Скачать 1.4 Mb.
|
422550 Республика Татарстан г. Зеленодольск ул. Юности д.3. телефон: 4-12-94. Факс: 5-91-80 Лицей №1 Программа занятий групп общей физической подготовки для учащихся 1-2 и 3-4 классов Зайнуллин Р. С. г. Зеленодольск 2008 год Научный консультант Доктор медицинских наук, профессор, Аухадеев Э. И. Рецензенты: Директор лицея № 1 Кудрявцева С. Ю. Кандидат психологических наук Сулейманов Р. Ф. Отзыв на программу занятий групп по О Ф П учителя высшей квалификационной категории Зайнуллина Рашита Сулеймановича Нет необходимости доказывать важность занятий групп ОФП (общей физической подготовки) для учащихся. Большая учебная нагрузка отрицательно влияет на их здоровье. И то, что в этих условиях для привлечения учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями является внеклассная работа. Если предмет «Физкультура» направлена на развитие физических данных учащихся, то занятия по «ОФП» должны снизить утомляемость учащихся, содействовать формированию моральных и волевых качеств, обеспечить оптимальный уровень двигательной активности, и в конечном итоге сохранить им здоровье. Это направление и отразил в своей программе автор. Программа расписана на весь учебный год, отдельно для 1 – 2 и 3 – 4 классов. Она составлена в зависимости от возраста и пола детей, времени года и местных особенностей. Основой программы являются подвижные игры, которые способствуют проявлению активности, инциативы, самостоятельности. Разнообразность подвижных игр дает толчок возникновению устойчивого интереса к играм. А все это, в конечном счете, побуждает и развивает познавательную активность, стремление к учению не на основе принуждения или поощерения, а на базе интереса. Каждая игра имеет определенную цель, стремясь к достижению которой ее участники имеют возможность проявить свои природные задатки и свое внутреннее «Я» и формирует здоровый образ жизни. Возможность импровизации при определенной свободе действий способствовало снятию психической напряженности и закомплексованности, раскрепощению учащихся, благодаря чему игры применяемые Зайнуллиным Р. С. влияют на формирование активной позиции. Апробирование программы показало ее эффективность, применение передовых технологий решила задачу организации активного отдыха, досуга учащихся и укрепления их здоровья. Директор лицея №1: / С. Ю. Кудрявцева/ Кандидат психологических наук: / Р. Ф. Сулейманов/ Введение Задачи, решаемые физическим воспитанием в школе, направлены на укрепление здоровья и закаливания учащихся, их гармоничное физическое развитие, формирование и совершенствование двигательных навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой. В последние годы в практике физического воспитания особую актуальность имеет двигательный режим с её оптимальной активностью и возрастными особенностями учащихся. В связи с этим возрос интерес к применению игровых и соревновательных методов, которые снимают утомление учащихся, обеспечивают им активный отдых и удовлетворяющий их естественную потребность в движении в течение дня, недели. Необходимо совершенствовать систему физического воспитания, в которой главным действующим лицом будет ученик, с его собственными интересами. Эффективным учебный процесс может получиться только при увлеченном и заинтересованном отношении учителя к своему предмету, а также, чтобы в школе сложилось безусловное признание предмета физическая культура. Методические рекомендации по проведению занятий групп ОФП Занятия физическими упражнениями и играми в режиме группы ОФП направленно на всестороннее развитие личности подрастающего поколения. В совокупности со всеми спортивно-массовыми мероприятиями они способствуют укреплению здоровья учащихся, повышению физической подготовленности, разностороннему развитию двигательных качеств. При этом особое внимание следует уделять детям не занятых в спортивных секциях, которые в силу перенесённых заболеваний, умственному переутомлению отстают в развитии двигательной функции. Их основными задачами являются Во первых: Сохранение в течение учебного дня и года высокого уровня умственной работоспособности школьников с помощью регулярных занятий физическими упражнениями и подвижными играми. Во вторых: Создание благоприятного режима двигательной деятельности обеспечивающего эффективную подготовленность учащихся в соответствии с возможностями каждой возрастной группы. Содержание занятий групп ОФП составляют упражнения общеразвивающего характера, упражнения в ходьбе и беге, прыжках, метаниях и лазанье или сюжетная подвижная игра. Учитель может использовать различные подвижные игры и спортивно-игровые упражнения соревновательного характера, различные эстафеты, спортивные игры, освоенные учащимися на уроках физической культуры. Занятия физическими упражнениями со школьниками во время ОФП состоят из четырёх частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Вводная часть ( 3-5 минут ) Учитель распределяет обязанности учащихся, напоминает и объясняет содержание и правила тех подвижных игр, в которые они будут играть. Подготовительная часть ( 5-10 минут ) Включает: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, малоподвижные и несложные игры и игровые задания. Основная часть ( 20-25 минут ) Включает подвижные игры с интенсивными движениями: бег на скорость, бег и прыжки с преодолением препятствий, сопротивлениями, метаниями и т. п. Специальные упражнения на развитие физических качеств ( сила, ловкость, быстрота, выносливость ). Заключительная часть ( 3-5 минут ) Направлена на снижение возбуждения, после активных занятий физическими упражнениями и интенсивными играми и привести организм в спокойное состояние. При хорошей погоде (в соответствии с гигиеническими нормами) занятия групп ОФП проводятся на открытом воздухе на ближайших стадионах, спортплощадке, в скверах и парках, на поляне и т. п., в каждой конкретной школе. Занятие проводятся в спортивной форме, которая должна соответствовать времени года и погоде. При выборе места учитель обязан подумать о безопасности детей. Площадки для подвижных игр, особенно для тех, которые проводятся с использованием волейбольных, футбольных или теннисных мячей должны иметь ограждения или находиться в стороне от проезжей дороги. Планирование занятий групп ОФП на учебный год Группы ОФП – активный отдых. Занятия можно проводить между сменами или в группах продлённого дня. Планирование занятий должно соответствовать задачам подготовки учащихся, занимающихся в школах и группах продлённого дня, в соответствии с программными требованиями, климатическими условиями и возможностями учащихся. Годовой план – график групп ОФП составляется в соответствии количества классов в каждой параллели школы, могут быть только для мальчиков или девочек, а также для классов. Разрабатывается и строится с прохождения учебного материала в каждой четверти учебного года. Однако он не должен копировать программу по физической культуре, а оказывать ученикам помощь в её освоении через подвижные игры. Желательно, чтобы в содержание занятий вошли такие упражнения и игры, в которых встречаются элементы видов контрольных испытаний (бег, подтягивание, отжимание, метание мяча, прыжки, передвижения на лыжах или катание на коньках и т. д.) Предлагаемый план – график для 1 – 2 и 3 – 4 классов включает в себя, конспекты занятий на четверти (осенний, зимний и весенний периоды), при двух часах в неделю. В которые записываются подробные описания и правила проведения подвижных игр, эстафет и выполнения упражнений. Первое время занятия проводятся с приложенными конспектами. После того, как школьники освоят все игры, эстафеты и упражнения, в занятия можно вводить новые, которые каждый учитель может подобрать, используя специальную литературу. Для усвоения материала, занятия целесообразно проводить дважды. План – график занятий на учебный год групп ОФП для учащихся 1 – 2 класса
|