Скачать 26.42 Kb.
|
Тема. Антонимы. Цели: Образовтельные: познакомить учащихся с антонимамы; Коррекционные: Учить различать противоположные по значению слова и подбирать антонимы к различным частям речи; расширять активный и пассивный словарный запас; закрепить навыки словообразования; развивать навыки самоконтроля, познавательную активность. Воспитательные: Воспитывать интерес к словам родной речи; Воспитывать умение различать и передавать эмоциональные состояния. Оборудование: интерактивная доска, пиктограммы, карточки. Ход занятия. Задание №1. Л. Это пиктограммы. На них показаны чувства. Я буду показывать пиктограмму, вы называйте чувство и передавайте его выражением лица. Назовите пиктограммы, которые выражают противоположные чувства. Это ГРУСТЬ- РАДОСТЬ. Подберите к ним родственные слова-прилагательные. Грустный- весёлый. Какие эти слова по значению? Задание 2(слайд 2).Л. По первым звукам названия картинок составьте слово. Это слово- тема нашего занятия. Откройте тетради. Запишите число, тему. Задание 3.Л. Кто знает, что такое антонимы? Повторите, обратите внимание на знаки препинания, запишите толкование лексического слова АНТОНИМЫ по памяти. Проверьте (самопроверка- слайд №3). Задание 4. Л. Поиграем (с мячом): Скажу я слово: «Высоко!» А ты ответишь: «…!»(низко) Скажу я слово: «Далеко!» А ты ответишь: «…!»(близко) Скажу теперь я слово: «Трус!» Ответишь ты: «…!»(храбрец) Теперь «Начало» я скажу, И скажем все:…(конец) Задание №5(слайд №4).Л. Отгадайте загадку. Найдите слова с противоположным значением. (Враг- друг.) Запишите. Продолжим отгадывать загадки. Вы записываете слова- антонимы, т.е. пары слов. Я –антоним к слову «лето». В шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама, Потому что я…(зима). Я – антоним к слову «смех». Не от радости, утех,- Я бываю поневоле От несчастья и от боли. От обиды, неудач. Догадались? Это…(плач) Я антоним к слову»холод», В речке все- и стар, и молод, Меня любит детвора, Называюсь я …(жара). Я антоним к слову «день». Всем давно трудиться лень, И игрушки тоже прочь, Спать пора. Пришла уж …(ночь) Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна. Называюсь…(тишина). Самостоятельно прочитайте антонимы, определите, какая это часть речи. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Задание 6(слайд №6). Л. Послушайте пословицу. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. Назовите антонимы(смелый- робкий, найдёт- потеряет). Назовите слова-антонимы которые обозначают признак предмета(смелый- робкий). Назовите слова-антонимы, которые обозначают действие предмета(найдёт- потеряет). Задание 7(слайд 8). С помощью картинок подберите и запишите антонимы к данным словам. Физкультминутка. Изобразите жестами пары антонимов. Высокий- низкий Широкий- узкий Длинный- короткий Большой- маленький Тяжёлый- лёгкий Прямой- кривой Глубокий- мелкий Уставший- отдохнувший Задание 8(слайд №9). Л. Соедините пары слов, противоположные по значению, т.е. подберите антонимы. Задание 9(слайд №10). Задание 10(слайд №11).Найдите различия в предметах, используя антонимы. Запишите словосочетания. Задание 11.(слайд №12). Прочитайте рассказ. Как его можно озаглавить? Подберите антоним к словосочетанию ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ(ранняя весна). Подумайте и составьте рассказ, заменив выделенные слова словами- антонимамы. Как теперь можно озаглавить рассказ? Записываем. Проверяем. Итог занятия. С какими словами мы сегодня познакомились на занятии? Назовите лексическое значение слова АНТОНИМ. Отметить активных учеников. |