Скачать 427.52 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Омска Исследовательская работа«влияние форм и видов отдыха на работоспособность»Авторы Адольф Регина Павловна, Леденёва Анастасия Романовна, учащиеся 81 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Омска Руководитель Дудко Ольга Валерьяновна, учитель начальных классов, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Омска Омск, 2011 Оглавление
1. Введение В учебном процессе важную роль играют уровень работоспособности и степень выраженности утомления. На уроке в результате интенсивных умственных нагрузок у школьников постепенно нарастает утомление, возникает чувство усталости, и, как следствие, снижается работоспособность. Поэтому чередование работы и отдыха является необходимым условием плодотворной умственной деятельности. Задача отдыха – восстановить оптимальное соотношение нервных процессов: возбуждения и торможения, то есть снизить утомление и восстановить работоспособность. Мы предположили, что разнообразные формы и виды отдыха в учебном процессе с разной степенью эффективности снижают утомление и повышают работоспособность учащихся. Наша исследовательская работа направлена на подтверждение или опровержение данной гипотезы. Цель исследования – показать эффективность использования в учебном процессе разнообразных форм и видов отдыха для снижения утомления и повышения работоспособности учащихся. Задачи исследования:
Таким образом, объектом нашей исследовательской работы являются учащиеся начальных классов, предметом – влияние разнообразных форм и видов отдыха на утомляемость и работоспособность учащихся. В качестве методов при проведении исследования были использованы следующие:
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Омска, 3¹, 4¹ классы. Период исследования: ноябрь 2010 года – март 2011 года. 2. Умственная работоспособность. Факторы, влияющие на работоспособность. Стадии работоспособности Работоспособность – уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени [12, с. 217]. Умственная работоспособность определяется как способность человека к конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств (память, внимание, восприятие); физиологические функции (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной систем); психологические особенности (сообразительность, добросовестность, ответственность и т. д.) [10, с. 7]. В современной научной литературе различают три группы факторов, непосредственно влияющих на работоспособность человека [9, с. 16]:
Исследованиями установлено, что умственная работоспособность отличается колебаниями продуктивности работы. На основе выявленных колебаний были выделены пять стадий [3, с. 45]. Первая стадия – врабатывание. Период врабатываемости может продолжаться от нескольких минут до одного часа в зависимости от вида деятельности. Эта стадия характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями продуктивности. Колебания в начале работы связаны с поисками адекватных способов действий, выработкой и усвоением оптимального ритма работы. Вторая стадия – оптимальная работоспособность, или адаптация. Этот период отличается стабильными показателями работоспособности: человек работает наиболее эффективно, с полной отдачей сил. Все изменения показателей функций организма адекватны той нагрузке, которую испытывает человек, и находятся в пределах физиологической нормы. Третья стадия – полная компенсация. Период полной компенсации отличатся оптимальной работоспособностью Особенность этого периода в том, что в нем начинают появляться первые признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием человека и положительной мотивацией его к выполняемой работе. Снижение работоспособности внешне не наблюдается. Четвертая стадия – неустойчивая компенсация. Период характеризуется нарастанием утомления, когда человек волевым усилием какое-то время еще может поддерживать умственную работоспособность на необходимом уровне. Степень снижения работоспособности и ее компенсации во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, его физического состояния и типа нервной системы. В этот период отмечается выраженное чувство усталости. Пятая стадия – прогрессивное снижение работоспособности, или истощение. Период характеризуется быстрым нарастанием утомления, а человек не в состоянии волевым усилием компенсировать утрачиваемую продуктивность умственной деятельности. Соотношение продолжительности стадий работоспособности – один из показателей эффективности процесса деятельности. Чем меньше времени занимает врабатывание, чем позже наступает истощение, тем более длительной является стадия оптимальной работоспособности [4, с. 103]. 3. Умственное утомление. Признаки умственного утомления. Переутомление Утомление – возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, образующих чувство усталости [12, с. 219]. Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения запасов нервных клеток. Умственное утомление характеризуется снижением скорости восприятия и переработки информации, нарушениями мыслительных процессов, ухудшением памяти, рассеянностью внимания, изменениями эмоционального состояния, снижением мотивации и интереса к выполняемой деятельности [7, с. 24]. Отечественный физиолог С. А. Косилов выделяет три стадии утомления и ряд соответствующих им внешних признаков [приложение 1]. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Снижающаяся при этом работоспособность не только восстанавливается во время отдыха, но, достигнув исходного уровня, на некоторое время повышается. Однако, если продолжительность отдыха недостаточна, и работоспособность не восстанавливается в течение следующего периода работы, то утомление может накапливаться и переходить в качественно другое состояние – переутомление, характеризующееся более стойким и длительным снижением функциональной деятельности организма. Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, когда при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых. Переутомление – патологическое состояние, сопровождающееся вялостью, ухудшением аппетита, нарушениями сна [9, с. 63]. Физиолог К. К. Платонов выделяет четыре степени переутомления: начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое [приложение 2]. Состояние переутомления развивается постепенно: снижается качество работы, увеличивается количество ошибок, затрудняется решение даже легких умственных задач, замедляется выполнение давно отработанных умений и навыков. Появляется чувство усталости уже перед началом работы, отсутствие интереса к выполняемой деятельности, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение, головная боль, тошнота. По данным физиолога К. К. Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость – в 40%, повышенная раздражительность – в 32%, понижение аппетита – в 27% и головная боль – в 26% [7, с. 131]. Для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень переутомления требует лечения, так при этом происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы [5, с. 146]. 4. Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности Для нормальной деятельности мозга, массу которого на 40% составляют мышцы, нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма. Работа мышц создает огромное число нервных импульсов, поддерживая мозг в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка, тем более выражено мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью можно проследить на ряде примеров: во время напряженной умственной работы у людей наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы, это тем заметнее, чем сложнее задача, которую нужно решить; при быстром и длительном письме мышечное напряжение постепенно перемещается от пальцев к плечам и плечевому поясу. Этим нервная система стремится активизировать кору головного мозга и поддержать работоспособность. Продолжительная умственная деятельность вызывает привыкание к этим раздражителям, начинается процесс торможения, работоспособность снижается, поскольку кора головного мозга больше не в состоянии справиться с нервным возбуждением, и оно распространяется по всей мускулатуре. Погасить возбуждение, освободить мышцы от излишнего напряжения можно с помощью активных движений, физических упражнений. Головной мозг чрезвычайно чувствителен к недостатку кислорода. Составляя 2% общей массы тела, головной мозг в состоянии покоя поглощает до 20% кислорода, потребляемого всем организмом. Мозговой ткани кислорода необходимо в 5 – 6 раз больше, чем сердцу, и в 20 раз больше, чем мышцам. При среднем весе 1400 г головной мозг в минуту потребляет 750 – 1000 мл крови. Кислорода при этом используется 47 мл в минуту [11, с. 139]. Наблюдения за человеком, прорабатывающим трудную книгу, показали, что при чтении первых 8 страниц выделение углекислого газа повысилось у него на 12% по сравнению с покоем, после 16 страниц – на 20%, а после 32 – на 35%. Обмен веществ и энергии мозга в состоянии покоя составляет в среднем 35 калорий в минуту или всего 3% от общего обмена в организме. По результатам исследований физиолога М. Н. Шатерникова при умственной работе значительно увеличивается расход энергии головного мозга [приложение 3]. Неподвижное положение тела при умственной деятельности затрудняет работу сердца, что нарушает дыхание и ухудшает обменные процессы. Возникает кислородный дефицит, нарушающий деятельность мозга, что в свою очередь ведет к утомлению и снижению работоспособности. Тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Следовательно, должным образом организованная двигательная активность в процессе умственной деятельности способна непосредственно влиять на сохранение и повышение работоспособности. 5. Формы и виды отдыха Отдых – это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности. Работа и отдых тесно связаны между собой и представляют две стороны нормальной жизнедеятельности человека. Существуют две основные формы отдыха – пассивный и активный. Пассивный отдых (состояние физиологического покоя) расслабляет организм, понижая его тонус. Пассивный отдых незаменим для ночного сна, когда не только ликвидируется накопившееся за день утомление, но и происходит текущий ремонт интенсивно работавших в течение дня органов и тканей. Активный отдых – это отдых, при котором временно включаются мышечные группы, не участвующие в основной работе [13, с. 394]. Впервые значение активного отдыха научно обосновал отечественный ученый-физиолог И. М. Сеченов. Он заметил, что работоспособность руки после сильного утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой, выполнять нейтральную физическую работу [2, с. 50]. После И. М. Сеченова феномен активного отдыха изучали многие ученые. В результате было установлено, что его применение возможно не только при физической деятельности, но и при умственной работе. Особая роль здесь принадлежит мышечной деятельности, в процессе которой в работу вовлекаются нервные центры, отличные от тех, которые задействованы при различных формах умственной деятельности. Переключение с умственной работы на физическую позволяет, во-первых, сохранять и улучшать деятельность организма в целом, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании. Во время отдыха происходит изменение взаимодействия между процессами возбуждения и торможения с преобладанием последнего, которое является важным условием восстановления рабочих потенциалов в нервных клетках [11, с. 145]. В современной литературе по физиологии выделяют три разновидности пауз для отдыха [3, с. 26]:
Исследования показывают, что для снятия утомления и восстановления работоспособности в учебном процессе целесообразно использовать короткие и продолжительные динамические паузы для отдыха, так как микропаузы в силу своей непродолжительности не дают положительного эффекта [14, с. 75]. В учебном процессе выделяют следующие виды активного отдыха, или динамических пауз [6, с. 47]:
К организации и проведению всех динамических видов пауз предъявляются специальные методические, физиологические и гигиенические требования [приложение 4]. Из перечисленных видов динамических пауз наиболее широко известны и применяются физкультурные минутки, остальные виды в силу различных причин (сложность подготовки, недостаток времени, отсутствие спортивного инвентаря, подходящего помещения) в учебном процессе практически не используются [1, с. 36]. 6. Функциональная музыка как средство повышения умственной работоспособности Использование музыки как средства повышения работоспособности основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого рабочего ритма. Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе деятельности основано на том, что нервная система, а вместе с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Используя музыку, как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, экономичности энергетических затрат [приложение 6]. Начальный период учебной деятельности – врабатывание характеризуется невысокой работоспособностью. Для уменьшения его продолжительности рекомендуется перед началом учебных занятий включать музыкальные произведения, помогающие стимулировать функционирование нервно-моторных центров организма, настроить познавательные процессы и двигательный аппарат на рабочий ритм. В середине учебных занятий, в период оптимальной работоспособности, используемые музыкальные произведения должны быть менее громкими, спокойными. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, музыкальное звучание должно быть бодрым, веселым [8, с. 20]. |