Урок окружающего мира. 1 класс.
Тема: «Мир за стеклянным берегом»
Материальное обеспечение урока: аквариум с рыбками и другими обитателями, банка с одной рыбкой, компьютер, проектор, набор картинок-пазлов, сачок, набор пластмассовых водных обитателей, ёмкость с водой, ЭОРы: Аквариум, Презентация
Номер
У учебного
элемента
| Учебный материал с указанием заданий
| Руководство по усвоению
учебного материала, основные виды учебной деятельности
| Основные формы работы учащихся
| Время
| УУД
| УЭ -0
| Цели урока: познакомить учащихся с аквариумными рыбками, дать представление о разнообразных видах рыбок, улиток, водорослей; создание условий для развития навыков по уходу за аквариумными рыбками; создать условия для воспитания бережного отношения к природе, использованию природных богатств.
|
|
|
|
Личностные положительное отношение к учению, к познавательной деятельности Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, Коммуникативные вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, Личностные желание приобретать новые знания Регулятивные контролировать процесс и результаты деятельности Познавательные осознавать познавательную задачу;
Коммуникативные осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах
Личностные желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Регулятивные адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности Познавательные устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные строить небольшие монологические высказывания.
Личностные положительное отношение к познавательной деятельности Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Коммуникативные слушать и отвечать на вопросы других
Личностные способность к самооценке своих действий,, стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды Регулятивные контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы Познавательные устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения Коммуникативные осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные контролировать результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.
| УЭ-1.
| Актуализация знаний учащихся.
Цель: подведение учащихся к новой теме, создание условий для определения темы урока учащимися.
Отгадайте загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток
(рыбка)
Каких рыб вы знаете?
Где живут рыбы?
Могут ли рыбы жить у нас дома? Где в нашем доме могут жить рыбки?
Любая ли рыбка может жить у нас дома?
О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Что бы вы хотели узнать о жизни в аквариуме.
| Мозговой штурм
Составление вопросов, на которые учащимся хочется найти ответы по теме урока:
Кто живёт в аквариуме ?
Какие бывают аквариумные рыбки?
Какие условия для жизни в аквариуме нужно создать его обитателям?
Как ухаживать за аквариумом?
| Фронтальная
Ответы на вопросы
| 2 мин.
| УЭ-2.
УЭ-3.
УЭ – 4.
УЭ - 5
УЭ – 6
УЭ – 7
УЭ - 8
| Исследовательская работа.
Цель; создание условий для приобретения новых знаний через организацию наблюдения.
1 группа. Узнать, кто живёт в аквариуме.
2 группа. Узнать, какая форма тела у рыбки и почему.
3 группа. Определить возраст рыбы.
4 группа. Определить, какие части тела есть у рыб и как их использует рыбка.
Результаты исследования.
Цель: создание условий для обмена полученными знаниями между группами учащихся.
1 группе удалось выяснить что в аквариуме есть объекты живой и неживой природы. Объекты неживой природы это – вода, галька, песок, воздух, поступаемый через компрессор. Объекты живой природы – разные рыбки, улитки, растения.(возможно также рачки, тритоны, лягушки)
2 группа выяснила, что удобнее и быстрее передвигаться в воде пластмассовой рыбке, имеющей плоскую форму, так как она легче скользит в воде, удобнее плавать, если спина сверху, брюшко снизу
3 группа узнала, что возраст рыб можно определить по чешуйке. Сколько колец на чешуйке, таков возраст у рыбы. Возраст рыбы, от которой была чешуйка у ребят – 3 года.
4 группа выяснила, что у рыбы тело продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают, также у рыб есть жаберные крышки - под ними жабры, которыми рыба дышит, по бокам головы расположены глаза, ими рыбка смотрит, рыбка не умеет моргать.
Физминутка.
Учащиеся показывают движение рыбок в аквариуме под песенку «Рыбка», (муз. М. Красева, сл. М.Клоковой).
.
Разнообразием аквариумных рыб.
Цель: создать условия для знакомства с разнообразием аквариумных рыб.
Вариант 1.Учитель рассказывает детям о разных аквариумных рыбках.
Вариант 2. О рыбках рассказывают несколько заранее подготовленных учащихся.
а ) Барбусы. Родина – пресноводные бассейны тропических областей Африки и Азии. Существует несколько видов этих рыб: полосатые (4–5 поперечных полос черного цвета), огненные, черные. Самцы имеют бойцовский характер, но их столкновения быстро заканчиваются и вреда друг другу не наносят.
б) Меченосец. Родина – Мексика. Свое название получил благодаря своеобразной форме хвостового плавника, напоминающего меч.
в) Скалярия. Родина – реки Амазонка и Ориноко. Это одна из самых красивейших аквариумных рыб. Грациозность движений, манера спокойно и важно плавать придает скалярии особую декоративную ценность.
г) Сомик крапчатый или сомик обыкновенный. Обитает в юго-восточной части Бразилии. Длина до 7 сантиметров. Тело от оливково-коричневого до оливково-зеленого цвета, на спине и боку различной величины черноватые пятна и мелкие пятнышки. Плавники серые с черными пятнышками и штрихами.
д) Гуппи. Обитают в северной части Америки и на островах Барбадос и Тринидад. Длина самца природной формы до 3 сантиметров, самки до 6 сантиметров. Тело самца вытянуто в длину, стройное, несколько уплощено с боков. Тело самки также вытянуто в длину, с более уплощенной с боков задней частью.Мирные рыбы, держатся в верхнем слое воды, могут выпрыгивать из нее.
Уход за аквариумом.
Цель: показать детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди
Учитель предлагает подойти к аквариуму и понаблюдать, как плавают рыбки. Задаются вопросы:
Все ли рыбки плавают одинаково? (Какие -то быстро, какие-то медленно). Как расположено тело рыбок? (Спинка вверху, брюшко внизу). Бывает ли наоборот? (Да, если рыбка больна). От чего зависит здоровье рыбки? (От условий, созданных в аквариуме).
Учитель включает рефлектор и обращает внимание детей на то, что чистый аквариум, освещенный рефлектором, очень красиво выглядит, рыбки в нем хорошо себя чувствуют, не болеют, а дети и взрослые около аквариума могут отдыхать.
Кто создаёт эти условия для рыбок? (Человек).
Какие условия нужны для того, чтобы обитетели аквариума чувствовали себя уютно, не болели.? (За аквариумом надо следить и ухаживать: доливать воду, включать рефлектор, протирать и очищать стекла, собирать грязь со дна, кормить обитателей аквариума).
Учитель предлагает рыбку, используемую ранее для наблюдения учащимися 4 группы, достать из банки и выпустить в аквариум. Как это сделать?
Можно ли ловить рыбку руками? (Нет, нельзя, ее можно повредить и она заболеет. Поймать рыбку можно сачком). Учитель предлагает одному из учеников взять сачок, поймать рыбку и выпустить её в аквариум. Вот какая рыбка ловкая, ее было трудно поймать. Рыбка поплыла: аквариум у нас большой, ей будет свободно плавать.
Закрепление изученного.
Цель: закрепить знания об обитателях аквариума.
Учащимся предлагается собрать картинку из пазлов, на которой изображён один из обитателей аквариума. Вспомнить, как он называется, какие условия нужны для его жизни в аквариуме).
Рефлексия.
Цель: выявить уровень усвоения учебного материала и уровень достижения положительной мотивации..
Для чего люди заводят в доме аквариум?
Каких обитателей вы бы поместили в свой аквариум?
Давайте заполним наш аквариум (нарисован на ватмане) необычными рыбками, которые передают наше настроение после этого урока. Золотые рыбки – восторженное, очень хорошее настроение, голубые – спокойное, серые – грустное, скучное.
| Задание для 1 группы: подойти к аквариуму и рассмотреть какие объекты живой природы обитают в аквариуме, а также какие объекты неживой природы находятся в аквариуме.
Задание для 2 группы: имея набор пластмассовых обитателей воды разной формы (рыбка, осьминог, морская звезда, улитка) и ёмкость с водой, проверить, какому объекту легче и быстрее всех передвигаться в воде. Сделать вывод о том, какой формой тела должна обладать рыбка.
Задание для 3 группы: при помощи лупы рассмотреть чешуйку рыбы и определить её возраст по количеству колец.
Задание для 4 группы: рассмотреть рыбку, плавающую в банке, выделить части её тела и выяснить, для чего они нужны рыбке.
Что же вам удалось узнать?
Ответ учащегося может сопровождать ЭОР Аквариум
Учитель движением рук показывает сам и просит детей изобразить вытянутую форму туловища рыбки, расположение основных частей ее тела. Вместе показывают, как плавают ' рыбки. /Складывают ладони вместе и шевелят ладошками/.
Рассказ учителя может сопровождаться ЭОР Презентация
Организация наблюдения за аквариумными рыбками.
Создание проблемной ситуации.
Организация групповой работы.
Организация рефлексии учащихся.
| Групповая
Ответ одного из членов каждой группы, остальные могут помогать при ответе или дополнять ответ.
Выполняют физминутку.
Восприятие информации с опорой на ЭОР.
Наблюдение, ответы на вопросы.
Практическая деятельность.
Групповая работа.
Фронтальная
Индивидуальная
| 7 мин.
7 мин.
2 мин.
7 мин.
7 мин.
5 мин.
5 мин.
3мин.
| |