Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная Озёрская школа»
(МБОУ «Средняя общеобразовательная Озёрская школа»)
РАССМОТРЕНО
на заседании ММО учителей физической культуры , технологии и ОБЖ Озёрского школьного округа
(Протокол от ___.___.______. № _____)
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Т.А. Шаталова
___.___._______
| РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
(Протокол от ___.___.______. № _____)
| УТВЕРЖДАЮ
Директор школы _________ В.А. Васильков
___.___.________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет
| ОБЖ
| Класс
| 6
| Учебный год
| 2013-2014
| Составитель
| Шевцова Наталья Михайловна
|
с. Озёрки
Старооскольский городской округ
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, А.Б.Таранина. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-6 класс Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2012. Структура и содержание программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
расширение знаний и умений младших подростков по организации здорового образа жизни, правильного поведения в различных неординарных чрезвычайных ситуациях,
развитие общей культуры младшего подростка,
формирование осознания необходимости беречь своё здоровье,
овладение умениями и навыками решения жизненных задач, связанных с опасными ситуациями.
Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:
осознание необходимости правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладение умением ориентироваться в них,
воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления,
формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них,
воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.
В рабочую программу внесены изменения: в связи с тем, что 8 марта - праздничный день, Урок 24 «Режим дня в туристическом походе» и Урок 25 «Походная еда» объединены в один урок и проводятся 15.03; 3 часа резерва распределены на «Обобщение пройденного»
Учебно-методический комплект, реализующий программу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 классе, включает:
1.Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В.Сидоренко, А.Б. Таранин.- М.: Вентана- Граф, 2012/.
2. Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б.Таранин «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-6 класс Рабочая программа Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2012.
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на 35 часов, в том числе 2 часа отведено на проектную деятельность.
Количество часов в неделю -1 час
Количество часов в I четверти –8
Количество часов во II четверти – 8
Количество часов в III четверти – 10
Количество часов в IV четверти –9
-
№ урока
| Тема проекта
| № 15-16
| «Экскурсии в природу»
| № 31
| «Вредные и опасные привычки»
|
Формы и средства контроля
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
работа в парах.
Формы текущего контроля:
фронтальный опрос;
опрос в парах;
творческие задания;
тесты
Формы итогового контроля: Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и письменный (тест). Отдельных контрольных работ программой не предусмотрено.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей 6 класса, в котором обучаются 14 человек: 2- одарённых,1 - перспективный, 9 - владеющих материалом на базовом уровне, 2- слабоуспевающих. Для работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми предусмотрены часы неаудиторной занятости. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Главное назначение предмета - развивать общую культуру младшего подростка, формировать осознание необходимости беречь своё здоровье, овладевать умениями и навыками решения жизненных задач, связанных с опасными ситуациями.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
расширение знаний и умений младших подростков по организации здорового образа жизни, правильного поведения в различных неординарных чрезвычайных ситуациях,
развитие общей культуры младшего подростка,
формирование осознания необходимости беречь своё здоровье,
овладение умениями и навыками решения жизненных задач, связанных с опасными ситуациями.
Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:
осознание необходимости правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладение умением ориентироваться в них,
воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления,
формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них,
воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.
Дидактические принципы:
учёт требований стандарта основного общего образования по данной предметной области,
актуальность для младших подростков обсуждаемых проблем,
принцип интеграции (субъективных и объективных факторов, обеспечивающих безопасность в любой чрезвычайной ситуации),
принцип психологической обусловленности (ученик не столько объект, сколько субъект образовательной деятельности),
практическая направленность курса (формирование конкретных умений в процессе практических занятий на уроках и во внеурочной деятельности),
деятельностный подход (обсуждение тем не на констатирующем, а на проблемном уровне),
культурологический принцип (дополнительный материал развивает интерес к изучению предмета ОБЖ.)
Учебно-методический комплект, реализующий программу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 классе, включает:
1.Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В.Сидоренко, А.Б. Таранин.- М.: Вентана- Граф, 2012/.
2. Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б.Таранин «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-6 класс Рабочая программа Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2012.
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на 35 часов.
Количество часов в неделю -1 час
Количество часов в I четверти –8
Количество часов во II четверти – 8
Количество часов в III четверти – 10
Количество часов в IV четверти –9
-
№ урока
| Тема проекта
| № 15-16
| «Экскурсии в природу»
| № 31
| «Вредные и опасные привычки»
|
В рабочую программу внесены изменения: в связи с тем, что8 марта - праздничный день, Урок 24 «Режим дня в туристическом походе» и Урок 25 «Походная еда» объединены в один урок и проводятся 15.03; 3 часа резерва распределены на «Обобщение пройденного».
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом предмет изучается в 6 классе по одному часу в неделю, всего 35 часов.
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на 35 часов, в том числе 2 часа на проектную деятельность.
Количество часов в неделю -1 час
Количество часов в I четверти –8
Количество часов во II четверти – 8
Количество часов в III четверти – 10
Количество часов в IV четверти –9
-
№ урока
| Тема проекта
| № 15-16
| «Экскурсии в природу»
| № 31
| «Вредные и опасные привычки»
|
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
осознание важности здорового образа жизни;
соблюдение правил здорового образа жизни;
соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках;
способность оценивать своё поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности;
способность предвидеть опасные ситуации и избегать их;
быть готовыми к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности.
Метапредметные результаты:
анализ ситуаций, влияющих положительно или отрицательно на самочувствие и здоровье человека;
сравнение примеров опасного и безопасного поведения;
планирование и организация своей жизни и деятельности с учётом безопасности;
обобщение изученного материала, формулирование выводов о возможных причинах возникновения опасных ситуаций.
Предметные результаты:
расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают его, и причинах их возникновения;
использование полученных знаний в учебных ситуациях, применение знаний для прогнозирования и оценки поведения;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса содержит следующие разделы:
Введение
Необходимость изучения предмета ОБЖ. Символическое изображение правил ОБЖ.
«Подготовка к прогулке»
Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учётом сезона, состояния погоды и степени подвижности игр.
«На игровой площадке» Выбор одежды и обуви с учётом
погоды и планируемых подвижных игр.
Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием и сооружениями на площадке, при езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках.
«Учимся оказывать помощь»
Первая помощь при переломах и вывихах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск.
«Встреча с животным»
Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая помощь при укусе собаки.
«Ориентирование»
Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу; Солнцу и часам; Полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности.
«Правила поведения на экскурсии»
Характеристика опасностей, которые могут встретиться во время прогулок на природе. Общие правила поведения во время экскурсий в природу.
«Если встретилась опасность…»
Правила поведения в экстремальных (аварийных) ситуациях (потеря ориентировки, незнакомая местность и др.). Опасные встречи (звери, насекомые, змеи). Первая помощь при укусе насекомого, змеи, других животных.
«На водоёме»
Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Оценка состояния льда для передвижения по нему в осеннее, зимнее и весеннее время. Переправа через водные преграды.
«Проектная деятельность»
Экскурсии в природу.
«Любим ли мы туристические походы» Наше отношение к туристическому походу. Какие походы нам известны и какие мы предпочитаем.
Правила организации безопасного похода»
Правила организации безопасного туристического похода. Подготовка к походу: подбор личного и группового снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода, требования к ним. Правила упаковки рюкзака. Индивидуальная подгонка (регулировка) рюкзака. Спальный мешок.
«Походная аптечка»
Подготовка аптечки для похода. Подбор лекарственных средств, инструментов и материалов для оказания первой помощи. Лесная аптека.
«Режим дня в туристическом походе»
Ре жим дня в туристическом походе. Правила организации сна, отдыха, передвижения.
«Походная еда»
Организация питания в походе. Походная еда. Правила, обеспечивающие безопасность питания в условиях похода.
«Первая помощь пострадавшему в походе»
Первая помощь при потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. Походная аптечка. Лечебные травы.
«Когда человек сам себе враг»
Человек сам создаёт проблемы для своего здоровья. При каких обстоятельствах человек — сам себе враг?
«Вред алкоголя»
Вред алкоголя для растущего организма.
«Вред курения»
Курение наносит значительный вред организму. Вредные привычки и пагубные последствия курения и употребления алкоголя для растущего организма. «Проектная деятельность»
Вредные и опасные привычки. Практические работы
Оказание первой помощи при лёгких травмах;
оказание первой помощи при переломах; оценка поведения собаки; выбор ориентиров на местности; ориентирование на местности по компасу, определение сторон света по Солнцу и часам; определение сторон света по местным приметам; измерение расстояния шагами; оказание доврачебной помощи при укусах насекомых и змей; обучение приёмам искусственного дыхания; составление режима для многодневного туристического похода; определение отличительных признаков ядовитых грибов.
Проектная деятельность по темам «Курить — здоровью вредить», «Экскурсия в природу» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| Часы уч. времени
| Сроки проведения
| примечание
|
| план
| факт
| 1
| Введение
| Анализ информации, представленной в
тексте учебника. Оценка проблемных ситуаций
| 1
| 7.09
|
|
| На игровой площадке
| 2
| «Подготовка к прогулке»
| Чтение и анализ текстов учебника
«Подготовка к прогулке», «Крылатые качели». Формулирование вывода: правила безопасного обращения с качелями, с велосипедом.
| 1
| 14.09
|
|
| 3
| На
игровой
площадке
| Уяснить меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием и сооружениями на площадке, при езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках.
Чтение и анализ текста учебника «Крылатые качели»
Работа в парах: анализ ситуаций, изображённых на рисунках.
| 1
| 21.09
|
|
| 4
| На
игровой
площадке
| Участие в учебном диалоге: правила езды на велосипеде, роликовых коньках. Оценка информации, представленной в рубрике «Медицинская страничка». Практическая деятельность: первая помощь при травмах
| 1
| 28.09
|
|
| 5
| «Учимся
оказывать помощь»
| Практическая работа: первая помощь при травмах.
Учебный диалог: зададим друг другу вопросы по теме.
| 1
| 05.10
|
|
| 6
| «Встреча с животным»
| Чтение и анализ текста «Собака не всегда друг».
Практическая работа: оценка поз и мимики собаки;
первая помощь при укусе.
Учебный диалог: анализ и оценка жизненных ситуаций
(стоит ли рисковать).
| 1
| 12.10
|
|
| На природе
| 7
| «Ориентирование»
| Практическая деятельность: ориентирование на местности;
| 1
| 19.10
|
|
| 8
| «Ориентирование»
| Ориентирование по компасу
| 1
| 26.10
|
|
| 9
| «Ориентирование»
| Ориентирование без компаса
| 1
| 9.11
|
|
| 10
| «Ориентирование»
| Измерение расстояний на местности. Анализ правил поведения в лесу («Если ты заблудился»)
| 1
| 16.11
|
|
| 11
| Природа
полна неожиданностей «Правила поведения
на экскурсии»
| Актуализация имеющегося опыта: правила поведения на экскурсиях.
Участие в учебном диалоге: работа с иллюстрациями и текстами учебника.
| 1
| 23.11
|
|
| 12
| «Если
встретилась опасность…»
| Работа в парах: анализ и оценка опасностей неправильного поведения.
Рассказ-объяснение учителя «Когда животные опасны».
Работа с рубрикой «Медицинская страничка»: оценка
информации, представленной в тексте .
Анализ информации, представленной в рубрике «Для
любознательных».
Практическая работа: оказание помощи при укусе насекомых и змей.
| 1
| 30.11
|
|
| 13
| «На водоёме»
| Участие в учебном диалоге: выбор места для купания.
Формулирование вывода: правила купания и катания на лодках.
|
| 07.12
|
|
| 14
| «На водоёме»
| Совместная деятельность в парах: правила
нахождения на льду, правила организации переправы
|
| 14.12
|
|
| 15-16
| Проект
«Экскурсии в природу»
| Подготовка сообщений и презентаций, нахождение материала для выступления
|
| 21.12
28.12
|
|
| 17
| Обобщение изученного
| Участие в познавательной игре «Вода, водичка»
|
| 18.01
|
|
| Туристический поход: радость без неприятностей
| 18
19
| «Любим ли мы
туристические походы»
| Работа с рубрикой «Вспомни»: что такое туристический поход.
Рассказ-объяснение учителя: «Какие бывают туристические походы?»
Учебный диалог: «Что я думаю о туристическом походе?».
Работа с рубрикой «Проверь себя».
Оценка информации, представленной в рубрике «Для любознательных».
Работа в группах: «Выбираем вид похода»
|
| 25.01
01.02
|
|
| 20
21
| Правила организации
безопасного похода»
| Подготовка к походу: подбор личного и группового снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода, требования к ним. Правила упаковки рюкзака. Индивидуальная подгонка (регулировка) рюкзака. Спальный мешок. Ре жим дня в туристическом походе. Правила организации сна, отдыха, передвижения
|
| 08.02
15.02
|
|
| 22
23
| «Походная аптечка»
| Подготовка аптечки для похода. Подбор лекарственных средств, инструментов и материалов для оказания первой помощи. Лесная аптека.
Чтение и анализ текста «Походная аптечка»
Составление записной книжки «Советы для туриста»
(анализ информации, представленной в рубрике «Медицинская страничка»).
Дифференцированная работа: составление рассказа
«Лекарственное растение» (по выбору) с использованием дополнительной литературы.
|
| 22.02
01.03
|
|
| 24
| «Режим дня в туристическом
походе »
| Практическая работа «Режим дня в многодневном туристическом походе».
|
| 15.03
|
|
| 25
| «Походная еда»
| Практическая работа: составление памятки «Питьевой режим и меню питания туристов в походе (на экскурсии)».
Работа в парах: анализ ситуаций, представленных в ил-
люстрациях.
|
| 15.03
|
|
| 26
| «Первая помощь пострадавшему
в походе»
| Практическая работа: сравнение особенностей ядовитых и съедобных грибов.
Анализ информации, представленной в рубрике «Медицинская страничка».
|
| 05.04
|
|
| Когда человек сам себе враг
| 27
| Когда
человек
сам себе
враг
| Учебный диалог: анализ диаграмм
Рассказ - объяснение учителя: «Когда человек сам себе
враг».
Анализ информации, представленной в рубрике «Для
любознательных» (дифференцированная работа).
|
| 12.04
|
|
| 28-29
| «Вред алкоголя»
| Чтение и анализ текста «Алкоголь наносит удары по организму»
Работа в парах: рассматривание иллюстраций, формулирование своего отношения к «героям» иллюстраций.
Обобщение материала, формулирование вывода: вред
алкоголя.
|
| 19.04
26.04
|
|
| 30
| «Вред курения»
| Рассказ - объяснение школьного врача (учителя): «Анализ данных медицинских исследований».
Встреча с бывшим курильщиком: «Почему я бросил курить».
Обобщение материала, формулирование вывода: вред курения
|
| 03.05
|
|
| 31
| Проектная деятельность»
| Подготовка сообщений и презентаций, нахождение материала для выступления
|
| 10.05
|
|
| 32
| Проектная деятельность»
| Обсуждение сообщений и презентаций, подготовленных группами.
|
| 17.05
|
|
| 33
| Обобщение пройденного
| Учебный диалог: «Добровольное рабство»
|
| 24.05
|
|
| 34
| Обобщение пройденного
| Учебный диалог: «Зададим друг другу вопросы по пройденному материалу». Решение тестовых заданий: вспомни изученное.
|
| 31.05
|
|
| 35
| Обобщение пройденного
| Познавательная игра «Твоё здоровье – в твоих руках»
|
| 31.05
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
предмет
| программа
| оборудование
| Фактич. основа
| % оснащ.
| Основы безопасности жизнедеятельности
| . Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б.Таранин «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-6 класс
Рабочая программа Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2012.
| Комплект принадлежностей для оказания первой медицинской помощи
| 5
| 80
|
|
| Комплекты таблиц демонстрационных по ОБЖ
| 1
| 80
|
|
| Портативный компьютер учителя
| 1
|
|
|
| Мультимедиа проектор
| 1
| 0
|
|
| Флеш-память
| 1
|
|
|
| Программное обеспечение для компьютера учителя
| 1
|
|
|
| Учебно-методические комплекты по ОБЖ
| 1
|
|
|
| Видеозаписи по ОБЖ
| 1
| 0
|
|
| Иллюстративные материалы по ОБЖ
| 3
| 0
|
|
| Банки тестовых заданий по ОБЖ
| 1
|
|
|
| Доска маркерная
|
|
|
|
| Комплект таблиц "Основы безопасности жизнедеятельности (40таблиц)
| 1
| 100
|
|
| Комплект таблиц "Безопасное поведение школьников
| 1
| 100
| 1. Учебно-методическая литература
Нормативно-правовые документы
• Конституция Российской Федерации
• Правила дорожного движения Российской Федерации
• Федеральный закон «О гражданской обороне»
• Закон «Об образовании»
• Федеральный закон «О пожарной безопасности»
• Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
• Федеральный закон «О противодействии терроризму» Учебная литература
В. Н. Суслов Основы безопасности жизнедеятельности тесты Тренировочная тетрадь Легион Ростов-на –Дону 2011
А.Л.Рыбин Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5—9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Л.В. Байбородова Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие. – М: «ВЛАДОС», 2003.
Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2004 Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2004 А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2012
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности Рабочие программы Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2012 2 .Стенды, плакаты
Умей действовать при пожаре. Комплект плакатов. М: Военные знания, 2004. Действия населения при авариях и катастрофах. Комплект плакатов. М: Военные знания, 2004. Умей действовать при пожаре. Комплект плакатов. М: Военные знания, 2004. Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях. Комплект плакатов. М: Военные знания, 2004. Действия населения при авариях и катастрофах Комплект плакатов. М: Военные знания, 2004 Основы безопасности жизнедеятельности (40таблиц) 3. Средства индивидуальной зашиты
Средства защиты дыхания
• Ватно-марлевые повязки
• Противогазы (типа ГП -5, ГП-7, ПДФ-7,.)
Медицинское имущество
• Бинт марлевый медицинский нестерильный, стерильный
• Вата медицинская
• Косынка медицинская (перевязочная)
• Жгут кровоостанавливающий эластичный
4. Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы на цифровых носителях
Действия учащихся по сигналам ГО
Электробезопасность
Пожарная безопасность
Безопасность на природе
Правила безопасного поведения в быту
Первая помощь при травмах
Применение огнетушителей и правила пользования ими СD-ROM: библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ – 5 – 11 классы. Минобразование РФ. РЦЭМГО «Кирилл и Мефодий», 2003. |