Скачать 170.54 Kb.
|
Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка». Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста Задачи: обучающие - продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием II главы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»; развивающая - развивать творческие способности, речь, умение классифицировать и обобщать; воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания; здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика. Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка; карточки-подсказки: лексическое значение слов, «Словарь настроений»; учебник; карточки самооценки учащихся. Тип урока: изучение новой темы. Технология развивающего обучения по системе Л.В.Занкова. Ход урока. I.Орг. момент (Звучит музыка «В мире много сказок» Эмоциональный настрой на урок. - Здравствуйте, дети! Со сказкой всегда интересно, Сказки все любят читать. Сегодня попробуем вместе Смысл авторской сказки понять. II. Актуализация опорных знаний. - Посмотрите на иллюстрации. С каким из этих героев вы познакомились на предыдущем уроке литературного чтения. (Серая Шейка). Ребята мы сегодня продолжим работу со сказкой Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». - Посмотрите фрагмент из сказки «Серая Шейка» и предположите дальнейшее развитие событий (видеозапись) - Ваши предположения интересны, прочитав вторую главу, мы поймем, верны ли они. Кто такая Серая Шейка? - Серая шейка – это взрослая утка или ребенок? Есть ли у неё родители? Одинаково ли родители относятся к своей дочери? Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами. (на доске – карточки с названиями качеств характера, дети определяют, в какую группу отнести то или иное качество) Какого героя характеризует это качество?
- Посмотрите на жизненные позиции этих героев. Одинаковы ли они? Объединитесь в группы. Составьте синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь селезня, утки. Подсказка-напоминание, как составляется синквейн, - на слайде (слайд «Правило написания синквейна») Работаем 3 минуты. Зачитайте. - Ваше мнение мне ясно, а вот на чьей стороне автор? Докажите свою точку зрения текстом. - Обратимся к последнему абзацу первой части. Почему для Серой шейки, по мнению Селезня, было бы лучше, если бы её съела лиса? - Как вы думаете, приходила ли такая мысль Серой Шейке? (слайд) III. Работа по теме урока. (Музыка, слайд со снегом) - Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. (Дыхательная гимнастика) - Теперь можем работать дальше. Прочитаем вторую часть цепочкой и узнаем, о чём думала Серая Шейка. Гимнастика для глаз (слайд). Ребята, проследите за снежинками только глазами. Словарная работа (слайды со словосочетаниями) - Какие слова нуждаются в пояснении консультанта? Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки. Рок - понятие греческой мифологии – означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги. - А что вы можете сказать о слове ключ? Ключ2 – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник - Ребята, вы можете объяснить, что обозначает слово поросль? Поросль – молодые побеги растений. - Подберите синоним к слову курлыкали. Курлыкали – о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы». Бывалые - опытные, много видавший и испытавший. Партии - группы лиц объединяющихся с какой-нибудь целью. Косяк – стая рыб, птиц. - Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому страшному выводу? - Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки. - Так почему же она пришла к такому страшному выводу? (Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима) - Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Подготовимся к нему. Динамическая пауза. На носочки встанем, Облачко достанем. На корточки присядем, Травушку погладим. Руками- крыльями взмахнем, Как утята поклюём, В стайки соберемся, Друг другу улыбнемся! Мы сумели отдохнуть И готовы в дальний путь. - Обратимся к описанию природы во второй части. Послушайте отрывок из произведения. (аудиозапись ) - Какое настроение у вас вызывает это описание. - Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы? Используйте карточку – подсказку (показываю) (работа в парах)
- Чаще всего у нас повторяется какое настроение? (грустное, тоскливое, печальное) - Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки. Обратимся к тексту: «…и сама река казалась больше…» - Каково сейчас Серой Шейке? (страшно, одиноко, жутко) Большая река и маленькая серая шейка одна. Посмотрите, какой контраст! «…берега оголились…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности? (в прибрежный камыш) Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна. «…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна. «…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? Серая Шейка плачет, её мама-утка. - А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы? - Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. Автор сам подводит итог: «Вообще, хорошего было мало…» Обратите внимание на то, как автор через описание природы показывает душевное состояние Серой Шейки. - Можно сказать, что автор - хороший психолог? Да, потому что через описание природы показывает переживания главной героини. На слайде: психолог – человек, который умеет анализировать переживания других людей. - Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке? - Перечитайте моменты, описывающие переживания матери и её действия по отношению к Серой Шейке. - Кого вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку? IV. Итог урока. - Каков итог этой части? Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой (Дети вытягивают по одному листочку с буквами, складывают и получают слово СКАЗКА) - Выйдите ко мне те, кто получил листочки. Переверните их. На каждом листочке вы видите букву. Составьте слово, обозначающее жанр произведения, с которым мы работали на уроке. - Как обычно заканчиваются сказки? - Сейчас Серая Шейка одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания. На следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести счастье. V. Домашнее задание. Обратите внимание: для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. Предоставляю вам возможность выбора. (слайд с домашним заданием) Ребята, к следующему уроку вам нужно подготовить пересказ описания природы на с. 32 близко к тексту. Попробовать написать хокку по классической формуле. Тема – осень. Найти интересные сведения о жизни уток. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду. САМООЦЕНИВАНИЕ - А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой на уроке, выберите зелёный цвет, если вы могли бы работать лучше - желтый цвет, если вам не удалось раскрыть себя - синий. Пожалуйста, покажите свой выбор. - Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе! Я довольна вашей работой. Молодцы. Спасибо за урок! Технологическая карта открытого урока по литературному чтению Учитель: Таскаева Юлия Владимировна. Класс: 3-А Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка». Жанр: сказка ЦЕЛЬ: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста. ЗАДАЧИ: обучающие - продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием II главы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»; развивающая - развивать творческие способности, речь, умение классифицировать и обобщать; воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания; здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха, использования ТСО и средств наглядности, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе, осуществления психологической поддержки каждого ученика. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка; карточки-подсказки: 1. лексическое значение словарных слов; 2. «Словарь настроений»; 3. карточки для самооценки учащихся. ТИП УРОКА: комбинированный. ВИД УРОКА: изучение новой темы. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ. Основные: мультимедиа; учебники. Дополнительные: оформление классной доски.
Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе. Учитель Таскаева Юлия Владимировна. Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка». Урок был проведён по программе развивающего обучения Л. В. Занкова, по учебнику «Литературное чтение» (автор Н.А. Чуракова, 2009). Данная программа является целостным интегрированным курсом, позволяющим привить учащимся любовь к литературному чтению и искусству, а также создать необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья. По тематическому плану это 2 урок из 4, отведённых на изучение темы «Особый почерк автора». По типу – это урок комбинированный. По виду – урок изучения нового материала. Целью данного урока является формирование умений определять эмоциональное состояние героя через анализ текста. Задачи: обучающие - продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием II главы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»; развивающая - развивать речь, творческие способности, умение классифицировать и обобщать; воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания; здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха, использования ТСО и средств наглядности, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе, осуществления психологической поддержки каждого ученика. В процессе подготовки к уроку опиралась на: А) принцип аксиологического подхода (человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией), который нашёл свое отражение в динамических паузах, дыхательной гимнастике и гимнастике для глаз. Б) принцип наглядности (наглядность была использована не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций). Структура урока состоит из 5 этапов, которые были направлены на выполнение поставленной цели и задач с учётом особенностей класса. На 1 этапе при проведении орг.момента визуально проверена подготовка класса и каждого ученика к уроку. Главное внимание было направлено на создание комфортной обстановки, способствующей развитию эмоциональной сферы. Для развития воображения и психологического вхождения в урок применена музыка. Таким образом, был реализован метод стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха. Для актуализации опорных знаний на 2 этапе использован частично - поисковый метод через обращение учащихся к иллюстрациям на слайдах. При обсуждении прочитанного текста были применены словесные методы. Формированию мотивации познавательных интересов способствовало использование мультимедиа, фрагмента мультфильма, также это позволило создать определенный эмоциональный настрой. Создание проблемной ситуации побудило детей оценить жизненные позиции героев. Групповая работа позволила активизировать развитие творческих способностей учащихся через составление синквейна. Созданные мини-проекты получились интересными, эмоционально окрашенными. На этом этапе также использовались методы передачи информации с помощью практической деятельности (работа с книгой). На 3 этапе урока были созданы условия для полноценного восприятия художественного произведения через применение методов стимулирования и мотивации, словесной передачи информации и её слухового восприятия. При проведении урока учитывались индивидуальные и возрастные особенности школьников: в канву урока органично вплелись стихотворение, аудиозапись и игровые моменты. Работа в парах позволила создать необходимые условия для формирования эмоциональной сферы, т.к. каждый почувствовал себя причастным к полученному общему результату, и это, безусловно, порадовало детей. Для выполнения здоровьесберегающей задачи использовались следующие приемы: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, динамическая пауза. Развитие речи осуществлялось через словарную работу, составление собственных высказываний с опорой на карточки-подсказки, выражение своего мнения по предложенным вопросам, участие в коллективной дискуссии. Оценивание эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки способствовало развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания. Формировалось умение анализировать текст. Выделение слов, характеризующих героев, создающих образы природы, позволило понять роль пейзажа, определить эмоциональное состояние персонажей сказки. На 4 этапе использовался активный метод «Осенний лист», позволивший заострить внимание на жанре этого произведения и предугадать развитие дальнейшего сюжета. В конце урока дети сами оценили свою работу, используя сигнальные карточки. В конце урока дано дифференцированное домашнее задание. В композиции урока соблюдены логика и цельность. На протяжении всего урока с целью создания психологического настроя и творческого вдохновения звучали специально подобранные музыкальные композиции. Я считаю, что поставленная цель была достигнута, план реализован, расчетное время этапов урока совпало с реальным. Кредо моего урока можно определить следующими словами Шекспира: «Из глаза в душу перенес я зренье, и зоркий глаз мой стал ещё светлей…» |