Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка
Детский сад № 56 141006, Московская область, г. Мытищи,3-я Пролетарская ул., д.3 Телефон: 583-84-90
«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [к, к`]. БУКВА К.
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ С БУКВОЙ К» /Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной к школе группе/
Воспитатель (специалист)
по развитию речи
Ткач Л.В. г. Мытищи, 2009 г.
Программное содержание: - познакомить детей с согласным звуком [к ];
- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ к, к`];
- познакомить с глухим согласным звуком [к ];
- познакомить с буквой К;
- учить называть слоги-слияния с буквой К;
- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;
- развивать пространственное видение;
- продолжить знакомство с устным народным творчеством: сказки, загадки,
скороговорки;
- выучить новую скороговорку со звуком [к ];
- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и
аккуратность в работе.
Оборудование:
алфавит; предметные картинки – «Красная шапочка», «Карлсон», «Колобок», «Кот», «Винни-пух», «Лиса»; наборы букв; дидактические таблицы; счетные палочки; указка. Ход занятия I. Актуализация знаний
Игра «Кто внимательный»
В игре используются карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку.
- Что мы с вами знаем о гласных звуках? (Ответы детей?)
- Назовите звуки, которые живут в этих буквах. ( А, О, У, И, Ы)
- Что мы знаем о согласных звуках? (Ответы детей)
- Посмотрите на буквы и назовите звуки. (Н, Т, С)
- Открою вам секрет. Согласным звукам выставляет преграды Змей Горыныч. Он заставляет звуки: свистеть, шипеть, рычать. Сегодня я научу вас побеждать Змея Горыныча. И легко произносить согласные звуки.
II. Новый материал
Дети садятся за столы
Фонетическая зарядка
- Вы любите сказки, «сказочные загадки». Тогда отгадайте загадки, которые приготовил вам Зяма.
В какой сказке живут: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса и маленький круглый путешественник? «Колобок»
«Я думал, думал, и все понял. Это неправильные пчелы, и они делают неправильный мед». Винни-пух, «Винни-пух и все, все, все»
Как звали девочку, которая отправилась в гости к своей бабушке и встретилась с серым волком? Красная шапочка
«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Лиса из сказки «Заюшкина избушка»
Кто так сказал: «Спокойствие, только спокойствие!» Карлсон
- Назовите героев сказок, имена которых начинаются со звука [к].
( Карлсон, Красная шапочка, Колобок)
Демонстрация картинок.
2. Артикуляция звука [к]
- Давайте вместе произнесем звук [к].
- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов. (Ответы детей)
- Когда мы произносим звук [к] спинка языка стучит глубоко во рту по нёбу, а кончик языка – за нижними зубами.
3. Звук [к] согласный
- Произнесите еще раз: [к-к-к-к].
- Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук
[к]? (язык, зубы)
- Значит, какой это звук? (Согласный)
4. Звук [к] глухой
- С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [к]? (Без голоса)
- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.
- Приложите ее к горлу и произнесите звук [к]. Поет горлышко? (Нет)
- Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Глухой)
5. Звук [к] может быть твердым или мягким. Предметная картинка – «кот»
- Ребята, Зяма приготовил нам скороговорку?
- А вы знаете скороговорки? (Ответы детей)
- Теперь послушайте скороговорку от Зямы.
Котик ниток клубок укатил в уголок.
- Давайте проговорим ее вместе.
- О ком эта скороговорка? (О коте)
- Как по-другому можно назвать кота? (Котик, кошка, кот, киска)
Демонстрация картинки «кота».
- Назовите первый звук в слове «котик»? ([к])
- А в слове «киска» назовите первый звук? ([к`])
- Сравните звуки - [к], [к`]?
- [к ] – какой? (Твердый)
- А - [к`]? (Мягкий)
- Сделайте вывод: что мы узнали о звуке [к]?
Звук [к] - согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
6. Игра «Где живет звук»
1. - Давайте повторим скороговорку. Вместе → индивидуально.
- Назовите слова в скороговорке, в которых встречается звук [к]? (Котик, ниток, клубок, укатил, уголок)
– Определите место звука [к] в этих словах. В начале, в середине или в конце слова он стоит.
III. Физминутка
Мы активно отдыхаем
|
| То встаем, то приседаем -
| Приседание
| 1-2-3-4-5
|
| Вот как надо отдыхать!
|
|
|
| Головой теперь покрутим -
| Вращение головой
| Лучше мозг работать будет.
|
|
|
| Вертим туловищем бодро -
| Вращение туловищем
| Это тоже славный отдых.
|
|
|
| Отдохнули – и за дело,
| Дети садятся на стульчики
| Снова мы на стульчик сели.
|
|
Знакомство с буквой К
Демонстрация буквы К
Воспитатель показывает букву К.
- Ребята, в этой букве живет звук [к].
На наборном полотне выставляем букву К.
- В какое платьице оденем букву К? (В синее)
- Почему? ( Это буква согласного звука)
- Рассмотрите букву К.
- На что она похожа? (Ответы детей)
Место буквы К в алфавите
-Найдите букву К в алфавите.
( Дети у доски показывают букву К)
Работа у доски
- Ребята, сколько палочек у буквы К? (Три)
Ребенок работает у доски.
- Нарисуй палочку. Давай превратим ее в букву К.
- Справа или слева от палочки начнешь писать? (Справа)
Запись буквы (2-4 ребенка)
– Выложите из счетных палочек букву К.
V. Игра «Дружба звуков»
Наборы букв на столах у детей
- Выложите буквы гласных звуков.
- Под ними положите буквы согласных звуков.
- Найдите букву К. Положите ее перед собой.
- А теперь я научу вас, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить,
чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: «КА», «ТУ», «НО».
Хотите? Тогда давайте произносить сразу по два звука!
- Положите рядом с буквой К букву А.
- Пусть звук [к] перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с [а].
- Назовите слог? (КА)
- Замените букву А, буквой У.
- Пускай подружатся звуки [к] и [у].
- Что получится? (КУ)
Аналогично проводится работа с изученными гласными.
VI. Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»
1. Дети называют слоги «Волшебной таблицы»
Игра «Кто внимательный»
- Посмотрите на слоги с буквой К?
- Какая в слоге будет первая буква? (К)
- А вот вторые буквы везде разные.
- Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые здесь К.
Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.
Итоги занятия
- С каким звуком познакомились? ([к])
- Какой он?
Звук [к] - согласный, глухой, может быть твердым или мягким.
- Какую букву выучили? (К)
- Кто проговорит скороговорку, которую мы сегодня выучили?
- Что понравилось?
- Что было легко?
- А трудности были? |