Санкт-Петербург Каро 2007 г

6. Прищепова И. В. «Речевое развитие младших школьников» Санкт-Петербург Каро 2005 г

7. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида 1-4 класс. Автор Воронкова В. В.

8. Узорова О. В. Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика» Москва АСТ Астрель 2001 г

9. http://pedsovet.su/load/0-0-12225-0-17

10. http://rcosps.rusedu.net/post/410/6062

11. http://pedsovet.su/load/336-1-0-12489

12. http://www.volgorechensk-edu.ru/vuoset/s2/metod/pon/5.doc

13. http://www.rusedu.ru/detail_15878.html

14. http://www.bestreferat.ru/referat-135748.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

7. Литература Приложение icon“ Литература + литература”
Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1)
7. Литература Приложение iconРеферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14...
Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис
7. Литература Приложение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,...
7. Литература Приложение iconЛитература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение...
Тенденции развития мирового сообщества, в которое все в большей степени интегрируется российское образование характеризуется следующими...
7. Литература Приложение iconЛитература приложения приложение рекомендации по составлению лсм...
При этом эффективность социальных и других систем определяется оперативным накоплением и использованием информации, от качества отображения...
7. Литература Приложение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4
7. Литература Приложение iconЛитература Приложение: цветные фотоснимки некоторых «чернокнижных»

7. Литература Приложение iconЛитература Приложение: цветные фотоснимки некоторых «чернокнижных»

7. Литература Приложение iconПриложение 1 Литература
Быконя Г. Ф. История Приенисейского края. Красноярск – 1997. Издательство Горница
7. Литература Приложение iconЛитература. Приложение
Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления личности
7. Литература Приложение iconУрока: образовательный аспект
Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), карточки-открытки (Приложение 4); листы цветной бумаги
7. Литература Приложение iconЛитература Приложение
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
7. Литература Приложение iconЛитература Приложение 1 Титул портфолио
Теоретические материалы к дистанционным модулям сетевой площадки моу сош №7 «Эдельвейс» г. Находки
7. Литература Приложение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, экран, карта Кижингинского района, обучающее демонстрационная...
7. Литература Приложение iconПриложение 3 Распределение дисциплин и практик по кафедрам, реализующим...
В 19 веке литература была учебником жизни, а писатели видели своей целью служение Человеку
7. Литература Приложение iconЛитература. Приложение
Региональный научно – практический симпозиум «Одарённые дети» образовательное пространство Российской научно – социальной программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск