Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании»





НазваниеПояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании»
страница1/4
Дата публикации28.04.2015
Размер0.57 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Департамент образования города Москвы

Юго-восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития творчества детей и юношества «Жулебино»


Музыкальная литература

Музыка и эпохи

Экспериментальная

адаптированная образовательная программа

для обучения детей и подростков 9 – 14 лет

в системе дополнительного образования.

Художественно-эстетическая направленность

Срок реализации – 4 года.

Составитель – Звягина

Марина Сергеевна – педагог

дополнительного образования

Центра развития творчества детей

и юношества «Жулебино»

Пояснительная записка

Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» указывает, что содержание образования должно быть ориентировано на интеграцию личности в национальную мировую культуру. В последнее время в обществе наблюдается новая «волна внимания» к сфере культуры и искусства. В условиях негативных социальных явлений, связанных с падением культуры общества, подобная «волна» абсолютно необходима.

Основная цель программы – воспитать грамотного ценителя искусства, дать необходимый багаж музыкально-теоретических знаний, подготовить для общества культурного человека.

Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания является развитие у учащихся эмоционального и осознанного восприятия музыкального произведения. В её решении ответственная роль принадлежит предмету «Музыкальная литература». В последние годы стремление к повышению качества и улучшению результатов преподавания этого предмета вызвало активный поиск новых инновационных подходов и методов.

Результатом исследований в области преподавания «Музыкальной литературы» в Детской музыкальной школе «Форте» Центра развития творчества детей юношества «Жулебино» стала разработка экспериментальной интегрированной программы «Музыкальная литература. Музыка и эпохи».

Задачи

Воспитательные:

  1. воспитание всесторонне развитого гражданина, бережно относящегося к сокровищам искусства, историческим и природным памятникам;

  2. приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осознание ими целостности мировой музыкальной культуры;

  3. воспитание уважения, любви к родной стране, национальным традициям как своей, так и других стран.

  4. воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности, осознанности собственного «Я» в коллективе;

  5. воспитание стремления к саморазвитию и самовоспитанию;

  6. воспитание эстетического вкуса; привитие навыков хорошего тона и культуры поведения;

  7. воспитание уровня самооценки учащегося;

  8. воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости.


Обучающие

  1. изучение основных жанров музыки;

  2. знакомство с основными художественными стилями и направлениями в искусстве и музыке;

  3. знакомство с творчеством известных композиторов и музыкантов;

  4. изучение разнообразия культурных традиций европейских стран;

  5. формирование умения планировать действия для достижения поставленной цели при помощи определённого набора средств;

  6. выработка навыков применения полученной информации в повседневной жизни, при выполнении творческих проектов, в учебной деятельности, а также в повседневной жизни;

  7. расширение кругозора учащихся в области искусства;

  8. овладение умениями работать с различными видами информации, а также умение пользоваться справочной литературой.


Развивающие

  1. развитие заинтересованности к творческому труду;

  2. развитие логического мышления, его гибкости;

  3. развитие творческих способностей учащихся, мотивации новых подходов в решении задач;

  4. развитие наблюдательности;

  5. приобретение уверенности в себе;

  6. формирование потребности постоянного обучения и совершенствования;

  7. формирование способности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в дальнейшей творческой деятельности.


В новой интегрированной образовательной программе рассматриваются темы, посвященные музыкальному искусству во взаимодействии с другими видами искусств: музыка и танец, музыка и живопись, музыка и поэзия, музыка и этикет и т.д. В новой программе остаются ключевые темы типовой программы «Музыкальная литература»: средства музыкальной выразительности, жанры, творчество зарубежных, русских и отечественных композиторов.

За счёт погружения ребёнка (младшего школьного возраста) в мир искусства, не только музыкального, но и изобразительного, архитектурного, литературного и др. искусств, знакомства с произведениями великих мастеров, составляющих сокровищницу мировой культуры, обогатится круг его художественных впечатлений, расширится кругозор. И как следствие, будет оказано благоприятное воздействие на развитие эмоциональности, отзывчивости на музыку, способности в выражении своих впечатлений от прослушанного музыкального произведения словами, что в конечном итоге будет способствовать духовному совершенствованию ребенка, развитию его интеллекта. Полученные знания станут базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни.
Отличительные особенности программы «Музыкальная литература. Музыка и эпохи»:

- рассмотрение в параллели как искусства зарубежного, так и отечественного;

- выстраивание тематического материала в хронологической последовательности от древнейших времён до современности;

- ознакомление с различными видами художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;

- наблюдение за формированием музыкального искусства в контексте эпох;

- изучение разнообразных проявлений художественного гения разных стран в каждую конкретно-историческую эпоху;

- изучение общих закономерностей художественного развития в контексте его социальной и культурной истории.

Главная задача первого года обучения – увлечь учащихся в разнообразный, занимательный мир музыки, а также познакомить со средствами музыкальной выразительности и основными понятиями.

Второй год обучения открывает трёхлетний курс ознакомления с развитием искусств и посвящён периоду от Античности до эпохи XVII века (доклассический период).

Третий год посвящён периоду эпох Классицизма и Романтизма (XVII – XIX века)

Четвертый год охватывает эпоху с XIX века до настоящего времени. Одно из нововведений курса – обзорное ознакомление с современными направлениями в искусстве.
Новая программа призвана проследить формирование музыкального искусства в контексте с общим историческим и культурным развитием эпохи, как за рубежом, так и в России. Интеграция программы заключается в обзорном хронологическом ознакомлении с историей, живописью, скульптурой, архитектурой, литературой, костюмом каждой из изучаемых эпох. Также происходит выявление закономерностей развития музыкального искусства.

Вместе с тем, основной задачей станет ознакомление с творчеством великих композиторов и их творений.

Новшество данной программы – её внедрение в систему обучения музыкальной школы со второго класса. Обучение музыкально - теоретическим предметам на начальной ступени образования помогает сформировать целостные основополагающие знания по теории музыки, тем самым обеспечивая их преемственность при переходе на последующие ступени профессионального становления. Это также позволит уже на раннем этапе обучения обогатить круг художественных впечатлений ребёнка, развить эмоциональность, отзывчивость на музыку, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

За счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов, составляющих сокровищницу мировой культуры, происходит расширение кругозора учащихся.

Полученные знания становятся базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни. Это, в свою очередь, является показателем формирования потребности познавательной деятельности учащихся и базой для составления собственного мнения о том или ином произведении искусства.
Возраст детей

Программа предназначена для обучения детей и подростков 9 – 14 лет в системе дополнительного образования.
Сроки реализации программы

Курс программы рассчитан на четыре года. Изучается со второго по пятый классы Детской музыкальной школы «Форте».

учащихсящницу мировой культуры, зарубежным;

Формы и режим занятий

Занятия проводятся в групповой форме один раз в неделю.

Продолжительность занятия – 1 час (45 минут).

Наиболее оптимальная наполняемость групп – 8 – 12 человек.

Годовой объём – 36 часов.

Общее количество изучения курса – 144 часа.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, делятся на три группы:

  1. теоретические знания;

  2. практические умения и навыки;

  3. личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.


Теоретические знания учащихся:

- освоить основные понятия (виды и жанры искусства, художественная культура и т.д.);

- знать основные периоды культурного развития, их особенности и основные черты;

- различать основные творческие методы и направления (классицизм, романтизм, реализм и т.д.).

- понимать и осознавать объективность и закономерность влияния исторических событий эпохи на ее художественную культуру и формирование общего сознания;

- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства.
Развитие практических умений и навыков:

- навыки самостоятельной работы;

- умение работать с разными источниками информации;

- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

- описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;

- структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки.
Личностные качества:

Формирование у учащихся:

- художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

- критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;

- восприимчивости к эстетическим ценностям, а также объектам и явлениям культуры;

- уважения к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, накопленного в музыкальных произведениях;

- стремления к самостоятельному общению с высокохудожественными произведениями;

- стремления к музыкальному самообразованию;

- расширение эстетического кругозора;

- реализация творческого потенциала.
Основной ожидаемый результат – духовное развитие ребёнка, обогащение его внутреннего мира, общей культуры. И, как следствие, - становление его как грамотного ценителя искусств.


Данная работа опубликована на сайте «Фестиваль педагогических идей».

Также присуждена медаль Януша Корчака на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации».


Учебно-тематический план




п/н

Наименование разделов,

тем

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1 год обучения

Занимательный мир музыки




1.

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

2

1

1

2.

Кому и зачем нужна музыка.

1

0,5

0,5

3.

«Я хочу увидеть музыку» - рисуем

2

1

1

4.

Животные и птицы в музыке

2

1

1

5.

Музыкальная гостиная (1 четверть)

1

0,5

0,5

6.

Времена года в музыке

2

1

1

7.

Детская музыка

2

1

1

8.

Музыка любимых мультфильмов

2

1

1

9.

Музыка из детских кинофильмов

1

0,5

0,5

10.

Музыкальная гостиная (2 четверть)

1

0,5

0,5

11.

Итоговое занятие (1 полугодие)

1

0,5

0,5

12.

Как появляется музыка. Музыкальный язык.

5

2

3

13.

Музыкальная гостиная (3 четверть)

1

0,5

0,5

14.

Откуда появляется музыка. Музыкальные инструменты

5

2

3

15.

Разнообразие человеческих голосов

2

0,5

1,5

16.

Музыка в движении. Марш

2

0,5

1,5

17.

Танец. Разнообразие народных танцев

2

0,5

1,5

18.

Музыкальная гостиная (4 четверть)

1

0,5

0,5

19.

Итоговое занятие (2 полугодие)

1

0,5

0,5




Итого:

36

15,5

20,5


2 год обучения

Музыка древних цивилизаций, Средневековья, Возрождения.

8 в. до н.э. - 17 век.



п/н

Наименование разделов,

тем

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1.

Античность. Источники изучения.

1

0,5

0,5

2.

Искусство Древних цивилизаций. Значение открытий

1

0,5

0,5

3.

Искусство древних славян

1

0,5

0,5

4.

Средневековье. Понятие эпохи

Христианская литургия. Нотация.

1

3

0,5

1

0,5

2

5.

Музыкальная гостиная (1 четверть)

1

0,5

0,5

6.

Светская музыка

1

0,5

0,5

7.

Культура Византии, её влияние

1

0,5

0,5

8.

Романское и готическое искусство.

1

0,5

0,5

9.

Культура древних русичей.

1

0,5

0,5

10.

Возрождение. Понятие эпохи.

1

0,5

0,5

11.

Музыка эпохи Возрождения

1

0,5

0,5

12.

Музыкальная гостиная (2 четверть)

1

0,5

0,5

13.

Итоговое занятие (1 полугодие)

1

0,5

0,5

14.

Искусство Европы 17 века. Историческая справка.

2

0,5

1,5

15.

Культура России 17 века. Историческая справка

2

0,5

1,5

16.

Хоровое искусство России 17 века. Многоголосие

2

0,5

1,5

17.

Барокко. Черты. Представители. Новые жанры

2

0,5

1,5

18.

Обзор творчества И. Баха

3

1

2

19.

Обзор творчества Ф. Генделя

2

0,5

1,5

20.

Обзор творчества А. Вивальди

1

0,5

0,5

21.

Старинные музыкальные инструменты

1

0,5

0,5

21.

Рококо. Отличительные черты. Представители эпохи

1

0,5

0,5

23.

Музыкальная гостиная (3 четверть)

1

0,5

0,5

24.

Зарождение классицизма в Европе

1

0,5

0,5

25.

Музыкальная гостиная (4 четверть)

1

0,5

0,5

26.

Итоговое занятие (2 полугодие)

1

0,5

0,5




Итого:

36

14,5

21,5


3 год обучения

Музыка эпох классицизма – романтизма.

18 – 19 века.



п/н

Наименование разделов,

тем

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1.

Искусство Европы 18 века. Развитие классицизма.

2

0,5

1,5

2.

Классицизм в музыке. Венская классическая школа.

1

0,5

0,5

3.

Обзор творчества Й. Гайдна.

1

0,5

0,5

4.

Обзор творчества В.А. Моцарта.

2

0,5

1,5

5.

Обзор творчества Л.Бетховена.

2

0,5

1,5

6.

Музыкальная гостиная (1 четверть)

1

0,5

0,5

7.

Россия 18 века. Развитие музыкального искусства

1

0,5

0,5

8.

Хоровая музыка.

Обзор творчества Д. Бортнянского, М.Березовского


1


0,5


0,5

9.

Опера в России 18 века.

1

0,5

0,5

10.

Искусство Европы 19 века. Романтизм в искусстве

1

0,5

0,5

11.

Обзор творчества Ф. Шуберта

1

0,5

0,5

12.

Обзор творчества Ф. Шопена

2

0,5

1,5

13.

Музыкальная гостиная (2 четверть)

1

0,5

0,5

14.

Итоговое занятие (1 полугодие)

1

0,5

0,5

15.

Культура России в 19 веке.

1

0,5

0,5

16.

Обзор творчества М. Глинки

2

0,5

1,5

17.

Обзор творчества А. Даргомыжского

1

0,5

0,5

18.

Обзор творчества А. Бородина

2

0,5

1,5

19.

Обзор творчества М. Мусоргского

2

0,5

1,5

20.

Музыкальная гостиная (3 четверть)

1

0,5

0,5

21.

Обзор творчества Н. Римского - Корсакова

2

0,5

1,5

22.

Обзор творчества П. Чайковского

2

0,5

1,5

23.

Фортепианная музыка композиторов - романтиков

1

0,5

0,5

24.

Развитие оперы в 19 веке

2

0,5

1,5

25.

Музыкальная гостиная (4 четверть)

1

0,5

0,5

26.

Итоговое занятие (2 полугодие)

1

0,5

0,5




Итого:

36

13

23
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПояснительная записка в программе 6 класса рассматривается многообразие...
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности...
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПояснительная записка Искусство, как и культура в целом, предстает...
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности...
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПояснительная записка Нормативно-правовой и методологической основой...
Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос...
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПояснительная записка Образовательная программа основного общего...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconЗакон РФ «Об образовании»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconЗакон РФ «Об образовании»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерными программами начального общего образования. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности...
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Примерными программами начального общего образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности...
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Примерными программами начального общего образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности...
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» icon1. Пояснительная записка цели реализации основной образовательной...
Таким образом, в школе созданы условия, позволяющие на новом этапе развития решать проблемы обеспечения качества образования и его...
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПояснительная записка
Закона «Об образовании рф», Уставом школы, Положении об организации образовательного процесса на ступени начального общего образования,...
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПояснительная записка основной образовательной программы начального...

Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» icon1. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Пояснительная записка Основной причиной появления данной программы стали изменившиеся в последнее время цели и задачи начального музыкального образования. «Закон об образовании» iconПояснительная записка данная программа составлена в соответствии...
Закон РФ от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в рф», вступающий в силу с 01. 09. 2013 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск