Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 320.9 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации14.04.2014
Размер320.9 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №1851

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Протокол заседания МО Приказ И.О. Директора Е.Ю. Сенюшкиной

№______от_____________20____г. №______от_____________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

1-2 класс

Количество часов 136
Группа учителей Акишина Анастасия Валентиновна

Анзельм Олеся Алексеевна

Пироговская Ульяна Дмитриевна

Платонова Лидия Осиповна

Поташова Надежда Алексеевна

- 2012 учебный год -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Федеральный базисный учебный план СКОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п.

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Автор: Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова, Л.П.Носкова, Москва, «Просвещение», 2005.

4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Автор: К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев, Л.И.Тигранова, Москва, «Просвещение», 2003.
Вид рабочей программы

Специальная (коррекционная) общеобразовательная программа, школа I-II вида.

Образовательная область Коррекционный курс.

Основные положения. Курс «Ознакомление с окружающим миром» имеет ярко выраженную социально-адаптационную направленность. На занятиях в комплексе решаются образовательные, воспитательные и коммуникативные задачи. В содержание курса включены элементы ОБЖ. Программа предполагает работу в трех направлениях: знакомство с ближайшим окружением, элементарные знания о природе, коммуникативный процесс. Природа-человек-общество рассматриваются в данном курсе в неразрывном единстве на доступном для понимания детей с нарушением слуха уровне. Рабочая программа включает в себя:

- учебно-тематическое планирование, где предложено часовое распределение изучаемого материала по разделам;

- содержательную часть предмета по тематическому принципу изучения учебного материала.

Цели курса.

  • Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.


Задачи курса:

  • Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

  • Воспитывать любовь к своему городу, к своей Родине.

  • Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.

  • Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.


Коррекционная направленность курса. Программное содержание курса служит пропедевтикой к усвоению знаний по общеобразовательным предметам. Занятия предполагают развитие разговорной и связной речи глухих учащихся.

Согласно федеральному базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением слуха на ознакомление с окружающим миром в 1-ом и во 2-ом классе отводится 68 часов в год из расчета 2 ч в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 1-м классе и 68 часов во 2-м классе при 2 часовой недельной нагрузке.

Межпредметные связи, преемственность.

Курс «Ознакомление с окружающим миром» тесно связан с другими предметами: чтением, развитием речи, предметно-практической деятельностью (ППО). Предусмотрено сквозное планирование тем. Речевой материал и типы фраз отбираются с учетом программных требований по ППО и языку.

Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса по предмету.

Результаты обучения представлены в программных требованиях к уровню подготовки по ознакомлению с окружающим миром и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие начальную школу, и достижения которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс начальной школы. Эти требования структурированы по компонентам: «знать» и «уметь».

По окончании ступени начального общего образования по курсу «Ознакомление с окружающим миром» учащиеся должны знать:

- название центральной улицы, площади города;

- основные признаки времен года;

- движение транспорта, маршрут от школы до дома, правила перехода улиц, дорожные знаки, сигналы светофора;

- наиболее распространенные названия растений, животных.

учащиеся должны уметь:

- охранять окружающую среду (растения, животных);

-уметь наблюдать за основными признаками времен года и рассказывать о них; -выполнять режим дня;

- оказывать посильную помощь окружающим (взрослым и малышам);

- соблюдать правила поведения в общественных местах;

- уметь пользоваться транспортом от школы до дома, правильно переходить дорогу.
Общая характеристика курса.
Основными задачами данного учебного предмета являются накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы, обогащение их нравственного опыта, формирование навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, в общественных местах, в природе); воспитание любви и заботы к членам семьи, уважительного, внимательного отношения к окружающим людям (сверстникам и педагогам и др.); воспитание у детей бережного отношения к вещам, созданным трудом людей, уважения к труду, людям труда, ответственного отношения к природе, любви к родному краю, Родине.

Изучение предмета ведется в двух направлениях.

Первое направление предусматривает знакомство с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения.

Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью нашего общества разнообразны: экскурсии, встречи с людьми разных профессий, посещение предприятий, музеев, театров, клубов, беседы и чтение о труде, о людях труда, просмотр кинофильмов, телепередач, подготовка к праздникам и т. п.

Полученные представления дети закрепляют в своей практической деятельности (учебные занятия, дидактические и творческие игры, труд по самообслуживанию, общественно полезный труд и др.).

Второе направление предусматривает знакомство с природой в непосредственном общении с нею; ведется работа по формированию представлений у учащихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного отношения к природе, культуре поведения в природе и работа по организации посильной деятельности по охране природы.

Задача этого раздела заключается в том, чтобы на конкретном и доступном материале познакомить детей с живой и неживой природой, сформировать у них первоначальное представление о природе как едином целом, научить устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями природы, между природой и трудовой деятельностью людей.

В свою очередь, приобретаемые знания служат формированию мировоззрения учащихся, воспитанию любви и бережного отношения к природе, чувства патриотизма и понимания прекрасного.

Первоначальные знания о природе являются основой для дальнейшего усвоения курса природоведения, имеют большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способствуют развитию словесно-логического мышления.

Знакомя детей с окружающей природой, учитель обеспечивает непосредственное восприятие изучаемых объектов, проводит работу по уточнению имеющихся в опыте детей представлений и понятий. В учебном процессе используются различные методы, формы работы и наглядные средства обучения, ведется систематическая работа по развитию речи учащихся: накопление специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную разговорную речь (диалогическую и монологическую).

При изучении природоведческого материала ведущее место занимают наблюдения, экскурсии, опыты, практические работы, которые не должны подменяться словесными методами обучения. В программе по каждому классу и разделу указаны методы и формы работы, отвечающие специфике содержания, рассматриваемого по той или иной теме, и выполнение их является обязательным.

В процессе наблюдений за погодой и сезонными явлениями, экскурсий в природу, организованных наблюдений в уголке живой природы, из бесед с учителем учащиеся получают сведения о различных явлениях, происходящих в природе в разное время года, о жизни растений и животных, о деятельности людей, а также первоначальные сведения о человеке и охране его здоровья. На уроке под руководством учителя осуществляется непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов.

В процессе изучения живой природы особое внимание должно быть уделено формированию умения описать тот или иной объект, его характерные особенности по определенному плану, выделив при этом наиболее существенные признаки. С этой целью рекомендуется широко использовать приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся (анализ, синтез, сравнение), и тщательно подбирать объекты для изучения.

При изучении особенностей строения растений и животных, условий их жизни объекты, относящиеся к определенной систематической группе, рассматриваются одновременно, а не поочередно, что помогает учащимся быстрее и легче установить сходные и отличительные признаки.

Сравнение изучаемых предметов и явлений природы, установление их сходных и отличительных признаков дает возможность постепенно подвести учащихся к начальным природоведческим обобщениям, простейшей систематизации и классификации изучаемых объектов, что особенно важно для формирования системы природоведческих обобщений и активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе познания природы.

В основе изучения природы ближайшего окружения лежат сезонный и краеведческий принципы. При изучении любого раздела учитель в зависимости от местных условий знакомит учеников с объектами родного края.

Связующим звеном всех разделов является изучение труда людей и организация практической деятельности детей (общественно полезной, трудовой, игровой).

Изучение тематики первого направления («Наш дом», «Наша школа», «Город, где мы учимся», «Родная страна») в сочетании с содержанием раздела «Родная природа» позволяет ученикам накапливать, обогащать и систематизировать представления об окружающем мире, о близком и далеком.

В процессе обучения к одной и той же теме целесообразно возвращаться несколько раз в течение года как для закрепления полученных представлений, так и в целях их дальнейшего обогащения и развития.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром должны проводиться, как правило, не только в классном помещении, но и на пришкольном участке, в парке, на улице, в библиотеке, на выставке и т. п. Занятия должны носить в основном ознакомительный характер. Для прочного усвоения в каждом классе выделяется лишь небольшой круг вопросов, сформулированных в основных требованиях к знаниям и умениям учащихся.

Предмет «Окружающий мир» тесно связан с остальными предметами начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом людей способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как русский язык, трудовое обучение и др. Представления об окружающем мире, получаемые учащимися на других уроках, на занятиях по этому предмету расширяются, обогащаются, приобретают большую практическую направленность.

На уроках по ознакомлению с окружающим миром, как и на всех других, должны правильно использоваться и реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращенной речи (на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися высказывания (контроль за произношением и исправление допускаемых учеником ошибок).




ПРОГРАММА I КЛАСС

РАЗДЕЛ I

Наш дом

Мое имя и моя фамилия. Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры.

Мои родные (состав семьи). Имена, отчества родителей. Заботливое отношение к членам семьи.

Мой дом (моя квартира). Оборудование дома (квартиры). Уважение к труду взрослых. Выполнение посильных поручений в семье.

Личная гигиена школьника. Сон и его продолжительность. Элементарное знакомство с гигиеной сна. Режим дня первоклассника.

Наша школа

Школа. Наш класс и другие школьные помещения (учительская, учебные кабинеты, актовый зал, спальни, библиотека, столовая и др.).

Имена, отчества учителей, воспитателей, директора школы и др.

Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, библиотекарь и т. д. Уважение к труду работников школы.

Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Выполнение поручений учителя и воспитателя (уборка класса, спальни). Уход за комнатными растениями своего класса.

Правила поведения во время занятий (приветствовать взрослых, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам, ответственно относиться к учебе, поручениям и просьбам). Правила поведения в игре (распределение ролей в игре, проявление инициативы). Проявление инициативы и активности в общественно полезной деятельности.

Правила поведения в столовой. Правила пользования столовыми приборами, экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу.

Бережное отношение к окружающим вещам (одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию класса, групповой комнаты, спальни и т. д.). Уход за обувью и одеждой. Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. Правила противопожарной безопасности.

Город, где мы учимся. Родная страна

Название города (села), где мы учимся.

Знакомство с городом (улицы, площади, транспорт). Главная улица (площадь). Жилые дома, магазины, школы, детские сады и др.

Памятники, достопримечательности, культурно-просветительные учреждения города: клуб, кинотеатр, спортивные сооружения.

Профессии людей, занятых на производстве, транспорте, строительстве. Машины, облегчающие труд людей (трактор, подъемный кран и др.).

Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток, светофор. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!».

Правила перехода улицы.

Правила поведения детей на улице, в транспорте. Правила обхода транспорта.

Природа города (села). Растения парков, скверов, бульваров. Назначение посадок в городе (селе). Бережное отношение к окружающим растениям. Участие в работах по уходу за растениями.

Наша Родина. Главный город нашей страны.

Знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.

К концу I класса учащиеся должны знать:

свой домашний адрес;

элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;

основные формы приветствия;

основные правила поведения в школе, на уроке, в игре и выполнять их;

элементарные правила поведения на улице и выполнять их:

ходить по тротуару (обочине), переходить улицу со взрослыми, знать правила перехода улицы (значение каждого цвета светофора), основные части улицы (дороги).




РАЗДЕЛ II

Родная природа

(в течение года)

Наблюдения за погодой

Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, состоянием воздуха, ветром и осадками) отмечать в индивидуальных дневниках наблюдений и классном календаре природы и труда соответствующими рисунками и условными обозначениями.

Отмечать условными знаками: наличие солнца, ветра, дождя, снега, а также состояние неба (ясное, облачное, пасмурное). Состояние воздуха характеризуется словами жарко, тепло, прохладно, холодно, мороз, в IV четверти отмечается в календаре буквами Ж, Т, П, X, М.

Устное описание состояния погоды за день на основе наблюдений и состояния погоды в течение отдельных дней недели на основе данных календаря.

Сопоставление данных наблюдений по дням недели. Ведение записей в дневниках наблюдений с IV четверти. Обобщение наблюдений за погодой за неделю (II—III четверти) и за месяц (IV четверть).

Временные понятия: названия дней недели (со II четверти) и месяцев в году (с III четверти); их последовательность.

Наблюдения за явлениями природы по сезонам

Систематические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений, животных и деятельности людей (игры, одежда детей, занятия взрослых) по сезонам.

Фиксация в дневниках наблюдений наиболее характерных явлений, происходящих в природе (начало и конец листопада, начало и конец ледохода, первый снег, первая гроза и др.).

Установление связи между наблюдаемыми изменениями погоды и сезонными изменениями в жизни растений, животных и деятельности людей.

Обобщение результатов наблюдений за погодой и явлениями, происходящими в природе, проводится ежемесячно на специальных уроках.

I четверть

Растения

Местные цветковые растения: одуванчик, мак, астра, и другие цветы.

Отличие их по внешнему виду (окраске цветков и листьям). Органы (части) цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок.

Плоды. Семена.

Характерные признаки основных органов растений. Значение выращивания цветочно-декоративных растений (озеленение парков и скверов города; составление букетов).

Обязательные формы и методы обучения:

Демонстрация натуральных растений.

Практическая работа при изучении основных органов цветкового растения (использовать раздаточный материал).

Экскурсия на школьный учебно-опытный участок (или в городской парк, сквер) для знакомства с разнообразием цветочно-декоративных растений (во внеурочное время).

Сбор семян цветочно-декоративных растений, выращиваемых на школьном учебно-опытном участке (во внеурочное время).

Растения леса. Разнообразие деревьев, кустарников и травянистых растений леса (ель, сосна, береза, дуб, рябина, орешник, малина, шиповник, подорожник, лютик и другие растения).

Основные части дерева: корень, ствол (покрыт корой), ветки, листья и почки (на ветках).

Различие деревьев по стеблям, цветкам и плодам.

Хвойные и лиственные деревья. Изменение окраски листьев осенью. Листопад.

Обязательные формы и методы обучения:

Экскурсия в лес для знакомства с разнообразием местных деревьев, кустарников и травянистых растений, а также для изучения их строения и установления внешних характерных особенностей. Сбор веток, листьев, шишек, плодов, семян для проведения практической работы. Использование гербария.

Наблюдения за окраской листьев у различных деревьев, осенним листопадом.

Практическая работа с целью изучения отличительных особенностей деревьев, кустарников и травянистых растений.

Составление тематического наглядного пособия «Растения леса» (во внеурочное время).

Демонстрация учебных кинофильмов по теме «Растения леса».
II четверть

Растения (продолжение)

Грибы: белый гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка, опята, мухомор, бледная поганка или другие местные грибы. Различие изучаемых объектов. Строение гриба: шляпка, ножка (пенек), грибница. Съедобные и несъедобные грибы. Использование человеком съедобных грибов.

Обязательные формы и методы обучения:

Демонстрация муляжей, картин.

Зарисовка грибов в тетрадях и обозначение их основных частей.

Составление тематического наглядного пособия «Грибы» (во внеурочное время).

Лесные ягоды и орехи: ягоды (плоды) малины, клюквы, брусники, черники,земляники, рябины, черемухи; орехи (грецкий орех, кедровые орешки — семена сибирского кедра).

Различие ягод и орехов по форме, величине, окраске и другим характерным признакам. Сравнение изучаемых объектов.

Значение ягод и орехов для здоровья человека; использование их человеком.

Обязательные формы и методы обучения:

Демонстрация натуральных объектов.

Практическая работа с целью изучения характерных особенностей ягод и орехов (использовать раздаточный материал). Зарисовка ягод и орехов в тетрадях и их раскраска.

III четверть

Сад и огород

Растения плодового сада: деревья (яблоня, вишня, груша, слива); кустарники (малина, крыжовник, черная, белая и красная смородина) и травянистые растения (садовая земляника).

Растения огорода: морковь, свекла, помидоры, капуста, редис, укроп, огурцы, горох, репа, редька, салат.

Различие растений плодового сада и огорода. Значение выращивания этих растений и использование их человеком.

Овощи и фрукты: помидор, огурец, морковь, репа, свекла, яблоко, груша, слива, виноград, апельсин, лимон или другие местные овощи и фрукты.

Различие изучаемых овощей и фруктов по форме, окраске, величине, вкусу, запаху; группировка по сходным признакам.

Использование человеком овощей и фруктов. Гигиенические требования к обработке овощей и фруктов перед их употреблением в пищу.

Обязательные формы и методы обучения:

Экскурсия в плодовый сад (во внеурочное время) для знакомства с изучаемыми объектами и их характерными особенностями.

Демонстрация натуральных объектов, муляжей, картин.

Зарисовка изучаемых объектов в тетрадях и их раскраска.

Составление тематических наглядных пособий: «Овощи», «Фрукты», «Растения сада», «Растения огорода» (во внеурочное время).

Практическая работа с целью изучения характерных особенностей растений сада и огорода (использовать раздаточный материал).

Практическое занятие по привитию учащимся гигиенических навыков — обработка овощей и фруктов перед употреблением их в пищу.

Наблюдения в уголке живой природы за распусканием почек на побегах деревьев (проводятся в феврале — марте).

IV четверть

Уход за комнатными растениями (полив, орошение листьев, подкормка, рыхление почвы, удаление засохших частей растения, пересадка растений).

Обязательные формы и методы обучения

Демонстрация натуральных объектов.

Практическая работа с целью изучения характерных особенностей комнатных растений.

Проведение простейших опытов, показывающих необходимость определенных условий для жизни растений (света, воды, почвы и т.д.).

Практическое занятие по уходу за комнатными растениями.



II КЛАСС

РАЗДЕЛ I

Наш дом

Профессии родителей. Труд и отдых в семье. Распределение трудовых обязанностей в семье. Помощь взрослым в домашних делах. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Вежливое обращение и внимательное отношение к соседям (взрослым, сверстникам, малышам). Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность.

Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслуживанию дома, его содержание и значение. Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение.

Бережное отношение к домашнему имуществу, к личным вещам, к вещам всех членов семьи, к комнатным растениям, домашним животным.

Соблюдение правил противопожарной безопасности.

Личная гигиена школьника. Соблюдение чистоты в помещениях. Гигиена зрения. Значение правильной освещенности рабочего места. Охрана здоровья в разное время года.

Зеленые насаждения возле дома (деревья, кустарники, травянистые растения). Уход за ними и их охрана.

Наша школа

Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслуживанию в школе, его содержание и значение. Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение.

Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения, соблюдение чистоты и порядка в учебном и игровом помещениях).

Бережное отношение к зданию, игровым и спортивным площадкам во дворе, к школьному имуществу, учебным книгам.

Расписание уроков. Определение времени по часам с точностью до часа и минуты. Единицы измерения времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута). Названия дней недели. Табель-календарь. Правила для учащихся. Участие в общественно полезных делах школы.

Уход за комнатными растениями, правильная расстановка их в классе.

Труд детей на пришкольном участке в разное время года.

Город, где мы учимся. Родная страна

Главная площадь города.

Основные достопримечательности города: памятники, парки и др.

Главные предприятия города.

Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр и др.).

Новые стройки в городе. Профессии людей, занятых на строительстве, на заводах, фабриках, в сфере обслуживания. Машины, облегчающие труд людей. Значение труда для общества и каждого человека.

Транспорт города (села). Наземный, воздушный, водный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте.

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Пешеходный светофор и его сигналы. Правила поведения на дорогах.

Дорожные знаки: «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено» и др. Правила выхода из общественного транспорта и обхода его при переходе через улицу.

Места для игр и катания на санках, велосипедах и др.

Остановки общественного транспорта.

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Правила перехода через железнодорожный переезд. Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, магазине, библиотеке и др.). Участие детей в подготовке праздничных утренников.

К концу II класса учащиеся должны:

называть страну, в которой они живут, ее столицу;

знать и уметь выполнять режим дня, элементарные требования личной гигиены;

знать основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания и уметь использовать их в отношениях с людьми;

знать правила поведения на улице и выполнять их; правила перехода улицы, обхода транспорта; виды переходов; дорожные знаки: «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Въезд запрещен», «Железнодорожный переезд»; правила регулирования движения транспорта и пешеходов светофором и милиционером-регулировщиком

знать и уметь выполнять элементарные правила обращения с бытовыми приборами;

знать элементарные правила противопожарной безопасности;

уметь охранять окружающие растения и животных;

уметь поливать растения, ухаживать за ними;

уметь правильно (вежливо) обращаться и разговаривать со старшими, сверстниками.

РАЗДЕЛ II

Родная природа

(в течение года)

Наблюдения за погодой

Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, состоянием воздуха, ветром и осадками) отмечать в индивидуальных дневниках наблюдений и классном календаре природы и труда условными обозначениями и записями.

В календаре отмечается: а) наличие солнца на небосводе; б) состояние неба (соответственными условными знаками: ясное, облачное, пасмурное небо); в) состояние воздуха (буквами: Т, X, П, Ж, М); г) осадки (дождь, снег, град, иней, крупа и т. д. обозначаются соответственными условными знаками); д) ветер (слабый, умеренный, сильный, очень сильный) обозначается соответственными условными знаками; сила ветра определяется по движению листьев, веток, стволов деревьев, пыли на дороге, направлению дыма из труб и другим признакам; е) долгота дня (время восхода и захода солнца отмечается на основе данных наблюдений; периодические наблюдения 20 числа каждого месяца за местом восхода и захода солнца).

Наблюдения:

за редкими атмосферными явлениями и описание их в устной форме;

за местом восхода и захода солнца и положением его в полдень;

в разное время суток за освещенностью предметов, длиной их тени.

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь; время года; времена года: зима, весна, лето, осень. Смена времен года.

Обобщение данных наблюдений за погодой за один день, месяц, целый сезон.

Наблюдения за явлениями природы по сезонам

Систематические наблюдения за изменениями, происходящими в природе и деятельности людей в течение каждого сезона.

На основе наблюдений и экскурсий в природу учащиеся должны:

уметь называть осенние месяцы и перечислять характерные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев на деревьях, листопад, отлет птиц); знать о труде людей осенью;

уметь называть зимние месяцы и перечислять характерные признаки зимы (сильные морозы, замерзание водоемов, снегопад, метели, растения и животные зимой); знать о труде людей зимой;

уметь называть весенние месяцы и перечислять характерные признаки весны (потепление, таяние снега, ледоход, распускание почек на деревьях, прилет птиц, появление раннецветущих растений, весенние грозы); знать о труде людей весной;

уметь называть летние месяцы и перечислять характерные признаки лета (повышение температуры воздуха, цветение растений, летние дожди и грозы, созревание плодов, жизнь животных летом); знать о труде людей летом.

Установление связи между наблюдаемыми изменениями погоды и сезонными изменениями в жизни растений, животных и деятельности людей.

Обобщение результатов наблюдений за погодой и сезонными явлениями, происходящими в природе, проводится на специальных уроках, ежемесячно и по отдельным сезонам.
Тело человека и уход за ним

I полугодие

Части тела человека: голова, шея, туловище, руки (правая и левая), ноги (правая и левая).

Голова: уши (правое и левое), лицо, лоб, нос, глаза (правый и левый), брови, ресницы, рот (зубы и язык), щеки, подбородок.

Туловище: спина, грудь, живот, бока (правый и левый), плечи, бедра.

Названия пальцев, ногти (на пальцах рук и ног). Локоть, ладонь. Колено, пятка.

Первоначальные представления о личной гигиене школьника. Правильная посадка за партой (столом), правильная осанка.

Обязательные формы и методы обучения:

Практические занятия: а) изучение частей тела человека (уметь их называть и показывать); б) привитие навыков личной гигиены, гигиены зрения, сна, приема пищи.

Демонстрация картин; просмотр кинофильма.
Животные

II полугодие

Домашние млекопитающие животные: кошка, собака, кролик, корова, свинья, овца, лошадь.

Особенности внешнего строения изучаемых животных (части тела; кожный покров). Способы передвижения. Питание.

Различия домашних животных.

Детеныши домашних животных. Значение домашних млекопитающих животных для человека.

Дикие млекопитающие животные: белка, волк, лиса, медведь, лось, заяц, еж, крот, лев, тигр.

Особенности внешнего строения изучаемых животных (части тела; кожный покров). Способы передвижения. Питание.

Различия диких млекопитающих животных.

Условия жизни диких млекопитающих животных (в сравнении с жизнью домашних животных). Приспособление их к условиям жизни в разное время года (спячка, линька). Польза и вред диких млекопитающих животных. Меры охраны полезных животных.

Обязательные формы и методы обучения:

Наблюдения за домашними животными во время экскурсии на животноводческую ферму (во внеурочное время).

Экскурсия в зоопарк (во внеурочное время) с целью знакомства с дикими млекопитающими животными.

Наблюдения за животными в уголке живой природы и организация ухода за ними (белка, еж и др.).

Просмотр кинофильмов о содержании домашних животных и жизни диких животных в лесу.

Демонстрация чучел, моделей, картин.

Составление тематических наглядных пособий: «Домашние животные», «Дикие животные» (во внеурочное время).

Домашние птицы: куры, утки, гуси.

Особенности внешнего строения изучаемых птиц (части тела; кожный покров). Способы передвижения. Питание.

Различия домашних птиц.

Образ жизни домашних птиц (содержание, кормление и уход за домашними птицами).

Размножение домашних птиц (на примере кур).

Хозяйственное значение домашних птиц.

Дикие птицы: грач, скворец, ласточка, снегирь, ворона, воробей, сорока или другие местные птицы. Особенности их внешнего строения (части тела; кожный покров). Способы передвижения. Питание. Образ жизни диких птиц.

Перелетные и зимующие птицы. Значение диких птиц.

Охрана и привлечение птиц.

Обязательные формы и методы обучения:

Экскурсия на птицеферму (во внеурочное время) для ознакомления с условиями содержания домашних птиц.

Наблюдения за дикими птицами и образом их жизни во время экскурсии в лес или лесопарк.

Наблюдения за прилетом и отлетом птиц. Зимняя подкормка птиц и наблюдения за ними с последующей фиксацией полученных данных в календаре природы и труда.

Просмотр кинофильмов о содержании домашних птиц и жизни птиц в условиях леса, парка.

Демонстрация чучел, картин.

Составление тематических наглядных пособий «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы» (во внеурочное время).

Полезные (дождевые черви, божьи коровки, жабы, птицы) и вредные (капустница, лимонница, тля, слизень) обитатели сада и огорода.

Различия изучаемых животных. Способы привлечения полезных животных и меры борьбы с вредителями сада и огорода.

Обязательные формы и методы обучения:

Наблюдения в природе за полезными и вредными обитателями сада и огорода с целью изучения их внешних отличительных особенностей.

Практическая работа с целью выявления характерных особенностей изучаемых объектов (использовать раздаточный материал).

Демонстрация препаратов, коллекций, таблиц.

Просмотр кинофильмов о жизни насекомых, земноводных, о борьбе с насекомыми

- вредителями сельского хозяйства.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск