Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает задачи восстановления умственной работоспособности, физического воспитания, расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе. Оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, но реализуется она в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, общественно-идеологической деятельности школьников в различных играх, в общении детей, в их творчестве.
Важно заметить, что прогулка – это занятие на воздухе, то есть за пределами школьного помещения, а значит, в тесном общении с природой, с людьми, друг с другом и воспитателем в иной,более естественной обстановке. Именно на прогулке создается уникальная по своим воспитательным возможностям ситуация реальной связиличности ребенка с жизнью в различных ее проявлениях. В этоми состоит главный воспитательный смысл прогулки.
Использование прогулок в режиме ГПД предоставляет огромные возможности для улучшения и эстетического воспитания младших школьников. Мир прекрасного раскрывается через наблюдение природы, созидательной деятельности человека, повседневной жизни и поведения людей.
Зная сущность прогулки, ее оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности каждый воспитатель оценит ее как организационную форму занятости учеников и включит ее в арсенал своих методических средств.
Прогулка независимо от ее вида имеет определенную методическую структуру:
Организационный момент включает:
одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке).
инструктаж о времени и цели прогулки (инструктаж должен быть кратким, четким, доступным детям.)
о правилах поведения и технике безопасности.
о распределении конкретных поручений (например, помочь воспитателю организованно вести выход и возвращение детей в школу, или помочь руководить сбором необходимого для поделок природного материала, или провести подвижные игры и развлечения).
Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе школы на постоянном месте сбора группы.
Движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий:
организованное наблюдение.
беседа воспитателя по теме прогулки.
самостоятельная деятельность школьников.
Во время движения по маршруту педагог, постоянно ведет наблюдение за самочувствием детей, беседует с отдельными учениками. Иногда он останавливает детей, чтобы обратить внимание учащихся на тот или иной объект. Перемещаясь вдоль колонны, воспитатель ведет индивидуальную работу по развитию у своих питомцев интереса к окружающему миру.
Краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора.
Завершается прогулка проверкой наличия учеников, приведением одежды и обуви в надлежащий порядок, кратким подведением итогов, во время которого нужно обязательно поблагодарить помогавших школьников.
Возвращение в школу. Переодевание детей, гигиенические процедуры.
Готовясь к прогулке, воспитатель должен:
Определить вид прогулки.
Установить цель.
Любая из видов прогулок независимо от своего характера преследует определенную педагогическую цель. Воспитатель в соответствии с целью расширяет область знаний учеников, вооружает их различными умениями и навыками, развивает у них общественно ценные качества личности, осуществляет физическую подготовку и закалку детского организма детей.
Следует помнить, что воспитатель всегда определяет две цели прогулки: познавательную и воспитательную, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности ученика или коллектива. Воспитатель, сообщает школьникам определенный объем знаний, вооружает их новыми умениями и навыками, возбуждает интерес и любознательность.
Разработать маршрут, ознакомиться с ним.
Маршрут прогулки должен отвечать требованиям безопасности и наличия познавательных моментов. Для школьников младших классов во время прогулки предусматриваются остановки.
Выбрать место проведения прогулки и осмотреть его.
Определить затраты времени на прогулку.
Зная силы и возможности своих воспитанников, готовящийся к прогулке воспитатель определяет затраты чистого времени на прогулку. (В общем времени прогулки заключается время на одевание, инструктаж в ее начале и оценка поведения детей в конце, раздевание, умывание детей). Расстояние, которое предстоит пройти детям, места кратковременного отдыха, объекты наблюдения намечаются заранее. В расчет при этом берется время года, погода, особенности рельефа, возможные препятствия, опасности и т. п.
Подобрать нужный материал.
В соответствии с поставленной целью педагог определяет содержание конкретной прогулки, т.е. производит отбор информации учебного, нравственного, этического или эстетического характера. При этом учитывается возраст детей, их общая подготовка, интересы и склонности.
Наметить виды деятельности учащихся.
Прогулки позволяют применять различные педагогические средства для организации разнообразной познавательной, общеобразовательной и двигательной деятельности, а также всего арсенала воспитательных методов включения школьников в активный коллективный отдых который дает возможность для детей проявить инициативу, заняться самодеятельностью и творчеством.
Составить конспект прогулки.
Исходя из методической структуры прогулки, воспитателю необходимо учитывать следующие требования к организации прогулки:
Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.
Сообщить цель и план прогулки.
Рассказать о маршруте и заданиях.
Указать порядок следования по маршруту.
Назначить ответственных за прогулку.
Построить детей.
Напомнить правила хождения по улице и дать краткий инструктаж по Т.Б.
Дать дополнительную консультацию, если этот необходимо.
Проводить индивидуальные беседы с детьми (по мере необходимости)
Подвести итоги прогулки.
Таким образом, только педагогически осмысленная система прогулок может стать органичной частью целостного учебно-воспитательного процесса в режиме продленного дня. Наряду с системой уроков, самостоятельной учебной работой, творческими занятиями она способствует формированию многообразных отношений младших школьников к окружающему миру, к людям, к самим себе, формированию интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, спортивным эстафетам, укреплению здоровья, развитию всесторонне развитой личности. |