Скачать 63.11 Kb.
|
Интегрированный урок чтения и изо в 4-б классе Подготовила учитель начальных классов общеобразовательной школы № 6 г.Дебальцево Осьмушко А.А. Интегрированный урок по чтению и изобразительному искусству в 4 классе Тема: Обобщающий урок по чтению ,,Осень - дивная пора” Цель:
Оборудование: осенние листья, рисунки, иллюстрации художников. Ход урока. І.Организационный момент. Девиз урока. ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ... Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Федор Тютчев. ІІ.Сообщение темы урока, формы его проведения.
У нас сегодня обобщающий урок чтения с рисованием. На этом уроке мы будем говорить о замечательном времени года – осени, рассматривать иллюстрации выдающихся русских художников ,на которых изображена эта дивная пора, декламировать стихотворения известных поэтов об осени , а также попробуем свои способности в составлении рассказов и перенесём это на рисунок. -Давно уже прошло лето. Но пришла не менее интересная пора-это разноцветная осень. Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. Золотой цвет очень к лицу белокорой березке. Могучие дубы выбрали солидный наряд- коричневые и пурпурные листья. А вот веселые клены получили самый яркий наряд, собрав в него все краски осени. Для удобства нашей работы давайте разделимся на группы. 2.Деление детей на группы ( раздача листьев), комментирование заданий: -дубовые листочки(сильные, могучие)- получают мальчики, они входят в группу фольклористов; -берёзовые листочки(стройные, трепетные, нежные)-группа литераторов; -кленовые листочки(разнообразные цвета красок)-группа пейзажистов (молодые, начинающие писатели, будут использовать словесное описание) -ещё у нас будет работать творческая группа (соберут слова ) ІІІ. Работа в группах: 1.Фольклористы ( пословицы, поговорки, приметы осени). Что такое фольклор?(фольклор означает «народная мудрость, народное знание»,фольклор-это волшебное царство устного народного творчества: былины, сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Всё это собиралось народом, переходило из уст в уста, из поколения в поколение. 1уч. Кричит ворона в небе:Карр! В лесу пожар-р, в лесу пожар-р! А было просто очень: В нём поселилась …. 2уч. Весна красна, да голодна, Осень дождлива, да сыта. 3уч. Осень говорит: «Я поля уряжу», Весна говорит: «Я ещё погляжу». 4уч. В сентябре огонь и в поле ,и в избе. 5уч. Падают с ветки Золотые монетки. (Листья) 6уч. Он дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дереву Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Значит, он выносливый, Значит, закаленный.(дуб) 2. Литераторы ( декламирование стихотворений об осени известных поэтов). Это необыкновенное время года любили описывать известные нам поэты.Давайте послушаем наших литераторов. 1уч. Ф.Тютчев. Есть в осени первоначальной Короткая,но дивная пора- . Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё-простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух,птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь- И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... 2уч. Листопад” И.А.Бунин. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной… Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между кленами синеют, То здесь, то там в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой… 3уч. С.Пушкин. “Уж небо осенью дышало” Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. 4уч. В золотой карете, Ярко-желтым цветом Что с конем игривым, Землю разукрасила. Проскакала осень Сентябринки, Октябринки, По лесам и нивам Ноябринки принесла Добрая волшебница Ребятишкам очень милым Все переиначила, Подарила, раздала. 5уч. Красавица-осень разбрызгала краски: Небесная просинь, как будто из сказки. Лиловая липа и пламень осины, Прощальные клики семьи журавлиной. Листает октябрь золотые страницы, А белым берёзкам зима уже снится. 6уч. А .С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. -Мы прослушали очень красивые стихотворения известных поэтов, но о природе пишут стихотворения не только поэты, о ней пишут музыку композиторы, а красоту природы ещё изображают на своих картинах художники. У каждого из этих видов искусства- свой язык. Неповторимые пейзажи, богатство красок передаёт художник-пейзажист И.Левитан. ІУ.Работа по картине
иллюстраций. -Что мы видим на картине? -Какое настроение передаёт эта картина? Осенние дни рождают у нас разные настроения.Эта картина вызывает светлую радость(мы видим пышную,нарядную, в осеннем убранстве природу. А в каких cлучаях мы бы увидели,что художник хочет передать печаль или грусть?(холодные цвета, пасмурный день-отзываются в душе тоской и печалью). 3.Пейзажисты ( словесный пейзаж) Чтение сочинений (пейзажных этюдов ) об осени. Группа пейзажистов-это наши начинающие писатели, представят нам свои сочинения. -Чтение своих сочинений.Образец: Золотой дождь. Шумит в лесу золотой дождь.Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки,щёчки,спинки.Они пропитались солнцем и стали золотис- тыми.Летят,скачут,плывут листья.Позолотили дорожки и тропинки.За- шумел золотой дождь.Полетели листочки іволгами по ветру.Запрыга- ли они белками по сучкам.Весело кружит ветер осеннее золото. Н.Сладков. 4.Творческая группа Уч-ся собрали из букв слова:осень,сентябрь,октябрь,ноябрь. У. Минутка релаксации « Осенний дождь». Слушание музыки(звуки леса). УІ. Закрепление материала. Рисование « Портрет осенних листочков». Утром мы во двор идём Листья сыплются дождём- Под ногами шелестят И летят, летят, летят. Мы сегодня побывали в роли поэтов и писателей, рассмотрели картины известных художников, и я надеюсь вы поняли, что если любить и понимать красоту природы, то она откроет вам много тайн и интересных секретов. Наши красивые неповторимые листочки помогут нам оставить память о них до следующей осени. Давайте представим, что наш листочек парит в воздухе или упал на землю. Возьмём кисточку, мокнём её в краску осени и зарисуем обратную сторону осеннего листочка. Приложим его к бумаге и прогладим ладонью. -Добрый, хороший листочек, до свидания! Мы с тобой встретимся весной, когда твои братишки-листочки выглянут из почек и зашепчут на веточках. У. Подведение итогов урока. (Посмотрите перед вами лежит не рисунок, а частичка осеннего листопада). |