Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 427.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации05.02.2014
Размер427.52 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Туризм > Исследовательская работа
  1   2   3   4


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Омска



Исследовательская работа




«влияние форм и видов отдыха на работоспособность»



Авторы

Адольф Регина Павловна,

Леденёва Анастасия Романовна,

учащиеся 81 класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Омска

Руководитель

Дудко Ольга Валерьяновна,

учитель начальных классов, педагог-психолог

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Омска
Омск, 2011

Оглавление


1.

Введение

3 – 4

2.

Умственная работоспособность. Факторы, влияющие на работоспособность. Стадии работоспособности


4 – 5

3.

Утомление. Признаки умственного утомления. Переутомление

5 – 6

4.

Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности

7 – 8

5

Формы и виды отдыха

8 – 9

6.

Функциональная музыка как средство повышения умственной работоспособности


9 – 10

7.

Описание исследования

10

7.1.

Этапы исследования

10

7.2.

Результаты исследования

11 – 19

8.

Заключение

19 – 20

9.

Библиографический список

20

10.

Приложения

21 – 28


1. Введение
В учебном процессе важную роль играют уровень работоспособности и степень выраженности утомления. На уроке в результате интенсивных умственных нагрузок у школьников постепенно нарастает утомление, возникает чувство усталости, и, как следствие, снижается работоспособность. Поэтому чередование работы и отдыха является необходимым условием плодотворной умственной деятельности. Задача отдыха – восстановить оптимальное соотношение нервных процессов: возбуждения и торможения, то есть снизить утомление и восстановить работоспособность.

Мы предположили, что разнообразные формы и виды отдыха в учебном процессе с разной степенью эффективности снижают утомление и повышают работоспособность учащихся. Наша исследовательская работа направлена на подтверждение или опровержение данной гипотезы.

Цель исследования – показать эффективность использования в учебном процессе разнообразных форм и видов отдыха для снижения утомления и повышения работоспособности учащихся.

Задачи исследования:

  • изучение литературных источников с целью ознакомления с результатами исследований отечественных физиологов, врачей, ученых в области организации умственной деятельности, функционирования нервных процессов и взаимосвязи мышечной активности и интеллектуальной работы;

  • организация и проведение эксперимента по использованию разнообразных форм и видов отдыха в учебном процессе;

  • наблюдение за учащимися во время выполнения учебных заданий, оценка качества выполнения учебных заданий;

  • анализ результатов исследования;

  • составление выводов и рекомендаций по использованию в учебном процессе разнообразных форм и видов отдыха для снижения утомления и повышения работоспособности учащихся.

Таким образом, объектом нашей исследовательской работы являются учащиеся начальных классов, предметом – влияние разнообразных форм и видов отдыха на утомляемость и работоспособность учащихся.

В качестве методов при проведении исследования были использованы следующие:

  • изучение литературных источников;

  • эксперимент;

  • наблюдение;

  • изучение продуктов деятельности;

  • анализ.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Омска, 3¹, 4¹ классы.

Период исследования: ноябрь 2010 года – март 2011 года.
2. Умственная работоспособность. Факторы, влияющие на работоспособность. Стадии работоспособности
Работоспособность – уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени [12, с. 217].

Умственная работоспособность определяется как способность человека к конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств (память, внимание, восприятие); физиологические функции (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной систем); психологические особенности (сообразительность, добросовестность, ответственность и т. д.) [10, с. 7].

В современной научной литературе различают три группы факторов, непосредственно влияющих на работоспособность человека [9, с. 16]:

  • санитарно-гигиенические факторы – микроклимат, освещенность рабочего места, уровень шума, интенсивность загрязнения воздуха и т. д.;

  • психофизиологические факторы – режим труда и отдыха, напряженность труда, рабочие позы, величина нагрузки на скелетную мускулатуру, центральную нервную систему и высшие отделы мозга, степень риска и т. д.;

  • эстетические факторы – интерьер рабочего помещения, цвет и форма изделий, фасон рабочей одежды и т. д.

Исследованиями установлено, что умственная работоспособность отличается колебаниями продуктивности работы. На основе выявленных колебаний были выделены пять стадий [3, с. 45].

Первая стадия – врабатывание. Период врабатываемости может продолжаться от нескольких минут до одного часа в зависимости от вида деятельности. Эта стадия характеризуется постепенным повышением работоспособности с опреде­ленными колебаниями продуктивности. Колебания в начале работы связаны с поисками адекватных способов действий, выработкой и усвоением оптимального ритма работы.

Вторая стадия – оптимальная работоспособность, или адаптация. Этот период отличается стабильными пока­зателями работоспособности: человек работает наиболее эффективно, с полной отдачей сил. Все изменения показателей функций организма адекватны той нагрузке, которую испытывает человек, и находятся в преде­лах физиологической нормы.

Третья стадия – полная компенсация. Период полной компенсации отличатся оптимальной работоспособностью Особенность этого периода в том, что в нем начинают появляться первые признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием человека и положительной мотивацией его к выполняемой работе. Снижение работоспособности внешне не наблюдается.

Четвертая стадия – неустойчивая компенсация. Период характеризуется нарастанием утом­ления, когда человек волевым усилием какое-то время еще может поддержи­вать умственную работоспособность на необходимом уровне. Степень сниже­ния работоспособности и ее компенсации во многом зависит от индивидуаль­ных особенностей человека, его физического состояния и типа нервной системы. В этот период отмечается выраженное чувство усталости.

Пятая стадия – прогрессивное снижение работоспособности, или истощение. Период характеризуется быстрым нарастанием утомления, а человек не в состоянии волевым усилием компенсировать утрачиваемую продуктивность умственной деятельности.

Соотношение продолжительности стадий работоспособности – один из показателей эффективности процесса деятельности. Чем меньше времени занимает врабатывание, чем позже наступает истощение, тем более длительной является стадия оптимальной работоспособности [4, с. 103].

3. Умственное утомление. Признаки умственного утомления. Переутомление
Утомление – возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, образующих чувство усталости [12, с. 219].

Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения запасов нервных клеток.

Умственное утомление характеризуется снижением скорости восприятия и переработки информации, нарушениями мыслительных процессов, ухудшением памяти, рассеянностью внимания, изменениями эмоционального состояния, снижением мотивации и интереса к выполняемой деятельности [7, с. 24].

Отечественный физиолог С. А. Косилов выделяет три стадии утомления и ряд соответствующих им внешних признаков [приложение 1].

Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Снижающаяся при этом работоспособность не только восстанавливается во время отдыха, но, достигнув исходного уровня, на некоторое время повышается.

Однако, если продолжительность отдыха недостаточна, и работоспособность не восстанавливается в течение следующего периода работы, то утомление может накапливаться и переходить в качественно другое состояние – переутомление, характеризующееся более стойким и длительным снижением функциональной деятельности организма.

Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, когда при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых.

Переутомление – патологическое состояние, сопровождающееся вялостью, ухудшением аппетита, нарушениями сна [9, с. 63].

Физиолог К. К. Платонов выделяет четыре степени переутомления: начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое [приложение 2].

Состояние переутомления развивается постепенно: снижается качество работы, увеличивается количество ошибок, затрудняется решение даже легких умственных задач, замедляется выполнение давно отработанных умений и навыков. Появляется чувство усталости уже перед началом работы, отсутствие интереса к выполняемой деятельности, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение, головная боль, тошнота.

По данным физиолога К. К. Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость – в 40%, повышенная раздражительность – в 32%, понижение аппетита – в 27% и головная боль – в 26% [7, с. 131].

Для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень переутомления требует лечения, так при этом происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы [5, с. 146].

4. Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности
Для нормальной деятельности мозга, массу которого на 40% составляют мышцы, нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма. Работа мышц создает огромное число нервных импульсов, поддерживая мозг в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка, тем более выражено мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью можно проследить на ряде примеров: во время напряженной умственной работы у людей наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы, это тем заметнее, чем сложнее задача, которую нужно решить; при быстром и длительном письме мышечное напряжение постепенно перемещается от пальцев к плечам и плечевому поясу. Этим нервная система стремится активизировать кору головного мозга и поддержать работоспособность. Продолжительная умственная деятельность вызывает привыкание к этим раздражителям, начинается процесс торможения, работоспособность снижается, поскольку кора головного мозга больше не в состоянии справиться с нервным возбуждением, и оно распространяется по всей мускулатуре. Погасить возбуждение, освободить мышцы от излишнего напряжения можно с помощью активных движений, физических упражнений.

Головной мозг чрезвычайно чувствителен к недостатку кислорода. Составляя 2% общей массы тела, головной мозг в состоянии покоя поглощает до 20% кислорода, потребляемого всем организмом. Мозговой ткани кислорода необходимо в 5 – 6 раз больше, чем сердцу, и в 20 раз больше, чем мышцам. При среднем весе 1400 г головной мозг в минуту потребляет 750 – 1000 мл крови. Кислорода при этом используется 47 мл в минуту [11, с. 139].

Наблю­дения за человеком, прорабатывающим трудную книгу, показали, что при чтении первых 8 страниц выделение углекислого газа повысилось у него на 12% по сравнению с покоем, после 16 страниц – на 20%, а после 32 – на 35%.

Обмен веществ и энергии мозга в состоянии покоя составляет в среднем 35 калорий в минуту или всего 3% от общего обмена в организме. По результатам исследований физиолога М. Н. Шатерникова при умственной работе значительно увеличивается расход энергии головного мозга [приложение 3].

Неподвижное положение тела при умственной деятельности затрудняет работу сердца, что нарушает дыхание и ухудшает обменные процессы. Возникает кислородный дефицит, нарушающий деятельность мозга, что в свою очередь ведет к утомлению и снижению работоспособности. Тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Следовательно, должным образом организованная двигательная активность в процессе умственной деятельности способна непосредственно влиять на сохранение и повышение работоспособности.
5. Формы и виды отдыха
Отдых – это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности. Работа и отдых тесно связаны между собой и представляют две стороны нормальной жизнедеятельности человека.

Существуют две основные формы отдыха – пассивный и активный.

Пассивный отдых (состояние физиологического покоя) расслабляет организм, понижая его тонус. Пассивный отдых незаменим для ночного сна, когда не только ликвидируется накопившееся за день утомление, но и происходит текущий ремонт интенсивно работавших в течение дня органов и тканей.

Активный отдых – это отдых, при котором временно включаются мышечные группы, не участвующие в основной работе [13, с. 394].

Впервые значение активного отдыха научно обосновал отечественный ученый-физиолог И. М. Сеченов. Он заметил, что работоспособность руки после сильного утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой, выполнять нейтральную физическую работу [2, с. 50].

После И. М. Сеченова феномен активного отдыха изучали многие ученые. В результате было установлено, что его применение возможно не только при физической деятельности, но и при умственной работе. Особая роль здесь принадлежит мышечной деятельности, в процессе которой в работу вовлекаются нервные центры, отличные от тех, которые задействованы при различных формах умственной деятельности. Переключение с умственной работы на физическую позволяет, во-первых, сохранять и улучшать деятельность организма в целом, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании.

Во время отдыха происходит изменение взаимодействия между процессами возбуждения и торможения с преобладанием последнего, которое является важным условием восстановления рабочих потенциалов в нервных клетках [11, с. 145].

В современной литературе по физиологии выделяют три разновидности пауз для отдыха [3, с. 26]:

  • микропаузы от нескольких секунд до полминуты;

  • короткие паузы от 30 секунд до 5 минут;

  • продолжительные паузы свыше 5 минут.

Исследования показывают, что для снятия утомления и восстановления работоспособности в учебном процессе целесообразно использовать короткие и продолжительные динамические паузы для отдыха, так как микропаузы в силу своей непродолжительности не дают положительного эффекта [14, с. 75].

В учебном процессе выделяют следующие виды активного отдыха, или динамических пауз [6, с. 47]:

  • физкультурные минутки – кратковременные перерывы (3 – 4 минуты) на занятиях (уроках) для проведения физических упражнений;

  • физкультурные паузы – кратковременные перерывы (5 – 8 минут) на занятиях (уроках), включающие комплекс физических упражнений и игр (3 – 4 упражнения или игры);

  • динамические перемены – организованный вид активного отдыха в перерывах между занятиями (уроками) продолжительностью 15 – 20 минут.

К организации и проведению всех динамических видов пауз предъявляются специальные методические, физиологические и гигиенические требования [приложение 4].

Из перечисленных видов динамических пауз наиболее широко известны и применяются физкультурные минутки, остальные виды в силу различных причин (сложность подготовки, недостаток времени, отсутствие спортивного инвентаря, подходящего помещения) в учебном процессе практически не используются [1, с. 36].
6. Функциональная музыка как средство повышения умственной работоспособности
Использование музыки как средства повышения работоспособности основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого рабочего ритма. Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе деятельности основано на том, что нервная система, а вместе с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Используя музыку, как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, экономичности энергетических затрат [приложение 6].

Начальный период учебной деятельности – врабатывание характеризуется невысокой работоспособностью. Для уменьшения его продолжительности рекомендуется перед началом учебных занятий включать музыкальные произведения, помогающие стимулировать функционирование нервно-моторных центров организма, настроить познавательные процессы и двигательный аппарат на рабочий ритм. В середине учебных занятий, в период оптимальной работоспособности, используемые музыкальные произведения должны быть менее громкими, спокойными. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, музыкальное звучание должно быть бодрым, веселым [8, с. 20].

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск