Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 138.22 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.04.2014
Размер138.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Туризм > Урок

Отдел образования, спорта и туризма Кричевского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Гимназия г. Кричева»

Учитель начальных классов:

Устиненко Ирина Владимировна

Тема: Грибы. Съедобные и ядовитые грибы

Цель:

формирование конкретных представлений о наиболее распространённых съедобных и ядовитых грибах, их значении в природе, правилах сбора.

Задачи:

  • сформировать у второклассников представление о том, что

  • грибы – особая группа живых организмов;

содействовать:

  • формированию умений распознавать наиболее распространённые съедобные и ядовитые грибы по их отличительным признакам;

  • осознанию необходимости соблюдения мер безопасности и природоохранных мер при сборе и употреблении грибов;

создать условия:

  • для развития коммуникативных способностей учащихся, навыков работы в группе;

  • для развития рефлексивных способностей оценочной самостоятельности учащихся;

  • для развития интереса к изучению природы, воспитания бережного отношения к ней.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

Учебник «Человек и мир» под редакцией В. М.Вдовиченко, мультимедийная презентация, музыка «Голоса леса», имитация леса, экологические знаки, рисунок Лесовичка, пропуск для каждой группы, шапочки с изображением грибов для родителей, таблички с названиями групп, «Грибная газета», наборное полотно «Ёжик», рисунки грибов для наборного полотна, волшебная палочка, картинки грибов для физкультминутки, схемы для заполнения, полоски бумаги с именами учащихся класса, критерии оценки работы в группах, рефлексивные карточки для самооценки, рисунок Сороки, грибочки с домашним заданием.

  1. Организационный момент. Эмоциональная подготовка класса (звучит музыка «Голоса леса»)

Учитель. Закройте глазки. Представьте себя на лесной солнечной полянке. Вдохните свежий аромат лесных растений. Откройте глаза и, улыбнувшись, пожелайте друг другу удачи.

  1. Вступительное слово учителя (звучит музыка «Голоса леса»)

Учитель. Нет ничего милее –

бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит лес.

А будет жажда мучить, то мне Лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Учитель. А вот и Лесовичок, а это значит, что сегодня мы отправляемся путешествовать в лес. Но попасть туда можно только по специальным пропускам. Пропуск каждая группа получит за ответ.

  1. Работа в группах. Повторение правил поведения в лесу

Учитель. Перед вами экологические знаки, напоминающие о правилах поведения в природе. Рассмотрите их внимательно и обсудите в группах, как нужно вести себя, чтобы не навредить лесу. (Приложение 1.)

(Ученики рассматривают в группах данные знаки и формулируют правила поведения в лесу. Выступают представители от каждой группы. Каждая группа за ответ получает пропуск.)

Учитель. У леса есть душа. И эта душа может болеть. У леса есть глаза. Они могут плакать, а могут и улыбаться. И это зависит от нас, людей. Помните: сохранить природу – значит, сохранить жизнь. Я хочу, чтобы вы были настоящими друзьями леса, берегли природу не только на словах, но и своими делами.

  1. Формулирование темы и задач урока

Учитель. Пропуска вы получили. И сейчас Лесовичок поведёт нас волшебными тропинками в удивительное царство: ни растений, ни животных, а … . А чтобы узнать, что это за царство, подумайте, чему посвящены эти хвалебные слова: не животные и не растения, лесные дары, очень нужные друзья деревьев, обладают полезными свойствами, не только съедобные, некоторые – очень ядовитые…( Слайд 2.)

Учитель. И проведём мы свой урок в грибном царстве. (Слайд 3.) А тема урока – «Грибы. Съедобные и ядовитые грибы». (Слайд 4.) Подумайте, на какие вопросы вы бы хотели получить ответ на уроке?

(Обобщаю ответы детей и формулирую задачи урока на языке ученика.)

Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете, почему грибы образуют особую группу живых организмов, почему все грибы нужны лесу, правила сбора грибов; научитесь распознавать съедобные и ядовитые грибы по их отличительным признакам. (Слайд 5.)

Учитель. В конце урока вы должны будете оценить свои знания по данным критериям:

  • знаю строение шляпочных грибов;

  • знаю, почему грибы – особая группа живых организмов;

  • знаю, почему все грибы нужны лесу;

  • знаю правила сбора грибов;

  • умею различать съедобные и ядовитые грибы.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мне будут помогать учителя-грибочки. Знакомьтесь с ними.

(Загадываю загадки. После отгадывания загадок выходят родители в «грибных шапочках».)

Царь грибов на толстой ножке

самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

потому что гриб он … .

- Какое второе название у этого гриба?

Учитель. Занимай, пожалуйста, учитель-боровичок, место в грибной группе, которой и будет название «Боровички».

Нет грибов дружней, чем эти,

знают взрослые и дети, -

на пеньках растут в лесу,

как веснушки на носу.

Учитель. А вот и учитель-опёнок. Он будет работать в грибной группе «Опята». А мы продолжаем знакомство.

Вдоль лесных дорожек

много белых ножек

в шляпках разноцветных,

издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это … .

Учитель. Учитель-сыроежка занимает место в группе под названием «Сыроежки».

Рассыпались, словно монеты, в лесочке

Грибы золотые. Мы их соберём.

Есть рыжая тёзка у этих грибочков

С красивым пушистым и рыжим хвостом.

Учитель. Встречайте, мой помощник – учитель-лисичка.

  1. Изучение нового материала

А. Актуализация и расширение знаний учащихся о наиболее распространённых съедобных грибах.

Учитель. Ребята, а вам хочется больше узнать об этих грибах? Вот сейчас они и расскажут вам о себе. Внимательно слушайте и всё запоминайте, чтобы потом могли рассказать и другим.

(Каждая группа получает информацию от родителей о названных грибах. (Приложение 2.))

Учитель. Запомнили, что рассказали вам учителя-грибочки? А это мы сейчас проверим. Сегодня на адрес нашей гимназии пришла «Грибная газета». Но дождь намочил её страницы, и я не могу прочитать некоторые места в очень интересной сказке. Поможете мне? Тогда усаживайтесь удобно и слушайте. (Приложение 3.)

(Читаю сказку, а в нужных местах слушаю сообщения групп о грибах. Дети должны прикрепить свой гриб на спинку ежу. Используется наборное полотно «Ёжик».)

Учитель. Давайте ещё раз назовём грибы, которые собрал ёж.(Слайд 6.) Как называются эти грибы? Какие ещё съедобные грибы вы знаете? (Слайд 7.)

Учитель. Существует более 200 видов съедобных грибов.

Б. Формирование представлений о грибах как об особой группе живых существ. Эвристическая беседа.

Учитель. Установите, чем похожи все эти грибы. Из каких частей состоят шляпочные грибы? (Слайд 8.)

Учитель. Шляпка у грибов устроена по-разному: у одних она, как губка, состоит из трубочек, а у других – пластинчатая. На этих трубочках и пластиночках находятся споры (семена). Они разносятся ветром и дождём на новые места и прорастают тоненькой ниточкой – грибницей. Грибница растёт, потом на ней появляются грибы, на которых снова образуются споры, и всё повторяется. Грибница находится в почве. Она влаголюбива, боится света и жаркой погоды.

Учитель. Для чего грибу нужна грибница? Почему все грибы нужны лесу?

Учитель. Похожи ли грибы на растения? На животных? (Нет. Грибы не имеют настоящих корней, стеблей, листьев, лишены зелёного пигмента хлорофилла. По внешнему виду, развитию, образу жизни в природе отличаются от животных.) Чем же похожи грибы на растения и животных? (Дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.)

Учитель. Дополните, пожалуйста, схему недостающим словом. (Слайд 9.)

Учитель. Учёные считают грибы особой группой живых организмов. (Слайд 10.)

  1. Психогимнастика

Учитель. А теперь пора и отдохнуть. С помощью этой волшебной палочки я вас сейчас «превращу» в грибочки в чудесном волшебном лесу.

Учитель (взмахивает волшебной палочкой). Представьте, что вы грибочки. Но вначале только споры. (Дети приседают, голову опускают, руками обхватывают колени.) На землю упал солнечный лучик, пошёл тёплый дождик и из каждой споры появился грибок. Сначала поднимается голова, распрямляется туловище. Грибочки растут, растут, всё выше к солнышку поднимаются. (Дети поднимаются, поднимают руки вверх.) Какой приятный воздух на лесной полянке, как здесь приятно дышать. Глубоко вздохнём, задержим немного дыхание. Глубокий выдох. Ещё разок. Вот и выросли крепкие молодые красивые грибки и улыбнулись ласковому солнышку. Улыбнёмся солнышку, соседям-деревьям. А сейчас я вас опять «превращу» в мальчиков и девочек. Понравилось вам быть грибочками? Интересно, а кто каким грибом был?

В. Формирование представлений о наиболее распространённых ядовитых грибах.

Пословица. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут. (Слайд 11.)

Учитель. К каким грибам относится эта пословица? Какие ядовитые грибы вы знаете?

Учитель. Какие ещё несъедобные и ядовитые грибы есть в природе и по каким признакам их можно узнать вам расскажут наши ребята. Ведь некоторые ядовитые и несъедобные грибы на первый взгляд очень похожи на съедобные. И этих двойников следует опасаться.(Слайды 12 – 15.)

(Сообщения учеников о бледной поганке, ложных опятах, ложной лисичке, сатанинском грибе.) (Приложение 4.)

Учитель. Среди врагов грибника есть и такие, которые выставляют себя напоказ и видны издалека.

А этот красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке, на шляпке горошек.

Учитель. Что это за красавец? (Слайд 16.) А знаете ли вы, что это за горошек у него на шляпке? Тогда послушайте. (Сообщение ученика о мухоморе.)

Учитель. Я думаю, что вы запомнили несъедобные и ядовитые грибы и будете внимательными и осторожными при сборе грибов.

  1. Физкультминутка. Игра «Съедобный – несъедобный»

(Если показываю съедобный гриб, дети прыгают, если ядовитый – стоят.)

Г. Работа по учебнику.

Учитель. Настоящий грибник хорошо знает, под какими деревьями искать лесные клады. Теперь и нам надо узнать, под какими деревьями какие грибы любят расти.

Учитель. Прочитайте, пожалуйста, текст на стр.60 (1-ый абзац). Затем в группах изучите схемы и дополните их необходимыми названиями грибов.(Приложение 5. Слайды 17 – 19.)

Д. Знакомство с правилами сбора грибов на основе чтения текста учебника (стр.63).

Учитель. Какие грибы можно брать, а какие нельзя, где искать грибы - мы уже знаем. А вот как правильно собирать грибы, чтобы на этом месте можно было ещё не раз их найти, нам предстоит сейчас узнать.

(При закреплении знаний учитель начинает правило, затем дети обсуждают его концовку в группе, а заканчивает правило ученик, имя которого записано на полоске бумаги. Полоску с именем учитель вытаскивает из шкатулки.)

  1. Чтобы не отравиться, нужно брать только … .

  2. Чтобы уберечь грибницу от высыхания, нужно … .

  3. Чтобы уберечь грибницу от загнивания, нужно … .

  4. Чтобы из спор выросли молодые грибы, нельзя … .

  5. Чтобы не лишить животных лекарства, нельзя … .

Учитель. Оцените, как вы работали сегодня в своей группе с опорой на данные критерии.(Приложение 6.)

  1. Подведение итогов урока

Учитель. Умение собирать грибы приобретается опытом. Я думаю, что сегодня вы узнали немало нового и полезного о грибах. И свои знания сможете применить при сборе грибов. Но всё же вам ещё рано одним ходить в лес за грибами, лучше всего это делать вместе со взрослыми.(Слайд 20.)

Учитель. Ну а сейчас нам осталось подвести итог нашей работы.

  1. Учитель. Важна ли для вас эта тема и для чего мы её изучали?

  2. Решение задачи для грибника

Ваня ходил в лес и набрал полную корзину грибов: рыжиков, подберёзовиков, ложных опят, маслят. Вкусен ли будет грибной суп? Почему?

  1. Самооценка. Заполнение рефлексивных карточек

Учитель. Отметьте на волшебных линеечках тот уровень успешности, который, на ваш взгляд, вы достигли на нашем уроке, опираясь на критерии НаШтоБуЗУ.(Приложение 7.)

  1. Учитель. Ребята, вы случайно никого не заметили в нашем классе? Оказывается, за вашей работой целый урок наблюдала Сорока. Она хочет дать оценку вашей работе. Прислушайтесь, что она скажет. Услышали? А я услышала, потому что знаю речь птиц. Она сказала, что все вы молодцы, работали дружно и старательно.




  1. Домашнее задание

Учитель. На память о нашем уроке она дарит вам вот такие грибочки. Но они не простые, а с домашним заданием.

(Прочитать тексты по теме «Грибы», ответить на вопросы после текстов. Задание по желанию (на развитие творчества): сочинить загадку или четверостишье о грибах.)

Приложение 1

Экологические знаки, напоминающие о правилах поведения в природе

  1. Не лови и не уноси домой птенцов и детёнышей зверей.

  2. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других насекомых.

  3. Не шуми в лесу.

  4. Не рви цветы в природе, для букетов цветы выращивают специально.

  5. Не наноси раны деревьям.

  6. Не разоряй гнёзда птиц, муравейники и жилища зверей.

  7. Не жги в лесу костры.

  8. Не оставляй после себя мусор.

  9. Старайся ходить по тропам тихо и осторожно.


Приложение 2

Сведения о съедобных грибах

Белый гриб зовут боровиком потому, что он любит расти в сосновых и еловых борах, а белым от того, что мякоть этого гриба белая, не темнеющая ни при варке, ни при сушке. Шляпка напоминает половинку шара. Окраска шляпки зависит от места произрастания. Но чаще она коричневая с красноватым оттенком. Ножка белая толстая. Слой под шляпкой белого цвета, а у грибов постарше – жёлтого. Мякоть у боровика всегда белая, на срезе не синеет. Русские крестьяне в старину называли белый гриб «полковником», так как считали его главным грибом в грибном царстве – ведь боровики считаются самыми вкусными грибами.

Опята растут на старых пнях. Найти их можно среди кустарников и даже на растущем дереве. У молодых осенних опят шляпка светло-коричневая, как бы присыпана сверху молотыми сухариками. Пластинки по низу шляпки белые, а у старых грибов чуть желтоватые. Края шляпки белой плёнкой соединены с ножкой. У старых грибов сухарики отпадают, но почти под самой шляпкой остаётся кольцо. Ножка тонкая.

Лисички – светло-жёлтые или оранжевые грибы. Они никогда не бывают червивыми. Лисички не крошатся и не мнутся. Края шляпки выгнутые и волнистые. Ножка внизу тонкая, вверху переходит в шляпку. Эти грибы любят смешанные леса, где соседствуют ели и сосны, берёзки и осинки. В лесу хорошо заметны, растут целыми семьями.
Сыроежка наряжается, как на карнавал. Сухая шляпка может быть белой, розовой, зелёной, фиолетовой, красной. По её низу белые пластинки. Ножка тоже белая. Гриб нежный, легко ломается. В лесу сыроежки растут всюду. Это самые выносливые грибы. Грибникам больше нравятся зелёные сыроежки. Они мясистее и вкуснее.

Приложение 3

Сказка «Как ёжик грибы собирал»

Однажды ёжик Колючая Спинка отправился за грибами. Идёт он, как вдруг видит – лежит на земле чья-то шляпка. Ёжик говорит: «Кто-то шляпку потерял. Надо бы взять и отнести в бюро находок.» Не успел он это сказать, как вдруг слышит: «Я не шляпка, а гриб боровик. Просто из-за веточек ты не увидел мою ножку. Посмотри, какой я … .» (Выступает группа «Боровички».)

Наколол ёж боровик на иголки и пошёл дальше. Вдруг впереди что-то рыжее мелькнуло. « Неужто лиса? Но ведь слишком маленькая. А! Ведь это грибы - … . » (Выступает группа «Лисички».)

И лисичку наколол ёжик на свои колючки. Бежит он мимо пенька. А на пеньке дружная семейка сидит: зонтики в руках, колечки на плечах. «А ведь это - … .» (Выступает группа «Опята».)

Идёт ёжик дальше, много грибов уже несёт. Вдруг начал капать дождик. «Эх, хорошо бы зонтик сейчас!» Как только он это подумал, перед ним появилось много разноцветных зонтиков. «Спрячусь сейчас под какой-нибудь.» «Эх, глупыш, мы не зонтики, а грибы сыро… .» (Выступает группа «Сыроежки».)

Много грибов насобирал ёжик. Теперь на всю зиму хватит.

Приложение 4

Сведения о несъедобных и ядовитых грибах

Бледная поганка. Я самый коварный враг грибника. Во мне содержится один из сильнейших грибных ядов. Съеденный кусочек может вызвать сильнейшее отравление, иногда смертельное. Шляпка может быть зеленоватой, белой, сероватой, желтоватой с белыми пластинками. Я бываю очень похожа на сыроежку. Но у сыроежки на ножке нет бахромчатого кольца, а у меня есть. Но кольцо может отпасть. Как тогда разобраться? А вот как: ножка у сыроежки сидит в земле, в лесной подстилке, а моя ножка будто вылезает из горлышка широкого горшочка.

Запомни! Меня нельзя срывать, срезать ножом и даже прикасаться ко мне!

Ложная лисичка. Я – ложная лисичка. У меня края шляпки ровные, без завитушек. И цветом я красноватая. Если случайно одна или две ложные лисички попадут в общий котёл, беды не будет, ибо они считаются съедобными, но только жёсткие и почти безвкусные.

Ложные опята. У ложных опят цвет шляпки красноватый или жёлто-зелёный. Кроме того, шляпки у ложных опят гладкие, на них нет чешуек. Пластинки под шляпкой зеленоватые. Кольцеобразная плёнка на ножке отсутствует. Мякоть гриба жёлтая и имеет неприятный запах.

Сатанинский гриб можно отличить по цвету нижней стороны шляпки. У боровика она белая или жёлтая, а у сатанинского гриба – жёлто-красная или кроваво-красная. Мякоть на срезе сначала краснеет, а потом синеет. Ножка – с красноватым сетчатым рисунком, вкус – горький.

Мухомор. Я – мухомор. Шляпка у меня ярко-красная, когда начинаю подрастать, становится жёлто-красная с белыми пятнами. Белые пятна – это остатки покрывала, которым был закрыт молодой гриб. Во время роста покрывало разрывается, а его остатки сохраняются на шляпке. В верхней части ножки находится кольцо в виде воротничка. Я ядовит и опасен для человека, а вот многие звери и птицы меня не обходят стороной. Лоси, дикие кабаны, сороки лечатся мухоморами.


Приложение 8

l:\dsc02543.jpg

l:\dsc02551.jpgl:\dsc02549.jpg



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск