Скачать 147.14 Kb.
|
Введение По некоторым официальным данным состояние здоровья учащихся в последние годы ухудшается, и наша школа – не исключение. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. В МОУ Иващенковская СОШ был разработан и внедрен проект мониторинга режима дня учащихся. Цель проекта: оценить влияние организации режима дня на состояние здоровья детей и подростков. Задачи:
Объект исследования: режим дня и данные медицинского осмотра учащихся школы Методы:
Режим дня подросткаРациональный режим дня представляет собой правильное распределение времени занятий и сна, чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Физиологической основой режим дня у человека является выработка условных рефлексов на время. В ответ на воздействие внешних раздражителей в строго установленной последовательности вырабатывается определённый ритм физиологических реакций, т. е. формируется так называемый динамический стереотип ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определённый распорядок работы «настраивает» организм человека на работу и отдых. Эти процессы осуществляются легко и эффективно без лишний усилий со стороны организма. Облегчается и ускоряется выполнение всех дел, учёба идёт успешно, подросток здоров, жизнерадостен, бодр. Режим дня не только способствует правильному и гармоничному развитию ребёнка, но и приучает к дисциплине, формирует представление об обязанностях. Ребёнок любого возраста нуждается в чётком режиме, который должен быть постоянным и строго соблюдаться. Только в этом случае режим не будет в тягость, а поспособствует воспитанию волевых качеств, приучит к дисциплине. Не стоит «начинать новую жизнь» мгновенно, надо привыкнуть постепенно к соблюдению режима дня, выработать привычки, и организм сам «настроит» свои биологические часы. Необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день учащихся, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Учащиеся должны спать 8 – 10 часов в сутки. Если они спят меньше (5 – 7 часов), уровень их работоспособности понижается на 30%, что негативно сказывается на умственной деятельности. Иногда школьники, кроме выполнения домашних заданий, много времени проводят за компьютером и/или телевизором. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать лишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно отразиться на состоянии здоровья подростка. Также необходимо правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры на воздухе не менее 3 часов вдень, половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность, так как это может негативно отразиться на растущем, ещё не полностью сформировавшемся организме. Например, катание на коньках, лыжах не должно превышать полутора – двух часов, игра в футбол – одного часа. В выходные дни подростку следует выспаться. Восстановить утраченные за учебную неделю силы помогают пребывание на свежем воздухе, участие в походах, занятия спортом. Примерный хронометраж распределения времени отражён в таблице 1. Таблица 1. Хронометраж режима дня
При составлении режима дня необходимо учитывать не только возраст ребёнка, но и его индивидуальные особенности, интересы и увлечения, домашние обязанности. В режиме дня должны быть предусмотрено время на основные виды деятельности подростка (сон, отдых, занятия, обязанности и т. д.) Не стоит очень уж строго следовать распорядку составленного режима. Бывают непредвиденные обстоятельства (болезнь, какое – то срочное дело), заставляющие нарушать режим дня, но такие нарушения рассматриваются как исключения. В соответствии с периодами повышения и спада физиологических функций должен строиться режим дня подростка. Он предусматривает следующие основные компоненты:
Примерный режим дня подростка отражён в таблице 2. таблица 2. Примерный режим дня посещающих школу в 1 смену
Данные опроса учащихся классовДля проведения опроса среди подростков нашей школы нами была разработана следующая анкета: Анкета для учащихся
В опросе приняли участие 60 человек ,все они являются учащимися 1-11-х классов нашей школы. После подсчёта и обработки результатов мы получили следующие данные.
Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что большинство учащихся грубо нарушают режим дня. 63% никогда не делают зарядку, 68% не соблюдают режим питания ,более половины школьников не правильно выполняют домашнее задания, 65% не соблюдают режим сна, 68 % школьника часто не досыпают, 68% всё свободное время сидят перед телевизором или компьютером, 34% никогда не планируют свой день ,всё это говорит о грубых нарушениях режима дня со стороны школьников. Состояние здоровья учащихсяСостояние здоровья учащихся отражено в таблице (данные медицинского осмотра 2012 года) Структура заболеваемости учащихся
Самым распространенным заболеванием среди учащихся является заболевания щитовидной железы, далее в порядке убывания идут, ЛОР – болезни, болезни желудочно – кишечного тракта, болезни органов зрения, сердечно – сосудистые заболевания, болезни органов дыхания и аллергические заболевания, кариес
Влияние режима дня на состояние здоровья школьников Большая часть школьников никогда не делает зарядку . Из всех опрошенных только два человека всегда утром выполняют зарядку. Это подтверждает частые простудные заболевания, а так же наличие хронических болезней органов дыхательной системы учащихся. Почти половина школьников садятся за уроки после обеденного отдыха. Всегда делают перерывы при выполнения домашнего задания только 9 учащихся, иногда – 22, 25 учащихся выполняют уроки без перерыва. В следствие этого могут возникнуть головные боли, слабость, нежелание учиться. Большинство школьников ложиться спать когда-как, что должно сильно сказываться на их самочувствии и работоспособности на уроках. Не высыпаясь просыпается треть школьников, что связано с несоблюдением режима дня и отдыха. 68% школьников не всегда высыпаются. Их организм не успевает восстановить свои силы. Большая часть школьников всё свободное время посвящают просмотру телевизора, сидению за компьютером, что свидетельствует о гиподинамичном образе жизни. Следствием этого являются сердечно-сосудистые заболевания и болезни органов зрения школьников. Всегда планируют свой день только 7 школьников .Третья часть опрошенных никогда не задумываются о режиме дня. Им трудно выполнить всю намеченную работу ,отдохнуть и подготовиться к новому учебному дню. ЗаключениеПодростки на современном этапе ведут малоподвижный образ жизни. Неправильная организация режима дня, нарушения режима сна и характера питания приводит к ухудшению состояния здоровья. Подростковый возраст – это период в жизни человека, когда происходит его физическое и духовное формирование. Изучив все полученные нами данные, можно прийти к выводу о взаимосвязи несоблюдения режима дня и нарушения состояния здоровья школьников нашей школы. Необходимо вести просветительскую работу среди учащихся, родителей и их законных представителей о необходимости соблюдения режима дня. Каждому подростку порекомендовать составить свой индивидуальный режим дня и постараться соблюдать его. |