«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)»





Скачать 124.42 Kb.
Название«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)»
Дата публикации15.08.2014
Размер124.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Уважаемые коллеги, единомышленники! Я уже 12 лет преподаю в кадетской школе, в школе, где учатся будущие защитники Родины. Наша школа не совсем обычная. В ней учатся дети с 1 по 11 классы. Поэтому, когда представилась возможность повысить свою квалификацию в Университете имени Герцена на факультете межкультурной коммуникации, тема моей диссертации созрела очень быстро. «Лингвокультурологический концепт «война» в курсе русского языка в кадетской школе ». Два с половиной года я занималась исследованием данного концепта. Почему именно война? Очень просто. Это мальчишки. Мальчишки, которым, не дай Бог, придётся столкнуться с чем-то подобным. А современные подростки видят войну в другом свете. У них другая «война». Даже десять лет назад представления о войне были иными. Войну современные дети рассматривают большей частью как феномен агрессии и насилия, а не как конкретное историческое явление. К сожалению, из сознания нынешнего поколения учащихся уходит память о Великой Отечественной войне. Наиболее яркие представления о войне связаны у них либо с военной техникой, либо с зарубежными фильмами, особенно такими, как «Звёздные войны». К фильмам о войне учащиеся относят фильмы и книги о конфликтах между преступными группировками. Учащиеся мало читают книг и смотрят кинофильмов о Великой Отечественной войне, а это – нравственные уроки истории, без прошлого нет будущего, поэтому концепт «война» должен занять существенное место в обучении русскому языку и литературе в школе.
Тема: «Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)».

Комментарий к теме:

Тема Великой Отечественной войны стала одной из доминирующих в художественном творчестве и получила реализацию в произведениях различных жанров. Одним из ярких поэтических произведений военной поры стали «Зоя» М. Алигер, поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»; во время войны были написаны обошедшие все театры страны пьесы «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова. Событием в культурной жизни страны стала созданная и исполненная в блокадном Ленинграде 7-я симфония Д. Шостаковича. Самым массовым из искусств в годы войны оставалось кино – документальное и художественное. На киностудии создавались художественные фильмы «Два бойца», «Фронт» и другие. В различных районах страны организовывались выставки фронтовых художников. Военная тема в творчестве продолжила своё развитие и в послевоенное время.

Данная тема предназначена для проведения бинарных уроков русского языка и литературы в старших классах (9 – 11). Эта тема позволяет более качественно подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения части С в формате ЕГЭ и ГИА, а также расширить понятие концепта «война» для учащихся, особенно инофонов. Также упражнения данного урока позволяют обогатить лексический запас ребят и по-новому оценить глубину романа М.Шолохова «Тихий Дон».

Цели занятия:

  1. Обучающая: сформировать у учащихся понятие концепта «война».

  2. Развивающая: развивать у учащихся умения систематизировать подбор художественных произведений о войне, необходимых для подбора аргументов к сочинению-рассуждению.

  3. Воспитательная: воспитание нравственных качеств уважения к воинам-героям, к людям старшего поколения, формирование патриотизма, а также воспитание толерантности к людям других национальностей; помощь в возрождении любви героическому прошлому нашей страны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Оборудование: использование мультимедийной установки, компьютер, учебный словник, раздаточный материал с выдержками из романа «Тихий Дон» М. Шолохова.

Ход урока:

Организационный момент – доклад дежурного о готовности класса к уроку, акцентирование внимания на теме урока, целях и задачах.

В качестве домашнего задания перед уроком, посвящённом ВОВ, учащиеся получили специально составленный текст для домашнего чтения. (Данный текст можно посмотреть на моей страничке). На осмысление информации текста давалось два дня. Дети также получили задание посмотреть фильм о войне, указанный в тексте.

Описание урока:

  1. Дома вы должны были подробно изучить предложенный текст. Скажите, появились ли у вас новые ассоциации к понятию ВОВ? Напишите эти ассоциации.

  2. Прослушайте запись фрагмента музыкального произведения (Звучит 7-я симфония Д. Шостаковича). Что мы сейчас прослушали? Кто автор данной симфонии? Напишите, какие образы возникли в вашем сознании при прослушивании этой симфонии.

  3. Ответьте на вопросы: а) сколько людей погибло в ВОВ; б) с какого года стала проводиться плановая мобилизация трудоспособного городского населения, с какого возраста? в) какое искусство было самым массовым в годы войны? г) кто из ваших родственников участвовал в ВОВ?

  4. Какие эмоции вызвал у вас просмотр художественного фильма «Два бойца»? Напишите, какие положительные моменты были даже в самое тяжёлое время (по просмотренному фильму)

  5. Напишите эссе на тему: «Что я узнал сегодня о ВОВ».

Упражнение 2:

В учебных целях был составлен список прецедентных высказываний из различных произведений о ВОВ (фильмы, песни, произведения художественной литературы, высказывания известных людей).

Учебный словник «Прецедентные высказывания о войне».

Выходила на берег Катюша. Из первой строфы популярной песни М. Блантера на стихи М. Исаковского «Катюша» (1938 год). В годы войны эта песня приобрела большую известность, а Катюшами стали называть в народе бесствольное орудие особой системы.

На границе тучи ходят хмуро. Начало песни «Три танкиста» (слова Б. Ласкина, музыка Д. Покрасс) из кинофильма «Трактористы» (1938 год). Она звучала на фоне заглавных титров и проходила музыкальным лейтмотивом через всю картину. В газетах несколько раз печатали фотографии трёх танкистов, которые якобы были прототипами героев песни, однако в действительности «экипаж машины боевой» - обобщённый образ. Песня стала особо популярна в годы войны.

Синий платочек. Название лирической песни из репертуара К. Шульженко, приобретшей особую популярность в годы ВОВ. «Синий платочек» символизирует женскую верность.

Броня крепка, и танки наши быстры. Первая строка из «Марша танкистов» (1938 год), написанного для кинофильма «Трактористы» (1938 год). Особую популярность приобрела данная песня в начале войны.

Вставай, страна огромная; вставай на смертный бой. Из песни для хора, написанной композитором С. Прокофьевым на слова советского поэта В.А. Луговского для кинофильма «Александр Невский» (1938 год) режиссёра С. Эйзенштейна:

Вставайте, люди русские,

На смертный бой, на грозный бой,

Вставайте люди вольные,

За нашу землю честную.

Именно эта песня для хора прозвучала по радио 22 июня 1941 года, после того как было объявлено о нападении фашистской Германии на Советский Союз. А уже через два дня на смену пришла другая, ставшая музыкальным символом первых лет ВОВ, – песня «Священная война». Под таким названием 24 июня 1941 года в газете «Известия» было опубликовано стихотворение известного советского поэта-песенника В.И. Лебедева-Кумача, которое начиналось почти так же, как и песня из фильма «Александра Невского»:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

В тот же день композитор А.В. Александров написал к этим словам музыку. Так родилась песня «Священная война». Выражения «вставай страна огромная», «вставай на смертный бой», стали крылатыми выражениями, прочно вошедшими в русский язык. Данное прецедентное выражение выступает в качестве призыва к действию.

Если враг не сдаётся, его уничтожают. Это название статьи писателя М. Горького, которая была опубликована 15 ноября 1930 года одновременно в двух газетах: «Правда» и «Известия». Эти слова, неоднократно повторённые в речах, докладах и по радио, явились своего рода девизом во время Великой Отечественной войны. Данное выражение стало источником большого числа трансформаций; под понятием «враг» может пониматься кто/что угодно.

Дорогая моя столица (золотая моя Москва) Рефрен песни «Моя Москва». (1941 год). Данное прецедентное выражение говорит о любви к Москве. На сегодняшний день может употребляться и в другом значении: ироничном - дороговизна в Москве.

Прощай, любимый город! Уходим завтра в море. (1941 год). Данное прецедентное выражение говорит о расставании с родным городом.

Смелого пуля боится, смелого штык не берёт. Слова «Песни смелых» А. Суркова, написанной в день начала Великой Отечественной войны 22.06.1941 года. Содержит аллюзии к выражению пуля – дура, штык – молодец. Данное выражение служит как призыв к смелым, решительным действиям.

Бьётся в тесной печурке огонь. Начала известной песни периода ВОВ. (1942 год). О домашнем очаге.

Порядок в танковых частях. Слова героя из фильма «Парень из нашего города» (1942 год). Означает «у нас всё отлично, всё как надо).

Боевые спутники мои. Заключительная строка первой строфы песни В. Соловьёва-Седого на стихи А. Фатьянова «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» (1946 год). К данному прецедентному выражению апеллируют, говоря о друзьях, с которыми были пережиты многие трудности (в том числе и военные)

Мне сверху видно всё. Концовка припева песни «Пора в путь-дорогу» из кинофильма «Небесный тихоход» (1946 год). Данный прецедентный феномен употребляют, как правило, лётчики и космонавты. Представители других профессий применяют её по отношению к начальству, иронически оценивая таким образом его компетентность.

Хотят ли русские войны? Название и рефрен песни Э. Колмановского на слова Е. Евтушенко 1961 год). Данное прецедентное выражение обычно возникает, когда речь идёт об отношении нашей страны к проблемам войны и мира.

Есть такая профессия – Родину защищать. Из кинофильма «Офицеры» (1971 год). Это прецедентное выражение употребляется, когда речь идет о какой-либо профессии.

В бой идут одни старики… Название кинофильма (1973 год). О тех, кому предстоит выполнить ответственное задание или о представителях старшего поколения, принимающих участие в соревновании или действиях, связанных с риском.

Бери шинель, пошли домой. Название и рефрен песни из кинофильма «От зари до зари» (1975 год). Данное прецедентное выражение означает приглашение домой, просьбу или приказ оставить все дела.

Этот день мы приближали, как могли. Последняя строка каждого куплета песни «День Победы» (1975 год). Об усилиях с целью приблизить долгожданное событие.

Учащимся раздаются листки с семнадцатью прецедентными высказываниями. Они получают задание:

  1. Прочитайте данные выражения. Какие из них вам знакомы?

  2. Напишите, что, по вашему мнению, они обозначают.

  3. Подумайте и напишите, кому они могут принадлежать и откуда они взяты.

  4. Разделите данные выражения на две группы: написанные до ВОВ и после, обоснуйте свой выбор.

Затем ученики получают полную распечатку о данных прецедентных выражениях.

  1. Сравните со своими ответами.

  2. Выберите одно из прецедентных высказываний и напишите сочинение-рассуждение, взяв его за тему работы.

  3. Выбрав одно из прецедентных выражений, дома подробнее узнайте о той песне, о том фильме, о том человеке, которым принадлежит данное прецедентное высказывание.

Упражнение 3:

а) Прочитайте эпиграф:
Не сохами-то славная земелюшка наша распахана…

Распахана наша земелюшка лошадиными копытами,

А засеяна славная земелюшка казацкими головами,

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слёзами.

б) из какого произведения взят данный эпиграф?

в) выпишите из данного эпиграфа слова, которые входят в ассоциативный ряд концепта «война».

г) дайте определения этим словам, сравните со словарными толкованиями.

д) выпишите слова, являющиеся антитезой к слову «война».

е) напишите сочинение-миниатюру на тему «Война-беда», используя выписанные слова.

Примечание:

Данные задания помогают подготовить учащихся 11 класса к написанию сочинения-рассуждения части С на ЕГЭ.

Упражнение 4:

Данное упражнения направлено на проверку у учащихся знания текста романа М. Шолохова «Тихий Дон».

а) познакомьтесь со словами в двух столбиках:

земля вызревшие

поле неубранной

хлеба распятая

пшеница смерти

б) составьте из данных слов словосочетания;

в) запишите следующие словосочетания («земля, распятая множеством копыт», «поле смерти», «вызревшие хлеба топтала конница», «первая шрапнель покрыла ряды неубранной пшеницы»);

г) перескажите отрывок из романа «Тихий Дон» (близко к тексту), употребляя данные словосочетания и предложения.
Примечание:

Упражнения данного типа помогают подготовить учащихся к ЕГЭ по литературе.

Упражнение 5.

а) прочитайте афоризмы о войне:

Не может быть, чтобы людям со временем не стала ясна смешная жестокость войны (А.С. Пушкин).

Война по существу есть звериный способ решения жизненных трудностей, способ, недостойный человеческого ума (И.П. Павлов).

Неужели нужны ещё братоубийственные войны? (Л.Н. Толстой).

Война есть такое состояние людей, в котором получают власть и славу самые низкие и порочные люди (Л.Н. Толстой).

Война – это травматическая эпидемия (Н.И. Пирогов).

Война есть страшное зло и глубокая трагедия (Н.А. Бердяев).

На землю Христос принёс не мир, а меч (Н.А. Бердяев).

б) дайте определение слову «афоризм».

в) какие из этих афоризмов наиболее полно отражают главную идею романа М. Шолохова «Тихий Дон»?

г) составьте и запишите свой афоризм (афоризмы) о войне, подходящие по смыслу содержанию романа М. Шолохова «Тихий Дон».

Упражнение 6.

а) О своём отношении к войне, о собственно войне много говорил и писал Н.А. Бердяев. Прочитайте его высказывания-афоризмы:

Зло, живущее в каждом из нас, выявляется на войне.

Зло войны есть знак внутренней болезни человечества.

Война не создала зла, она лишь выявила зло.

Война – великая проявительница.

Зло нужно искать не в войне, а до войны.

В войне же жертвенно искупается зло.

Война не может быть только добром и только злом, в ней есть и великое добро, и великое зло.

Война есть тьма и свет, ненависть и любовь, животный эгоизм и высшее самопожертвование.

б) продолжите ассоциативный ряд слов «война» и «зло».

в) напишите, образ мыслей какого главного героя романа М. Шолохова «Тихий Дон» соответствуют афоризмы Н.А. Бердяева.

Упражнение 7.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» можно встретить много идиоматических оборотов, при этом часто происходит формоизменение пословиц. Прочитайте идиоматические обороты из романа и запишите нетрансформированные пословицы.

«Паны дерутся, у холопов чубы трясутся» (нужно «паны дерутся у холопов чубы трещат»).

«На чужой роток нечего накидывать платок» (нужно «на чужой роток не накинешь платок»).

«Укатали сивку» (нужно «укатали сивку крутые горки»).

«К куме на крестины» (нужно «к тёще на блины»).

«Угоняешь за длинным рублём» (нужно «гонишься за длинным рублём»).

«На кудыкино поле» (нужно «на кудыкину гору»).

Упражнение 8.

а) прочитайте отрывок из романа М. Шолохова «Тихий Дон».

«Вечерами из-за копий тёмного леса ночь поднимала калёно-красный огромный щит месяца. Он мглисто сиял над притихшими хуторами кровяными отсветами войны и пожарищ. И от его нещадного, немеркнущего света рождалась у людей невнятная тревога, нудился скот… К заре заморозок ледком оковывал мокрые ветви деревьев. Ветром сталкивало их, и они звенели как стальные стремена. Будто конная невидимая рать шла левобережьем Дона, тёмным лесом, в сизой тьме, позвякивая оружием и стременами. Страшные природные знамения: калёно-красный огромный щит месяца, оледенение веток, будто невидимая конная рать идёт другим берегом Дона, - всё это предчувствие прихода большевиков».

б) выпишите из данного отрывка средства художественной выразительности (тропы), которые ассоциируются со словом «война».

Выводы: (вместе с классом)

  1. Концепт «война» - понятие многогранное. Война – это не только вражда между группировками (что является приоритетным для современных подростков). Это слово, несущее огромное количество как отрицательных, так и положительных эмоций.

  2. Патриотизм – это неотъемлемая часть жизни каждого гражданина. Чувство патриотизма воспитывается как на личных примерах, так и при помощи художественной литературы.

Домашнее задание:

в чём перекликается начало романа М.А. Булгакова «Белая Гвардия» («Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918…») с данным отрывком (из последнего задания). Напишите сочинение-рассуждение по данному вопросу.

Примечание: изучение романа М. Шолохова «Тихий Дон» вызывает большие затруднения у школьников. В романе много исконных, разговорно-бытовых оборотов, лексики казаков. В романе также представлено сложное, философское отношение к войне. На мой взгляд, упражнения подобного типа помогут учащимся легче освоить данное произведение, не только понять своеобразие лексики писателя, его особенную стилистику, но и задуматься о сложности и неоднозначности концепта «война» в русской истории и культуре.

Естественно, это задания не на один урок. Учитель всё это может применять в разных классах, для отработки отдельных тем.
Список использованной литературы:

1 .Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках / М.М. Бахтин // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. проф. В.П. Нерознака. – М.:Academia, 1997. – С. 227-244.

2.Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев // Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого. – М.: Республика, 1993, С. 300-316.

3.Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачёв // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред.проф. В.П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С.280-287.

4.Пермяков Г.Л. Пословицы и поговорки народов Востока. Систематизированное собрание изречений двухсот народов / Г.Л. Пермяков. – Изд. «Лабиринт», М.:2001. – 624 с.

5.Серебрянников В.В. Социология войны / В.В. Серебрянников. – М.6 «Ось – 89», 1998. – 320 с.

6. Шолохов М. Роман «Тихий Дон».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconНикитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы...
«икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов»
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Елена Трофимова, учитель русского языка и литературы Каслинской средней школы №27, г. Касли Челябинской области. «Методика формирования...
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconБалыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного...
Издание подготовлено при содействии Федеральной целевой программы «Русский язык» Т. М. Балыхина методика преподавания русского языка...
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconМетодика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconНа уроках русского языка и литературы
В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску...
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconИспользование икт на уроках литературы
Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти...
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» iconПрограмма ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района
Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы»
«Методика преподавания концепта «война» на уроках русского языка и литературы (в том числе и для инофонов)» icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск