Скачать 147.48 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009 г., с учетом примерной программы, на основе программы С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н. В. Долгоаршинных и др. «Изобразительное искусство» - 2 класс, (Москва, «Дрофа», 2012). Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС, поэтому в программу не внесено никаких изменений. Основные цели программы
Основные задачи курса В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи: - Обеспечить обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»; - содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира; - способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн); - содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; - способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей на основе творческого опыта. Общая характеристика учебного предмета Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как к духовному опыту поколений. Овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка. В основу программы положены: - единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся; - яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства; - система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии, - соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников; - направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира. Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция); декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения. Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях. Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Рисование на темы - это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1-4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу). Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, . учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых. Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - конструктивный и пластический способы лепки). Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует Федеральному базисному учебному плану. Ценностные ориентиры начального общего образования в области изобразительного искусства Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки системы начального образования в области изобразительного искусства: – формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. – развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса; – развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу; – развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несет творцу позитивную самооценку. Создавая что-то по законам красоты и гармонии ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т.п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремленность и настойчивость в достижении цели. Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся в разных видах художественно-творческой деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 класс (34 часа)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в: – умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.); – желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств искусства; – умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; – способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем: в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов; в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Интернет-ресурсы:
Модели и натурный фонд.
Технические средства обучения:
Учебно-методический комплект:
|
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии... Ярославской области в 2013 – 2014 г., на основании авторской программы С. П. Ломова,С. Е. Игнатьева,Н. В. Долгоаршинных и др в соответствии... | Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству... Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, утвержденного приказом... | ||
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования... | Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»... | ||
Пояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4 Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего... | Рабочая программа по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования... | ||
Рабочая программа по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования... | Образовательная программа ступени начального образования школы моу... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта), утвержденного приказом... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе... В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2011г и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта... | Пояснительная записка основная образовательная программа начального... Моу сош №45 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования (далее... Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего... | Пояснительная записка Введение «Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | ||
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» Башкортостан разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | Конспект непосредственно образовательной деятельности «Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... |