Скачать 234.95 Kb.
|
Пояснительная записка Каждое новое время ставит новы задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В связи с непрерывным процессом развития общества происходит постоянное обновление и усложнение всех условий жизни и деятельности человека. Поколение современных детей формируется под влиянием изменяющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают все новые и более сложные задачи обучения и воспитания. Одной из таких задач является активизация познавательной деятельности учащихся. В условиях современной школы педагоги должны найти нравственные силы, знания мудрость, ту педагогическую теорию, которые могут осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть ее духовные качества, развить и раскрыть нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение делать правильный выбор, нравственное самоопределение. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми. Познавательная деятельность школьников современном обществе представляет собой систематически совершаемую деятельность подрастающего поколения. Также отличительной чертой познавательной деятельности школьника является характер протекания. В зависимости от активности, самостоятельности субъекта (школьника)в одних случаях познавательная деятельность носит подражательный, репродуктивный характер, В других поисковый, в иных творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на характер приобретаемых знаний, умений и навыков. Уровень познавательной активности, ее место в структуре личностных качеств оказывает существенное влияние на качество различных видов деятельности: общественной, трудовой, эстетической и других. Внеклассная работа – составная часть учебно – воститательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Именно внеклассная работа (в нашем случае в условиях ГПД) позволяет развивать познавательную активность младших школьников различных образовательных областях:
Группа продленного дня позволяет такую организацию процесса воспитания и обучения, чтобы практически на всех занятиях осуществлялась художественная деятельность. Художественная деятельность включает в себя различные виды деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в нее благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Воспитательная деятельность проявляется в результате в результате воздействия искусства на духовный мир человека. Важной особенностью развития деятельности младшего школьника является формирование активного отношения (познавательного, конструктивного, творческого) у детей к окружающей действительности и новых способов освоения знаний, получения опыта. Поэтому важно организовать не только внешнее поведение ребенка, но и умственные преобразовательные акты, лишь подсказывая способ ориентировки в новых условиях, направлять внимание действия детей. Такое воздействие или точнее Содействие педагога в деятельности детей является необходимым и обязательным условием не только познавательной, учебной и других видов деятельности, но и главным образом относится к продуктивно – творческой деятельности детей. Художественная деятельность младшего школьника тесно связана с художественным творчеством.
Задачи на 2012-2013 учебный год.
Ежедневно: - контроль за посещаемостью; - контроль за поведением; - контроль за самоподготовкой; - контроль за питанием; - наблюдение за взаимоотношениями детей; - уход за комнатными растениями; - контроль за порядком в классе. - индивидуальные беседы с учащимися; Ежемесячно: - подведение итогов за месяц Каждый триместр: - участие в общественных делах школы; - инструктаж по технике безопасности. Характеристика группы Группа состоит из детей 1 – 2 классов. Все учащиеся посещают кружки. В проведении спортивного и клубного часов дети оказывают помощь и сами организовывают игры. В группе 25 учеников: 11 девочек и 14 мальчиков. Есть учащиеся, с которыми нужно вести индивидуальную работу, поэтому она включена в планирование. Список учащихся 1 класса школы-сада с.Мостовое на 2012-2013 учебный год
Список учащихся 2 класса школы-сада с.Мостовое на 2012-2013 учебный год
Утверждаю Директор ш/с с. Мостовое ___________Беляева Л.К. «____»_______2012 год Режим работы в ГПД
Задачи: Спортивный час:
Самоподготовка:
Клубный час:
Примерное недельное расписание занятий группы
Девиз дня: Понедельник – « Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!» Вторник - « Развиваем способности и таланты» Среда – «Учимся жить среди людей» Четверг – « Будем делать хорошо и не будем плохо!» Пятница – « Плохо природе - плохо человеку!» План работы с родителями младших школьников Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей. В плане работы воспитателя группы продленного дня с семьями школьников должны найти отражение следующие направления:
Методические рекомендации к занятиям на воздухе Основные цели:
1. Все занятия носят коллективный характер. 2. Занятия решают не только оздоровительные задачи, но и определенный круг воспитательных задач. 3. Каждое занятие требует активного участия всех без исключения воспитанников, а для этого надо определить для каждого его роль. 4. Замысел занятия доводится до всех учеников. Он должен быть понятен всем. 5. На протяжении дня ни одно занятие в избранном виде деятельности не должно повторяться. Разнообразие и новизна должны быть присущи всем занятиям. 6. При выборе двигательного содержания занятий нужно учитывать физические данные детей. 7. Необходимо максимально насыщать посильной деятельностью проводимые занятия. Экономно и с пользой расходовать время, отводимое на них. 8. Воспитателю нельзя терять управления занятием, нужно видеть и улавливать изменения в поведении и настроениях детей. 9. При проведении занятий нужно поощрять инициативу и активность школьников. 10. C окончанием занятия подвести его итоги, дать свою оценку поведению детей. ВИДЫ ПРОГУЛОК И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается с различными видами занятий на воздухе. При работе в группе продленного дня предлагаем использовать виды прогулок, которые можно подразделить следующим образом: 1. ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ за • сезонными изменениями в природе; • особенностями растительного мира; • жизнью домашних и диких животных; • трудом и отдыхом людей. 2. ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель • поздравить товарищей или взрослых с праздником; • пригласить гостей на классное или школьное мероприятие; • известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии; • оказать шефскую помощь. 3. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить: • расстояние; • величину предмета; • высоту предмета; • его цвет; • крутизну склона; • направление и скорость ветра. 4. ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать: • лекарственные травы; • сеянцы; • семена деревьев; • природный материал для гербария, коллекции и т.д. 5. ПРОГУЛКА-ПОХОД на: • скорость; • выносливость; • дисциплину; • внимание; • ориентирование на местности. 6. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность: • сделать зарисовку; • изготовить поделку из природного материала; • сплести венок, корзину; • составить букет из листьев, цветов, веток; • придумать сказку, стихотворение, рассказ. 7. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать: • местные достопримечательности; • различные предметы и объекты; • редкие цветы, деревья, кустарники; • разнообразные свойства, признаки предмета. 8. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ, предусматривает закрепление знаний и умений учащихся: • по правилам дорожного движения; • по технике безопасности; • по трудовым навыкам; • по ориентированию; • по культуре поведения. 9. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с: • играми; • спортивными занятиями; • трудом; • экскурсионной работой. 10. Творческая прогулка. Цель: вызвать эмоциональный подъём и организовать творческую деятельность. Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки, мастерить поделки. По итогам такой прогулки можно организовать выставку работ или праздник творчества. 11. Развлечения на воздухе. Цель прогулки: организовать массовые подвижные игры, весёлые состязания, ритмические музыкальные игры, хороводы, показ фокусов под навесом во время дождя. 12. Прогулка- экскурсия. Цель: познакомить с историей своего края. Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки. Ее продолжительность - 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую. ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ 1. Определить вид прогулки. 2. Установить цель. 3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним. 4. Выбрать место проведения. 5. Определить затраты времени на прогулку. 6. Разработать задание. 7. Наметить виды деятельности учащихся. 8. Составить конспект прогулки. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ 1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде. 2. Сообщить цель прогулки. 3. Рассказать о маршруте и заданиях. 4. Указать порядок следования по маршруту. 5. Назначить ответственных. 6. Провести инструктаж по ТБ. Структура прогулки
Возвращение в школу. Переодевание детей, гигиенические процедуры. Методические рекомендации по организации подвижной игры
САМОПОДГОТОВКА Самоподготовка – это форма внеурочной учебной деятельности в ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка. Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности. Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует четкости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий – 10–15 минут. Воспитатель не требует от учащихся строгого соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляет самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит – полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий. У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами. Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять. Рекомендации по организации и методике подготовки домашних заданий Задача подготовки домашних заданий вытекает из общих задач специальной школы, которые заключаются в выработке и развитии у учащихся навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности. Реализация этих целей достигается, прежде всего, правильной организацией подготовки домашних заданий, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление и совершенствование. На уроке самостоятельная работа учащихся является только элементом на том или другом его этапе, при подготовке домашних заданий — это главный вид деятельности. Его необходимо правильно организовать в целях коррекции познавательной деятельности, выработки самостоятельности в учебной работе. Домашние задания не должны дублировать того, что происходило на уроке. Это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Таким образом, домашняя работа — не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя. Ценность домашних заданий состоит также в том, что определенный вид работы, невыполнимый в условиях урока (наблюдения длительного характера за ростом растений, изменениями в природе по временам года, изменения погоды и т. д.), становится возможным во внеурочное время. Урок и самостоятельная последующая учебная работа дома являются единым процессом. Важно, чтобы при выполнении домашних заданий были разграничены функции учителя и воспитателя. Учитель готовит учащихся к выполнению домашних заданий, объясняя, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Он контролирует качество приготовления уроков дома. Педагог учитывает индивидуальные особенности детей, придает домашней работе творческий характер, включая в содержание заданий решение задач, составление задач и примеров, чтение дополнительной литературы, выполнение заданий с использованием словаря и т. д. В функции воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит: • формирование познавательной учебной деятельности детей; • обучение навыкам самостоятельной работы; • привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи; • обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми детьми. Чтобы, успешно осуществлять эти задачи, воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, содержание программ учебных предметов и требования, предъявляемые к умениям и навыкам учащихся. Единство требований, с которыми подходят к учащимся при подготовке домашних заданий учитель и воспитатель, предполагает постоянный контакт между ними. Основной формой связи в их работе является взаимное посещение уроков и часов самоподготовки. Посещение самоподготовки помогает учителю проверить степень усвоения учебного материала учащимися при самостоятельной работе. Посещение уроков дает возможность воспитателю вникнуть в методику работы учителя, выделить наиболее существенные и трудные для детей разделы по учебным предметам с тем, чтобы в процессе подготовки уроков уделять им больше времени. Санитарно-гигиенические требования к самоподготовке 1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения. 2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную — раз в полугодие. 3. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями. 4. Поддержание нормального температурного режима. 5. Регулярное проветривание классной комнаты. 6. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой. 7. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников. 8. Соблюдение школьниками личной гигиены. 9. Сохранение у детей правильной позы во время работы. 10. Проведение «физкультминуток», динамической паузы. 11. Устранение шумовых раздражителей. 12. Учащихся не следует нагружать дополнительным учебным материалом. 13. Варьировать смену деятельности за счет школьных предметов. Дидактические требования 1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно время, имеют определенную продолжительность. 2. Задание ученики выполняют самостоятельно. 3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем). 4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы. 5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками. 6. Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей. САМОПОДГОТОВКА Организационный момент
Инструктаж
Самостоятельная работа
Самопроверка, взаимопроверка
Проверка работы воспитателем. Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик). Подведение итогов самоподготовки
Литература: 1.С. Афанасьев, С. Коморин. Сто отрядных дел. Второе издание. Методический центр «Вариант», Кострома 2000. 2.М.Г.Фридман. Спортивно - оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. Москва «Просвещение» 1991. 3.Н.А.Касаткина. Учебно – воспитательные занятия в ГПД 1- 4классы. Выпуск 2. Волгоград. 4. Полезные привычки. Рабочие тетради для 2,3 класса. 5.Папка. Спортивные часы в ГПД 6.М.В.Кудейко. Игры в летнем оздоровительном лагере. 7. Папка. Праздники и игры для летней площадки и ГПД. 8.Папка ГПД. Клубные часы ( ПДД, ППБ…) 9.Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 2 класс. |
Курсовая работа по дисциплине: "Геоинформацинные системы" Развитие информационных технологий ставит перед педагогами общеобразовательных школ новые методические задачи. В рамках оказания... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по интегрированному... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чутеевская средняя общеобразовательная школа» | Пояснительная записка На мой взгляд, рассказ «Рукавичка» ставит очень значимые нравственные проблемы, актуальные для детей и взрослых. Для наглядности... | ||
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития творчества детей и юношества «Жулебино» | Программа ставит перед педагогами задачу воспитывать молодёжь, понимающую... А. С. Макаренко ознаменовалось Международной научно-практической конференцией «Педагогика А. С. Макаренко в решении проблем современного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предметам | Согласовано утверждаю Обращать внимание на незнакомых людей в здании школы, постоянному составу расспрашивать цель их прибытия, проверять документы. Любые... | ||
Кафедра гуманитарно-художественного образования Новые задачи, которые перед собой ставит современное образование, неизбежно приводят к возникновению новых методик и технологий,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В настоящее время перед педагогами стоит ещё одна немаловажная задача: выявлять и развивать способности одарённых детей. Считаю,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед педагогами образовательного учреждения стоит задача поиска путей совершенствования процесса обучения. В последнее время активно... | Анализ воспитательной работы за 2012/2013 учебный год ... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед нами, педагогами, в связи с внедрением фгос, стоят достаточно сложные, но решаемые задачи | ||
9 класс Пояснительная записка Всеобщая история: История древнего мира, средних веков, новое и новейшее время / Сост. Ф. С. Капица, В. А. Григорьев, Е. П. Новикова,... | Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной... Специфика педагогической деятельности выдвигает конкретные требования и ставит учителя в достаточно жёсткие рамки. Работа учителя... |