Скачать 174.17 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕЛНАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Утверждаю» Директор школы ______________________Е.А. Морева «___» __________________ 2012 г «Согласованно» Зам.директора школы ______________________ А. Г. Кокотова «___» __________________ 2012 г Программа учебного курса «Уроки Здоровья» 1-4 класс Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» (1-4 классы).- М.:ВАКО, 2011-288 с.- (Мастерская учителя). С. Ёлнать 2011 г. Пояснительная записка Здоровье подрастающего поколения- задача не только социальная, но и нравственная. Приобщение детей к культуре здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Данная программа позволяет заниматься профилактикой безопасного поведения школьников, знакомить их с основами здорового образа жизни, формировать устойчивые модели соответствующего поведения в природной и социальной среде. Приоритетной задачей курса является формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Необходимость такой программы очевидна и подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников. Курс рассчитан на еженедельные занятия, продолжительностью 1 час, в течение четырех лет обучения (1-4 класс). На занятиях широко используется деятельностный подход, который позволяет реализовать методику накопления учениками опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни. Программа предлагает широко использовать игровые и проблемные ситуации, элементы тренинговой формы, различные виды групповой работы и многое другое. В этом контексте стремление ребенка к здоровому образу жизни становится естественной потребностью, результатом его осознанных действий, а не следования ряду запретов. Структура программы ориентирована на интегративные мироощущения школьников начального периода обучения. Главная идея базируется на так называемых «основных свойствах живого», позволяющих выстроить принципы и правила здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения в природной и социальной среде. Содержание уроков направлено на объединение биологического, психического, социального и духовно-нравственного начал в человеке. На занятиях по данной программе отсутствует такой элемент, как рефлексия. Ученик уходит с занятия, задумавшись о своем отношении к данной теме. Ему не дали готового ответа и готовой установки, над этим придется потрудиться самому. Домашние задания так же не предусматриваются, но необходимо заранее сделать подборку книг и статей, фильмов по тематике урока с учетом возраста. Итогом работы на занятии может стать буклет, плакат, памятка, рисунки и т.д. Цели и задачи. Цель программы: - научить детей быть здоровыми и душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи: Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития. Планируемые результаты освоения программы Личностные универсальные учебные действия: - ориентация в системе моральных норм и ценностей; - экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе; - знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях; - уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; - уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; - готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; - позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. Регулятивные универсальные учебные действия - устанавливать целевые приоритеты; - планировать пути достижения целей; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. - ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; - анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выпускник начальной школы научится: • характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; Основы медицинских знаний и оказание первой помощи • характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях. Выпускник получит возможность научиться: • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. Система оценки достижения планируемых результатов Входная диагностика: - анкетирование и тестирование в начале учебного года. Оценка в процессе: - тесты, викторины и т.п. на проверку усвоения программы; - активность учащихся на занятиях; - оценка эмоционального фона по окончанию занятия; - повышение интереса учащихся к поиску информации по тематике курса; - проявление интереса родителей к занятиям; - применение полученных на Уроках навыков в жизни. Оценка по окончанию курса: - анкетирование и тестирование; - практические занятия на оказание первой медицинской помощи. Участники программы: учащиеся 1-4 классов. Количество занятий: 1 класс- 33 часа, 2-4 класс – 34 часа Регулярность: 1 раз в неделю Продолжительность: 1 час Учебно-тематический план ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Дружи с водой – 2 часа Забота о глазах – 1 час Уход за ушами – 1 час. Уход за зубами – 3 часа Уход за руками и ногами – 1 час. Забота о коже – 3часа Как следует питаться – 2часа Как сделать сон полезным – 1час Настроение в школе- 1час Настроение после школы – 1час Поведение в школе – 2часа Вредные привычки – 2часа Мышцы, кости и суставы – 2часа Как закаляться. Обтирание и обливание -1час Как правильно вести себя на воде -1час Игры для здоровья и радости – 5 часов Народные игры – 1час Подвижные игры 1час Доктора природы (обобщающие) -2часа 2 класс Почему мы болеем – 3 часа Кто и как предохраняет нас от болезней – 2 часа Кто нас лечит – 1 час Прививки от болезней -2часа Что нужно знать о лекарствах -2 часа Как избежать отравлений -2 часа Безопасность при любой погоде – 2часа Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте – 2часа Правила обращения с огнём -1 час Как уберечься от поражения электрическим током – 1час Как уберечься от порезов, ушибов, переломов – 1 час Как защититься от насекомых – 1 час Предосторожности при обращении с животными – 1 час Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом -2часа Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении – 2 часа Первая помощь при травмах – 3часа Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос - 1час Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек -1 час Сегодняшние заботы медицины – 3 часа 3 класс Чего не надо бояться – 1 час Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным – 2 часа Почему мы говорим неправду- 2 часа Почему мы не слушаемся родителей- 2 часа Надо уметь сдерживать себя – 2 часа Не грызи ногти, не ковыряй в носу- 2 часа Как относиться к подаркам – 2 часа Как следует относиться к наказаниям -1 час Как нужно одеваться -1 час Как вести себя с незнакомыми людьми -1 час Как вести себя, когда что-то болит- 1 час Как вести себя за столом- 2 часа Как вести себя в гостях- 1 час Как вести себя в общественных местах- 2 часа «Нехорошие слова». Недобрые шутки- 2 часа Что делать, если не хочется в школу – 1 час Чем заняться после школы- 1 час Как выбрать друзей- 2 часа Как помочь родителям- 1 час Как помочь больным и беспомощным- 2 часа Повторение -3 часа 4 класс Наше здоровье – 4 часа Как помочь сохранить здоровье- 3 часа Что зависит от моего решения – 2 часа Злой волшебник – табак – 1 час Почему некоторые привычки называются вредными- 5 часов Помоги себе сам – 1 час Злой волшебник- алкоголь – 3 часа Злой волшебник- наркотик- 2 часа Мы- одна семья- 2 часа Повторение. Нестандартные уроки и уроки- праздники- 11 часов Поурочное планирование 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
|