Скачать 389.06 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов
Рабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2013 – 2014 учебный год класс: 6 Разработана в соответствии с программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: «Программы общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 классы». М.: Просвещение, 2011год. Составитель: Д.В. Кузьминский, учитель ОБЖ Кстово 2013 Содержание
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 6 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 классы». М.: Просвещение, 2011год. Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год). Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 6 класса, разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях. Она включает все темы, предусмотренные программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений) не внесено. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6-ом классе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели: - воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства; - развитие личностных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрез-вычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; - освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; - овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учётом реальной обстановки и своих возможностей, психологическая подготовка при возникновении опасных ситуаций в автономных условиях существования ,умение правильно действовать в условиях активного отдыха на природе. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе ученик должен: знать: - основные опасные ситуации в природных условиях, характерные для Кемеровской области, и правила безопасного поведения в этих ситуациях; - порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде; - знать способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывания огня, воды, пищи, сооружение временного укрытия. - основные составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия по профилактике вредных привычек; - приёмы и правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях; - характеристику и требования дорожных знаков, дорожной разметки, дополнительные требования к движению велосипедистов, правила перевозки людей автотранспортом; уметь: - соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать, обеспечивая личную безопасность; - выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе; - доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья; - грамотно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах, полученных в природных условиях; - соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда; применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам; - обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - подготовки и участия в различных видах активного отдыха; - проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника; - оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях. Личностные результаты:
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Планируемые результаты:
Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Виды и формы контроля: Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса. Применяются следующие технологии обучения: индивидуализация, коллективная и парная работы. В основном используется классно – урочная форма занятий. Проводятся уроки – викторины, конкурсы Содержание программы Раздел I. Основы комплексной безопасности Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе. Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Виды активного отдыха на природе и необходимость подготовки к нему. Способы ориентирования на местности, определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения на маршруте. Порядок определения места для бивака. Особенности разведения костра и приготовления пищи. Определение необходимого снаряжения для похода. Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность. Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, водных препятствий, движение по склонам. Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в лыжном походе. Организация движения и ночлегов. Подготовка снаряжения к водному походу и обеспечение безопасности на воде. Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности при велосипедном походе. Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях: к холодному климату, к жаркому климату, в горной местности. Общие правила безопасности в дальнем и выездном туризме. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом). Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта. Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде. Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств, добывание огня, обеспечение пищей и водой. Подача сигналов бедствия. Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях. Опасные погодные условия и способы защиты от них. Меры личной безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Способы профилактики клещевого энцефалита. Раздел III - IV. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Состав походной аптечки. Лекарственные растения и их использование. Правила оказания ПМП при ссадинах и потертостях, ушибах, вывихах и растяжениях связок. Правила оказания ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге. Правила оказания ПМП при укусах ядовитых змей и насекомых. Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие. Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Влияние компьютера на здоровье человека. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Стадии развития наркомании. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Правила четырех «Нет!» наркотикам. Формы и средства контроля Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование). Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания. 1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. 2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. 3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. 4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Основные ЗУН В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе ученик должен знать: ♦ основные опасные ситуации в природных условиях, характерные для Кемеровской области, и правила безопасного поведения в этих ситуациях; ♦ порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечения безопасности при автономном пребывании человека в природной среде; ♦ основные составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия по профилактике вредных привычек; ♦ приёмы и правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях; Ученик должен уметь: ♦ соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать, обеспечивая личную безопасность; ♦ выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе; ♦ доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья; ♦ грамотно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах, полученных в природных условиях; Темы для контрольного тестирования: 1. Подготовка к активному отдыху на природе. 2. Подготовка и проведение различных видов похода. 3. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде. 4. Оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Темы практических работ: 1. Работа с компасом и картой, определение азимута на объект. 2. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге. Темы самостоятельных работ: 1. Меры безопасности при движении на различных видах транспорта. 2. Добывание и приготовление пищи в природных условиях. Контрольные тесты: ВАРИАНТ 1 1. Перечисли содержание походной аптечки. 2. Назови способы определения сторон горизонта. ВАРИАНТ 2 1. Перечисли требования к походной одежде и обуви. 2. Какие природные признаки указывают направление на Север? ВАРИАНТ 3 1. Перечисли необходимое снаряжение для трехдневного похода. 2. Какие требования предъявляются к месту для бивака? ВАРИАНТ 1 1. Как подготовиться к пешему походу? 2. Как необходимо двигаться при велосипедном походе? ВАРИАНТ 2 1. Как подготовиться к лыжному походу? 2. Как необходимо двигаться в походе на горных маршрутах? ВАРИАНТ 3 1. Как подготовиться к велосипедному походу? 2. Как необходимо двигаться в пешем походе? ВАРИАНТ 4 1. Как подготовиться к водному походу? 2. Как необходимо двигаться в лыжном походе? ВАРИАНТ 1 Вы в тайге с густой растительностью летом. ОПИШИ:
ВАРИАНТ 2 Вы оказались в таёжном лесу зимой. ОПИШИ:
ВАРИАНТ 3 Вы в песчаной пустыне летом. ОПИШИ:
ВАРИАНТ 4 Вы в лесостепной местности летом. ОПИШИ:
ВАРИАНТ 5 Вы оказались в горах, покрытых кустарником и редкими деревцами, летом. ОПИШИ:
ВАРИАНТ 1 1. Что такое ссадина? Как оказать ПМП при ссадине? 2. Что такое солнечный удар? Как оказать ПМП при солнечном ударе? 3. Чем опасно «бешенство»? Как оказать ПМП при укусе животного? ВАРИАНТ 2 1. Каковы признаки ушиба? Как оказать ПМП при ушибе? 2. Каковы признаки теплового удара? Как оказать ПМП при тепловом ударе? 3. Чем опасен укус змеи? Как оказать ПМП при укусе змеи? ВАРИАНТ 3 1. Что такое вывих? Как оказать ПМП при вывихе? 2. Что такое отморожение? Как оказать ПМП при отморожении? 3. Каковы признаки ожога II степени? Как оказать ПМП при ожоге кожи? Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
Методическая литература, в том числе Интернет-ресурсы 1. Литература для учителя авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2009г. ОБЖ 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками 2. И.К.Топорова, С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2010 г. ОБЖ тесты:6 класс 3. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Из-во : «Просвещение», 2011 Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся 4. ОБЖ. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. Соловьев С.С. 5.Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 1997 6. Медицинская помощь в ЧС. Виноградов А.В. М., 1996. 7. Правила и безопасность дорожного движения. Жульнев Н.Я. – М.: Ливр, 1997 8. Помощь при травмах и несчастных случаях. Мейсон Эндрю. – М.: Аргументы факты, 1998. 9. Основы пожароопасного поведения. Шаров О.Е. – СПб., 1997. 10. Учебное пособие для преподавателей. Топоров И.К. - СПб., 1992. 11. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Из-во : «Просвещение», 2011 Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учителя 12.С. И Коледа, Минск, Выживание «Лазурак», 1996 год Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.
|