Скачать 96.35 Kb.
|
Этическая беседа-размышление. «О воспитанности» 4 класс Кл.руководитель Кузнецова Л.В. конспект этической беседы-размышления «О воспитанности». Основная воспитательная задача: формирование ценностного отношения к этическим нормам жизни, правилам поведения. Школьники учатся отличать проявления воспитанности и невоспитанности, делать свой личный выбор в пользу воспитанности. Учитель (У.)- Мы будем говорить сегодня об очень важном качестве человека, оно называется воспитанность. На доске — две таблички: «воспитанный человек» и «невоспитанный человек». Я буду называть некоторые поступки, а вы подсказывайте мне, какой человек мог так поступить — воспитанный или невоспитанный. Если мужчина или мальчик на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину, открывает ей дверь, а дома не поможет усталой маме вымыть посуду... Если со знакомыми этот человек вежлив, а с домашними раздражается и кричит по каждому поводу... Если человек включает на всю громкость музыку, телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома отдыхает или занимается... Если человек дома позволяет себе вымещать досаду за полученные в школе обиды и неудачи на своих членах семьи... Если одноклассник поступал плохо, а он остановил его... Если люди морально поддерживают друг друга, не оставляют в беде... Если люди работают сообща, помогают друг другу... Если человек умеет высказать свое мнение с достоинством... Дети могут предложить свои примеры. У. Если перед посторонними мы тщательно скрываем наши недостатки, но не стыдимся показываться во всем безобразии перед своими близкими, то это часто бывает причиной непоправимых бедствий. «Привязанность родных к нам поможет переносить всё», — скажут мне. Да, но и всякая привязанность понемногу ослабеет и исчезнет. Если мы будем внимательно относиться друг к другу, будем вежливы со всеми, даже наедине с собой, то незаметно это войдет в привычку. Послушайте, что пишет об этом Д.С. Лихачев в письме «О воспитанности». Чтение фрагмента письма. «Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе) и открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду — он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу — он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких — он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек. Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей. Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп. Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годам и по положению. Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других, <...> строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе. Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрения окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. <...> В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все? В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно <..> Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять». У. Какого человека можно, по-вашему, назвать воспитанным? Ответы детей. У. Какие правила вы соблюдаете? Если ответ «да» — берите красный кружок, если ответ «нет» — берете синий. (У каждого ребенка набор синих и красных кружков.) Вы говорите добрые и вежливые слова близким? Вы внимательны и заботливы, помогаете тем, кто нуждается в вашей помощи? Вы стараетесь не ссориться и спешите первым помириться? Вы разговариваете доброжелательно и спокойно? Вы дарите близким людям улыбки, делаете им приятные сюрпризы? Вы стараетесь выглядеть красиво и опрятно? Кто из вас на все вопросы ответил «да» и взял только красные кружки, тот старается сделать и себя, и свою семью, и окружающих людей счастливыми. Если же у вас есть и синие кружки, значит, какие-то из этих правил не соблюдаются. Подумайте и дома посоветуйтесь с мамой, как научиться их выполнять. Тест «Хорошие и плохие качества». Учащиеся получают листы с заданием. Поставьте знак «+» около слов, обозначающих хорошие качества, и знак «-» — около слов, обозначающих плохие качества. аккуратность вежливость жестокость искренность честность точность общительность справедливость доброжелательность скромность грубость равнодушие трусость заботливость Выявление ценностных ориентации личности учащихся. Учитель раздает листы с заданиями. Представьте себе, что на один час вы стали волшебниками. Что бы вы сделали: вылечили всех больных; сделали свою семью богатой; превратили себя в самого умного и красивого; ч отомстили всем, кому хотели; что-то другое... Допишите, что считаете нужным. «Твоя самая большая мечта». Подчеркните то, что вы выбираете. быть самым умным; быть всеми любимыми; быть воспитанным; иметь много детей. стать знаменитым своими полезными делами. Анализ работ позволит учителю в дальнейшем выбирать темы для бесед с учащимися и их родителями. Об отдельных ответах следует поговорить со школьниками на следующих занятиях, узнать, почему они сделали тот или иной выбор («иметь много денег», «превратить себя в самого красивого» и пр.). Работа над содержанием пословиц. Соедините линиями пословицу и соответствующее ей качество человека.
Заканчивается беседа игрой «Шкатулка качеств». На столе учителя лежит шкатулка. В ней — свернутые листки с написанными на них разными качествами личности (вежливость, отзывчивость, дружелюбие, тактичность, заботливость, внимательность, доброта, милосердие и др.). Школьники поочередно подходят к столу, достают из шкатулки листки. Учитель просит их подумать, есть ли у них это качество, хотели бы они его иметь и почему. Приложение Из письма Д.С.Лихачёва. «Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе) и открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду — он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу — он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких — он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек. Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей. Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп. Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годам и по положению. Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе. Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрения окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все? В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять». Меня зовут_______________________ я учусь в __________классе. Вы говорите добрые и вежливые слова близким? Вы внимательны и заботливы, помогаете тем, кто нуждается в вашей помощи? Вы стараетесь не ссориться и спешите первым помириться? Вы разговариваете доброжелательно и спокойно? Вы дарите близким людям улыбки, делаете им приятные сюрпризы? Вы стараетесь выглядеть красиво и опрятно? Поставьте знак «+» около слов, обозначающих хорошие качества, и знак «-» — около слов, обозначающих плохие качества. аккуратность вежливость жестокость искренность честность точность общительность справедливость доброжелательность скромность грубость равнодушие трусость заботливость Представьте себе, что на один час вы стали волшебниками. Что бы вы сделали – обведите…: вылечили всех больных; сделали свою семью богатой; превратили себя в самого умного и красивого; отомстили всем, кому хотели; что-то другое...________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «Твоя самая большая мечта». Подчеркните то, что вы выбираете. быть самым умным; быть всеми любимыми; быть воспитанным; иметь много детей. стать знаменитым своими полезными делами.
Воспитанный человек это человек, который ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |