Скачать 482.55 Kb.
|
Образовательная программа дополнительного образования «Умелые руки» Срок реализации: 3 года Возраст учащихся: 7 -12 лет Пояснительная записка Направленность программы: художественно-эстетическая. Вид программы – примерная, составлена на основе программы «Умелые руки», автор-составитель педагог дополнительного образования ГОУ СОШ № 840- Королева Т.А. , 2012г. Реализуется в ГБОУ ДЮЦ «Звезда» с 2013 года. Программа коллектива дополнительного образования «Умелые руки» разработана с учетом возраста детей 1-6 классов и содержит в себе знакомство с разнообразными видами ручного труда и технологическими приемами, которые служат развитию мелкой моторики рук. В процессе художественной деятельности активно формируется сенсорика ребенка, его мышление, память. Развивается художественный вкус, нравственные качества. Все виды художественной деятельности дают и прекрасную возможность для развития творческой активности детей. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшая ручная работа требует постоянного внимания и заставляет ребенка думать. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Умственное развитие рекомендуется стимулировать путем активных движений пальцев. Тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Так как у детей начальных классов еще есть различные проблемы в обучении, то работа на занятиях в объединении «Умелые руки» должна способствовать развитию у них активизации умственной деятельности, творческих способностей, расширению кругозора и трудовых навыков. Актуальность программы - развитие дизайнерских технологий в наши дни, поиск новых творческих и смелых решений послужили поводом для создания программы именно в таком виде. Педагогическая целесообразность - многообразие материалов, техник, объединение разных видов творчества позволит детям осознать свои склонности, а взрослым – определить наличие у детей способностей к тому или иному виду деятельности. Новизна программы - совмещение разнообразных изобразительных и декоративных видов деятельности в творческих работах детей. Основной целью программы является развитие творческих способностей, фантазии, самостоятельности, привитию трудовых навыков и работе в коллективе. В связи с этим ставятся следующие задачи работы с учебной группой: Отличительной особенностью данной образовательной программы является повтор видов деятельности на протяжении трех лет обучения, постепенность усложнения приемов. Это способствует более полному усвоению практических навыков детей. Развивающие:
Образовательные:
Воспитательные:
Возраст детей, участвующих в реализации программы Программа коллектива дополнительного образования «Умелые руки» разработана с учетом возраста детей 1-6 классов (7-12 лет). Срок реализации программы Срок реализации программы рассчитан на 3 года. Количество учащихся в группе Количество учащихся в группе - 15 человек. На третьем году обучения в виду сложности работ и из соображений безопасности, детей можно делить на подгруппы. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю, в год 144 часа. Длительность занятий – 2 часа (по 45 минут + 15 минут перерыв) Обязательно проводится 15-20 минутный перерыв для отдыха и соблюдения режима проветривания. Формы и методы работы Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса. Открытые занятия – проводится 1 раз в год для коллег и родителей учащихся. Практическая работа - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков. Беседа – проводится в начале занятий, перед началом каждой новой темы. В учебно-тематический план занятий включается знакомство с историей того или иного вида народного творчества (бумагопластика, кожаная пластика, мозаика, соломка, плетение). Рассказ-объяснение – используется педагогом, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и самими учащимися. Метод проекта – применяется при выполнении индивидуальных творческих работ (выбор темы, составление эскиза, побор материалов, обсуждение последовательности работы, выполнение работы, оформление в рамку). Экскурсии – для сбора природного материала, наблюдений. Инструктаж – педагог четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы (например, по технике безопасности). Мини- выставки – проводятся в конце каждого занятия, и после завершения тематических разделов программы. Выставки творческих работ учащихся – проводятся регулярно в течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся. Посещение музеев и выставок – проводятся с целью знакомства с работами мастеров декоративно-прикладного творчества. Этапы прохождения программы Программа занятий делится на несколько разделов и реализуется в несколько этаповпервый этап (1 год обучения):
второй этап (2 год обучения):
третий этап (3 год обучения):
Тематические разделы программы Основные разделы программы повторяются на протяжении трех лет, но существенно усложняются в зависимости от года обучения. 1. Аппликация. Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования. Воспитывает аккуратность, терпеливость, помогает выражению собственной фантазии и т.д. Работа над выполнением аппликации способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, трафаретом, наносить клей кисточкой, приклеивать детали. В программу включены следующие учебные задания: Аппликация из природного материала. Аппликация из бумаги. Аппликация из ткани. Аппликация из кожи. Коллаж из разных материалов. Многослойная аппликация. Выпуклая прорезная аппликация. Мозаика. 2. Работа с природным материалом: Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности для развития познавательных способностей учащихся. Они закрепляют умения по осуществлению операций соединения деталей с помощью пластилина, клея, палочек-штырьков. Вырабатываются способы передачи характерных черт фактуры и формы природных материалов, пропорции частей тела человека и животного. Трудовая деятельность предполагает подбор природного материала, экскурсии для его сбора В программу включены следующие учебные задания: Изготовление поделок из природных форм. Составление композиций из природного материала. Создание мини-скульптур. Игрушки. Декоративные элементы интерьера. 3. Изготовление объемных и полуобъемных изделий из бумаги, картона, ткани, бросовых материалов. При изучении данной темы дети знакомятся с полиграфическими и упаковочными материалами, их свойствами, которые следует учитывать при выборе и осуществлении различных технологических операций. Выполняется разметка чертежными инструментами, вырезание по внешним и внутренним контурам, сгибание, соединение деталей различными способами. При соединении простых объемных форм в более сложные, внимание учащихся планируется акцентировать на оценке целостности и уравновешенности изделия. А так же других правилах (признаках, закономерностях) композиции: симметричная и ассиметричная форма; ритмическое чередование форм; стилизованная форма; цветовое решение изделий; зависимость цвета от назначения изделий. В программу включены следующие учебные задания: Виды и свойства бумаги. Бумагопластика. Разметка деталей на больших формах. Крепление бумажных изделий и изделий из бросового материала. Создание объемных композиций из промышленного картона. Декоративные композиции. Игрушки из бумаги, картона, бросового материала 4. Плетение (техника макраме) Узелковое ручное плетение предполагает минимум материалов и инструментов. Ручное вязание развивает усидчивость, внимание, аккуратность, терпение. Это занятие способствует развитию мускулатуры пальцев, делает более динамичными кисти рук. В программу включены следующие учебные задания: Техника плетения. Техника соединения плетения с природным материалом. Подарки. Игрушки. Декоративные элементы костюма. Декоративные элементы интерьера. 5. Изготовление изделий из кожи: Кожа – эластичный и легкий материал. Многообразие разновидностей кожи дает огромные возможности для дизайна изделий. Работая по шаблону дети учатся размечать детали, экономно расходовать материал, узнают технологию работы с обрезками кожаных изделий. В программу включены следующие учебные задания: Техника работы с кожей. Разметка по шаблону. Кожаная пластика. Драпировка кожи. Игрушки. Украшения из кожи. Декоративные предметы интерьера. Прогнозируемые результаты обучения После первого года обучения дети Будут знать:
Будут уметь:
Научатся:
После второго года обучения дети Будут знать:
Будут уметь:
Научатся:
После третьего года обучения дети Будут знать:
Будут уметь:
Научатся:
Способы проверки результатов В процессе реализации программы используются различные виды контроля: а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень художественных способностей ребенка, его знания о народных промыслах. б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов и т.д.) в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (аппликация, изготовление поделок из бросового материала, изделия из кожи и т.д.) в) итоговый – в конце учебного года, определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми (игра-путешествие, викторина, выставки). Формы подведения итогов реализации образовательной программы Предполагается подведение итогов работы на каждом занятии. Результаты работы учеников, в основном, оцениваются устно. Все изделия выставляются, организовывается их коллективное обсуждение, при котором дети и педагог тактично указывают на их достоинства и недостатки. На втором и третьем году обучения, когда учащиеся выполняют более сложные работы, есть возможность подведения итогов неоднократно. А именно: при выполнения отдельных частей или элементов; более точного соответствия образцу; творческий подход в оформлении поделки или игрушки и т.д. Очень важно, чтобы педагог нашел в каждой работе что-то особенное и интересное, поддержал в детях уверенность в своих силах. По итогам каждого года обучения проводится анализ работы детей и награждение учащихся. Основными формами подведения итогов являются:
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Содержание программы 1-й год обучения
Раздел II. Аппликация |