Скачать 102.85 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Костромской государственный технологический университет Кафедра физического воспитания С.Г. Бушуев Развитие качества быстроты (на примере бега на короткие дистанции) Методическое пособие Кострома КГТУ 2012 УДК 796(075.8) Рецензент: заведующий кафедрой физвоспитания КГУ профессор, заслуженный работник физической культуры В.Н. Зимин Бушуев, С.Г. Развитие качества быстроты (на примере бега на короткие дистанции) : методическое пособие / С.Г. Бушуев.− Кострома : Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2012.− 11 с. В данном пособии на примере спринтерского бега демонстрируется подход к развитию качества быстроты. Рассмотрены основы техники движений, подготовительные и подводящие упражнения, даны рекомендации по тренировочным программам. Предназначено для студентов всех направлений и специальностей при изучении раздела развитие физических качеств. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ © Костромской государственный технологический университет, 2012 Развитие быстроты ВведениеБег на 100м является интегральным показателем, отражающим быстроту человека. Поэтому это упражнение и избрано в качестве контрольного для определения такого физического качества, как “быстрота” у студентов высших учебных заведений. Бег на 100 метров – циклическое упражнение максимальной мощности предъявляющий высокие требования к уровню развития силы мышц ног и к способности нервной системы обеспечивать высокую частоту движений. При этом высоких требований ни к системе энергообеспечения, ни к системе дыхания не предъявляется. Основной метод тренировки для развития скоростных качеств – повторный метод. Для совершенствования отдельных элементов, имеющих особенности при беге на 100 м используется, преимущественно, аналитическое совмещение отдельных фаз этого упражнения. В зависимости от решаемых задач используются различные варианты выполнения отдельных элементов в облегчённых условиях(для развития частоты движений) или наоборот с преодолением повышенного сопротивления (для развития силы). В качестве примера можно привести бег под небольшой уклон и бег в подъём. При проведении раздела на открытом воздухе, для подготовки к выполнению норм в осеннем и весеннем семестрах в среднем, по погодным условиям, получается около 10 занятий. Тренировка быстроты в структуре занятияРазминкаПроводится по времени около 10-15 минут занятия. Кроме ОРУ разминка должна включать специальные беговые упражнения. Пример разминки
Основная часть занятияВ основной части для упражнения по подготовке к бегу на 100метров обычно отводится около 20–25 минут. Дистанция бега на 100 метров условно подразделена на четыре фазы:
Начало бега (старт)В спринте применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Спортсмены для быстрого выхода со старта применяют колодки или стартовый станок. Рис. 1. Стартовые колодки При низком старте без колодок передняя нога ставится на расстоянии 1-1.5 стопы от стартовой линии, а задняя на расстоянии длины голени от передней ноги, расстояние между правой и левой ногами равно длине стопы. Рис. 2. Установка стартовых колодок По команде “на старт” бегун ставит стопы так, как описано выше, а колено задней ноги ставится напротив носка передней ноги. Пальцы рук стоящие вплотную к стартовой линии на ширине плеч образуют упругий свод между большим пальцем и сомкнутыми остальными. Туловище выпрямлено, голова держится прямо. Тяжесть тела равномерно распределена между руками, стопой передней ноги и коленом задней. По команде “Внимание” бегун, выпрямляя ноги, отрывает колено задней ноги от дорожки, перенося тяжесть тела на руки и впереди стоящую ногу , та при этом поднимается на 10–20 см выше уровня плеч. Рис. 3. Старт По команде “Марш” бегун начинает двигаться: отталкивание выполняется одновременно двумя ногами, но оно сразу же переходит в разновременную работу: нога, стоящая сзади, лишь слегка разгибается и быстро выносится бедром вперед. Упражнения для совершенствования техники низкого старта
Стартовый разбегЭто первые 25–30 метров дистанции. Чтобы добиться хорошего результата, очень важно, в фазу стартового разбега как можно быстрее достичь скорости бега, близкой к максимальной. Эта фаза характеризуется большей частотой шагов, при большем наклоне туловища бегуна вперед: 60–65°. Большое значение для достижения максимальной скорости имеют, также энергичные движения рук вперед-назад. Скорость бега в стадии разбега увеличивается главным образом за счет удлинения шагов и незначительно – за счет увеличения темпа. Одновременно с увеличением скорости и уменьшением величины стартового ускорения, наклон тела уменьшается, длина шагов приближается к технике бега по дистанции. Рис. 4. Движения при стартовом разгоне Упражнения для совершенствования техники стартового разбега. Повторное выполнение, под команду, низкого старта и стартового разбега в медленном, среднем и максимальном темпе, с последующим анализом ошибок. Повторное пробегание отрезков по 25–30 метров 4–6 раз. При выполнении упражнения с максимальной скоростью отдых произвольный, до восстановления дыхания. Бег по дистанции Это следующие 55-60 метров дистанции. При переходе к бегу по дистанции у каждого бегуна устанавливается характерное для него соотношение длины и частоты шагов, определяющее скорость бега. Туловище бегуна незначительно вперед: 72-80°. Как в стартовом разбеге, так и во время бега по дистанции руки согнутые в локтевых суставах, быстро движутся вперед-назад в едином ритме с движениями ног. Кисти рук во время бега полусжаты. Частота движений ног и рук взаимообратны. Перекрестная координация помогает увеличить частоту шагов посредством учащения движений рук. Успех в беге на 100 метров в значительной мере зависит от умения бегуна расслаблять те мыщцы, которые в каждый данный момент не принимают активного участия в работе. Постановка ноги на грунт осуществляется «на носок». Пяточная часть стопы не касается грунта. Такая постановка ноги на грунт увеличивает длину шага и позволяет осуществлять растяжение икроножных мышц перед отталкиванием, что увеличивает силу сокращений. Упражнения для совершенствования техники стартового разбега Имитация на месте работы рук как при беге: вперед-назад, согнуты в локтях до острого угла; кисть полусжаты (15–20 секунд x 3–4 повторения в среднем темпе). Бег по линии: стопы ставятся точно на линию, носком вперед (отрезок 10–15 метров x 3–4 повторения в среднем темпе). Бег “в упоре” у стены: выполняется на носках, вес тела переносится на кисти рук, бедро поднимается максимально вверх (15–20 секунд x 3–4 повторения в среднем темпе). Бег с прямыми ногами: ноги выносятся носком точно вперед , обращаем внимание на работу рук (отрезок 10–15 метров x 3–4 повторения в среднем темпе). Бег с “забрасыванием” голени назад (отрезок 10–15 метров x 3–4 повторения в среднем темпе). Бег с высоким подниманием бедра (отрезок 10–15 метров x 3–4 повторения в среднем темпе). “Прыжковый шаг”: бег прыжками с ноги на ногу с полным выпрямлением толковой ноги, а бедро маховыми движениями подтягивая вверх (отрезок 10–15 метров x 3–4 повторения в среднем темпе). По мере улучшения техники занимающихся, упражнения начинают выполняться все в более высоком темпе. Упражнения для развития максимальной скорости бега Повторные выполнения под команду низкого старта и стартового разбега, с максимальной скоростью и последующим бегом по инерции (отрезок 25–30 метров x 6–8 повторений, отдых произвольный, до восстановления дыхания). Бег с ходу (отрезок 20–30 метров, с 15–20 метров разбега с максимальной скоростью, 6–8 повторений; отдых до полного восстановления дыхания). Бег с ходу “под уклон” (отрезок 20–30 метров, с 15–20 метров разбега с максимальной скоростью, 6–8 повторений; отдых до полного восстановления дыхания). Повторное выполнение, под команду, низкого старта и бега на 40–60 метров с максимальной скоростью (4–6 повторений, отдых до полного восстановления дыхания). Тоже самое “с ходу” (разбег 10–15 метров x 4–6 повторений с полным восстановлением дыхания). Тоже самое “под уклон”. Упражнения для развития скоростной выносливости Повторный бег на 80–100 метров со скоростью, составляющей 90–95% от предельной (3–4 повторения). Следующий отрезок пробегается после падения ЧСС у занимающихся до 120–130 уд./мин. Повторный бег на 150–200 метров со скоростью, составляющей 85–90% от предельной (2–3 повторения).Восстановление до падения ЧСС у занимающихся до 120–130 уд./мин. Повторный бег на 150–300 метров с максимальной скоростью, составляющей 85–90% от предельной, 1–2 повторения с отдыхом до падения ЧСС у занимающихся до 120–130 уд./мин. Не рекомендуется сочетать в одном занятии работу над развитием максимальной скорости с работой над развитием скоростной выносливости. Кроме выполнения в основной части занятия этих упражнений, для развития скоростной выносливости применяются спортивные игры: футбол, баскетбол. Финиширование Это усилие бегуна на последних 20–15 метрах дистанции. Основная двигательная установка на финише – продолжить максимально быстрый бег за линией финиша. Бег считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегают с полной скоростью. Кроме этого, чтобы быстрее пересечь линию финиша надо на последнем шаге сделать резкий наклон; грудью вперед отбрасывая руки назад. Этот способ называется “бросок грудью”. При броске ускоряется не продвижения бегуна, а момент соприкосновения его с плоскостью финиша за счет ускорения движения туловища. Опасность падения при “броске” предотвращается быстрым выставлением маховой ноги далеко вперед, после пересечения финишной линии. Рис. 5. Финиширование Бегунам, не владеющим техникой ”финишного броска”, рекомендуется пробегать финишную линию на полной скорости, не думая о “броске”. Упражнения для совершенствования |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие быстроты, (между упражнениями на быстроту – упражнения на развитие гибкости) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Развитие быстроты на материале легкой атлетики,развитие координационных способностей и прыгучести на материале национальных... | ||
Программа дисциплины «Развитие систем менеджмента качества» для магистров... Качество как фундаментальная категория развития современного общества. Стадии формирования качества продукции. Зависимость эффективности... | План работы на летний оздоровительный период 2014 года Продолжить работу по укреплению здоровья; совершенствованию функциональных возможностей детского организма; развитию двигательных... | ||
Урока По физической культуре для учащихся 4 «б» класса по теме «Подвижные игры» Развитие двигательных качеств (быстроты реакции, скорости, координации внимания) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физиологические: развитие физических качеств (быстроты, выносливости) и координационных способностей | ||
Конспект урока по лыжной подготовке «Совершенствование скользящего... Физиологические: развитие физических качеств (быстроты, выносливости) и координационных способностей | Расписание детских программ Веселый урок, направленный на умение ориентироваться в пространстве, развитие основных двигательных навыков: силы, ловкости, гибкости,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Развитие двигательных способностей (быстроты, ловкости, прыгучести) и координации движений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Привить детям любовь к физическим упражнениям и желание самостоятельно заниматься физкультурой. Развитие быстроты, ловкости,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Привить детям любовь к физическим упражнениям и желание самостоятельно заниматься физкультурой. Развитие быстроты, ловкости,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Совершенствовать навыки лазания по наклонной скамейке и лазание по гимнастической стенке. Формирование практических умений.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тренировки включают в себя упражнения на укрепление и развитие равновесия, баланса, координации, скорости, быстроты реакции, силовой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках физкультуры наряду с овладением техникой выполнения упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты,... | В. А. Бушуев тестовые задания по учебной дисциплине «Финансовое право»... Об аттестационной комиссии управления здравоохранения области по присвоению (подтверждению) квалификационных категорий врачам, провизорам... |