Скачать 67.88 Kb.
|
Программа, по которой ведётся обучение, - традиционная. Авторы программы – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Авторы учебника – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба. Конспект урока русского языка в 7 классе (интегрированный урок) Тема: Категория состояния как часть речи Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – категорией состояния; формировать умения определять значения части речи, морфологические признаки и синтаксическую роль, находить слова категории состояния в тексте, учиться употреблять в речи. Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Образовательные задачи:
Ход урока: Коллективная работа в тетрадях и у доски
Задание: Записать предложения, разобрать по членам предложения: Наблюдение Постановка исследовательских задач Индивидуальные сообщения Беседа Т н гл с н гл с ихо ответили жители, тихо проехал обоз. н гл прил прил с Тонко пахло в чистом ночном воздухе с прил с зеленью, тихо в темной комнате. Сравним слово «тихо» в 1 и 2 предложениях. Устанавливаем, что в первом предложении «тихо» - обстоятельство, отвечает на вопрос «как?», выражено наречием, которое обозначает признак действия. Во втором предложении «тихо» - сказуемое, отвечает на вопрос «каково в деревне?». Это не признак действия, оно передает состояние окружающей среды, не относится ни к одному члену предложения (нет подлежащего). Это – категория состояния. 3. Сообщение темы. Запись. Постановка цели. Разработка плана изучения части речи:
4. Объяснение нового материала. а) Лексическая работа: Двум ученикам было дано опережающее задание найти по доступным словарям значение слов «категория» и «состояние». Вывод: Категория состояния – раздел, порядок, отдел предметов, объединенных каким-то общим признаком – состоянием. Это с точки зрения лексики. А с точки зрения науки о языке, категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояния природы и человека. Работа с таблицей Коллективная работа в тетрадях и на доске Самостоятельная работа. Проверка. Работа с таблицей, беседа Монологический ответ по таблице Коллективная работа б) Закрепление первичных сведений о части речи По своему значению слова категории состояния можно разделить на несколько групп:
состояние природы и окружающей
Задание: определить значения слов категории состояния. Ветрено, грязно, больно, весело, хорошо, легко, сыро, жарко, страшно. Задание: добавьте в каждую группу по 2 своих примера. в) Морфологические признаки категории состояния; г) Синтаксическая роль в предложении (вернемся к примеру п. 2).
Мы рассмотрели все признаки категории состояния, как части речи. Теперь сделаем общий вывод о категории состояния как части речи.
а) Учимся находить категорию состояния в тексте. Для этого – порядок рассуждения:
Текст: В. Куликов «Иду я селом незнакомым…» Иду я селом незнакомым По мягкой весенней земле, А мысли в родительском доме, В похожем на это селе. Там все неизменно поныне: Тропинка в ухоженный сад. Молочные кринки на тыне Под ласковым солнцем висят. Но с юностью встречи не будет, Лишь помнится этот уют – Давно незнакомые люди В родительском доме живут. Работа в группах И нет никакого им дела, В саду, отдыхая весной, Что рядом с калиною белой Посажена яблонька мной. Что веточки с яблоньки этой Я сам же ломал на букет, Чтоб бросить в окно на рассвете Колючке шестнадцати лет. Иду я селом и невольно Стараюсь потише шагать, А сердцу И сладко, и больно, Тревожно и жарко Опять. Какова основная мысль, идея текста? Какие слова передают состояние человека? Что это за часть речи? Докажите. б) Воспроизведение полученных знаний. Задание: Каждая группа получает текст и работает с ним по плану:
1 группа: Е.Ф. СтаршиновХорошо в Костроме весной Сплошь и рядом услышишь возгласы: - Хорошо в Костроме весной! Ветер ласково треплет волосы. Пахнет тополем и сосной. Тихо. Волны смешались в лепете. Песни лодочников слились. Пароходы, как гуси-лебеди, Проплывают и вверх и вниз. Сколько всюду веселья, бодрости, Силы скрытой, не показной. Земляки повторяют с гордостью: - Хорошо в Костроме весной!.. Самостоятельная творческая работа (конструирование текста) Автор-составитель – учитель русского языка и литературы О. Н. Данилова 2 группа: И. СуриковДетиСолнышко уж всталоИ глядит в окно; Уж щебечут птички За окном давно. Вышли дети – травка От росы мокра, И на ней сияют Капли серебра. Тёмный сад лучами Солнышка облит; От дерев рядами Тень в пруде лежит. На дорожках сыро, В воздухе легко; И кричит дергачик Где-то далеко.
Задание: опираясь на знания и подборку слов, составьте небольшой текст на одну из тем: «Февральский день», «Снег идет», «Зимний лес», «Зима в моём селе» или опишите ваше сегодняшнее настроение. (кому трудно – 1-2 предложения) Чтение и редактирование вариантов.
Вернёмся к плану (п. 3), выполнены ли поставленные задачи.
Мини-сочинение на одну из выбранных тем:
|