Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 482.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации18.02.2014
Размер482.55 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Туризм > Образовательная программа
  1   2   3   4
Образовательная программа дополнительного образования
«Умелые руки»

Срок реализации: 3 года
Возраст учащихся: 7 -12 лет

Пояснительная записка
Направленность программы: художественно-эстетическая.

Вид программы – примерная, составлена на основе программы «Умелые руки», автор-составитель педагог дополнительного образования ГОУ СОШ № 840- Королева Т.А. , 2012г. Реализуется в ГБОУ ДЮЦ «Звезда» с 2013 года.

Программа коллектива дополнительного образования «Умелые руки» разработана с учетом возраста детей 1-6 классов и содержит в себе знакомство с разнообразными видами ручного труда и технологическими приемами, которые служат развитию мелкой моторики рук. 

В процессе художественной деятельности активно формируется сенсорика ребенка, его мышление, память. Развивается художественный вкус, нравственные качества. Все виды художественной деятельности дают и прекрасную возможность для развития творческой активности детей. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшая ручная работа требует постоянного внимания и заставляет ребенка думать. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Умственное развитие рекомендуется стимулировать путем активных движений пальцев. Тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Так как у детей начальных классов еще есть различные проблемы в обучении, то работа на занятиях в объединении «Умелые руки» должна способствовать развитию у них активизации умственной деятельности, творческих способностей, расширению кругозора и трудовых навыков.

Актуальность программы - развитие дизайнерских технологий в наши дни, поиск новых творческих и смелых решений послужили поводом для создания программы именно в таком виде. 

Педагогическая целесообразность - многообразие материалов, техник, объединение разных видов творчества позволит детям осознать свои склонности, а взрослым – определить наличие у детей способностей к тому или иному виду деятельности. 

Новизна программы - совмещение разнообразных изобразительных и декоративных видов деятельности в творческих работах детей.
Основной целью программы  является развитие творческих способностей, фантазии, самостоятельности, привитию трудовых навыков и работе в коллективе. В связи с этим ставятся следующие задачи работы с учебной группой:

Отличительной особенностью данной образовательной программы является повтор видов деятельности на протяжении трех лет обучения, постепенность усложнения приемов. Это способствует более полному усвоению практических навыков детей. 
Развивающие:

  • Развивать у детей способности к рукотворчеству.

  • Формировать художественный вкус, фантазию, активное творческое воображение. 

Образовательные:

  • Обучить работе в различных изобразительных и декоративных техниках.

  • Использовать разнообразные технологические приемы. 

  • Работать с различными материалами. 

  • Планировать, анализировать, свою деятельность, опираясь на основные художественные принципы. 

Воспитательные: 

  • Воспитывать у детей желание работать в коллективе.

  • Способствовать воспитанию творческой активности. 


Возраст детей, участвующих в реализации программы 

Программа коллектива дополнительного образования «Умелые руки» разработана с учетом возраста детей 1-6 классов (7-12 лет). 
Срок реализации программы 

Срок реализации программы рассчитан на 3 года. 
Количество учащихся в группе 

Количество учащихся в группе - 15 человек. 

На третьем году обучения в виду сложности работ и из соображений безопасности, детей можно делить на подгруппы.
Режим занятий 

Занятия проводятся 2 раза в неделю, в год 144 часа.

Длительность занятий – 2 часа (по 45 минут + 15 минут перерыв)

Обязательно проводится 15-20 минутный перерыв для отдыха и соблюдения режима проветривания. 


Формы и методы работы

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса.
Открытые занятия – проводится 1 раз в год для коллег и родителей учащихся.
Практическая работа - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.

Беседа – проводится в начале занятий, перед началом каждой новой темы. В учебно-тематический план занятий включается знакомство с историей того или иного вида народного творчества (бумагопластика, кожаная пластика, мозаика, соломка, плетение). 

Рассказ-объяснение – используется педагогом, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и самими учащимися.

Метод проекта – применяется при выполнении индивидуальных творческих работ (выбор темы, составление эскиза, побор материалов, обсуждение последовательности работы, выполнение работы, оформление в рамку). Экскурсии – для сбора природного материала, наблюдений.

Инструктаж – педагог четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы (например, по технике безопасности).

Мини- выставки – проводятся в конце каждого занятия, и после завершения тематических разделов программы.

Выставки творческих работ учащихся – проводятся регулярно в течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся.

Посещение музеев и выставок – проводятся с целью знакомства с работами мастеров декоративно-прикладного творчества.

Этапы прохождения программы

Программа занятий делится на несколько разделов и реализуется в несколько этаповпервый этап (1 год обучения): 

  • учащиеся знакомятся с основными художественными понятиями (фон, цвет, эскиз, орнамент, перспектива, композиция);

  • с техникой аппликации из бумаги, ткани, природного материала; 

  • постигают возможности бумагопластики

  • конструируют изделия объемных и полуобъемных форм;

  • учатся технике крепления деталей; 

  • составляют простейшие композиции из различных материалов.

 

второй этап (2 год обучения): 

  • дети получают сведения о возможностях разнообразных материалов; 

  • овладевают технологическими приемами работы; 

  • создают объемные конструкции больших форм, работают по готовым выкройкам и составляют индивидуальные композиции, трафаретам. 

  • выполняют коллективные работы.


третий этап (3 год обучения): 

  • учащиеся самостоятельно выбирают тему; создают эскиз;

  • составляют композиции, передавая объем и пространственное положение предметов; 

  • используют разнообразные технологические приемы;

  • выполняют многослойные и объемные аппликации; с применением объемных тел второго и третьего плана; 

  • работают над созданием образа; 

  • выполняют коллективные и творческие работы.



Тематические разделы программы 

Основные разделы программы повторяются на протяжении трех лет, но существенно усложняются в зависимости от года обучения. 
1. Аппликация.

Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования. Воспитывает аккуратность, терпеливость, помогает выражению собственной фантазии и т.д. Работа над выполнением аппликации способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, трафаретом, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.

В программу включены следующие учебные задания:

Аппликация из природного материала. Аппликация из бумаги. Аппликация из ткани. Аппликация из кожи. Коллаж из разных материалов. Многослойная аппликация. Выпуклая прорезная аппликация. Мозаика. 
2. Работа с природным материалом:

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности для развития познавательных способностей учащихся. Они закрепляют умения по осуществлению операций соединения деталей с помощью пластилина, клея, палочек-штырьков. Вырабатываются способы передачи характерных черт фактуры и формы природных материалов, пропорции частей тела человека и животного. Трудовая деятельность предполагает подбор природного материала, экскурсии для его сбора
В программу включены следующие учебные задания:

Изготовление поделок из природных форм. Составление композиций из природного материала. Создание мини-скульптур. Игрушки. Декоративные элементы интерьера.
3. Изготовление объемных и полуобъемных изделий из бумаги, картона, ткани, бросовых материалов.

При изучении данной темы дети знакомятся с полиграфическими и упаковочными материалами, их свойствами, которые следует учитывать при выборе и осуществлении различных технологических операций. Выполняется разметка чертежными инструментами, вырезание по внешним и внутренним контурам, сгибание, соединение деталей различными способами. При соединении простых объемных форм в более сложные, внимание учащихся планируется акцентировать на оценке целостности и уравновешенности изделия. А так же других правилах (признаках, закономерностях) композиции: симметричная и ассиметричная форма; ритмическое чередование форм; стилизованная форма; цветовое решение изделий; зависимость цвета от назначения изделий. 

В программу включены следующие учебные задания:

Виды и свойства бумаги. Бумагопластика. Разметка деталей на больших формах. Крепление бумажных изделий и изделий из бросового материала. Создание объемных композиций из промышленного картона. Декоративные композиции. Игрушки из бумаги, картона, бросового материала
4. Плетение (техника макраме) 

Узелковое ручное плетение предполагает минимум материалов и инструментов. Ручное вязание развивает усидчивость, внимание, аккуратность, терпение.

Это занятие способствует развитию мускулатуры пальцев, делает более динамичными кисти рук.

В программу включены следующие учебные задания:

Техника плетения. Техника соединения плетения с природным материалом. Подарки. Игрушки. Декоративные элементы костюма. Декоративные элементы интерьера.
5. Изготовление изделий из кожи:

Кожа – эластичный и легкий материал. Многообразие разновидностей кожи дает огромные возможности для дизайна изделий. Работая по шаблону дети учатся размечать детали, экономно расходовать материал, узнают технологию работы с обрезками кожаных изделий.

В программу включены следующие учебные задания:

Техника работы с кожей. Разметка по шаблону. Кожаная пластика. Драпировка кожи. Игрушки. Украшения из кожи. Декоративные предметы интерьера. 


Прогнозируемые результаты обучения

После первого года обучения дети 

Будут знать:

  • Различные приемы работы с бумагой, тканью.

  • Основные цвета спектра и сочетание цветов в цветовом круге.

Будут уметь:

  • Различать и выбирать для работы бумагу с различными свойствами. 

  • Получить навыки по работе бумагой, познакомиться с техникой аппликации, обучиться приемам бумажной пластики. 

  • Вырезать бумагу по прямым линиям и с плавным закруглением очертаний предмета, правильно наносить клей на бумагу, размечать фигуры по шаблону, линейке. 

Научатся:

  • Выполнять простейшие эскизы для композиций. 

  • Создавать маленькие поделки из природного материла; 

  • Делать своими руками небольшие подарки, игрушки для себя и своих друзей из различных материалов


После второго года обучения дети

Будут знать: 

  • Особенности художественных средств выразительности.

  • Закономерности линейной перспективы

  • Приемы работы с различными материалами.

Будут уметь:

  • Правильно определять величину узора, пропорции фигур в зависимости от размера, формы объекта труда или размера листа бумаги.

  • Освоить технику плетения макраме. 

  • Познакомиться с кожаной пластикой.

Научатся:

  • Создавать собственный эскиз, подбирать фон, находить собственное цветовое решение.

  • Выполнять коллективные работы, участвуя в обсуждениях будущей темы и способах ее выполнения совместно с педагогом.


После третьего года обучения дети 

Будут знать:

  • Правила композиционного построения с учетом величины изделий.

  • Деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику того или иного жанра.

Будут уметь:

  • Самостоятельно выбирать тему, материалы для работы. 

  • Создавать разнообразные композиции, мини-скульптуры

  • Самостоятельно работать с бумагой, тканью, кожей, нитками, соломкой.

Научатся:

  • Декорировать и оформлять изделия. 

  • Выполнять творческие работы и коллективные работы, работая по методу проекта.Создавать работы для украшения школы. 


Способы проверки результатов
В процессе реализации программы используются различные виды контроля:

а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень художественных способностей ребенка, его знания о народных промыслах.
б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов и т.д.) 
в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (аппликация, изготовление поделок из бросового материала, изделия из кожи и т.д.)
в) итоговый – в конце учебного года, определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми (игра-путешествие, викторина, выставки).


Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Предполагается подведение итогов работы на каждом занятии. Результаты работы учеников, в основном, оцениваются устно. Все изделия выставляются, организовывается их коллективное обсуждение, при котором дети и педагог тактично указывают на их достоинства и недостатки. На втором и третьем году обучения, когда учащиеся выполняют более сложные работы, есть возможность подведения итогов неоднократно. А именно: при выполнения отдельных частей или элементов; более точного соответствия образцу; творческий подход в оформлении поделки или игрушки и т.д. Очень важно, чтобы педагог нашел в каждой работе что-то особенное и интересное, поддержал в детях уверенность в своих силах. По итогам каждого года обучения проводится анализ работы детей и награждение учащихся
Основными формами подведения итогов являются:

  • экспресс - выставки,

  • творческие и открытые занятия,

  • игровые конкурсы, 

  • тестирование.




Учебно-тематический план
1-го года обучения







Название темы

Всего
часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

I

Вводное занятие.

1

1

0

II

Аппликация

II.1

«Аппликация как предмет народно-декоративного творчества»

4

4

0

II.2

Орнамент, виды орнамента.
Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое.
Приемы вырезывания симметричных форм.
Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз


8


0


8

II.3

Перспектива и цвет в аппликации. Эскиз, подбор фона.

6

2

4

II.4

Композиция.
Составление композиций по принципу линейности.
Предметная аппликация.
Сюжетная аппликация.
Цветовой круг.


6


2


4

II.5

Экскурсия в музей 

6

0

6


II.6

Работа с тканью, кожей

Аппликация из ткани.

Работа с трафаретами.

Аппликация из готовых форм (кожа)

Коллективная работа.


8


2


6

II.7

Творческая работа.

4

0

4

II.8

Мини-выставка по теме «Аппликация»

2

2

0

III

Работа с природным материалом

III.1

Сбор природного материала. Экскурсия в природу


4


0


4

III.2

Аппликация из природного материала.

6

1

5

III.3

Изготовление поделок из готовых форм (каштаны, желуди) путем соединения частей деревянными палочками-стержнями.


6


1


5

III.4

Составление простейших композиций из природного материала.


4


0


4

III.5

Творческая работа

4

0

4

III.6

Конкурс «Природа и фантазия»

2

2

0

IV

Изготовление изделий из бумаги, мягкого картона, ткани фольги и ваты, бросового материала.

IV.1

Виды бумаги и ее свойства.

2

2

0

IV.2

Изготовление полуобъемных изделий. 
Бумагопластика. 
Создание изделий на плоскости с использованием витой спирали.
Изготовление композиций с использованием бумажной петли.
Пластика бумажной полоски Изготовление бумажного комочка

12

4

8

IV.3

Творческая работа «Фантазии из бумаги».


2


0


2

IV.4

Создание объемных форм из различных видов бумагиваты, фольги. 
Изготовление поделок по готовым выкройкам. 
Конструирование объемных форм из фольги и ваты.
Соединение деталей в цепочку и с помощью прорезей
Создание комка-основы (болванки) для изготовления игрушек.


10


2


8

IV.5

Игрушки из картона, фольги, ваты.

6

0

6

IV.6

Декоративные украшения.

4

0

4

IV.7

Изготовление поделок из бросовых материалов.
Игрушки из бросового материала

Конструирование из готовых форм с использованием дополнительного материала (цветной бумаги и кусочков ткани).


9


2


7

IV.8

Творческая работа

4

0

4

IV.9

Выставка «Праздник своими руками»

2

0

2

V

Плетение

V.1

Презентация «Изистория плетения»

4

4

0

V.2

Плетение из ниток

4

1

3

V.3

Игрушки с элементами плетения. 

4

1

3

V.4

Простые украшения.

4

1

3

VI

Итоговое занятие.

2

2

0

VII

Выставка творческих работ

4

2

2



Итого:

144

38

106

Содержание программы

1-й год обучения


  1. Вводное занятие. План и содержание занятий будущего года. 

Раздел II. Аппликация

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск