МКОУ Юрьевская основная общеобразовательная школа
Учитель истории и обществознания
Добрякова Н. В.
Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: Учебник для 7 класса. –
М.: «Русское слово», 2010. –136 с.
ТИПУРОКА – ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ВИД УРОКА – УРОК-СРАВНЕНИЕ
ЦЕЛЬ:
Выяснить характерные черты и особенности городского и сельского образа жизни.
ЗАДАЧИ:
- образовательная
- охарактеризовать положительные и отрицательные стороны городского и сельского образа жизни;
- доказать тезис «Города – двигатели прогресса», приводя конкретные примеры из истории и жизни;
- познакомиться с жизненно важными составляющими человека – труд и отдых;
- воспитательная
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать чувство коллективизм, культуру общения при работе в группе;
- воспитывать положительное отношение к городскому и сельскому образу жизни с помощью конкретных примерах;
- воспитывать уважение к труду, при работе над вопросом «Труд и отдых в городе и селе»;
- развивающая
- развивать письменную и устную речь, мышление, умение высказывать свое мнение;
- развивать умение приводить примеры из истории и жизни при работе над тезисом «Города – двигатели прогресса»;
- способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное с помощью составления сравнительной таблицы «Труд и отдых в городе и селе»;
- продолжить развитее умений работать с текстом учебника. Учащиеся должны:
анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
работать с текстом учебника, дополнительными источниками, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу и схему;
вырабатывать навыки работы в группе;
Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: Учебник для 7 класса. – М.: «Русское слово», 2010. – 136 с.
Хромова И. С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. – М.: «Русское слово», 2010. – 64 с.
Персональный компьютер
Компьютерная презентация «Город и село»
Иллюстрации города и села, схемы, таблицы.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| Орг. момент
| – Здравствуйте ребята.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Все на месте, все в порядке книжки, ручки и тетрадки.
–Ребята проверьте свою готовность к уроку.
| Проверка готовности к уроку
| 2 мин.
| Рефлексия
| Я нарисовала полянку, но у меня не хватило красок, чтобы на ней отобразить погоду. Помогите мне. (Приложение №1)
- Если у вас отличное настроение и на душе у вас играет солнышко, то нарисуйте «солнышко».
- Если у вас хорошее настроение, то отобразите на поляне «облачко».
- Если у вас плохое настроение, то пусть на поляне прогремят раскаты «грома»
|
| Слайд 1-2
| отмечают на поляне свое настроение
| Мотивация
| В 70-е годы была очень популярна песня, где были следующие слова:
Сам себя считаю городским теперь я,
Здесь моя работа, здесь моя семья.
Но все также ночью снится мне деревня –
Отпустить меня не хочет родина моя.
У многих людей эти строки вызывают щемящее чувство грусти…
Действительно, город и село – это две среды обитания человека. Издавна люди пытались решить для себя вопрос: где же человеку жить лучше? «Город – царство, а деревня – рай», «Жить в деревне – не видать веселья».
Я предлагаю вам послушать эту песню, и постарайтесь ответить на вопрос: где же человеку жить лучше?
|
| 3 мин.
| Слайд 3-13
| учащиеся слушают песню, устно отвечают на вопрос.
| Тема урока
Слайд 14-16
| – Скажите, какая тема нашего урока?
– Сложился стереотип о том, что жизнь в городе обязательно интереснее, богаче и веселее. Так ли это? Вот на этот вопрос мы с вами постараемся найти ответ.
– Сформулируйте цель урока
Цель урока:
выяснить характерные черты и особенности городского и сельского образа жизни.
План проведения занятия:
1. Роль городов в развитии общества.
2.Отличительные черты городской и сельской среды.
3.Труд и отдых в городе и селе.
| +Древня.
+Город и село
+…запись темы урока в тетрадь.
+Формулировка цели урока.
| 2 мин.
| знакомство с планом урока.
| Введение в новый материал
Слайд 17
| Давайте проведем в начале урока своеобразный тест: напишите в своих тетрадях продолжение одной из фраз. Фразу вы выбираете самостоятельно в зависимости от своего убеждения. Итак, продолжите фразу:
Я бы хотел жить в городе, потому что___
Я бы хотел жить в деревне, потому что__
А в конце урока, после того, как рассмотрим подробно две среды обитания человека, вновь проведя данный тест, посмотрим, не изменили ли вы своего мнения.
(с помощью гиперссылки возвращаемся к плану, далее с помощью щелчка по пункту переходим на слад №18)
| Выполняют задание в тетради, зачитывают свои убеждения (по желанию)
| 2 мин.
| 1. Роль городов в развитии общества.
| - Вспомните, когда и как возникли города?
-Какую роль играли в жизни общества на ранней стадии развития человечества?
+ Города возникли в эпоху становления государственности. Само слово «город» означает «укрепленное, огороженное место». Изначально город противостоял селу и деревне, хотя его развитие во многом было обусловлено потребностями сельской округи в ремесленных изделиях и привозных товарах. Он являлся укрепленным поселением ремесленников и торговцев, центром обмена.
- Как вы думаете, почему ученые выдвинули тезис о том, что города – двигатели прогресса?
На доске схема «Города-двигатели прогресса» (Приложение №2)
- Приведите примеры, подтверждающие написанные тезисы в помощь вам иллюстрации.
(учащиеся приводят примеры подтверждающие тезисы, а на экране с помощью гиперссылки появляются иллюстрации)
Таким образом, понятие город можно определить так: Это очаг зарождения и распространения нового – в науке, технике, производстве, культуре, искусстве. «Вселенная без города – это словно тело без головы», отметил знаменитый французский писатель Виктор Гюго в своем очерке «Париж».
(с помощью гиперссылки возвращаемся к плану, далее с помощью щелчка по пункту переходим на слад № 23)
| + беседа о возникновении города .
|
10 мин.
| Слайд 18-22
| +Выслушиваются мнения ребят и подводятся итоги.
| 2. Отличительные черты городской и сельской среды.
| Село в узком, исторически сложившемся русском языке значении – это небольшое поселение. В Киевской Руси – под термином «село» подразумевают княжеское загородное имение. Позже у русских людей появляются крупные крестьянские поселения с церковью. Оно получило название «село».
Далее наша задача рассмотреть отличительные черты городской и сельской жизни. Работу построим следующим образом. Разбейтесь на две группы.
I группа из приведенного списка определяет отличительные черты городской жизни.
II группа из приведенного списка определяет отличительные черты сельской жизни. (Приложение №3)
*Что вам понравилось в городском образе жизни? Что не понравилось?
* Чего больше, по-вашему, плюсов или минусов? Свой ответ аргументируйте.
* Что вам понравилось в сельском образе жизни? Что не понравилось?
* Чего больше, по-вашему, плюсов или минусов? Свой ответ аргументируйте.
(с помощью гиперссылки возвращаемся к плану, далее с помощью щелчка по пункту переходим на слад №25)
| Работа в группах.
| 6 мин.
| Слайд 23-24
| Проверка по щелчку.
- отвечают на вопросы.
| 3.Труд и отдых в городе и селе.
Слайд 25-28
| Мы с вами переходим к изучению важных составляющих жизни человека. Это труд и отдых.
Работая со страницами 108-110 учебника, составьте сравнительную таблицу «Труд и отдых в городе и селе».
(с помощью гиперссылки возвращаемся к плану, далее с помощью щелчка по пункту переходим на слад №29)
| Работа с текстом, заполнение таблицы в тетради.
Проверка слайды № 27-28.
| 9 мин.
| Закрепление
| Над какими вопросами мы сегодня с вами работали? Сложился стереотип о том, что жизнь в городе обязательно интереснее, богаче и веселее. Так ли это?
- С какими трудностями столкнется сельский житель, переехавший жить в город? А горожанин, поселившийся в деревне?
| Ответы учащихся.
| 5 мин.
| Слайд 29
| Домашнее задание
Слайд 30
| Выучить §20 и выполнить творческое задание: придумайте и напишите небольшое сочинение на тему: «Городской житель в деревне» или «Сельский житель в городе».
| запись задания в дневник.
| 1 мин.
| Итог урока Слайд 31-52
| Вспомним начало нашего урока и задание-тест, которое вы выполняли. Повторим его вновь.
(тихо звучит музыка)
| Выполнение теста в тетради, чтение предложений (по желанию)
| 3 мин.
| Рефлексия
Слайд 53-55
| Я нарисовала полянку, но у меня не хватило красок, чтобы на ней отобразить погоду. Помогите мне.
- Если у вас отличное настроение и на душе у вас играет солнышко, то нарисуйте «солнышко».
- Если у вас хорошее настроение, то отобразите на поляне «облачко».
- Если у вас плохое настроение, то пусть на поляне прогремят раскаты «грома».
– До свидания, спасибо за урок.
|
| 2 мин.
| Приложение №1
Приложение №2
Ускорители развития техники Центры развития культуры Центры развития хозяйства Центры политической жизни Города – двигатели прогресса
Отличительные черты городского и сельского образа жизни 1. Проживает большее число людей.
2. Благоприятная экологическая обстановка.
3. Мало занимаются физическим трудом.
4. Оснащен средствами цивилизации.
5. Наличие большого количества учреждений досуга.
6. Ценятся местные традиции.
7. Мало бывают на свежем воздухе.
8. Отсутствуют широкие возможности для досуга.
9. Неблагополучная экологическая обстановка
10. Ослабленное здоровье.
11. Люди практичны, недоверчивы, часто агрессивны.
12. Труд в течение всего дня.
13. Крепкое здоровье жителей.
14. Отсутствие средств цивилизации.
15. Небольшое число жителей.
16. Действует правило: «Один за всех, все за одного». |