Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 39.08 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.11.2013
Размер39.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Туризм > Урок
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс

Составила: Субботина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов.

Тема: Творчество И. С. Никитина

Цели урока: познакомить детей с произведениями И. С. Никитина; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства, умение сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию; совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукция картины Пластова «Первый снег».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выставка рисунков, обсуждение иллюстраций. I

III. Постановка цели. Актуализация знаний

- Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Ивана Саввича Никитина.

И. С. Никитин родился в 1824 году в Воронеже, на окраине города, в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал врачом. С шести лет мальчик начал учиться грамоте у соседа-сапожника. Но учиться ему пришлось недолго. Отец разорился и мальчик пошел работать. Ему было тяжело, но он не падал духом, все свободное время читал и писал стихи. Писал о родной природе, о безмерном страдании крепостных крестьян. И сегодня мы с удовольствием читаем его красивые, добрые и проникнутые любовью к Родине стихи. IV. Изучение нового материала

Чтение стихотворения учителем. Дети следят по тексту. Задание перед чтением - расставить паузы и ударения. (Зимы, толпами, полосами, ковыль.)

- Встретились ли вам в стихотворении непонятные слова? (Мурава - трава.)

- К кому обращается поэт? С кем он ведет разговор? (Со степью, с полем.)

- Как называет поэт зиму? Сравните его отношение к зиме с тютчевским - помните: «Взбесилась ведьма злая...»?

Почему поэт говорит «царство зимы»? Что «царского» в зиме?

- Найдите другие метафоры - слова, употребленные в переносном значении, сходные с предметом или явлением по какому-то признаку. (Скатерть дорожки, яркое золото дня, грудь [степи], гости соберутся)

- О каких гостях идет речь? (О перелетных птицах.)

- Почему стали возможны такие метафоры? По каким признакам сходны дорожка и скатерть? Птицы и гости?

- О чем идет речь - «в ярком золоте день утопает»?

- Найдите олицетворения в этом стихотворении. (Пробудись, умойся, полюбуйся, полно спать, отдохни, усни - все олицетворения относятся к степи; день утопает, тени бегут, обращения как к живым - ложись ковыль, подымайся копна.)

- С кем сравнивает поэт степь? Почему?

- Какое из образных выражений нравится вам больше всего?

- Прочитайте еще раз про себя и скажите, каким настроением проникнуто стихотворение, что лично вы хотели бы выразить чтением этого произведения?

Чтение про себя. Ответы на вопрос. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение «Утро» самостоятельно.

Чтение про себя.

- Трудное ли оно для понимания и чтения? Что вызвало у вас трудности? (Длинные строчки, много пауз в середине строк, не всегда есть паузы в конце строк.)

Соха - примитивное земледельческое орудие для распахивания земли.

- Найдите самые красивые, на ваш взгляд, обороты речи. Попробуйте объяснить, почему поэт сказал именно так, а не иначе.

- Как вы думаете, удалось ли поэту передать всю прелесть весеннего теплого утра? Кстати, а почему я решила, что это весеннее утро? Может я ошибаюсь? Опровергните или подтвердите мою точку зрения.

- Прочитайте выразительно. Выразительное чтение стихотворения.

V. Физкультминутка

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

Соберем в корзинки

Ягоды, грибы -

«Дружно наклоняемся

По команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

VI. Продолжение изучения нового материала

Техника чтения, словарно-лексическая работа. - Прочитайте словосочетания, правильно ставьте ударения.

Поутру вчера дождь;

В полдень дождь перестал;

Нет нигде облачка;

Нашей Руси святой.

Что обозначают эти слова: сумрачный, раздолье, искони, под час, хмельный?

Чтение стихотворения но строфам по цепочке.

Беседа:

Какие картины нарисовал поэт? На сколько частей можно разделить первую часть стихотворения? {Дождь, первый снег, утро.)

На доску вывешивается картина Пластова «Первый снег».

- Посмотрите на картину. Похоже ли то, что здесь нарисовано, на то, что описывает Иван Саввич Никитин?

Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году, через 100 лет, после того, как написал свое стихотворение И. С. Никитин. Посмотрите, как созвучны эти два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть морозного утра, первого снега.

- Прочитайте еще раз начало стихотворения и подберите самые поэтичные, самые красивые строки для описания картины.

- Почему зиму встречают как гостью? Чего ждут от нее? (Подарков - снега, льда, горок, санок, коньков, отдыха от сельскохозяйственных работ.)

- Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября - Покров. Выпадал первый снег, укрывал землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля-матушка отдыхала от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в селах играли свадьбы.

- Почему русский народ не боится зимы?

Как вы понимаете последние три строфы стихотворения?

- Одинаково ли настроение на протяжении всего стихотворения? Где оно меняется?

Выразительное чтение.

VII. Итог урока

- Какие стихотворения мы сегодня прочитали?

- Какое из них вам понравилось больше? Почему?

VIII. Домашнее задание

Выучить наизусть любое стихотворение И. С. Никитина

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск