Скачать 39.08 Kb.
|
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс Составила: Субботина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов. Тема: Творчество И. С. Никитина Цели урока: познакомить детей с произведениями И. С. Никитина; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства, умение сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию; совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях; воспитывать любовь к родной природе. Оборудование: репродукция картины Пластова «Первый снег». Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Выставка рисунков, обсуждение иллюстраций. I III. Постановка цели. Актуализация знаний - Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Ивана Саввича Никитина. И. С. Никитин родился в 1824 году в Воронеже, на окраине города, в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал врачом. С шести лет мальчик начал учиться грамоте у соседа-сапожника. Но учиться ему пришлось недолго. Отец разорился и мальчик пошел работать. Ему было тяжело, но он не падал духом, все свободное время читал и писал стихи. Писал о родной природе, о безмерном страдании крепостных крестьян. И сегодня мы с удовольствием читаем его красивые, добрые и проникнутые любовью к Родине стихи. IV. Изучение нового материала Чтение стихотворения учителем. Дети следят по тексту. Задание перед чтением - расставить паузы и ударения. (Зимы, толпами, полосами, ковыль.) - Встретились ли вам в стихотворении непонятные слова? (Мурава - трава.) - К кому обращается поэт? С кем он ведет разговор? (Со степью, с полем.) - Как называет поэт зиму? Сравните его отношение к зиме с тютчевским - помните: «Взбесилась ведьма злая...»? Почему поэт говорит «царство зимы»? Что «царского» в зиме? - Найдите другие метафоры - слова, употребленные в переносном значении, сходные с предметом или явлением по какому-то признаку. (Скатерть дорожки, яркое золото дня, грудь [степи], гости соберутся) - О каких гостях идет речь? (О перелетных птицах.) - Почему стали возможны такие метафоры? По каким признакам сходны дорожка и скатерть? Птицы и гости? - О чем идет речь - «в ярком золоте день утопает»? - Найдите олицетворения в этом стихотворении. (Пробудись, умойся, полюбуйся, полно спать, отдохни, усни - все олицетворения относятся к степи; день утопает, тени бегут, обращения как к живым - ложись ковыль, подымайся копна.) - С кем сравнивает поэт степь? Почему? - Какое из образных выражений нравится вам больше всего? - Прочитайте еще раз про себя и скажите, каким настроением проникнуто стихотворение, что лично вы хотели бы выразить чтением этого произведения? Чтение про себя. Ответы на вопрос. Выразительное чтение стихотворения. - Прочитайте стихотворение «Утро» самостоятельно. Чтение про себя. - Трудное ли оно для понимания и чтения? Что вызвало у вас трудности? (Длинные строчки, много пауз в середине строк, не всегда есть паузы в конце строк.) Соха - примитивное земледельческое орудие для распахивания земли. - Найдите самые красивые, на ваш взгляд, обороты речи. Попробуйте объяснить, почему поэт сказал именно так, а не иначе. - Как вы думаете, удалось ли поэту передать всю прелесть весеннего теплого утра? Кстати, а почему я решила, что это весеннее утро? Может я ошибаюсь? Опровергните или подтвердите мою точку зрения. - Прочитайте выразительно. Выразительное чтение стихотворения. V. Физкультминутка На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде «раз». А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде «два». Соберем в корзинки Ягоды, грибы - «Дружно наклоняемся По команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть! VI. Продолжение изучения нового материала Техника чтения, словарно-лексическая работа. - Прочитайте словосочетания, правильно ставьте ударения. Поутру вчера дождь; В полдень дождь перестал; Нет нигде облачка; Нашей Руси святой. Что обозначают эти слова: сумрачный, раздолье, искони, под час, хмельный? Чтение стихотворения но строфам по цепочке. Беседа: Какие картины нарисовал поэт? На сколько частей можно разделить первую часть стихотворения? {Дождь, первый снег, утро.) На доску вывешивается картина Пластова «Первый снег». - Посмотрите на картину. Похоже ли то, что здесь нарисовано, на то, что описывает Иван Саввич Никитин? Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году, через 100 лет, после того, как написал свое стихотворение И. С. Никитин. Посмотрите, как созвучны эти два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть морозного утра, первого снега. - Прочитайте еще раз начало стихотворения и подберите самые поэтичные, самые красивые строки для описания картины. - Почему зиму встречают как гостью? Чего ждут от нее? (Подарков - снега, льда, горок, санок, коньков, отдыха от сельскохозяйственных работ.) - Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября - Покров. Выпадал первый снег, укрывал землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля-матушка отдыхала от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в селах играли свадьбы. - Почему русский народ не боится зимы? Как вы понимаете последние три строфы стихотворения? - Одинаково ли настроение на протяжении всего стихотворения? Где оно меняется? Выразительное чтение. VII. Итог урока - Какие стихотворения мы сегодня прочитали? - Какое из них вам понравилось больше? Почему? VIII. Домашнее задание Выучить наизусть любое стихотворение И. С. Никитина |