Скачать 65.38 Kb.
|
Тема: «Твёрдые тела, жидкости и газы». Цель: познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел, их свойствами, отличиями, круговоротом воды в природе; развивать умения использовать свой опыт, наблюдения и на этой основе делать выводы; воспитывать чувства любви, благодарности ко всему окружающему, которое даёт много удивительного, интересного, познавательного. Оборудование: твердые предметы (деревянный брусок, блюдце, стакан), жидкости (чай, вода в бутылке), флакон туалетной воды, воздушный шарик, шприц, таблички для схемы, иллюстрация к сказке «Снегурочка», схема «Круговорот воды в природе», сигнальные карточки. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока.
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
Демонстрирую деревянный брусок из детского строительного материала, воду в бутылке, брызгаю туалетной водой. Учитель: Ребята, что вы заметили? Что вы можете сказать об увиденном? Предположение детей. Учитель: Нас окружают различные предметы, по-другому их называют физические тела. Как вы думаете, они все одинаковые? Чем они отличаются? При демонстрации предметов дети говорят о том, что брусок – твёрдый, вода – жидкая, а воздух (если не догадаются, выводим вместе) – это газ. Запись на доске. Газы. Жидкости. Твёрдые тела.
Учитель: Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? Какая цель нашего урока? Дети высказывают свои предположения, повторяю наиболее правильную и общую формулировку. Учитель: Сегодня мы будем говорить о твердых телах, жидкостях и газах. Выясним, чем же отличаются тела, которые находятся в различных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
Обращаю внимание детей на предметы, лежащие на столе: бруски из строительного материала, бутылка, блюдце, стакан. Вызываю по одному ученику для практической работы. Учитель: Возьми брусок, попробуй изменить его форму, можно сжать его? Ученик: Нет. Он не сжимается. Учитель: А придать другую форму, например круга? Ученик: Нет. Учитель: Как вы думаете почему? Ученик: Этот предмет твёрдый, поэтому изменить его форму нельзя. Учитель: Да, ребята. Значит, твёрдые физические тела всегда сохраняют свою форму. А теперь возьми бутылку с водой, перелей её в блюдце, что вы заметили? Ученик: Изменилась форма воды. Учитель: А теперь из бутылки вылей воду в стакан. Ученик: Вода приобрела форму стакана. Учитель: Что вы заметили? Какой вывод мы можем сделать? Приведите свои примеры. Ученик: Можно взять молоко, сок, компот. Вода меняет свою форму. Вода выливается на пол и растекается, а если наливаем в чайник, то она приобретает форму чайника. Учитель: Какой же делаем вывод о жидкостях? Ученик: Жидкости меняют свою форму в зависимости от формы посуды, в которой они находятся. По ходу рассуждения заполняется схема на доске (Приложение 1)
Учитель: Ребята, подумайте, чем заполнен воздушный шарик? Ученик: Он заполнен воздухом. Учитель: А что представляет собой воздух? Мы его видим? Ученик: Нет. Учитель: Воздух – это газ. Брызгаю туалетной водой. Что вы почувствовали? Ученик: Мы почувствовали запах. Учитель: Как вы думаете, почему вы почувствовали запах, ведь я брызнула только у доски? Предложения детей. Учитель: Газ имеет свойство заполнять всё пространство, а не оседать на дне или на какой-то части пространства. Приведите свои примеры. Ученик: Мы чувствуем запахи, которые распространяются из столовой. Учитель: Значит, газ заполняет всё пространство. Дополняю схему. Физминутка.
Бабочка. Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка подавливая на них по часовой стрелке и против неё.) И вдруг проснулся. (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел. (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки). Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо – влево.)
Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам! (Шагаем на месте.) Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.) Град! Град! Сыплет град Все под крышами сидят. (хлопки в ладоши.) Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)
Учитель: Ребята, мы с вами знаем, что предметы, окружающие нас, очень любят путешествовать. Оказывается, вода тоже великая путешественница. Я сейчас вам расскажу сказку об этом. Рассказываю сказку, обращаю внимание ребят на схему «Круговорот воды в природе» на доске. Учитель: Однажды в теплый день вода в озере отдыхала. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким легким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в большие тучи. Наконец тучам стало так тесно, что они начали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды у них потекли слезы, которые люди назвали дождем. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова наполнилось до краев, и в следующий жаркий день эта история повторилась с самого начала. На самом деле такое превращение воды называется круговоротом воды в природе. Вспомните русскую народную сказку «Снегурочка». Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и ещё раз подтверждают свои предположения о воде. Учитель: А если воду охладить, поместить, например, в морозильник, что мы заметим? Ученик: Вода превратиться в лёд. Учитель: Какое это состояние. Ученик: Твёрдое. Учитель: Оказывается, обыкновенная вода, которую мы пьём, используем в своих целях – удивительное вещество. Она может быть жидкая, твёрдая и газообразная. (Рисунок на стр. 39). Учитель: А теперь выполним задание на стр. 37. Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, куда же волшебник налил воду? Соедини стрелками изображения воды и расколдованной посуды. Что это за свойство воды? Ученик: Свойство воды менять свою форму. Учитель: Выполните задание на стр. 38. Подпишите, в какой из бутылей находится твердое тело, жидкость и газ. Что это за свойство газа, жидкости, твёрдого тела? Ученик: Газ заполняет всё пространство, твёрдое тело – на дне, вода – не всё пространство. Учитель: А теперь понаблюдайте. Показываю опыт со шприцем с водой, а потом без воды. Учитель: Что вы заметили? Ученик: Воду нельзя сжать, поэтому, не обрызгав себя, мы не можем сжать шприц. А там, где нет воды, но шприц не пустой, в нём находится воздух, его можно сжать, но если отпустить, то шприц постепенно вернётся в прежнее положение. Учитель: Да, ребята, верно. Значит, воду можно сжать? Ученик: Нет. Учитель: А воздух или газ? Ученик: Можно. Учитель: А сейчас в парах выполните задания на карточках. (Приложение 2) Карточка №1 Подчеркни слова, которые используют в рассказе о твердых телах. Ломать, дышать, пить, сыпать, течь, рубить, кидать. Карточка №2 Подчеркни слова, которые можно использовать в рассказе о жидкостях. Ломать, дышать, пить, сыпать, течь, рубить, кидать. Проверка. Итог урока. Рефлексия. Учитель: - Что узнали нового? - Ответили ли на главный вопрос урока? - Итак, мы выяснили, в чём же различие разных состояний физических тел. - Давайте поиграем в игру, «Узнай предмет». Я называю свойства, а вы отгадываете:
Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас покажите мне зелёный свет сигнальной карточки, если вам урок понравился и вы хорошо поработали. Жёлтый, если урок не очень понравился и вы в что-то не поняли. Красный – если вам урок не понравился и вам было скучно. Дети работают с помощью сигнальных карточек. |