Что родители знают о пальчиках своего малыша? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные. Поначалу пальчики всё больше отдыхают. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, игрушки; сжимаются, чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями?
В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познаёт мир и… умнеет.
Поэтому чем больше внимания вы уделяете кистям малыша, тем активнее у него развивается МОЗГ и РЕЧЬ.
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И чем АКТИВНЕЕ и ТОЧНЕЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ у маленького ребёнка, тем БЫСТРЕЕ он начинает ГОВОРИТЬ.
| На перламутровый челнок
Натягивая шёлка нити,
О пальцы гибкие, начните
Очаровательный урок!
О.Мандельштам
|
Прежде чем приступить к выполнению упражнений, необходимо познакомить детей с названием пальцев рук. Пальчики одной руки «здороваются» с пальчиками другой руки: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
| Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.
| Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
| Поочерёдно поднимаем пальцы обеих рук кверху.
| Будем их соединять
И движенья выполнять…
| Каждый палец руки присоединяем поочерёдно к большому.
|
Мы рога козы покажем
| Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперёд, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.
| И рога оленя даже…
| Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.
| Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
| Выдвигаем вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперёд, а потом сжимаем пальцы в кулаки и разжимаем.
| Чтобы чётко говорить,
Надо с пальцами дружить!
| Каждый палец поочерёдно присоединяем к большому.
|
Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук:
Массаж ладоней ребёнка является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Для выполнения массажа детям предлагаются небольшие мячики (мячики-ёжики, попрыгунчики) или неотточенные карандаши, и даже мамины бигуди.
Игра «Крутись, карандаш». Дайте ребёнку неотточенные карандаши и предложите покатать их по столу вперёд – назад сначала одной рукой, потом другой. Чтобы карандаш не укатился, необходимо крепко надавить на него ладошкой.
Игра «Не боюсь колючек». Дайте малышу потрогать мамины бигуди-липучки, и обратите внимание на то, что бигуди колючие. Предложите ребёнку покатать бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ладони ребёнка были прямыми и напряжёнными.
Игра «Непослушные мячики». Предложите ребёнку покатать мячик ладонью по столу. Объясните, что во время игры шарики не должны выкатываться из-под ладоней. Затем попросите малыша покатать шарик между ладонями.
Игры-шнуровки. Шнуровки продаются готовые в форме пуговиц, домиков и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребёнок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.
Разнообразные пальчиковые игры. Они очень эмоциональны и просты. Например:
Игра «Лапки-царапки»
Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки,
| Ребёнок кладёт руки на стол и сжимает их в кулачки.
| А в лапках – цап-царапки.
| Ребёнок выпрямляет пальцы, в шутку царапается.
| Игра «Спокойного сна!»
Этот пальчик хочет спать,
| Загните мизинец.
| Этот пальчик лёг в кровать,
| Загните безымянный палец.
| Этот рядом прикорнул,
| Загните средний палец.
| Этот пальчик уж заснул,
| Загните указательный палец.
| А другой давненько спит…
| Загните большой палец.
| Кто у нас ещё шумит?
| Погрозите пальчиком другой руки.
| Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!
|
| Игра «Замок»
На двери висит замок.
| Соединить пальцы рук в «замок».
| Кто открыть его бы мог?
Мы замочком постучали,
| Постучать по столу сомкнутыми в замок руками.
| Мы замочек повертели,
| Круговые движения сомкнутыми руками.
| Мы замочек покрутили…
| Сначала покрутить сцепленными в замок кистями, затем потянуть руки в разные стороны.
| И открыли!
| Расцепить пальцы.
|
Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами.
Игра с крупами. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. А затем позвольте малышу самому нарисовать несколько шедевров.
Игра «Золушка». Смешайте в миске белую и цветную фасоль. Предложите ребёнку разложить крупу по двум другим мискам.
Игра с пуговицами. Подберите пуговицы разного цвета и размера – это превосходный, интересный и яркий материал для игр детей. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение и ручную умелость, пространственную ориентировку и глазомер, творческие способности и речь. Можно также использовать разноцветные крышки от пластиковых бутылок.
Игры в лото, мозаику, пазлы. Выбор этих игр сейчас велик.
Все предметы, используемые в играх должны быть безопасными для ребёнка!
Будьте особенно внимательны при игре с мелкими предметами! В таких случаях ребёнка нельзя оставлять одного ни на минуту!
Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.
Увлекательно проходит игра со спичками (используйте спички очищенные от серы):
- можно выкладывать узоры по образцу;
- по памяти;
- придумать самостоятельно.
|