Конспект коррекционного занятия по теме «Лес в жизни человека»
для учащихся 4 класса
Подготовила:
учитель-дефектолог Тимкив Р.М.
Тема:
«ЛЕС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
4 класс
Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей представления о живой природе. Природное сообщество «Лес» Актуальная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о сне как отдыхе для организма человека в процессе смены видов учебной деятельности.
Задачи урока:
Обучающая: Уточнить и расширить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом.
Развивающая: Развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Развитие словесно-логического мышления.
Воспитательная: Воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.
Содействовать осознанию значения леса в жизни человека в процессе презентации.
Коррекционная: Коррекция и развитие диалогической речи через ответы на вопросы; развитие общей и мелкой моторики с помощью физкультминуток; Оборудование: рабочая тетрадь, учебник,
Тип урока: УСНЗ
Вид урока: проблемно-диалогический
Принципы: психологической комфортности, деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, вариативности.
Литература: Школа России, Плешаков, окружающий мир часть 2, 1 класс.
Материал:
- иллюстрации деревьев;
- картинки леса: хвойного, лиственного, смешанного;
- ветки хвойных деревьев;
- записи звуков леса;
- выставка «Дары леса»
Предварительная работа:
- чтение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе.
- отгадывание загадок.
- заучивание пословиц и поговорок.
- рассматривание и наблюдение за природой.
Этап урока
| Организационно - технологический блок
| Деятельность
учителя
| Деятельность
учащихся
| 1.Организационно - мотивационный
| Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата.
Форма: фронтальная
Средства: языковые
Результат: учащиеся готовы к продуктивной деятельности
Приёмы контроля: устный
Принцип: психологической комфортности
| Создание положительной мотивации на уроке, организация внимания учащихся.
Загадки:
1. Встал стеною до небес,
Перед нами чудо…….. (лес).
2. Весной веселит, летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает.
Осенью умирает, весной оживает.
(лес)
| Доброжелательный настрой на урок.
-Здравствуйте! (развитие произвольного внимания, готовятся к уроку)
| 2.Проверка домашнего задания
| Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся и определение причин их возникновение.
Форма: фронтальная
Средства: языковые
Результат: воспроизведение знаний, умений, навыков.
Приёмы контроля: устный
Принцип: деятельности
| Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала, ликвидация обнаруженных недостатков.
Звучит музыкальная запись «Звуки природы: пение птиц». - Что такое лес? (Лес – это целый мир! В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом).
| Воспроизведение знаний, умений, навыков. Само-контроль и самоанализ.
Ответы детей, высказывание мнения по каждому вопросу.
(чтение стих-я уч-ся)
- Хочешь знать, что значит лес?
Это сосны до небес,
Ели да осины, да кусты калины.
Шелест листьев в синеве,
Утром пенье птичек,
И в некошеной траве
Огоньки лисичек.
Лес меняется, растёт
Долгими годами,
Всё живое в нём живёт,
Вечно дружит с нами.
| 3.Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности.
| Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учеб-ной проблемы
Форма: фронтальная
Средства: наглядные, языковые
Результат: выявляют, проговаривают, осознают противоречия. Формулируют проблему в разных вариантах.
Приёмы контроля: устный
Принцип: деятельности
| Формулирует задание, которые создают противоречие и приводят к проблеме. - Почему его так называют? Когда-то очень давно в древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так много, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей земли пришлось лишить людей возможности понимать язык деревьев, с тех пор они не слышали больше их голосов, леса заметно поредели.
-Почему леса поредели?
- А могут ли на месте вырубленных или сгоревших при пожаре деревьев появиться новые деревья?
| Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах.
Высказывают предположения.
| 4.Открытие новых знаний
| Задачи: формирование понятий: сон, отдых; ознакомление с этапами подготовки ко сну.
Развитие словесно-логического мышления.
Содействовать осознанию значения сна в жизни человека.
Коррекция и развитие диалогической речи.
Форма: фронтальная
Средства: языковые, практические
Результат: выполняют задания по намеченному плану, открытие знаний, проверяют свои предположения с помощью учебника и объяснения учителя.
Приёмы контроля: письменные, устные
Принцип: целостного представления о мире
| Организация работы по решению проблемы. 1 Велик и загадочен наш лес. Он никогда не бывает скучным, однообразным, закрытым для пытливого взора. Каждая тропа, уводящая вдаль, таит в себе радость познания и свежесть новых открытий. Лес хорош в любую пору года. Весной - он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц. Летом - насыщен ароматом цветов и спелых ягод. Осенью – объят багрянцем красок и грибными туманами. Зимой – расписан снежными узорами и следами диких зверей. Предлагаю закрыть глаза, послушать музыку леса и представить: что мы входим в лес с чистыми помыслами и открытой душой, пройдём по знакомым и глухим лесным тропам, послушаем, понаблюдаем, порадуемся, встретимся с осторожным зверем, прикоснёмся к тайнам живой природы.
- Дети, вот мы с вами и в лесу. Но лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Да деревья всё равно остаются самыми главными жителями леса, они высокие и могущест венные.
- Какова роль леса в природе? (Лес - это дом для растений, животных, грибов, водоёмов, почв. Деревья обогащают воздух кислородом,)
- Какова роль леса в жизни человека? (Лес – это место для отдыха человека, где он наслаждается тишиной, лесными запахами, звуками, красотой природы, укрепляет своё здоровьё, это источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины) Ты же видишь – МЫ СВОИ.
Выставляю картину «Сосновый бор»
- А как называется место, где растут одни сосны? (сосновый бор)
- А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нём чистый воздух, там светло и просторно)
Давайте и мы подышим воздухом от сосны и поиграем в игру «У медведя во бору»
- А как называется лес, где растут одни ели? (ельник)
- А почему в ельнике так сыро и темно? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике). Предлагаю взять ветку сосны и ёлки рассмотреть их и сравнить. - У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту. - А вы знаете, что ель и сосна выделяют приятно пахнущее вещество, которое называют смолой и когда капельки смолы застывают на стволе дерева, то они похожи на прозрачные бусинки янтаря. Сейчас мы пот рем ветку сосны, ощутим приятный запах смолы.
- А чем отличается ёлка от лиственницы? - Что используют в народной медицине от лиственницы?
- А как называется лес, где растут одни ели, сосны, лиственницы? (Хвойный)
- Почему?
Выставляю картины с берёзовой рощей
Берёза – одно из самых красивых деревьев. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Каждый знает, что для жителей России береза не только рядовое дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой русской земли. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. Есть такая старинная загадка:
Давайте вспомним стихотворение про берёзку: - Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (березняк, берёзовая роща) - Что весной собирают с деревьев берёзы? (Берёзовый сок – это явление называется «сокодвижением». Берёзовый сок очень полезен, в нём много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берёз, взрослых и высоких). - После сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе берёзы?
( залепить смолой сосны или пластилином). - А как вы догадались? Правильно у этого дерева толстый, коряжистый необъятный ствол и кривые, толстые ветки. На ветках расположены крупные жесткие листья, которые долго остаются, на ветках, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб - долговечное дерево, живет 400 – 500 лет. Про него в народе говорят, что он символ могущества, си лы и крепости. - Как называют лес, в котором растут берёзы, осины, рябины? (лиственный)
Игра на дифференциацию хвойных и лиственных деревьев. - Почему?
- А смешанный лес – это какой? ( В смешанном лесу ещё растут кустарники - это орешник, лесная малина, еще ниже, на земле, растут травы, маленькие ягодные кустарники).
- Каких животных мы можем встретить в нашем лесу?
- Как вы думаете, понимают животные друг друга?
- Смогут ли они прожить без леса? Почему?
- А что можно принести из леса, чтобы не нанести ему вреда? (человек от леса много получает для своего хозяйства: грибы, ягоды, орехи, древесину, лекарственные растения).
Вспомним пословицы:
1.Много леса – не губи
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
| Выполняют задания по намеченному плану, открытие знаний, проверяют свои предположения с помощью учебника и объяснения учителя.
Показ презентации «Лес и человек»
А теперь отгадайте загадки, и мы узнаем, в какой лес мы попали: Это дерево не ёлка,
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона, как шатёр. (сосна)
- Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что «в сосновом лесу легче дышится»
Следующую загадку загадывает ребёнок.
- Зимой и летом одним цветом. (Ель
Дети рассматривают ветки
Загадка:
Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки – опадают все иголки.
(Лиственница)
(Лиственничную бумагу использовали при порезах и нарывах; слой, расположенный между корой и древесиной). -Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы. Молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве (угощаю детей витамином). Загадка:
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой расту под горой.
(Берёза) «Стоит дерево, цветом белено, в этом дереве четыре угодья:
первое – от темной ночи свет (лучина),
второе – некопаный колодец (березовый сок),
третье – старому – здоровье (банный веник),
четвертое – разбитому связь (береста)». Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
- Отгадайте, о каком дереве я сейчас загадаю загадку:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый и резной,
А на кончиках ветвей,
Много-много желудей.
(дуб) Показ презентации (лиственный лес)
Показ презентации
Показ презентации
| 5.Самостоятельное применение новых знаний
| Задача: закрепление новых знаний и умений
Форма: фронтальная
Средства: языковые
Результат: выполнение заданий проблемного характера.
Приёмы контроля: письменный
Принцип: деятельности
| Даёт задание проблемного характера на продуктивное применение знаний и умений.
Работа по конспекту текста «Лес в жизни человека».
2. Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.
- А сейчас давайте вспомним правила, которые мы должны запомнить и не забывать, придя в лес. Я вам буду показывать карточки, а вы по очереди будете рассказывать какое правило обозначено на них.
| Выполнение заданий проблемного характера.
Пересказ текста (выборочно)
| 6.Итог урока
| Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме
Форма: фронтальная
Средства: языковые
Результат: обобщение, графическое выражение решения
Приёмы контроля: устный
Принцип: целостного представления о мире
| Организаций обобщения.
– Необходимо ценить, любить и беречь природу, правильно использовать ее богатства, заботиться, чтобы природа нашей Родины – России не истощалась и еще долго служила людям и украшала их жизнь.
Очень важно беречь лес, и его жителей.
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
| Обобщение, самоанализ, самооценка.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем
Добрый лес, могучий лес! .
| 7.Инструктаж по выполнению домашнего задания
| Задача: обеспечение понимания учащимися целей, содержания, способов выполнения домашнего задания.
Форма: фронтальная
Средства: языковые
Результат: осмысление домашнего задания.
Приёмы контроля: устные
Принцип: психологической комфортности
| Проведение инструктажа.
Вашим домашним заданием будет:
Ответить на вопросы в конце темы.
-Зачем нужно охранять лес?
-Как нужно охранять лес?
| Осмысление домашнего задания.
Дети внимательно слушают, записывают задание в дневник, задают вопросы.
| |