Урок по русскому языку в 3-м классе на тему: «Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных» Упорова Олеся Юрьевна, учитель начальных классов
Тип урока – урок комбинированный.
Программа под редакцией М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» 3-й класс
Характеристика исходного уровня ЗУНов для постановки целей, усвоения учащимися материала.
Логика распределения учебного материала при изучении темы определяется следующими целями обучения:
углубление полученных ранее знаний,
обобщение материала и переход на новый качественный уровень его осмысления,
ликвидация пробелов в той или иной области знаний, умений и навыков,
дальнейшее развитие познавательных творческих интересов учащихся,
реализация творческого потенциала через совершенствование навыков работы с текстом.
В результате изучения темы у ребят должно сформироваться:
развивать умение находить имена существительные и прилагательные;
умение находить зависимость рода прилагательного от существительного;
находить «командующее» имя существительное, связывать имена прилагательные с именами существительными;
формировать умение выбирать буквы в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов.
На предыдущих уроках была проведена работа по повторению и сопоставлению частей речи, расширялись представления третьеклассников о тех семантических группах слов, которые относятся к именам существительным, а также учитель развивал умение определять род имени существительного и прилагательного.
Система заданий, формы и приёмы работы на уроке определяются высоким уровнем развития большинства учащихся, хорошей гибкостью мышления, развитием всех видов внимания. Дифференцированный подход к учащимся позволяет надеяться на получение хороших результатов в процессе работы.
Цели и задачи урока:
Образовательная: наблюдать над признаками имен прилагательных, их ролью в речи; наблюдать за связью имен существительных и прилагательных; обучать выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов; наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам.
Развивающая: развивать умение находить имена существительные и прилагательные; развитие умения находить «командующее» имя существительное; связывать имена прилагательные с именами существительными; развивать речь учащихся; обогащать их словарный запас.
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.
Оборудование: карточки к словарным словам, картинки леса и подснежников, плакат алгоритма, таблица с окончаниями и вопросами имен прилагательных. Ход урока 1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. (Дети поднимают «личико»).
Орешек знаний твёрд,
Но всё же, мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Этот урок, девиз которого:
«Хочу всё знать!»
2. Чистописание
Языком не торопись, а торопись делом.
3. Словарная работа
(больш□) с*сулька
б * реза (стройн □)
с * лнце (ярк □)
в * р * бей (шустр □)
Какие безударные гласные пропущены в словарных словах?
Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями? Как определили?
Что нам поможет определить окончания у прилагательных?
(Вопрос.)
Запишите, раскрывая скобки, сочетания слов с вопросами. Как определить род прилагательных? Выделите окончания.
Какое слово является "командующим"?
Какова последовательность действий при определении окончания прилагательного?
На доску вывешивается плакат с последовательностью действий:
Подумайте, когда пишется окончание –ая, а когда –яя?
Понаблюдайте, когда пишется окончание – ое, а когда – ее?
Когда пишется – ый, а когда – ий?
Сделайте вывод. Выделите основу.
4. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем работать над определением рода и числа имен существительных и прилагательных.
Учитель вывешивает на доску таблицу с окончаниями и вопросами имен прилагательных.
Откройте учебник на стр. 57, познакомьтесь с выводами авторов упр. 488 – выводы совпали?
5. Работа с учебником
Выполнение задания упр. 489, стр. 57.
Объясните постановку окончания в слове «свежий».
Познакомьтесь с заданием.
Выполнение упр. 490.
Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в постановке окончания у прилагательного?
Составление алгоритма действий.
1) Найти существительное, от которого зависит прилагательное.
2) Отметить существительное знаком «х».
3) Задать вопрос от существительного к прилагательному.
4) Выяснить окончание в вопросе.
5) Записать соответствующее окончание прилагательному.
6) Помнить о несовпадении окончаний в мужском роде.
(Исходя из ответов детей, учитель на доске составляет краткую схему действий.)
Х Х
Дети выполняют задание в тетрадях.
6.Физкультминутка
Гимнастика для отдыха глаз.
1. И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 5-7 раз.
2. И. п. – стоя. Смотреть перед собой 2-3 с, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 5-6 раз. 7. Работа коллективная
Прочитай текст.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
( А.К. Толстой) Снег (какой?) последний. Имя существительное употреблено в форме единственного числа, мужского рода и прилагательное последний – тоже в форме единственного числа, мужского рода. Также идет наблюдение над словосочетаниями теплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, теплые грозы. Именно этими словами рисует картину ранней весны – весенний пейзаж.
Спишите из текста словосочетания сущ + прил.
Закрыли глаза. Представим, что оказались в весеннем лесу, свежий запах молодой зелени наполняет все пространство вокруг. Звонкое пение птиц заставляет остановиться и прислушаться, давайте подышим глубоко, остановим время на мгновение, услышим пробуждение природы, веселое журчание ручья. И с хорошим настроением вернемся на урок.
А теперь в группах понаблюдаем за тем, как изменяются имена прилагательные и сравним с именем существительным. Данные занесем в таблицу. Часть речи
| Изменение по родам
| Изменение по числам
| Имя существительное
| –
| +
| Имя прилагательное
| +
| +
|
Подснежник похож по форме на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик позволяет ярче представить себе, как выглядит этот цветок.
Почему весенний лес назван юным, а молодая листва – это зеленый дым?
Что объединяет эти слова? Это слова синонимы. Из толкового словаря:
Молодой, -ая, -ое, -ые:
Живущий ещё недолго, не достигший среднего возраста.
Возникший, появившийся, приготовленный недавно.
Свойственное людям, не достигшим среднего возраста.
Юный:
Молодой, очень молодой.
Свойственный молодому..
8. Подведение итогов урока.
Как определить род и число существительного?
Как определить род и число прилагательного?
Какова последовательность действий при определении окончания прилагательного?
9. Домашнее задание.
Выполнить задание № 491.
|